Блокчейн изменяет экономические и даже общественные отношения
В рамках XXXI Московской международной выставки-ярмарки (ММКВЯ) состоялась дискуссия «Книжный блокчейн: мифы и реальность», организованная под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Ее участники обсудили перспективы книгоиздания, образования и библиотечного дела с использованием цифровых технологий.
- Темпы развития глобального общества диктуют необходимость активного использования цифровых инструментов в традиционных отраслях экономики, – отметила главный редактор журнала «Университетская книга» Елена Бейлина. – Особенно актуальным представляется применение блокчейн-технологий для совершенствования системы управления правами интеллектуальной собственности: от патентов и изобретений до книг, картин, фотографий, музыки и фильмов. Уже реализуется национальный проект IPChain. Это децентрализованный реестр интеллектуальной собственности незаменим в качестве базовой инфраструктуры для современных сервисов, которые максимально упростят любые формы взаимодействия между правообладателями.
О проекте IPChain, вызвавшем большой интерес, рассказала вице-президент Ассоциации IPChain (Национального координационного центра обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) Валерия Брусникина:
- Сегодня развернуто 11 узлов блокчейн-сети IPChain, среди которых ключевые участники сферы интеллектуальной собственности: Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), Фонд «Сколково», все аккредитованные в РФ организации по коллективному управлению авторскими правами, включая Российское авторское общество (РАО), и что самое важное, Суд по интеллектуальным правам, имеющий доступ ко всей информации в реестре. Всего подписано более 30 договоров о партнерстве. Наша цель – чтобы все крупные правообладатели и агрегаторы стали участниками некоммерческого децентрализованного реестра.
Участники дискуссии пришли к общему мнению, что чем больше узлов в распределенной сети, тем выше эффективность ее работы в интересах правообладателей.
- Прозрачность всех процессов и неизменность данных, которые обеспечивает технология блокчейн, служат основой для доверительных отношений и добросовестного партнерства, – заявил Дмитрий Грибов, технический директор компании «ЛитРес» ставшей одним из узлов сети IPChain. – Из всех современных технологических решений, которые мы рассматривали, именно эта сеть дала комплекс оптимальных решений. Полностью автоматизировать взаимодействие с авторами вряд ли удастся, но издержки и риски существенно сокращаются.
Простота и оперативность доступа, в сочетании с защищенностью размещенной в ней информации, дают реальные перспективы использования сети в качестве доказательной базы при судебных спорах.
- Суд по интеллектуальным правам (СИП) также является узлом распределенного реестра IPChain. Внедрение блокчейна может существенно облегчить работу и судов общей юрисдикции, – рассказал вице-президент по науке и инновациям Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев (на фото). – Сегодня судебная система использует все доказательства при рассмотрении споров, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. К таким доказательствам относятся и записи в распределенном реестре. Это непривычно, но для облегчения работы судебной системы в Госдуме подготовлены поправки в гражданское законодательство, определяющие особенности фиксации прав в цифровой форме. Это важная и прогрессивная инициатива, мы вместе с нашими партнерами, в первую очередь «Сколково», участвуем в разработке таких поправок. Так что нет никаких объективных препятствий к использованию технологии блокчейн, более того, на горизонте полугода ожидаются дополнительные стимулы к такому использованию.
Идея создания единого реестра интеллектуальных прав не уникальна, но именно доступность блокчейн-технологий придала ей новый смысл, о котором в своем выступлении рассказала Валерия Брусникина.
- Блокчейн для интеллектуальной собственности – это не только технические цепочки блоков, которые гарантируют неизменность информации, это еще и смысловые цепочки взаимосвязей между объектами, которые используются в том числе и для создания новых, составных произведений. Кто бы в каком узле ни зафиксировал сделки, факты использования объектов на определенных условиях, распределенный реестр позволит справедливо распределить вознаграждение между соавторами сложных произведений. Как только мы выходим за границы узких, изолированных индустрий и прямых договоров «автор-издатель», допуская разные формы использования объектов и их монетизации, блокчейн становится незаменимым инструментом рыночных отношений, – отметила Валерия Брусникина.
Мнение о том, что технологии распределенных реестров существенно меняют рынок и дают возможность кросс-проникновения изолированных ранее индустрий, поддержал Сергей Матвеев:
- Книга может стать основой другого, в том числе синтетического, сложного произведения, например, аудиокниги, фильма, компьютерной игры, тем самым создавая новые экономические ценности. Более того, из книги может быть «извлечен» отдельный персонаж, который станет образом рекламной кампании или воплотится в детской игрушке.
По мнению Сергея Матвеева, в этих условиях система сделок «на бумаге» перестает работать только потому, что она становится сложной, неконтролируемой участниками рынка, непрозрачной, дорогостоящей. Распределенный реестр в новой, цифровой реальности, включая производственную, – крайне востребованный рыночный инструмент, позволяющий использовать смарт-контракты, которые смогут в полуавтоматическом режиме проверять, не передавал ли автор кому-либо права на свое произведение, его часть или отдельный персонаж. Участники рынка могут контролировать, на какую территорию и в каком объеме переданы такие права.
Вице-президент по науке и инновациям Федерации по интеллектуальной собственности считает, что чем больше участников из разных сфер объединит проект IPChain, тем существенней будет отдача для всех: книжной, музыкальной, компьютерной индустрии и даже для промышленного производства. Не менее значимо и то, что эта технология позволяет фиксировать все этапы жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности, что крайне важно для разрешения споров и конфликтов об авторстве и приоритете, особенно когда охраняемые авторским правом объекты, например, научные отчеты, «перетекают» в технические решения, охраняемые в режиме патентного права.
