Эксперты «IP Академии» обсудили антипиратское законодательство
Международная образовательная конференция по интеллектуальной собственности «IP Академия» завершилась в Сколково 20 сентября 2019 года. Одна из дискуссий заключительного дня работы конференции была посвящена борьбе со злоупотреблениями в сфере авторского права.
В сессии «Антипиратский закон: последние тренды и вопросы применения» приняли участие доктор юридических наук, профессор, президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго, омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского центра Томского государственного университета, доцент кафедры финансового и предпринимательского права ВИУ РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Кожемякин, вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа» Мария Гречишникова, управляющий портфелем IT-проектов группы IPChain Валерия Брусникина, глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос, юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова. Модерировал дискуссию основатель и партнер юридической фирмы Semenov & Pevzner Роман Лукьянов.
Благодаря громким делам о блокировках антипиратское законодательство стало известно всем, но в действительности оно включает куда более широкий набор инструментов, отметил Роман Лукьянов.
– Под антипиратским законом принято понимать в основном нормы о блокировках пиратских сайтов, хотя в действительности это гораздо более широкий набор норм. Это и инфопосредничество, и различные основания для блокировок информационных ресурсов. Даже не сталкиваясь в своей повседневной практике с этим институтом, наверняка каждый что-то слышал о нем из медиа, – сказал он.
Доктор юридических наук, профессор, президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго попросил поднять руку тех, кто не умеет обходить блокировки Роскомнадзора. Таких людей в аудитории не оказалось.
– Это наглядная, но грустная иллюстрация эффективности закона, – вздохнул Серго.
Омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов также отметил слабые места в действующих регуляторных механизмах, в частности, института внесудебной блокировки в качестве обеспечительной меры. Он напомнил об известном случае, когда в ходе спора об авторских правах между певицей и продюсером последний обратился в Мосгорсуд с просьбой заблокировать интернет-ресурсы, с помощью которых его бывшая подопечная монетизировала свое творчество. В итоге суд заблокировал все композиции певицы на всех сайтах, на контенте не смогли зарабатывать ни продюсер, ни певица.
– Говорить о целесообразности рассмотрения этого дела в Мосгорсуде при сохранении блокировки в качестве обеспечительной меры несколько странно. Фактически суд каким-то образом просто исключает целый пласт объектов из оборота при отсутствии нарушений в отношении третьих лиц, – отметил омбудсмен, добавив, что блокировка как обеспечительная мера не работает в сложных делах о праве.
Блокировка вводилась для простых случаев, согласился кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского центра Томского государственного университета, доцент кафедры финансового и предпринимательского права ВИУ РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Кожемякин.
– Этот институт нужен, когда есть очевидный гад, который зарабатывает своим гадством, и его надо привлечь к ответу, – сказал он.
Между тем, по его словам, в известном деле АЗАПИ (Ассоциация по защите авторских прав в интернете) против «Архива интернета» (Ассоциация пыталась заблокировать «библиотеку интернета» за то, что на их ресурсе появились нелегальные ссылки) совершенно не очевидно, за кем правда – за интересами правообладателей или за колоссальным общественным интересом в сохранении ресурса.
Суды – эффективная, но крайне дорогая и затратная по времени мера, считает управляющий портфелем IT-проектов группы IPChain Валерия Брусникина.
– Время суда по блокировке одного ресурса – это миллионные потери для правообладателя, – сказала она.
Брусникина объяснила, что блокировки в той или иной мере работают только для видеоконтента, позволяя работодателям хотя бы не потерять кассу в первый уикенд проката. В музыкальном бизнесе, где «тайтлов» не тысячи, а миллионы, решением могут стать только «белые» списки.
– Если мы хотим решить проблему пиратства и работать в долгую, есть еще один механизм, который позволит правообладателю вести реестр «белых» ресурсов, то есть тех ресурсов, которые они отлицензировали с указанием непосредственного перечня ссылок на страницы, где размещен контент, и с обязательством поисковиков удалять все, чего нет в этих списках. История сложная, долгая, но единственно эффективная. С технической точки зрения уже есть готовые решения, позволяющие это реализовать, такие как инфраструктура IPChain, – сказала Брусникина.
Глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос отметил, что решения Мосгорсуда о блокировках пиратов все-таки помогают при выходе знаковых релизов. В то же время он согласился с Брусникиной в том, что этого инструмента недостаточно.
– Мы хотели бы, чтобы создавались «белые» списки, «белые» реестры. Мы бы хотели, чтобы был императив, при котором есть некие компании, станции или общества, гарантированно блокирующие пиратский контент. Эти инструменты должны быть доступны компаниям – лидерам рынка, – сказал Лупинос.
Вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа» Мария Гречишникова отметила, что благодаря географически распределенным сетям доставки контента, так называемым CDN (Content Delivery Network) пираты могут создать новый сайт буквально за 15 минут, и удаление конкретных ссылок из выдачи в этой ситуации выглядят как борьба с ветряными мельницами.
– Следующий шаг, который мы должны предпринять вместе с поисковиками, – это обсудить возможности закрытия CDN. CDN – это первопричина, это то, откуда берется пиратский контент, – сказала Гречишникова.
Юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова подвела итог встречи, отметив, что «любые правовые средства защиты работают в составе комплексной терапии».
Сергей Жуков поставит мюзикл о Великой Отечественной войне
Сергей Жуков готовит постановку мюзикла о Великой Отечественной войне к юбилею Победы в 2025 году. Спектакль «Ты у меня одна» будет поставлен в одном из крупнейших столичных театров, названия которого певец не уточнил.
- Он называется «Ты у меня одна» и рассказывает историю мальчишки, который всю войну ищет свою маму, угнанную фашистами, - сообщил у себя в соцсетях певец. – Нынешнее поколение детей и подростков, к сожалению, очень мало знает о героях той войны. Да и о своих дедах и прадедах и их подвигах почти не спрашивает. Поэтому мне кажется очень важным рассказать им об этом с помощью нашего спектакля.
Президентский фонд культурных инициатив поддержал заявку Сергея Жукова, включив проект в список победителей 23 декабря 2024 года.
- Я обещаю вложить всю душу в создание музыки и песен для этого спектакля, привлечь к постановке прекрасных актеров и художников, чтобы этот проект получился по-настоящему достойным той темы, которой он посвящен, - продолжает артист. - А пока покажу вам первый клип на заглавную песню «Ты у меня одна» из этого спектакля. Остановитесь на секунду в этой предновогодней суете, посмотрите это видео и попытайтесь прочувствовать то, чем жили и что чувствовали люди 80 лет назад.
Правнучка Сергея Михалкова хочет стать певицей
Актриса и режиссер Надежда Михалкова и ее 13-летняя дочь Нина приняли участие в утреннем шоу на «Детском радио». В прямом эфире шоу «Утро с Веснушкой и Кипятошей» юное дарование анонсировала свое участие в новогоднем шоу «Дядя Степа. «Говорят, под Новый год…», где исполнит свою авторскую песню «Под Новый год». Представление стартует с 27 декабря в «МТС Live Hall».
- Дети cмогут окунуться в мир Нового года, волшебства, сказок и увидеть настоящего Дядю Степу и даже поиграть с ним. Встретят и других героев произведений Сергея Михалкова. Зрители смогут посмотреть, как дети поют, танцуют, едят конфеты и что с ними случается, когда много их съедаешь, – рассказала соавтор проекта Надежда Михалкова.
На «Детском радио» юное дарование из именитой династии призналась, что мечтает о певческой карьере и с самых юных лет радует своим желанием петь. Ее мама подтвердила, что каждое утро они слушают песни в исполнении дочери. Причем, одно время Нина отдавала предпочтение оперным ариям, а в глубоком детстве хотела играть на барабанах, как папа, режиссер Резо Гигинеишвили, и стать рокершей.
- Сейчас уже хочется только петь, мечта моя стать певицей. Но в фильмах тоже хотелось бы сниматься, – прокомментировала свои стремления Нина.
Надежда Михалкова, внучка популярного детского писателя Сергея Михалкова, также вспомнила встречи со своим знаменитым дедушкой и его фантастическое чувство юмора. Она отметила, что он никогда не «сюсюкался» со своими внуками и вообще ни с какими детьми.
- Только человек, который на одном языке разговаривает с детьми, может написать про них такие стихотворения, поэмы и прозу. Он на одном уровне общался с этими маленькими, прекрасными, иногда ужасными детишками», – поделилась она.
Звездная мама придерживается таких же принципов в общении со своими детьми. Дочка Нина подтвердила, что мама воспитывает ее «без сюсюканий»:
- Конечно, держит в ежовых рукавицах, но если меня не держать… На самом деле она просто очень справедливая, в чем я постоянно убеждаюсь.
Ведущие «Детского радио» верно подметили значение имени Нина – царица и желание юной артистки иногда себя почувствовать в этом качестве, что нашло отклик у мамы юной «царственной» особы.
- Мы живем, мы чувствуем, что живем рядом с царицей. Все – брат и я, ощущаем, что это царица Нина, – отметила артистка.
Надежда считает, что такой характер, как у ее дочери, еще отлично подойдет для будущего режиссера и продюсера. Она и сама, начав свой путь с актрисы, теперь сосредоточена на карьере кинорежиссера. В эфире «Детского радио» Михалкова рассказала о причинах такого решения.
