Влияние глобализации на культуру и развитие всего человечества обсудили на пленарном заседании Петербургского культурного форума

Пленарное заседание VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума по теме «Культурные коды в условиях глобализации» прошло 14 ноября 2019 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа. В нем приняли участие генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) Уэббер Ндоро (Зимбабве), соучредитель и заместитель директора музея ООН — UN Live Майкл Эдсон (США), ректор Центральной консерватории музыки в Пекине Юй Фэн (КНР), учредитель некоммерческой организации по преобразованию городских зон 8–80 Cities Гил Пеньялоса (Канада) и директор Галереи Уффици Айке Шмидт (Италия). Модератором дискуссии выступила международный корреспондент издания Svenska Dagbladet Гунилла фон Халль (Швеция).
Уэббер Ндоро указал на то, что процессы глобализации имеют долгую историю и что молодым государствам сложно создавать собственные культурные коды.
- Глобализация это нечто, что мы никак не можем игнорировать, - сказал он. - Глобализация началась со времени появления человечества: мы всегда делились идеями, мыслями, воздействовали друг на друга. Мы как международная организация постоянно работаем в этой среде, учитываем лучшие практики, лучшие методы управления в системе мирового наследия. Нужно подчеркнуть: это вовсе не означает, что локальное не учитывается и не рассматривается. Локальные и местные аспекты чрезвычайно важны, разнообразие очень важно на Земле. Может быть, оно даже более значимо, чем то, что нас объединяет. Особенно в сфере культуры. Мир не является местом, одинаковым и равным для всех. Существуют разделительные полосы: Юг, Север… Большая часть стран в Южном полушарии образовались менее 60 лет тому назад, поэтому мы не можем предполагать у них тех же возможностей и потенциала, что и у европейских стран. Внутри этих стран много этнических групп, поэтому для них национальный код – целая проблема. Глобализация очень важна: вчера мы услышали новости из Венеции, два дня назад мы узнали о том, что происходит в Японии, Калифорнии, Австралии. Все это говорит еще и еще раз о том, что культура – это обмен. Обмен в том числе и нашими проблемами, когда таковые возникают. Мы должны признавать разные культуры и то, что они могут внести вклад в культуру мировую.
Юй Фэн рассказал, как музыкальные культуры других стран обогатили культурный код китайского народа.
- Концепция «Пусть расцветает сто цветов» очень старая и, конечно же, Китай придерживается открытой политики во всех сферах, - отметил ректор Центральной консерватории музыки в Пекине. - За рубежом накоплен передовой опыт культуры, и китайский народ перенимает его. В Китае много оркестров, но каким образом они появились? Многие из них включают инструменты, которые пришли из стран, входящих в орбиту инициативы «Один пояс, один путь». Это инструменты, которые в свое время проникли в Китай по Великому шелковому пути. Но сегодня китайцы считают эти инструменты своими, национальными. Эти инструменты выражают дух и душу нашего народа. После XX века мышление многих народов сблизилось. В XXI веке продолжается дальнейшее сближение Запада и Востока. Разные народы постоянно улучшают взаимопонимание, в XXI веке мы будем больше взаимодействовать друг с другом и понимать друг друга чем дальше, тем больше.
Об универсальных культурных кодах будущего говорил в своем выступлении Айке Шмидт.
- Галерея Уффици открылась около 150 лет назад, но на самом деле она основывается на более древней традиции собирательства и коллекционирования семьи Медичи, - рассказал он. - С самого начала эта коллекция собиралась с мыслью о том, что границ не существует. Члены семьи Медичи покупали предметы искусства по всему миру, поэтому в Галерее Уффици есть китайский фарфор XVI века. И эти образцы пришли во Флоренцию по Великому шелковому пути. Каждый предмет искусства, который выставляется у нас в музее, автоматически работает сразу на нескольких уровнях. Все предметы искусства имеют некий код. Они относятся к месту своего происхождения и при этом связаны с большой сетью других мест. Есть местные коды, есть региональное значение и национальная ценность. Существует континентальный код, континентальная ценность – то, что объединяет нас с Россией. Конечно же, есть глобальный код, можно говорить и о некоем универсальном коде, потому что в будущем, надеюсь, мы будем жить и на других планетах. Когда-нибудь мы будем говорить об универсальных ценностях и кодах, но на самом деле все это имплицитно начиналось именно во Флоренции задолго до того, как в XVIII веке философы заговорили об универсальных ценностях искусства.
Майкл Эдсон рассказал о важности переосмысления традиционных культурных институций в современном мире, также о концепции уникального музея ООН — UN Live, созданием которого он занимается.
- Институт городского планирования проводил исследование в Окленде (Калифорния) среди бедного населения. Когда исследователи задали вопрос «Кто является творческими людьми в ваших сообществах?», то получили множество признаний в любви к художникам, рэперам, поэтам, скульпторам, писателям, музыкантам – тем, кто жил среди этих людей. Проблема заключалась не в том, что в Окленде не было культурной жизни. Проблема заключалась в том, что люди не ассоциировали свою творческую жизнь с институтами, которые существуют столетиями, не думали, что те отвечают их потребностям, - заявил соучредитель UN Live. - Как нам пройти через большие культурные изменения, которые будут сопровождать нас в течение всей жизни? Имеет смысл задать вопрос о том, кто будет локомотивом этих изменений. Будут ли они проведены в жизнь уже существующими культурными институтами? Моя задача – создавать особые культурные институты, музеи для человечества. Музей UN Live будет объединять всю жизненную энергию, всех людей мира для того, чтобы мы могли работать над самыми важными проблемами сегодняшнего дня.
О масштабной задаче, стоящей сейчас перед всем человечеством, и уникальной возможности пересмотреть устройство городов в глобальном масштабе говорил Гил Пеньялоса.
- Сегодня в городах живет 3,5 миллиарда человек. Через 40 лет этот показатель увеличится вдвое – до 7 миллиардов. В ближайшие 40 лет нам придется построить столько же домов, сколько было построено за всю историю человечества. Сложная проблема, но при этом интересная возможность, — отметил Гил. - Большинство городов в течение последних 30-40 лет строилось неправильно. Они неустойчивы с точки зрения экологии, неустойчивы экономически, не способствуют физическому и душевному здоровью, за исключением некоторых отдельных случаев. Нам нужно будет радикально изменить свой подход. Различия на самом деле нас объединяют. Я создал некоммерческую организацию 8–80 Cities, основная концепция которой заключается в следующем. Что бы мы ни делали в городе – парк, школу, библиотеку, скамейку – все должно одинаково подходить как 8-летним детям, так и 80-летним людям. Нужно прекратить строить города, которые подходят только здоровым людям, которым 30 лет. Это сложно и это возможно.
Захар Прилепин награждён благодарностью от Президента России и медалью «За воинскую доблесть»

