«Орлеанская дева» из Уфы: одержимость и предначертание
Опера «Орлеанская дева» П.И.Чайковского в постановке Башкирского государственного театра оперы и балета была представлена в рамках фестиваля «Золотая маска» на сцене столичной «Геликон-оперы» 15 апреля 2017 года. Помимо базовой номинации («лучший спектакль в опере»), эта работа получила одну частную – за лучшую женскую роль, которую исполняет солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Надежда Бабинцева (на фото). В 2013 году Надежда выдвигалась на «Маску» за роль Изолье в опере «Граф Ори» Дж. Россини.
Постановка «Орлеанской девы» в Уфе была приурочена к 175-летию со дня рождения Чайковского и оказалась далеко не единственной в череде новых сценических версий этого произведения, однако другие на конкурс не прошли. В прошлом году свою интерпретацию (под названием «Жанна д'Арк») на «Маску» привозила Челябинская опера, и хотя эксперты отметили тогда режиссерскую концепцию и работу дирижера, очевидно, прежде всего их интересовала главная героиня.
В уфимской постановке ей также уделено первостепенное внимание, хотя исполнительские силы здесь более мощные. Прежде всего это полномасштабный хор, в котором Чайковский видел одно из главных действующих лиц своего произведения, а режиссер Филипп Разенков – и главную противодействующую Иоанне силу (один из показательных моментов спектакля – эпизод, когда народ в ответ на просьбу Иоанны «дайте мне крест» закидывает ее грязью). А также это ряд добротных сольных работ, среди которых выделяются утрированно ничтожный Карл VII (Артём Голубев), колоритный суровый Тибо (Раиль Кучуков), брутальный Дюнуа (Владимир Копытов) и обворожительная Агнеса (Резида Аминова).
Главная же характеристика работы Надежды Бабинцевой – мощь. Огромная сила голоса, характера, темперамента прежде всего работает на образ урожденной воительницы, а не вчерашней пастушки, внезапно брошенной Провидением на поле брани. Чайковский, вслед за Провидением испытывая Иоанну на прочность, написал сложнейшую партию в диапазоне, значительно выходящем за нижние пределы тесситуры сопрано (поэтому ее часто поют обладательницы меццо), и подчас исполнительнице было заметно трудно (как трудно было и добиться отчетливой артикуляции, особенно в гулкой акустике зала «Стравинский»). Но ее харизма, несомненно, производит впечатление на слушателя.
По визуальному решению спектакль можно отнести к линии традиционных – с красивыми костюмами и логичными декорациями, отсылающими к исторической эпохе, соответствующей либретто. Дирижер-постановщик спектакля Валерий Платонов явно с большой любовью подошел к партитуре Чайковского, вытянув из нее наружу всю возможную лирику и страстность. Режиссер же, сосредоточившись на драме Иоанны (личной и социальной), показал, что «не принадлежать себе» и «не владеть собой» – понятия слишком близкие, взаимосвязанные и почти синонимичные. Экзальтация, доводящая до обморока, нечеловеческое бесстрашие и одержимость, неистовый фанатизм и зашкаливающая страсть – все это главная героиня демонстрирует в полной мере. И все это по-человечески объясняет, почему напуганный отец отдает ее в руки королевского правосудия и на растерзание толпе. Толпу же за все прегрешения режиссер недолго думая отправляет прямиком в адское пекло, в то время как Иоанна с кострища возносится на небеса.
17 апреля московская «Новая опера» имени Е.В.Колобова повторяет в рамках «Золотой маски» «Саломею» Р.Штрауса, и в разделе «Опера» можно будет подводить итоги.
Татьяна Давыдова, InterMedia
Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко станцуют в «Щелкунчике» на Первом канале в Новый год
Объявлены имена исполнителей главных ролей в балете «Щелкунчик», который покажет в прямой трансляции из Большого театра Первый канал 31 декабря 2024 года. Главные партии исполнят Елизавета Кокорева (Мари) и Артем Овчаренко (Щелкунчик-принц). Как уже сообщалось ранее, народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать этим балетом.
В 2024-м балету «Щелкунчик» исполнилось уже 132 года. Его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову.
В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. В 1939-м была третья постановка и снова в главном театре страны. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей любого возраста.
«Щелкунчик» раньше шел целый год, как любой репертуарный балет, зимой его показывали два-три раза в декабре. Акцент на именно зимнем показе спектакля появился в конце 90-х, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, к слову, самый первый исполнитель роли Щелкунчика в постановке Григоровича. А потом это стало традицией, совершенно логичной, ведь действие сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой написано либретто балета, происходит во время рождественских праздников.
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. Это балет, создающий звезд мировой сцены, что исторически постоянно подтверждается. Танцевать 31 декабря – почетно. Выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко. Для Артема выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает собственный день рождения.
- Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика, - говорит Артем. - В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект. Мне очень приятно танцевать с Лизой, вместе мы задействованы во многих балетах. Для «Щелкунчика» именно она подходит идеально: в ней юность, трепетность и очарование. Волшебство на сцене неизбежно.
Эфир в 12.00.
