Юрий Эрикона: “Композитор? Таких профессий в нашем реестре нет”
Композитор, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, член Союза кинематографистов РФ, Юрий Эрикона 17 декабря 2020 года празднует свое 61-летие. В преддверии этой даты он дал InterMedia не вполне праздничное интервью, в котором рассказал о проблемах российских творцов, в свете обсуждения готовящегося с 2017 года Закона о культуре.
Вы неоднократно заявляли, что статус творцов (писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и т.д.) в России требует серьезного пересмотра, но при всей своей важности этот вопрос многие годы остается без должного внимания. Могли бы вы подробнее рассказать, что имели в виду, и как это связано с готовящимся Законом о культуре?
На мой взгляд, существует несколько важных аспектов, без решения которых шансы на создание адекватного закона, обеспечивающего развитие большого искусства в России достаточно призрачны.
Вот трагикомический сюжет для начала: некие предприниматели с сомнительными лицами и биографиями рассылают рекламу, печатают пригласительные и заказывают ресторан, чтобы отпраздновать премьеру будущего фильма, который, по их мнению, принесёт людям счастье. Всё бы ничего, но дело в том, что сценария, музыки и денег на фильм ещё нет. Кто актёр? Кто режиссёр? Вот так и здесь.
О каком законе о культуре может идти речь, когда творческие профессии, такие как писатель, художник, композитор, поэт, скульптор… - одним словом, творцы в разных областях искусства, которые чёрным по белому указаны в дипломах о высшем образовании, выданных лучшими творческими вузами СССР, - уже почти 30 лет отсутствуют в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)? Если сказать проще, то сейчас в нашей стране творцы даже на пенсию выйти спокойно не могут по причине их отсутствия в этом документе. "Нет таких профессий у нас в реестре, и весь ваш творческий трудовой стаж, который годами зарабатывался при существовавших в СССР творческих союзах, аннулирован", - говорят в Пенсионном фонде РФ.
Ещё более странно то, что за все эти 30 лет не было слышно, чтобы хоть кто-то где-то поднимал данную тему. Для непосвящённых читателей напомню: для того, чтобы зритель пришёл на спектакль (оперу, балет и др.) или в кино, кто-то сначала должен придумать и написать произведение, дать ему дальнейшее развитие. Некоторым людям кажется, что песни и всё остальное, что звучит по радио и ТВ, появляется само собой, или кто их исполняет, тот и автор. Увы. такое отношение к творцам со временем приобрело массовый характер. Слава Богу, что хотя бы некоторые действующие авторы смогли выстоять, защитить себя в эти чудовищные для них времена.
Нельзя не сказать и о следующем. С выводом многих творческих профессий из ОКПДТР произошло не только аннулирование трудового стажа после 1991 года. Творцов лишили государственного статуса, тихо и без шума переведя профессиональную деятельность в разряд хобби. Мгновенно тысячи людей лишились права на профессиональный труд по созданию произведений искусства, возможностей для правовой защиты и т.д. Это случилось одновременно со сменой статуса действовавших тогда профессиональных творческих союзов, которые многие годы являлись моральной и социальной поддержкой всего профессионального сообщества. Тогда же в стране произошла ещё одна, так сказать,“Операция Ы 2" - появился шоу-бизнес. Им подменили отлаженную по тем временам филармоническую деятельность.
Зачем надо было лишать творческие профессиональные союзы государственного статуса? Они объединяли создателей всей страны, открывали возможности для новых постановок балетов, опер, написания и исполнения симфонической, хоровой музыки, а также произведений самых различных современных направлений. Нужны были всего лишь оптимизация и реформы.
Государственное звание "Заслуженный деятель искусств РФ", которым чаще всего награждались именно творцы, тоже потеряло свой статус, его обладателей лишили какой бы то ни было социальной поддержки, в том числе прибавок к пенсиям.
С начала этого эксперимента в сфере культуры прошло уже 30 лет - это более чем достаточный срок, чтобы подвести итоги и констатировать полный провал, а также чтобы принять серьёзные корректирующие решения для спасения отрасли. Но последствия уже в любом случае необратимы: сколько не создано великих скульптур за эти годы? О скольких поэмах, романах, сценариях и либретто уже никто и никогда не узнает? А что с современными мастерами-художниками? Как они выживают все эти годы? Если уж кто-то от этого эксперимента и выиграл, то точно не культура.
Какими, на ваш взгляд, могут быть первые шаги по выходу из этой ситуации?
Вырисовывается единственное цивилизованное решение чудовищных противоречий и многочисленных проблем в жизни творцов - уважаемых миллионами россиян профессиональных писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и т.д. Для начала конструктивного диалога о новом Законе о Культуре я бы предложил вернуть указанным категориям деятелей культуры и искусства профессиональный статус, а именно:
1. При начислении трудового стажа учитывать действительные в СССР статусы “Творческий работник” и “Деятель культуры и искусства”.
