Михаил Турецкий: «Короля делает свита, а артиста – публика!»
К своему 25-летнему юбилею «Хор Турецкого» подошел в ранге мегазвезды российской эстрады. Что позволило коллективу прочно занять место в числе самых успешных музыкальных проектов, как ему удалось спеть со стотысячным зрительским хором и о колоссальной ответственности перед зрителями рассказал основатель хора, народный артист России Михаил Турецкий.
- Михаил Борисович, 90-е годы, в которые ваш хор начинал свою работу, называют «лихими», но вас они оказались весьма плодотворными.
- 90-е годы для меня были очень счастливыми. Это было чистое творчество, музыкальные открытия – просто океан музыки! Такая заполненность жизни! Мы искали свой стиль, многому учились, много гастролировали, в том числе и за рубежом. Мы не были мегавостребованными, но в определенной нише – еврейская духовная музыка в исполнении небольшого классического хора – мы были очень успешны. У нас был двухлетний контракт в США, и когда он закончился, было понятно, что мы можем остаться, и нас хотят оставить. Надо было принимать решение. Но, чтобы работать в Америке и дальше, нужно было уезжать туда совсем. А коллектив у нас большой, и не все хотели перебираться за океан навсегда. И первым человеком, который не хотел уезжать, был я. В период работы в США я жил там с мамой и дочкой Наташей, а мой отец оставался в России. Участник прорыва блокады Ленинграда, прошедший всю войну, он говорил: «Я за эту страну воевал, я ее отстаивал и никуда отсюда не поеду – ни в Америку, ни в Израиль». Мы приняли решение остаться в России и ни о чем не жалеем.
Образование было, молодость была, работа была – жаловаться не на что, нам действительно очень повезло. Но за этим везением – колоссальный труд, поверьте, кто бы что ни говорил. Я анализировал нашу жизнь за эти 25 лет – у нас за это время было более 5.000 выходов на сцену и ни одного отмененного концерта по состоянию здоровья. Живой или мертвый – ты пойдешь со мной, и, даже заболев, все наши артисты выходили на сцену. Но это бывает редко, слава богу, с голосовым аппаратом нам повезло, он у всех сильный. Это естественный отбор – слабых людей в нашем коллективе нет, они с нами не смогли бы работать, потому что мы реальные фанаты своего дела и труженики.
- У вас даже сейчас, в период кризиса, весьма насыщенный рабочий график.
- Мы стараемся не заполнять свой график до безумия, но иногда бывает так, что в редкие свободные дни нас просят приехать куда-то с концертом. Мы объясняем, что у нас единственный выходной, но нас просят пойти навстречу, потому что люди ждут… И мы соглашаемся. Наша миссия - нести людям радость, заряжать позитивной энергетикой, создавать хорошее настроение. И это удается – на концертах мы отрабатываем на все 150%, не жалея сил и энергии, которую отдаем в зал. Ведь короля делает свита, а артиста – публика!
- Как вы восстанавливаетесь после таких нагрузок?
- Я сам иногда удивляюсь, откуда силы берутся, вот вроде сгорел дотла - и тут же восстал из пепла, как птица Феникс. Мне кажется, нам помогают народная любовь и благодарность. Бывает так, что первые минут 20 концерта публика напряжена – ей кажется, что ты делаешь что-то не так, что поешь под фонограмму, что ты всех обманул и ты вообще не настоящий Турецкий. Народ думает: «За что мы заплатили, зачем мы вообще сюда пришли?» Это, конечно, не у всех, иногда мы только выходим – и уже овация. Но мы поем для них, выкладываемся на сто процентов, чтобы растопить это недоверие, и нам это удается. У нас люди ценят все настоящее и искреннее.
- В первые годы своей истории вы много работали за границей. Широкую известность в России вы получили после совместного тура с Иосифом Кобзоном в 1997 году.
- Это был юбилейный тур к 60-летию Кобзона. Иосиф Давыдович называл его прощальным, но было странно, что он прощается, находясь на пике своей формы. Он был в шикарном настроении, у него совершенно невероятная энергетика была и умопомрачительные по длине концерты – его просто не отпускали со сцены. Я тихонечко стоял за кулисами и учился у Иосифа Давыдовича, как надо общаться с аудиторией. Он великий певец, маэстро, маршал всей нашей эстрады. Я считаю участие в его туре большим везением в жизни. Не могу назвать его своим учителем – он меня не учил, но он дал мне возможность рядом с собой находиться, наблюдать и слушать. Для нас это была возможность познакомить страну со своим творчеством, а Кобзону понравилось, что мы маленький коллектив, с точки зрения бюджета не очень дорогостоящий, но с точки зрения выхлопа, который от нас идет, – весьма эффективный.
