В 2017 году Россия стала законодателем трендов в развитии блокчейн-технологий в сфере интеллектуальной собственности
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/2.jpg)
Нынешний год в России ознаменовался развитием проектов на основе блокчейн-технологии в сфере интеллектуальной собственности (ИС): был представлен проект первой «инфраструктуры доверия» для национальной сферы интеллектуальной собственности IPCHAIN; томская компания запустила основанную на блокчейн-технологии платформу, которая позволяет авторам музыкальных произведений получать отчисления в криптовалюте; также в рамках развития инициативы IPCHAIN Сибирский федеральный университет разработал блокчейн-платформу объектов авторского права.
Напомним, что в конце 2016 года в Российской Федерации ведущие эксперты сферы интеллектуальной собственности анонсировали и приступили к реализации проекта по системному переходу ИС в цифровую среду – децентрализованного распределенного реестра интеллектуальной собственности IPCHAIN, сетевой «инфраструктуры доверия».
Инициатором и оператором проекта является Ассоциация «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (IPChain), учрежденная Фондом развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), НИУ «Высшая школа экономики», Российским союзом правообладателей (РСП), Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Российским авторским обществом (РАО), Партнерством по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС). IPCHAIN стал первым системообразующим инновационным проектом для национальной сферы ИС.
Создание «инфраструктуры доверия» является важным шагом в реализации Национальной интеллектуальной инициативы и рассматривается как один из значимых этапов утвержденной премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым национальной программы «Цифровая экономика России».
Формирование инновационного рынка интеллектуальной собственности – одно из условий перехода экономики России от сырьевой к постиндустриальной цифровой модели.
- Несмотря на то что в ряде стран уже анонсированы многочисленные проекты, которые пытаются применять современные технологии, такие как блокчейн, в сфере авторских и смежных прав, Россия смогла стать законодателем ключевых мировых отраслевых трендов системного характера для сферы интеллектуальной собственности, – отметил Андрей Кричевский, Президент Ассоциации IPCHAIN. – Мы первые, кто предложил комплексное решение для всей отрасли. Например, наш проект IPCHAIN объединит крупнейшие научные и образовательные организации, корпорации и холдинги, творческие объединения, осуществляющие производство музыкальной, аудиовизуальной продукции, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, организации, осуществляющие управление правами, органы государственной власти.
По словам господина Кричевского, отсутствие в России устоявшейся системы вовлечения интеллектуальной собственности в реальную экономику дает стране определенное конкурентное преимущество.
- Формируя и презентуя наш подход к развитию национальной сферы интеллектуальной собственности, нам удалось сделать срез запросов ключевых игроков существующего рынка. При этом мы собрали и проанализировали экспертное мнение международного сообщества и были приятно удивлены высокой оценкой нашего видения и предложенного нами инструментария, в первую очередь речь идет о проекте IPCHAIN, – добавил Андрей Кричевский. – Так, уже сегодня мы понимаем, что наш проект востребован не только в России, но и на территории евразийского сообщества. У нас есть запрос на тиражирование в будущем нашей практики и на территории ряда европейских стран в партнерстве с ведущими обществами по коллективному управлению правами – членами Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) и Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC).
Сегодня российские инновационные разработки могут удовлетворить не только внутренний запрос на новые технологии и решения для сферы интеллектуальной собственности, но и международный.
Помимо проекта IPCHAIN, который является глобальным инфраструктурным решением для вовлечения сферы ИС в цифровую экономику, в России уже запущены или готовятся к запуску проекты с более узкой направленностью, способные решить отдельные задачи, стоящие перед отраслью.
Так, томская компания запустила основанную на блокчейн-технологии платформу, которая позволяет авторам музыкальных произведений получать отчисления в криптовалюте. По словам разработчиков, система предусматривает мгновенное получение правообладателями на личный электронный кошелек вознаграждения за использование их интеллектуальной собственности.
В Сибири в рамках развития инициативы IPCHAIN будет реализована еще одна инициатива на базе блокчейна. Предложенный Сибирским федеральным университетом проект победил на тендере по созданию «цифровой платформы обмена знаниями и управления авторскими правами» Министерства образования и науки РФ. Красноярцы предложили построить платформу объектов авторского права, созданных в высших учебных заведениях. В 2018 году, как ожидается, вузы-участники начнут обкатывать эти технологии на собственной инфраструктуре.
«Сегодня Россия открыла окно возможностей для трансформации всей системы интеллектуальной собственности как внутри страны, так и в мире, – сказал глава Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Сергей Матвеев. – Если говорить о национальном рынке интеллектуальных прав, то в ближайшие два года мы увидим его существенный рост. В первую очередь это, безусловно, касается сферы промышленного дизайна и промышленных образцов – здесь мы ожидаем прироста 20–30%. По изобретениям – почти 15%. Таких темпов развития нам удастся достичь благодаря внедрению передовых технологий и решений. У нас уже сейчас есть уникальные наработки, и в частности IPCHAIN, которые дают нам шанс стать экспортером на глобальный рынок лучших практик и стандартов».
Пресс-служба Ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектамиинтеллектуальной собственности» (IPChain):
E-mail: pressa@ipchain.ru, тел: +7-926-099-3301.