Писатель, подполковник Росгвардии Захар Прилепин 19 февраля 2025 года получил в Кремле благодарность от Президента России Владимира Путина. Ее передал первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко.
Накануне в Государственной Думе РФ руководитель фракции «Справедливая Россия - За правду» Сергей Миронов вручил Захару Прилепину медаль «За воинскую доблесть». Медаль была присуждена в конце 2022 года и вручена к празднованию Дня защитника отечества в 2025 году. Медаль почти три года ждала сначала возвращения Захара с фронта, а потом его выздоровления после ранения. Медаль была вручена Захару Прилепину за службу в зоне СВО на Луганском направлении в составе батальона Росгвардии «Оплот» в качестве заместителя командира батальона.
- Благодарность Президента РФ и награда, полученная мной, — всё это я воспринимаю, как высокую оценку работы всей нашей боевой команды – говорит Прилепин. – Оценку работы созданного нами в составе Росгвардии полка особого назначения «Оплот», работы созданного нами в составе бригады «Пятнашка» подразделения «Родня», работы созданного нами в Нижегородской области совместного с губернатором Глебом Никитиным лагеря военной подготовки «Сталь». Вдвойне радостно, что вручение благодарности совпало с выходом первого российского сериала, посвященного «русской весне» и СВО, — «Ополченский романс», снятого по моей книге. Но прежде, чем написать эту книгу — мы её прожили.
На премьере сериала «Ополченский романс» в кинотеатре «Иллюзион» присутствовали представители Администрации Президента, главы регионов, участники СВО, деятели культуры и лидеры общественного мнения.
Фильм-расследование смерти Мэттью Перри покажут в феврале

Трейлер документального фильма «Мэттью Перри: Голливудская трагедия» (Matthew Perry: A Hollywood Tragedy) представил 19 февраля 2025 года видеосервис Peacock.
- 28 октября 2023 года новость о том, что актер Мэттью Перри был найден мертвым у себя дома в Лос-Анджелесе, потрясла мир, - сообщается в синопсисе. - В своих мемуарах «Друзья, любимые и одна большая ужасная вещь» он рассказал историю своей борьбы с зависимостью, и когда в его организме был обнаружен кетамин, многие посчитали, что он умер от передозировки. Почти год спустя прокуратура сделала сенсационное заявление: пять человек, включая личного помощника Перри, двух врачей и предполагаемого голливудского наркоторговца, известного как «Королева кетамина», были обвинены в сговоре с целью незаконного снабжения Перри кетамином. Фильм расскажет о расследовании этого дела, в то время как двое обвиняемых, которые не признали себя виновными, ожидают суда.
В документальном расследовании режиссера Роберта Палумбо снялись, в частности, актриса Морган Фэрчайлд (сыгравшая мать его персонажа Чэндлера в «Друзьях») и прокурор США Центрального округа Калифорния Мартин Эстрада (который занимался этим делом), в ленту вошли архивные видео и многое другое.
Премьера фильма «Мэттью Перри: Голливудская трагедия» состоится на Peacock 25 февраля.
Валя Карнавал показала «Произвольную программу» под песню Кипелова

Новый выпуск программы «Народный ледниковый» покажет Первый канал 22 февраля 2025 года. Тема выпуска – «Произвольная программа».
Татьяна Тотьмянина и Саша T-Killah изобразили танец скелетов, затеявших игру в карты.
- Саня, ты на льду, как Цискаридзе! – пошутил Алексей Ягудин. – И мне уже абсолютно не страшно за свою жену в твоих руках!
Валя Карнавал и Никита Кацалапов танцевали под лирическую рок-балладу «Потерянный рай».
- Ваш номер вернул меня в прошлое, - разоткровенничался Максим Траньков. – Когда мы с Таней Волосожар ждали нашу дочку и катались под эту же песню в живом исполнении Валерия Кипелова.
Елизавета Туктамышева и Артур Сопельник отжигали под хит «I’m Your Man» Леонарда Коэна.
- Лизка, какая же ты многогранная! – восхитилась Татьяна Навка. – Тебе очень идет красное платье! И беззубая улыбка!
Эфир в 18.20.