Это ключевые моменты в нашей биографии – и тур с Кобзоном, и работа в Америке, которая позволила увидеть, что делают артисты в Лас-Вегасе и на Бродвее. Мы постарались взять от американских шоу все самое лучшее и на их основе придумать что-то свое, потому что на нашей эстраде чужие идеи не всегда работают. И главное - нужно было петь лучше всех в мире, тогда у тебя не будет конкурентов. Мы начали понимать, как из выступления хора сделать шоу, как из синагоги в попасть в «Олимпийский». Знаете, один украинский канал задался вопросом «Как маленький еврейский хор стал самым высокооплачиваемым хоровым коллективом в мире?»
- И создатели этой программы нашли ответ?
- Они хвалили Михаила Турецкого, говорили о моем везении и связи с черной магией – ну, чтобы сделать рейтинг каналу.
- Одной из главных составляющих успеха «Хора Турецкого» называют вашу феноменальную творческую интуицию.
- Вы знаете, мне кажется, это правда. Я действительно очень многое делал интуитивно. У меня же нет профессии режиссера, продюсера - я дирижер хора, хормейстер, дирижер симфонического оркестра. А вот другие профессии осваивались в процессе моей жизни.
И при этом я не только артист, я осознаю свою колоссальную ответственность. Вот приходят нас послушать тысячи людей - а у нас в этом году на один концерт пришло более 100.000 человек! Они на два с половиной часа отдали тебе свою душу, и что ты с этой душой сделаешь… Это такая материя, о которой никто особо не задумывается. Вот я артист, но так же, как политик, как руководитель области, края или города, очень много могу сделать. Ты на два часа концерта для аудитории царь и бог, она тебе верит, и все, что ты им сейчас скажешь, зайдет к ним в душу. Вот о какой ответственности я говорю.
- Раз уж разговор коснулся политиков и губернаторов… Вы не думали о том, что могли бы сделать карьеру в этой сфере?
- Быть политиком, руководить областью или краем – мне кажется, у меня для этого нет сильного экономического и юридического образования. Нет, если партия скажет «надо», если меня первое лицо государства пригласит и скажет: «Михаил Борисович, вы уже давно на сцене, многого достигли, успешно управляете большим коллективом, мы вам доверяем – берите область, руководите ею». Я буду пытаться отказываться (улыбается). Но ведь меня же могут очень сильно попросить… Но пока, к счастью, я занимаюсь тем, что я умею и люблю делать.
- Какое количество произведений входит в ваш репертуар?
- В репертуаре, я думаю, порядка 400 произведений, а вместе с теми музыкальными фрагментами, которых мы касались, разрабатывали, но пока не вынесли на суд общественности, – около тысячи.
У нас очень много вещей на разных языках. Ну, может, на хинди или на персидском мы не поем, а вот на турецком есть, на ингушском, татарском, латышском, казахском, киргизском, на двух еврейских, я уж не говорю про европейские языки… Да на всех рабочих мировых языках поем – даже на китайском. И мы так скрупулезно к этому относимся, что, например, глава Ингушетии мне сказал после концерта: «У нас многие ингуши так поют, что их просто их не понимаю, а когда поете вы, я понимаю каждое слово». Вот это для нас был прям комплиментище.
- Кроме мужского хора, у вас есть женский проект «Сопрано Турецкого». Как вы решились, уже имея весьма успешный коллектив, снова начать все сначала – на этот раз с девушками?
- Когда я 20 лет проработал с мужским хором, то понял, чего мне для счастья не хватает – энергии янь. И я сделал отдельный женский коллектив - а это другая энергетика, другое общение, другая идеология. Разные лица, характеры, настроение, но при этом внутренняя культура, неагрессивная сексуальность, отсутствие вульгарности – я бьюсь за это. В женских группах очень большой акцент всегда делался на эротическую составляющую. Я считаю, что это главная ошибка в завоевании сердца. Конечно, эстетика важна, в человеке все должно быть прекрасно. Но у нас первичны у нас внутреннее содержание, образование и музыкальность. И лишь потом – красота. Когда мне говорят: «Какие у тебя красавицы!», я удивляюсь, а потом понимаю, что настоящий человек в профессии преображается. Наши солистки в обычной жизни – просто милые симпатичные девушки. Но на сцене они – красавицы, потому что они занимаются любимым делом. Я не просчитался с ними, понимаете. Ведь их даже личная жизнь не увлекает так, как профессия. Я, как друг и старший товарищ, говорю им: «Девочки, так нельзя. Женщина - сначала мать, потом жена и уж потом – артист. Не путайте приоритеты, будете несчастными».
- Обычно продюсеры занимают противоположную позицию.
- Я не делал ставку на «Сопрано», как на инструмент для зарабатывания денег. Это мое творческое выражение, я вложил туда свое умение, свою душу и свой профессионализм и получил шикарный результат. Они выходят к зрителю и делают праздник. А главное, что сами девушки живут счастливой жизнью. Но я с ними постоянно общаюсь, говорю, что не зря придумал их не одну, ни две, ни три. Есть шесть базовых певиц и есть вторая линия – это некая адаптационная компания, три девушки, которые недавно работают и подстраховывают основу. Они входят в репертуар, совершенствуются. «Вас девять человек, - говорю я им, - поэтому вы можете спокойно уйти в декретный отпуск, а потом вернуться обратно, если, конечно, захотите».
