Влияние глобализации на культуру и развитие всего человечества обсудили на пленарном заседании Петербургского культурного форума
Пленарное заседание VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума по теме «Культурные коды в условиях глобализации» прошло 14 ноября 2019 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа. В нем приняли участие генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) Уэббер Ндоро (Зимбабве), соучредитель и заместитель директора музея ООН — UN Live Майкл Эдсон (США), ректор Центральной консерватории музыки в Пекине Юй Фэн (КНР), учредитель некоммерческой организации по преобразованию городских зон 8–80 Cities Гил Пеньялоса (Канада) и директор Галереи Уффици Айке Шмидт (Италия). Модератором дискуссии выступила международный корреспондент издания Svenska Dagbladet Гунилла фон Халль (Швеция).
Уэббер Ндоро указал на то, что процессы глобализации имеют долгую историю и что молодым государствам сложно создавать собственные культурные коды.
- Глобализация это нечто, что мы никак не можем игнорировать, - сказал он. - Глобализация началась со времени появления человечества: мы всегда делились идеями, мыслями, воздействовали друг на друга. Мы как международная организация постоянно работаем в этой среде, учитываем лучшие практики, лучшие методы управления в системе мирового наследия. Нужно подчеркнуть: это вовсе не означает, что локальное не учитывается и не рассматривается. Локальные и местные аспекты чрезвычайно важны, разнообразие очень важно на Земле. Может быть, оно даже более значимо, чем то, что нас объединяет. Особенно в сфере культуры. Мир не является местом, одинаковым и равным для всех. Существуют разделительные полосы: Юг, Север… Большая часть стран в Южном полушарии образовались менее 60 лет тому назад, поэтому мы не можем предполагать у них тех же возможностей и потенциала, что и у европейских стран. Внутри этих стран много этнических групп, поэтому для них национальный код – целая проблема. Глобализация очень важна: вчера мы услышали новости из Венеции, два дня назад мы узнали о том, что происходит в Японии, Калифорнии, Австралии. Все это говорит еще и еще раз о том, что культура – это обмен. Обмен в том числе и нашими проблемами, когда таковые возникают. Мы должны признавать разные культуры и то, что они могут внести вклад в культуру мировую.
Юй Фэн рассказал, как музыкальные культуры других стран обогатили культурный код китайского народа.
- Концепция «Пусть расцветает сто цветов» очень старая и, конечно же, Китай придерживается открытой политики во всех сферах, - отметил ректор Центральной консерватории музыки в Пекине. - За рубежом накоплен передовой опыт культуры, и китайский народ перенимает его. В Китае много оркестров, но каким образом они появились? Многие из них включают инструменты, которые пришли из стран, входящих в орбиту инициативы «Один пояс, один путь». Это инструменты, которые в свое время проникли в Китай по Великому шелковому пути. Но сегодня китайцы считают эти инструменты своими, национальными. Эти инструменты выражают дух и душу нашего народа. После XX века мышление многих народов сблизилось. В XXI веке продолжается дальнейшее сближение Запада и Востока. Разные народы постоянно улучшают взаимопонимание, в XXI веке мы будем больше взаимодействовать друг с другом и понимать друг друга чем дальше, тем больше.
Об универсальных культурных кодах будущего говорил в своем выступлении Айке Шмидт.
- Галерея Уффици открылась около 150 лет назад, но на самом деле она основывается на более древней традиции собирательства и коллекционирования семьи Медичи, - рассказал он. - С самого начала эта коллекция собиралась с мыслью о том, что границ не существует. Члены семьи Медичи покупали предметы искусства по всему миру, поэтому в Галерее Уффици есть китайский фарфор XVI века. И эти образцы пришли во Флоренцию по Великому шелковому пути. Каждый предмет искусства, который выставляется у нас в музее, автоматически работает сразу на нескольких уровнях. Все предметы искусства имеют некий код. Они относятся к месту своего происхождения и при этом связаны с большой сетью других мест. Есть местные коды, есть региональное значение и национальная ценность. Существует континентальный код, континентальная ценность – то, что объединяет нас с Россией. Конечно же, есть глобальный код, можно говорить и о некоем универсальном коде, потому что в будущем, надеюсь, мы будем жить и на других планетах. Когда-нибудь мы будем говорить об универсальных ценностях и кодах, но на самом деле все это имплицитно начиналось именно во Флоренции задолго до того, как в XVIII веке философы заговорили об универсальных ценностях искусства.