- Меня все отговаривали, – призналась Надежда. – Но в какой-то момент я подумала, что хочется быть ответственной за весь процесс. И дело не в лаврах. Это же жизнь, это путь. Если без этого ты не можешь, значит сделал верный выбор. Без кино я не могу в любом его проявлении – артист, режиссер или продюсер.
Итоги года от Яндекс Афиши: развлечения подорожали на четверть
Яндекс Афиша, по предварительным данным, продала в 2024 году 21 млн билетов. Основную часть билетов (14,5 млн) пользователи приобрели напрямую через сайт и мобильное приложение, а также в других сервисах Яндекса. Это на 22,2% больше, чем годом ранее. Через партнеров Яндекс Афиша продала 6,5 млн билетов, что на 13,2% больше, чем в 2023 году.
Жители России в этом году массово покупали билеты на самые разные развлечения — ровно половина продаж Яндекс Афиши пришлась на концерты, ещё 26% — на билеты в театр, 7% — на кинотеатры, 6% — на стендап, 5% — на ёлки (указаны доли от продаж билетов в деньгах). Остальные 6% продаж принесли билетному оператору спортивные мероприятия, выставки, катки и другие события. Среди лидеров продаж — мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», выставка «Панк-культура. Король и Шут», концерт Леонида Агутина, цирковое шоу «Матрешка», а также спектакль «Женщины Есенина».
В 2024 году средний чек (часто включает в себя несколько билетов) на развлекательные мероприятия в России с учетом кино составил 3 726 рублей, что на 25% выше показателя 2023 года. Для сравнения: в прошлом году средний чек вырос на 21%.
Самый высокий средний чек — у ёлок, куда часто ходят всей семьёй; он вырос на 15% до 6 050 рублей. А больше всего в этом году подорожали билеты на выставки — средний чек в этом сегменте увеличился на 31% до 1 453 рублей. Во многом это связано с активным развитием новых форматов таких событий — например, мультимедийных выставок, мероприятий в форматах дополненной и виртуальной реальности. Средний чек в кино вырос на 22% до 894 рублей, в театры — на 18% до 4151 рублей, на спортивные мероприятия — на 17% до 1 732 рублей. Меньше всего, на 11%, подорожали концерты: средний чек на них в 2024 году достиг 4907 рублей. Исключение составил стендап, где средний чек вообще упал в цене на 14% — до 4 097 рублей.
Наибольшие траты на билеты традиционно наблюдаются в Москве. Например, средний чек на театральные мероприятия в столице составил 6 409 рублей, а на концерты — 5 697 рублей. Санкт-Петербург также демонстрирует высокий уровень расходов, но при этом отличается более доступными ценами на стендап — 3 106 рублей и выставки — 1 568 рублей.
Театральные постановки в регионах остаются доступнее, чем в столицах — со средним чеком 2 612 рублей. Средний чек на выставки в городах-миллионниках (кроме Москвы и Петербурга) в этом году вырос на 34% до 574 рублей, а на концерты — на 10%, до 4 621 рубля.
Наибольший интерес к развлечениям у жителей России в 2024 году наблюдался в осенний период — в ноябре через Яндекс Афишу пользователи оформили 780 667 заказов, что на 44,9% больше, чем в прошлом году. В целом, осень стала самым активным временем года для посещения культурных и развлекательных мероприятий, что связано с широким выбором событий и началом нового театрального сезона.
Энрико Мазавришвили, директор развитию бизнеса Яндекс Афиши, отметил:
- В 2024 году запрос россиян на развлекательные и спортивные мероприятия продолжил расти, развивается концертная индустрия. В столицах, а также в регионах, появляются новые форматы развлечений и мероприятий: например, иммерсивные шоу и спектакли, мультимедийные выставки; новую волну популярности обретают мюзиклы и симфонические шоу. Во все эти проекты мы вкладываем значительные ресурсы — так, в этом году Яндекс Афиша инвестировала в собственные мероприятия 1 млрд рублей.
На концерты приходится самая большая доля продаж Яндекс Афиши во всех городах-миллионниках, при этом больше всего тратят на концерты в Перми (62% от всех продаж), Екатеринбурге (60%), Краснодаре (58%), Новосибирске (56%) и Казани (52%). И это заметно выше, чем в столице России (41% продаж) или Санкт-Петербурге (50%).
А вот по покупкам билетов на спектакли города-миллионники уступают и Москве, и Петербургу (там на театральные постановки пришлось по 31% всех продаж). Самая высокая доля билетов в региональных миллионниках у тех же Краснодара (25%) и Перми (22%). А, к примеру, в Казани это только 16%.
