«Контрибуция»: Бриллианты для диктатуры белогвардейцев ****

Исторический детектив «Контрибуция» выйдет в российский прокат 17 марта 2016 года. Режиссер: Сергей Снежкин. В ролях: Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Надежда Толубеева и другие.
Зимой 1918 года корпус белогвардейского генерала Анатолия Пепеляева (Максим Матвеев) совершил дерзкий налет на Пермь и молниеносно взял город. Установив жесткую диктатуру и сгоряча приговорив к расстрелу местного следователя Андрея Мурзина (Илья Носков), военачальник принялся вынашивать планы по осаде Вятки. Но для дальнейшего продвижения армии необходимо вооружение, обмундирование и продовольствие, а все ресурсы уже на исходе.
Чтобы заткнуть все бреши, Пепеляев накладывает на местную финансовую элиту огромную контрибуцию. Пока прижимистые купцы и промышленники ожесточенно торгуются с новыми властями за каждый золотой рубль, вдова фабриканта Чагина (Елизавета Боярская) преподает им урок неслыханной щедрости, пожертвовав в пользу белого движения уникальный бриллиант стоимостью 65 000. Во время очередных препирательств Пепеляева с толстосумами камень кто-то похищает буквально из-под носа новых владельцев. Для расследования этого запутанного дела генерал привлекает обреченного классового врага Мурзина, пообещав ему в случае успеха предприятия помилование и свободу.
«Контрибуция» обозначила новый курс «Ленфильма» на высококачественное историческое кино. Толчком к созданию картины послужило ознакомление продюсеров с перепиской некой смертницы, помогавшей Ленину незадолго до революции и поэтому просившей его о смягчении приговора. Вождь мирового пролетариата пошел навстречу своей старой знакомой и распорядился даровать ей жизнь, хотя вообще-то дама дискредитировала себя контактами с британской разведкой, жаждавшей восстановления монархии в России.
На этом фоне обращение к фигуре генерала Пепеляева выглядит очень закономерным. О деятельности полководца известно не так уж и много – лишь сухие сводки военных действий да протоколы многочисленных допросов. В 20-30е годы большевики сохранили Пепеляеву жизнь, используя его, скорее всего, в качестве приманки для деятелей белого движения, улизнувших от возмездия за границу. Восполнить белые пятна помогла ранняя повесть видного беллетриста Леонида Юзефовича «Контрибуция».
Ярко выраженный детективный сюжет фильма держит зрителя в напряжении почище батальных эпизодов. Хладнокровный Мурзин своими безупречными логическими построениями напоминает Шерлока Холмса, а замкнутое пространство действия и ограниченное число персонажей дают авторам картины великолепную возможность для разыгрывания виртуозных психологических этюдов. Ювелирно прорабатывая характеры и мотивы героев, Сергей Снежкин не забыл и о внешнем антураже. Интерьеры фильма оформлены в стиле модерн, покрой костюмов базируется на реальных дизайнерских находках щеголя Пепеляева, а возведенный в павильонах «Ленфильма» типовой городок революционной эпохи получился настолько основательным, что его непременно задействуют и в других кинопроектах.
Детективная подоплека отнюдь не являлся для Снежкина самоцелью. Максимальное напряжение полюсов позволило режиссеру максимально ярко высветить контрасты между белогвардейцами, опирающимися на морально-этическую парадигму Достоевского, и красноармейцами, зацикленными на горьковском тезисе «человек – это звучит гордо». Ни на чью сторону Снежкин так и не встает. Прагматик Мурзин чувствует себя по-настоящему уверенно лишь в узкоспециальной сфере, а идеалист Пепеляев в какой-то момент уподобляется городскому сумасшедшему.
Денис Ступников, InterMedia