Максим Леонидов – «The Best» **** (Слушать)
2016, «Союз Мьюзик»
Сборник лучших песен Максима Леонидова стал невольной звуковой иллюстрацией к недавней книге Сергея Мирова про бит-квартет «Секрет». Важнейшим местом того повествования было эмоциональное объяснение того, почему счастливые пиковые моменты в биографии даже самых великих групп не могут длиться вечно. У «Секрета» было всё: слава, деньги, популярность, пара десятков хитов на все времена – и некоторые поклонники до сих пор удивляются давнему решению Макса уйти из группы. Вы знаете, некоторое количество отечественных музыкантов охотно законсервировали бы себя на той высшей отметке и десятилетиями гастролировали бы с ретро-программой. Бит-квартет, кстати, тоже до этого дошёл и теперь пару раз в год собирается на большие ностальгические концерты. Но до этого очень условного реюниона каждый набил много шишек, ввязался в кучу различных творческих проектов и создал себе биографии гораздо более интересные, чем у коллег, до сих пор катающихся с фонограммой 1988 года.
Максим Леонидов не представлял себе, что можно стоять на месте и пережёвывать «секретовское» наследие: он постоянно двигался, пусть порой в странных направлениях, но крутить педали условного велосипеда не переставал. Сборник «The Best» всё это наглядно показывает, хотя его заголовок кажется некоторым преувеличением. Скорее альбом стоило бы назвать «Этапы» или «Песни любимые или просто интересные»: сборник иллюстрирует и победы, и заблуждения артиста. «Секретовские» времена представлены шестью хитами, компромиссно размещёнными в конце списка с пометкой «бонус-трек». То, что было потом, было крайне неровно, но тоже не обошлось без проблесков гениальности: на сборнике представлены и россыпь отличных песен с альбома 1997 года «Проплывая над городом», и «Не дай ему уйти», и «Письмо» (последняя пока великая композиция Леонидова). Альбом, правда, не учитывает киноработы Максима, его роли в театральных постановках и мюзиклах, телевизионные проекты и кавер-версии. Зато изрядный налёт театрализованности заметен в юмористических песнях Леонидова. «Гиппопотам», «Две гантели», «Дикая штучка», «Основы фэн-шуя», «Мехико», «Когда я сухой» демонстрируют как своеобразное чувство юмора автора, так и сложности с попыткой утвердиться на «постсекретовском» поле. Участники бит-квартета валяли дурака с такой очаровательной естественностью, что им прощались любые сомнительные с точки зрения вкуса моменты. В исполнении солидного дядьки Максима Леонидовича подобная шиза смотрелась бы странно, поэтому он шутит в другой манере – но понятной далеко не всем.
Как бы то ни было, наряду с неочевидными для сборника лучших песен треками пластинка содержит «Видение», «Проплывая над городом», «Коня», «Волков», «Дождь», «Письмо», а также «Алису», «Привет», «Именины у Кристины», «Мою любовь на пятом этаже» и т.д. Возможно, такими могли бы быть все альбомы Леонидова, если бы он не отвлекался на другие проекты. Но не исключено, что лучшие песни родились у него как раз благодаря впечатлениям от вылазок на театральные и кинематографические территории.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Комбинация». Важнее, чем вам кажется»
2024, «Хурма».
«Творчество этой группы куда глубже, чем несколько её главных хитов», - говорят в описании этого выпуска ведущие «Хурмы» Антон Вагин и Александр Кателкин. Примерно об этом же я несколько дней назад писал в рецензии на саундтрек сериала «Комбинация», поэтому было особенно любопытно ознакомиться с мнением коллег. Однако Вагин и Кателкин вместо глубокой аналитики предложили зрителю пересказ истории группы. Те, кто уже посмотрел сериал, может счесть этот выпуск кратким содержанием 8-серийного проекта. Как и в сериале, главным действующим лицом здесь тоже стал основатель и продюсер «Комбинации» Александр Шишинин, - хорошо, что хоть подробности его переживаний и личной жизни в «Хурме» опустили. И не столь романтично рассказано о гибели продюсера: вместо фантазий авторов сериала здесь приводятся документальные свидетельства, а также упоминаются имена предполагаемых заказчиков убийства.
В целом в рассказе о группе и о стране немного теряются свидетельства ценности творчества «Комбинации» для нашей поп-истории. Но кое-что всё же можно выудить: так, название группы для своего времени звучало столь же провокационно, как если бы сейчас какой-нибудь проект назвали «Кружевные стринги». Кроме того, Вагин и Кателкин отметили, что «Комбинация» не чуралась в своих текстах социальной повестки и с юмором пела про простых людей, а также про московскую прописку, пустые магазины и низкопоклонство перед всем иностранным. По мнению ведущих «Хурмы», «Комбинация» показала, что не обязательно быть всегда серьезными, таким проектам, как кабаре-дуэт «Академия», «Дискотека Авария» и даже «Хлеб».
Ещё один прикол выпуска – отсутствие музыкальных фрагментов главных хитов. Поминая добрым словом издательство «Джем» (правообладателя большинства этих песен), ведущие вынуждены цитировать тексты группы самостоятельно. К счастью, петь они сами не стали, но разложенный на два голоса диалог из «Russian Girls» звучит довольно уморительно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.