- Несмотря на то, что вы сами с иронией называете себя деспотом, люди работают с вами десятки лет.
- Я многому учился у своего отца – отношению к людям, например. Он говорил: «Относись к людям так, чтобы они верили тебе, как они верят в наступление завтрашнего рассвета». И еще: «Три рубля заработал – два отдай, будешь долго жить». Он всегда спрашивал меня: «Твои артисты довольны тем, сколько ты им платишь?»
Богатый не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Но иногда я бьюсь за деньги, потому что чувствую большую ответственность за коллектив, за большое количество людей. Только у наших певцов 30 детей – мы считали. И дети продолжают рождаться.
- И логично было бы объединить их в «Детский хор Турецкого»…
- Я вам скажу так – мне нужна поддержка на государственном уровне, нужно помещение. Я хочу сделать детскую хоровую школу. У нас есть методика, есть доброта, колоссальный опыт и очень много людей, которые хотели бы к нам прийти. Мы говорили об этой идее в Департаменте культуры Москвы. Сейчас в Департамент пришли люди, с которыми реально можно вести диалог. Его глава Александр Кибовский – человек интеллигентный, с глубокой внутренней культурой, с прекрасным образованием и главное – у него есть желание созидать. Я верю в то, что у нас все получится.
Ольга Хохлова, для InterMedia
Саундтрек фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса» вышел одновременно с прокатом
Релиз саундтрека фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса» состоялся 27 декабря 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера Майкла Грэйса откровенно расскажет о жизни британского музыканта: от детства и участия в группе Take That до успешной сольной карьеры и тех личных проблем, которые сопутствовали его популярности.
На пластинке представлены 13 треков – 11 хитов артиста разных лет (звучащие в байопике в новых аранжировках), а также кавер песни «My Way» (которую главный герой исполняет в финале) и совершенно новая композиция «Forbidden Road» (написанная специально для фильма).
«Быть лучше: История Робби Уильямса» вышел в российский прокат 26 декабря.
«Руки вверх» внесены в Книгу рекордов России
Группа «Руки вверх» попала в Книгу рекордов России за наивысшее число посетителей трех концертов музыкальной группы в России. Передача сертификата лидеру коллектива Сергею Жукову прошла 27 декабря 2024 года.
- К нам поступила заявка на фиксацию нового рекорда России. После рассмотрения доказательной базы мы приняли решение о фиксации рекорда. За наибольшее общее количество посетителей трех концертов музыкальной группы в России с результатом 225 тыс. посетителей, рекорд группы «Руки вверх» объявляю зафиксированным, - цитирует ТАСС слова главного редактора Книги рекордов России Станислава Коненко на церемонии.
Сергей Жуков признался, что в детстве он говорил родителям, что соберет стадион, но не думал, что их будет три. Артист пояснил, что такое количество посетителей концертов группы совсем немного превышает численность населения его родного Димитровграда. Кроме сертификата, певцу также вручили медаль с гравировкой о рекорде и памятные подарки. Рекорд группы будет увековечен в очередном печатном экземпляре Книги рекордов России.
«ИнтерМедиа» напоминает, что три подряд концерта в БСА «Лужники» группа «Руки вверх» дала летом 2024 года.
Мария Зайцева выпустила песню, поссорившую ее с соседями
Мария Зайцева представила 27 декабря 2024 года новую песню «Живём! Поём! Танцуем!». Предновогодняя премьера должна вдохновить многих слушателей и помочь им расстаться в танце с лишними килограммами.
Муза посетила Марию Зайцеву ночью, и она не могла её упустить – села за рояль. Соседи певицы вызвали полицию из-за шума. Историю уладили, артистка успела записать демо и на следующий день отправилась на студию. Этой песни не было в планах и, чтобы она успела выйти до Нового года, команда Марии готовила релиз на максимальных скоростях.
- От меня давно ждали весёлых песен – я это знаю и благодарю за ожидание и терпение, - рассказывает Мария Зайцева. – Как говорится, всему своё время, и вот оно пришло. Я не планировала выпускать релиз к Новому году и то, что произошло – это настоящее предновогоднее чудо! Недавно ночью ко мне пришла муза, и я буквально одним днём написала музыку и слова. Это песня-заводила, которая заставит вас пуститься в пляс. Это песня для тех, кто всё время себя сдерживает и не разрешает себе расслабиться, а иногда можно и нужно позволить себе веселье и, хотя бы в коем-то веке не волноваться о завтрашнем дне. С «Живём! Поём! Танцуем!» никакие лишние килограммы в новогодние праздники не страшны, эта песня – лучший жиросжигатель, потому что усидеть на месте невозможно! Всех с наступающим! Пусть Новый год будет такой же позитивный, как моя новая песня.