Спортивная столица России — Нижний Новгород, где играют сразу несколько популярных профессиональных клубов. Матчи хоккейного «Торпедо», футбольного и баскетбольного «Пари НН» и других городских команд принесли 8% продаж Яндекс Афиши в Нижнем Новгороде. А вот жители Казани любят кино сильнее, чем в среднем по России — в этом городе кинотеатры приносят 13% продаж билетов. Неудивительно, что именно симфоническое шоу саундтреков к фильмам Cinema Medley: Hans Zimmer's Universe в Казани стало самым продаваемым развлекательным событием 2024 года в регионах.
Топ-10 наиболее популярных событий в Москве:
- Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»
- Выступление Stand-up & Action
- Шоу «Легенда»
- Концерт Леонида Агутина
- Цирковое шоу «Матрешка»
- Спектакль «Женщины Есенина»
- Постановка «Анна Каренина»
- Спектакль «Мамма мимо! или Мюзикл пошёл не так»
- Женский Stand-up
- Каток «Лёд» в парке Сокольники
Топ-10 наиболее популярных событий в Санкт-Петербурге:
- Выставка «Панк-культура. Король и Шут»
- Концерт «Орган при свечах»
- Stand-up концерт Опытных комиков
- Концерт Басты
- Концерт Леонида Агутина
- Стендап-концерт «Топовых комиков»
- Балет «Лебединое озеро»
- Концерт «Вивальди. Времена года»
- Концерт группы «Руки вверх!»
- Концерт группы «КняZz»
В топ-10 наиболее популярных событий в регионах, куда было продано больше всего билетов через Яндекс Афишу, в 2024 году вошли*:
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Казани
- Концерт Xolidayboy в Краснодаре
- Балет «Щелкунчик» в Краснодаре
- Концерт Anna Asti в Перми
- Хоккейный матч «Локомотив» — «Авангард» в Ярославле
- «Stand-up Show. Лучшее» в Казани
- Концерт Басты в Казани
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Новосибирске
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Екатеринбурге
- Концерт Anna Asti в Екатеринбурге
Топ-10 наиболее популярных событий в Екатеринбурге:
- Выставка «Россия — Моя история. Свердловская область»
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Екатеринбурге
- Выставки Культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал»
- Концерт Anna Asti
- Женский Stand-up
- Концерт “Три дня дождя”
- Панк-сказка “Король и Шут”
- Женский стендап
- Концерт Дианы Арбениной и группы “Ночные снайперы”
- Stand-Up по-женски
Топ-10 наиболее популярных событий в Казани:
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe
- Концерт Басты
- Stand-up Show. Лучшее
- Выставка "Мастерская Зайцева. Необычная живопись. Необычная графика"
- Цирковое шоу "На счастье!"
- Концерт MAYOT
- Новогоднее шоу "Щелкунчик на льду с симфоническим оркестром"
- Концерт Macan
- Спектакль "Примадонны"
- Концерт группы "Руки Вверх!"
Топ-10 наиболее популярных событий в Нижнем Новгороде:
- Stand-up на Рождественской
- Концерт Macan
- Хоккейный матч "Торпедо" — СКА
- Концерт Toxi$
- Хоккейный матч "Торпедо" — ЦСКА
- Концерт MAYOT
- Концерт ЛСП
- Хоккейный матч "Торпедо" — "Нефтехимик"
- Хоккейный матч "Торпедо" — "Куньлунь Ред Стар"
- Концерт группы "Пикник"
Топ-10 наиболее популярных событий в Новосибирске
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe
- Концерт Басты
- Панк-сказка «Король и Шут»
- Сергей Орлов. Стендап
- Женский Stand-Up
- Балет "Золушка"
- Концерт Zivert
- Концерт Xolidayboy
- Ледовое шоу Team Tutberidze. Чемпионы на льду
- Концерт Cinema Medley 2: Оппенгеймер
Топ-10 наиболее популярных событий в Перми:
- Концерт Anna Asti
- Концерт Басты
- Концерт группы "Руки Вверх!"
- Концерт Zivert
- Концерт группы "Кино"
- Концерт группы "Звери"
- Концерт Neo Classic Orchestra. Людовико Эйнауди и Ханс Циммер
- Концерт Xolidayboy
- Спектакль "Юнона и Авось"
- Спектакль "Passion. Страсть"
Топ-10 наиболее популярных событий в Краснодаре:
- Балет "Щелкунчик"
- Концерт Xolidayboy
- Балет "Лебединое озеро"
- Спектакль "Анна Каренина"
- Спектакль "Ромео и Джульетта"
- Концерт "Три дня дождя"
- Концерт "Симфония Голливуда"
- Стендап-шоу "Битва комиков"
- Спектакль "Евгений Онегин"
- Балет "Мастер и Маргарита"
* Кроме Москвы и Санкт-Петербурга