Майкл Эдсон рассказал о важности переосмысления традиционных культурных институций в современном мире, также о концепции уникального музея ООН — UN Live, созданием которого он занимается.
- Институт городского планирования проводил исследование в Окленде (Калифорния) среди бедного населения. Когда исследователи задали вопрос «Кто является творческими людьми в ваших сообществах?», то получили множество признаний в любви к художникам, рэперам, поэтам, скульпторам, писателям, музыкантам – тем, кто жил среди этих людей. Проблема заключалась не в том, что в Окленде не было культурной жизни. Проблема заключалась в том, что люди не ассоциировали свою творческую жизнь с институтами, которые существуют столетиями, не думали, что те отвечают их потребностям, - заявил соучредитель UN Live. - Как нам пройти через большие культурные изменения, которые будут сопровождать нас в течение всей жизни? Имеет смысл задать вопрос о том, кто будет локомотивом этих изменений. Будут ли они проведены в жизнь уже существующими культурными институтами? Моя задача – создавать особые культурные институты, музеи для человечества. Музей UN Live будет объединять всю жизненную энергию, всех людей мира для того, чтобы мы могли работать над самыми важными проблемами сегодняшнего дня.
О масштабной задаче, стоящей сейчас перед всем человечеством, и уникальной возможности пересмотреть устройство городов в глобальном масштабе говорил Гил Пеньялоса.
- Сегодня в городах живет 3,5 миллиарда человек. Через 40 лет этот показатель увеличится вдвое – до 7 миллиардов. В ближайшие 40 лет нам придется построить столько же домов, сколько было построено за всю историю человечества. Сложная проблема, но при этом интересная возможность, — отметил Гил. - Большинство городов в течение последних 30-40 лет строилось неправильно. Они неустойчивы с точки зрения экологии, неустойчивы экономически, не способствуют физическому и душевному здоровью, за исключением некоторых отдельных случаев. Нам нужно будет радикально изменить свой подход. Различия на самом деле нас объединяют. Я создал некоммерческую организацию 8–80 Cities, основная концепция которой заключается в следующем. Что бы мы ни делали в городе – парк, школу, библиотеку, скамейку – все должно одинаково подходить как 8-летним детям, так и 80-летним людям. Нужно прекратить строить города, которые подходят только здоровым людям, которым 30 лет. Это сложно и это возможно.
Умерла икона 1960-х Марианна Фэйтфул
Британская певица и актриса Марианна Фэйтфул скончалась 30 января 2025 года в Лондоне в возрасте 78 лет. О ее смерти, без уточнения причины, сообщил BBC пресс-секретарь покойной.
- С глубокой грустью мы сообщаем о смерти певицы, автора песен и актрисы Марианны Фэйтфул, — говорится в заявлении. - Марианна мирно скончалась сегодня в Лондоне в окружении своей любящей семьи. Ее будет очень не хватать.
Марианна Эвелин Габриэль Фэйтфул родилась 29 декабря 1946 года в Лондоне. В начале 1960-х исполняла фолк-музыку в кофейнях, но начала свою более профессиональную карьеру в 1964 году после посещения вечеринки Rolling Stones, где на неё обратил внимание Эндрю Луг Олдхэм. Её дебютный альбом, выпущенный в 1965 году одновременно в Великобритании и США под разными названиями сразу сделал ее одним из символов музыкального «британского вторжения».
С 1966 по 1970 год Фэйтфул находилась в романтических отношениях с Миком Джаггером, что активно обсуждалось в прессе. Её популярность ещё сильнее возросла благодаря ролям в кино, таким как «Я никогда не забуду это имя», «Анна», «Девушка на мотоцикле», «Гамлет» и др. Однако в 1970-х годах популярность Марианны была омрачена проблемами со здоровьем и материальным положением: она страдала анорексией, потеряла жильё и стала героиновой наркоманкой. Вследствие этих проблем, а также перенесенного ларингита, у Марианны изменился голос, став более хриплым, что слышно уже на альбоме 1979 года «Broken English». Всю жизнь после бурных 1970-х ее преследовали различные проблемы со здоровьем.