Николай Цискаридзе вспомнил, как смеялся в детстве над спектаклем о Ленине
Николай Цискаридзе стал гостем программы Николая Солодникова «Друг мой Колька». В передаче на YouTube гость вспомнил о ярких впечатлениях и своего детства в Тбилиси. В частности, он вспомнил о забавной ситуации, которая произошла с ним в армянском театре, где показывали спектакль про Ленина, Троцкого и Дзержинского.
- На улице стоял жуткий коммунизм. Все были в национальных костюмах, а спектакль шел на армянском языке. Ребенок крепился-крепился... — рассказал Цискаридзе. - На тот момент мне было семь лет. Я еще как-то сдерживал смех во время сцены, как к Ленину забегает Дзержинский и говорит на армянском языке: «Владимир Ильич, Троцкий сказал, что революции не будет!» Но когда Ленин встал и сказал на армянском: «Нет, нет!», я издал такой хохот, что меня из зала выносили.
Также Николай Цискаридзе вспомнил о своем забавном детском заблуждении относительно национальности Уильяма Шекспира.
- Не знаю почему, но армяне очень любили себя называть именами шекспировских трагедий. Очень много было Тристанов, Лаэртов, Ричардов, Джульетт и так далее. Я очень много лет считал, что Шекспир — армянин, — признался Николай Цискаридзе.
Рассказал Николай Цискаридзе и о своих кинематографических пристрастиях:
- Любимый фильм – «Древо желаний» Тенгиза Абуладзе. Во первых, это потрясающие грузинские пейзажи, маковые поля… Во-вторых, фантастический актерский состав. Там Софико Чиаурели играет образ блаженную. Режиссер сумел показать характеры героев с разных сторон. Еще я люблю фильм «Кукарача» про довоенный Тбилиси, в котором я вижу город моего детства.
Роль веры в Грузии Николай Цискаридзе оценил следующим образом:
- Я очень горжусь тем, что моя земля всегда принимала все вероисповедания и запрещала притеснять людей по этому признаку. Здесь все вероисповедания едины, потому что все молятся Всевышнему, ну а ритуалы можешь выбирать уже ты сам.
Кроме того, Николай Цискаридзе рассказал Николаю Солодникову о первом выученном в детстве стихотворении, усвоении грузинского языка, обучении в хореографическом училище, вспомнил о встречах с Нани Брегвадзе, Тамарой Гвердцители, Сосо Павлиашвили, Хиблой Герзмавой и показал двор, где жил его дед, а мама помогала с уроками будущим криминальным авторитетам.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре.
37% россиян в новогоднюю ночь слушают песни из отечественных фильмов
В преддверии новогодних праздников HiFi-стриминг «Звук» провел исследование и выяснил, какие звуки ассоциируются с этим волшебным временем и какие музыкальные традиции есть в семьях россиян. Опрос проведен к запуску зимнего адвент-календаря.
Самым новогодним звуком 43% респондентов выбрали бой курантов, за ним следует музыка из новогодних фильмов (27%) и звон бокалов (25%). Также среди ответов — шипение бенгальских огней (13%) и хруст снега под ногами (9%).
Музыка занимает важное место в новогоднем настроении – без некоторых мелодий сложно представить праздник. В числе самых популярных песен оказались «В лесу родилась ёлочка» Леонида Бекмана (20%), «Кабы не было зимы» Юрия Энтина и Евгения Крылатова (13%) и «Звенит январская вьюга» композитора Александра Зацепина (12%). Но некоторые россияне назвали более современные треки – например, «Новогоднюю» песню группы «Дискотека Авария» (11%) и музыку из рекламы Coca-Cola (8%). Среди ответов также оказались знаменитая песня «Пять минут» Анатолия Лепина (6%) и «На Тихорецкую» Микаэла Таривердиева (5%).
В то же время в каждой семье есть свои музыкальные традиции. Чаще всего в праздничную ночь более, чем у трети россиян (37%) звучат песни из отечественных фильмов, такие как «Три белых коня» композитора Евгения Крылатова из «Чародеев» и «Пять минут» Анатолия Лепина из «Карнавальной ночи». На втором месте — музыка из праздничных передач на ТВ (25%) и детские новогодние песни (25%). Также популярны зарубежные рождественские хиты (13%), такие как «Last Christmas» британского поп-дуэта Wham! и «Let It Snow!» в исполнении знаменитого Фрэнка Синатры.
Более чем для трети опрошенных (38%) музыка — не просто «фон», а обязательный элемент подготовки к Новому году. Так, каждый четвертый россиянин (25%) наряжает елку со специальным плейлистом. Еще 16% не только слушают музыку во время праздника, но и сами поют за столом. При этом 32% россиян не выбирают композиции специально, а полагаются на готовые новогодние плейлисты или радио, а 16% — используют стриминговые сервисы для создания своих собственных плейлистов.
Некоторые звуки не только создают атмосферу праздника, но и вызывают тёплые воспоминания о детстве и времени, проведенном с семьей. Многие вспоминают, как украшали ёлку и наслаждались шуршанием мишуры (46%), или как открывали подарки, слушая шелест упаковочной бумаги (26%). У других Новый год ассоциируется с хрустом снега под ногами, когда они выходили на улицу смотреть фейерверки (25%), и с воспоминаниями о том, как сидели с родителями у телевизора под бой курантов (23%).
Исследование было проведено в декабре 2024 года методом онлайн-опроса среди 1 244 респондентов из 16 регионов России. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.