Обзор: «Топ 20 самых трогательных песен в мире, по версии Umanchannel»
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393222.jpg)
2025, Александр Уманчук.
Субъективную двадцатку самых слезовыжимательных песен Александр Уманчук составил, объединив два выпуска «Топ 10 самых трогательных песен в мире». Первая десятка посвящена иностранным песням, вторая – русскоязычным. Прежде чем начать спорить с выбором Уманчука, отмечу, что качество его видеоконтента сильно выросло. Если раньше он больше работал «говорящей головой», рассуждающей о том, как поёт тот или иной артист, то теперь каждый пункт его списков талантливо смонтирован и сопровождается адекватными видеоиллюстрациями. То есть Уманчук теперь не только говорит, но и показывает, что очень полезно как для узнаваемости, так и с просветительской точки зрения.
Дело в том, что иностранный список тоскливых произведений у многих зрителей вызовет вопросы типа «кто эти люди» и «что это за песня». Из реальных хитов на все времена тут только «Nothing Compares 2 U» в исполнении Шинейд О'Коннор, а группы Depeche Mode, Coldplay и Radiohead представлены далеко не самыми очевидными треками. Зато сразу можно прослушать их фрагменты и получить от Уманчука справочную информацию об артистах и произведениях. Кроме того, в список вошли и совсем малоизвестные песни, вызывающие у чувствительного Александра слезотечение. За пару минут они вряд ли смогут зацепить и новых поклонников, но вдруг?
Что касается русскоязычного списка, то сюда попало больше общеизвестных треков, хотя некоторые пункты и здесь удивляют – например, русская народная песня «Прощай, радость, жизнь моя» и некое творение группы «Лампабикт». Но в целом эта часть позволяет даже где-то поплакать вместе с ведущем – под «Город золотой», который Уманчуку пели в качестве колыбельной, «Я хочу быть с тобой» или «Знаешь ли ты». Секрет популярности последней у футбольных болельщиков Александр видит в том, что у брутальных бородатых мужиков тоже есть чувства.
Попадание в список «На заре» или «Это всё» довольно спорно, но на объективность Уманчук и не претендует. А «Как быть» в исполнении Александра Серова, сколько бы песня ни казалась вам излишне китчевой, по-прежнему ошеломляет девушек любых возрастов, так что без неё автор обойтись не смог.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Баста планирует собрать «Лужники» два дня подряд
![Екатерина Чичеткина/InterMedia](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393244.jpg)
Концерты Басты состоятся на БСА «Лужники» 27 и 28 июня 2025 года. В программу войдут лучшие песни исполнителя.
- Два концерта подряд! – подчёркивается в соцсетях рэпера.
«ИнтерМедиа» напоминает, что впервые Баста собрал Большую спортивную арену «Лужников» в июне 2022 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Горячая и страстная прелюдия любви | «Винтаж» - «Роман» | «Хит Сториз»
![кадр из клипа](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393187.jpg)
2025, «Муз шоу».
Авторам проекта «Хит Сториз» с Анной Плетнёвой и Алексеем Романовым повезло и не повезло одновременно. Повезло – потому что они про каждую песню «Винтажа» рассказывают так смешно и интересно, что не нужно придумывать дополнительные сценарные ходы. А не повезло – потому что сразу пропадает надобность в «дополнительных опциях», которыми стараются снабдить каждый выпуск: комментариями экстрасенсов, астрологов, филологов, пульмонологов и т.д. и т.п.
В «Хит Сториз» про «Роман» «Винтажа» вставной челюстью смотрится только сюжет про пиар-романы, не закончившиеся свадьбой. Выбор героев сюжета говорит сам за себя: это Николай Басков, Дима Билан и Сергей Лазарев. Воздержусь от подробных комментариев, но смотреть неловко. Зато откровения, воспоминания и признания Ани и Лёши звучат захватывающе, особенно когда участники «Винтажа» друг другу противоречат. Они не стали отрицать, что «Роман» в целом и фраза «Рома-Рома-Роман» навеяны хитом Леди Гаги «Alejandro». «Мы её стырили! – восклицает Плетнёва. – Но максимально непохоже и максимально круто». Что за Роман стал героем песни, Анна, зардевшись, рассказывать отказалась, чтобы не палить «мужчину всей моей жизни». Алексей же Романоф опроверг версию личной тайны Плетнёвой, сказав, что «песня вообще не про Романа» и что «ни один Роман от песни не пострадал». (Видимо, кроме Абрамовича, на портрет которого Анна молилась в клипе без его ведома.)
По словам Алексея, он хотел, чтобы композицию записало женское звёздное трио – партнёршами Ани могли стать Вера Брежнева и Жанна Фриске. Эту пару Плетнёва отвергла, назвав певиц «неактуальными». Партнёр по «Винтажу» предложил более юных Лою и Нюшу, но тут выяснилось, что Анна вообще не хочет «делить славу» с другими певицами. Романоф до сих пор немного жалеет, что коллективной «бомбы» не получилось. В качестве некоторой «мести» он рассказал, что леденящую душу историю про мышь, якобы накакавшую солистке в рот на съёмках клипа, Аня придумал, чтобы было что обсуждать с журналистами.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»