Всего Фэйтфул выпустила более 20 альбомов, последний их которых «She Walks In Beauty» вышел в 2021 году, снялась почти в 40 фильмах, в числе которых «Призрачная история», «Поворот винта», «Мария Антуанетта», «Ирина Палм сделает ЭТО лучше», "Лица в толпе", «Влюбленные». Марианна также играла в театре, записывалась с самыми разными артистами.
Марианна Фэйтфул в 1999 году была включена в список «100 величайших женщин рок-н-ролла» телеканала VH1. В 2009 году на церемонии вручения премии Women’s World Awards она получила награду за прижизненные достижения, а правительство Франции в 2011 году присвоило ей звание кавалера Ордена искусств и литературы.
Никита Джигурда попал в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины
Министерство культуры Украины внесло Никиту Джигурду в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности страны. Соответствующая информация появилась на сайте ведомства.
- Дополнить перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности, включив в него личность Джигурды Никиты Борисовича, гражданина Российской Федерации 1961 года рождения, - говорится в тексте приказа.
Включение уроженца Киева Никиты Джигурды в санкционный список в ведомстве объяснили его неоднократным посещением Донбасса и Запорожской области, проведением концертов для российских военнослужащих и предоставлением им материальной помощи. В 2017 году актер и певец получил паспорт гражданина ДНР.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в этот же список попали Никита Михалков, Митя Фомин, Надежда Бабкина, Николай Расторгуев и другие российские деятели культуры.
Владимир Мединский объяснил, почему некоторые артисты пропали с афиш в России
Владимир Мединский заявил, что в России не практикуется «культура отмены». При этом помощник президента РФ подчеркнул, что абсолютной свободы слова в нашем государстве в нынешней ситуации быть не может
- В условиях того, что страна ведет специальную военную операцию, добиваться абсолютной свободы слова по каким-то военным вопросам, мне кажется, было бы по меньшей мере странно, - сказал РБК Мединский. – Ее нет и быть не может. Но во всем остальном, я считаю, что мы более свободная страна. У нас больше цензоров внутри нас самих сидит, чем кто-то нас контролирует.
При этом Владимир Мединский не отрицает, что некоторые артисты в России в последние годы пропадают с афиш:
— Да, потому что страна находится в условиях специальной военной операции. И довольно странно было бы, чтобы государство одной рукой, собирая налоги и финансируя армию, другой рукой часть этих налогов тратила на тех, кто официально и публично оплевывает армию и людей на фронте. Какое-то раздвоение было бы в голове. Шизофрения называется. Поэтому нет, они не получают ни госгрантов, ни места на сцене государственных театров, ни финансирования по линии государственной поддержки кино. Это единственно разумная позиция.
Также Мединский признался, что он до сих пор слушает песни Аллы Пугачевой:
— Слушаю. Старые. Она давно ничего не исполняла нового хорошего, по крайней мере. Старые слушаю…Понимаете, Алла Пугачева была голосом своего времени и очень талантливым голосом. Голосом, которым восхищалась страна. Сейчас она, к сожалению, не выступает на сцене, но при этом ее имя иногда используется в совершенно других целях. Я исхожу из того, что люди должны заниматься профессионально тем, что они знают и умеют, чему они учились и в чем они разбираются. Я никогда не возьму на себя смелость объяснять балетмейстеру, как ставить балет, дирижеру — как руководить оркестром или художественному руководителю театра — как правильно постановку организовать. Или прийти на съемочную площадку, начать давать указания режиссеру, как мне кажется с идеологически государственной точки зрения. Не потому, что я скромный, а потому, что я в этом не разбираюсь. Они профессионалы, занимаются этим всю жизнь. Они глубоко в теме. Поэтому не должен я объяснять Цискаридзе, как ножку тянуть, понимаете? Он профессионал. А когда какой-то актер или некий деятель культуры, видимо, искренне подумав, что каждая кухарка может управлять государством, начинает давать советы, как руководить страной, строить экономику, как заниматься политикой, вам не кажется, что это то же самое?
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в мае 2024 года Владимир Мединский назначен на должность секретаря Совета по культуре и искусству при президенте России.
https://www.rbc.ru/interview/politics/30/01/2025/679881fe9a794702d0aa7539?from=column_1