По мнению Сергея Матвеева, если участники рынка добросовестно раскрывают минимальную информацию об объектах, правах на них и, главное, переходах таких прав, появляются возможности их поощрения со стороны государства – снижения различных пошлин или сроков оказания государственных услуг. Сегодня прозрачность рынка обеспечивается с помощью «кнута» – установления обязывающих норм законодательством и наказанием за их неисполнение. Блокчейн дает возможность перейти к поощрительным механизмам для добросовестных участников рынка, то есть «пряник» вместо «кнута».
- Ценность технологий блокчейна в сфере интеллектуальной собственности не столько в автоматизации и технологизации управления правами, сколько в том, что они радикально могут изменить деловые обычаи и даже общественные отношения в этой сфере, – сказал Сергей Матвеев, подводя итоги дискуссии «Книжный блокчейн: мифы и реальность».
Пресс-служба Ассоциации «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности» (IPChain): pressa@ipchain.ru, +7 (495) 203-7162.
«Культурную столицу 2026 года» торжественно объявят в декабре
Итоги федерального конкурса среди городов России «Культурная столица года» подведут на торжественной церемонии в московском «Цифровом деловом пространстве» 15 декабря 2024 года. Победителем станет один из 8 финалистов - агломерация городов Зарайск и Коломна, Владивосток, Владимир, Вологда, Екатеринбург, Иркутск, Омск или Томск.
На торжественной церемонии все они представят зрелищные презентации своих возможностей, а также проекты программ развития на 2026 год. На их основании Оргкомитетом конкурса будет выбран город-обладатель почетного звания «Культурная столица года 2026». Победитель в дополнительной номинации – по результатам народного голосования на «Госуслугах» – также будет торжественно объявлен в этот день представителями Минцифры РФ.
Трансляция мероприятия будет доступна в VK проекта и на других площадках, которые будут объявлены дополнительно.
InterMedia напоминает, что в конкурсе могут принимать участие административные центры субъектов РФ (вне зависимости от числа жителей) и другие города и городские агломерации с населением не менее 200 тысяч человек. Из 20 городов-участников, подавших заявки в 2024 году, в финал вышли 8.
Годом ранее конкурс впервые получил федеральный масштаб: победителями в 2023 году стали сразу два города - Нижний Новгород и Грозный, они получили статус культурных столиц 2024 и 2025 года соответственно. На 2026 год организаторы конкурса «Культурная столица года» уже имеют планы международного масштаба.
Все новости проекта - по ссылке.
Федеральный конкурс «Культурная столица года» организован Фондом развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Генеральный информационный партнер - ИД «Аргументы и факты».
Официальное пресс-агентство — «ИнтерМедиа».
Дополнительная информация: pr@intermedia.ru, на официальном сайте проекта и в телеграме @kulturnayastolitsa.
Татьяна Буланова расскажет «Светской хронике» о долгах мужа
Новый выпуск программы «Светская хроника» покажет Пятый канал 8 ноября 2024 года. Татьяна Буланова впервые прокомментировала многомиллионные долги супруга Валерия Руднева. Почему артистка отрицает финансовые проблемы, несмотря на данные официальных источников? Кто теперь выплачивает за предпринимателя его кредиты и налоги? Неужели поклонники правы и мужчина женился на звезде из корыстных побуждений?
Лада Дэнс призналась, что мечтает создать семью. Из-за чего распался единственный официальный брак певицы? Кроме того, в выпуске расскажут о Лидии Федосеевой-Шукшиной, которую вызвали в суд из-за наследства мужа, а звёзды поведают, как избавляются от ненужных вещей.
Эфир в 23.10.
Кай Метов раскрыл секрет молодости
Кай Метов, который отметил недавно свое 60-летие, признался, что не чувствует груза прожитых лет. Певец считает, что в тонусе ему помогают держать себя постоянные гастроли и переезды — например, на днях он семь часов добирался на машине из Тамбова в Сызрань.
- Мы все в душе себя чувствуем молодыми, и это действительно так, - рассказал он Пятому каналу. - А у людей, которые постоянно подпитываются еще сценой, а сцена лечит, это я могу точно сказать, потому что иногда сидишь, что-то заболело. На сцену вышел и всё. И, как говорится, лечишься.
По словам Кая Метова, усталость после концертов носит у него эпизодический характер:
- Конечно, сразу после концерта есть какое-то такое небольшое опустошение. Но это чисто усталость. А потом ты чувствуешь, что у тебя, наоборот, все качается внутри, потому что есть достаточное количество энергии на какие-то серьезные дела. И это все дает ощущение того, что ты молод.
Не позволяет певцу расслабляться и модель Анастасия Рожкова, с которой он вместе уже семь лет:
- У Насти такой характер, ее все любят. С появлением Насти все просто, как пчелы на мед. Потому что она центр Вселенной, центр моей семьи, потому что вокруг нее все абсолютно.
Приняли Анастасию и трое детей артиста от других отношений - две дочери и сын: Рик занимается боксом, Кристина — балетом, а Настя пошла по стопам отца и закончила консерваторию.
- Я ее к этому не подталкивал. То есть она сама определилась, что хочет в этом культурном сообществе принимать участие и двигаться вперед в этом амплуа. У нас есть два праздника, и один из них, на котором все собираются всегда, — это день рождения папы. Старшая дочь Кристина прилетает из Германии, внучки здесь бегают, мои и брата. В общем, здесь всего очень много. И второй праздник — это Новый год.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Кай Метов даст большой концерт юбилейный концерт в Государственном Кремлевском дворце 23 марта 2025 года.