Эксперты «IP Академии» обсудили антипиратское законодательство
Международная образовательная конференция по интеллектуальной собственности «IP Академия» завершилась в Сколково 20 сентября 2019 года. Одна из дискуссий заключительного дня работы конференции была посвящена борьбе со злоупотреблениями в сфере авторского права.
В сессии «Антипиратский закон: последние тренды и вопросы применения» приняли участие доктор юридических наук, профессор, президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго, омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского центра Томского государственного университета, доцент кафедры финансового и предпринимательского права ВИУ РАНХиГС при президенте РФ Дмитрий Кожемякин, вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа» Мария Гречишникова, управляющий портфелем IT-проектов группы IPChain Валерия Брусникина, глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос, юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова. Модерировал дискуссию основатель и партнер юридической фирмы Semenov & Pevzner Роман Лукьянов.
Благодаря громким делам о блокировках антипиратское законодательство стало известно всем, но в действительности оно включает куда более широкий набор инструментов, отметил Роман Лукьянов.
– Под антипиратским законом принято понимать в основном нормы о блокировках пиратских сайтов, хотя в действительности это гораздо более широкий набор норм. Это и инфопосредничество, и различные основания для блокировок информационных ресурсов. Даже не сталкиваясь в своей повседневной практике с этим институтом, наверняка каждый что-то слышал о нем из медиа, – сказал он.
Доктор юридических наук, профессор, президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго попросил поднять руку тех, кто не умеет обходить блокировки Роскомнадзора. Таких людей в аудитории не оказалось.
– Это наглядная, но грустная иллюстрация эффективности закона, – вздохнул Серго.
Омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов также отметил слабые места в действующих регуляторных механизмах, в частности, института внесудебной блокировки в качестве обеспечительной меры. Он напомнил об известном случае, когда в ходе спора об авторских правах между певицей и продюсером последний обратился в Мосгорсуд с просьбой заблокировать интернет-ресурсы, с помощью которых его бывшая подопечная монетизировала свое творчество. В итоге суд заблокировал все композиции певицы на всех сайтах, на контенте не смогли зарабатывать ни продюсер, ни певица.
– Говорить о целесообразности рассмотрения этого дела в Мосгорсуде при сохранении блокировки в качестве обеспечительной меры несколько странно. Фактически суд каким-то образом просто исключает целый пласт объектов из оборота при отсутствии нарушений в отношении третьих лиц, – отметил омбудсмен, добавив, что блокировка как обеспечительная мера не работает в сложных делах о праве.
Блокировка вводилась для простых случаев, согласился кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского центра Томского государственного университета, доцент кафедры финансового и предпринимательского права ВИУ РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Кожемякин.
– Этот институт нужен, когда есть очевидный гад, который зарабатывает своим гадством, и его надо привлечь к ответу, – сказал он.
Между тем, по его словам, в известном деле АЗАПИ (Ассоциация по защите авторских прав в интернете) против «Архива интернета» (Ассоциация пыталась заблокировать «библиотеку интернета» за то, что на их ресурсе появились нелегальные ссылки) совершенно не очевидно, за кем правда – за интересами правообладателей или за колоссальным общественным интересом в сохранении ресурса.
Суды – эффективная, но крайне дорогая и затратная по времени мера, считает управляющий портфелем IT-проектов группы IPChain Валерия Брусникина.
– Время суда по блокировке одного ресурса – это миллионные потери для правообладателя, – сказала она.
Брусникина объяснила, что блокировки в той или иной мере работают только для видеоконтента, позволяя работодателям хотя бы не потерять кассу в первый уикенд проката. В музыкальном бизнесе, где «тайтлов» не тысячи, а миллионы, решением могут стать только «белые» списки.
– Если мы хотим решить проблему пиратства и работать в долгую, есть еще один механизм, который позволит правообладателю вести реестр «белых» ресурсов, то есть тех ресурсов, которые они отлицензировали с указанием непосредственного перечня ссылок на страницы, где размещен контент, и с обязательством поисковиков удалять все, чего нет в этих списках. История сложная, долгая, но единственно эффективная. С технической точки зрения уже есть готовые решения, позволяющие это реализовать, такие как инфраструктура IPChain, – сказала Брусникина.
Глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос отметил, что решения Мосгорсуда о блокировках пиратов все-таки помогают при выходе знаковых релизов. В то же время он согласился с Брусникиной в том, что этого инструмента недостаточно.
– Мы хотели бы, чтобы создавались «белые» списки, «белые» реестры. Мы бы хотели, чтобы был императив, при котором есть некие компании, станции или общества, гарантированно блокирующие пиратский контент. Эти инструменты должны быть доступны компаниям – лидерам рынка, – сказал Лупинос.
Вице-президент по совместному производству и форматам компании «Стар-Медиа» Мария Гречишникова отметила, что благодаря географически распределенным сетям доставки контента, так называемым CDN (Content Delivery Network) пираты могут создать новый сайт буквально за 15 минут, и удаление конкретных ссылок из выдачи в этой ситуации выглядят как борьба с ветряными мельницами.
– Следующий шаг, который мы должны предпринять вместе с поисковиками, – это обсудить возможности закрытия CDN. CDN – это первопричина, это то, откуда берется пиратский контент, – сказала Гречишникова.
Юридический советник Гильдии продюсеров России, Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александра Радоминова подвела итог встречи, отметив, что «любые правовые средства защиты работают в составе комплексной терапии».
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.