2. Обладателям звания "Заслуженный деятель искусств РФ" определить пенсионные надбавки на тех же условиях, что и для "Заслуженных артистов РФ" и "Народных артистов РФ".
3. Рассмотреть возможность возвращения творческим союзам государственного статуса и сопутствующих прав.
После урегулирования данных минимально необходимых положений, процесс работы над новым Законом о культуре, как мне кажется, мог бы получить новый импульс и обрести более взаимоуважительное, конструктивное и справедливое продолжение.
Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»
Участник «Евровидения» от Нидерландов Йост Кляйн дисквалифицирован и не примет участие в финале 11 мая 2024 года. Как сообщается, причиной стали угрозы певца в адрес женщины, работающей на конкурсе (а не его публично выраженное отношение к израильское певице Иден Голан). Инцидент произошел 9 мая, по окончании второго полуфинала, в котором Йост выступал со своей композицией «Europapa». Дело передано в прокуратуру региона. Хотя Кляйн был допрошен полицией, он не был взят под стражу.
- Шведская полиция расследовала жалобу, поданную женщиной из съемочной группы после инцидента, произошедшего после его выступления в полуфинале в четверг вечером, - сообщается в официальном заявлении Европейского вещательного союза (EBU). - Пока судебный процесс идет своим чередом, ему было бы нецелесообразно продолжать участие в конкурсе. Мы хотели бы прояснить, что, вопреки сообщениям некоторых СМИ и предположениям в социальных сетях, в этом инциденте не участвовал какой-либо другой артист или член делегации. Мы придерживаемся политики абсолютной нетерпимости к неподобающему поведению на нашем мероприятии и стремимся обеспечить безопасную и надежную рабочую среду для всех сотрудников конкурса. В свете этого поведение Йоста Кляйна по отношению к члену команды считается нарушением правил конкурса.
Голландская телекомпания AVROTROS, которая является партнером-вещателем конкурса, также опубликовала свое заявление по этому поводу.
- Мы приняли к сведению дисквалификацию со стороны EBU, - говорит в нем. - AVROTROS считает дисквалификацию несоразмерной и шокирован этим решением. Мы глубоко сожалеем об этом и вернемся к этому вопросу позже.
Таким образом, в финале примут участие 25 стран. Это первый случай в истории «Евровидения», когда участник был дисквалифицирован перед финалом, несмотря на то, что участвовал в полуфинале.
Рецензия на песню NЮ «Забери»: Рифмы и панчи
2024, Юрий Николаенко.
Оценка: 8 из 10.
Юрий Николаенко выпустил очередную нежную любовную балладу. Хочется написать, что он поставил их на поток, но на самом деле нет: NЮ явно пытается разнообразить балладную «продукцию», хоть она востребована и так. В «Забери» весь текст построен на игре слов, парадоксальных рифмах и неожиданных образах, так что это далеко не конвейерное, а ручное производство. Юрий хочет не просто в очередной раз покорить девушек, но и дать пищу для размышлений другим слушателям.
Многих зацепит фраза «в эту жизнь без оков – fuck off, fuck off, fuck off», но тут хватает и других примечательных рифм. «Вешай на меня петлю, добивай под «I Love You», проиграл в бою by you, by you, by you», «я — провал, ты права» или вот «Забери-бери вискарь, забери-бери весь кайф», с которой начинается песня. А чтобы слушатель не очень увлекался разбором слов в предложениях, NЮ обрушивает на него невероятно нежный и крайне привязчивый припев, в котором много раз повторяется фраза «Ты забери, ты забери, ты забери всё, что внутри, всё, что внутри» в небольших вариациях.
В клипе режиссёра Дмитрия Пекшина Юрий Николаенко выступает в роли взволнованного рассказчика, а влюблённую пару играют Валентина Колева и Вячеслав Пронин. Пока Юрий страдает и переживает, Валентина и Вячеслав гуляют по Москве, встречаются, расстаются, изображают счастье (тут девушка по клипмейкерскому канону сильно кружится вокруг своей оси) и трудности. Обращают на себя внимание лица актёров: это не модели и не писаные красав(и)цы, а такие, знаете ли, обычные люди. Как вы да я, как целый свет. И это выделяет клип на фоне многих других, стремящихся не показать жизнь, а рассказать сказку.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Нидерландский исполнитель Йост Кляйн временно отстранен от участия в «Евровидении»
Участник конкурса «Евровидение 2024» из Нидерландов Йост Кляйн может быть отстранен от выступления в финале после инцидента, произошедшего во время общей пресс-конференции. Она состоялась 9 мая сразу по окончании второго полуфинала, на вопросы журналистов отвечали все финалисты.
Когда с прессой общалась конкурсантка из Израиля Иден Голан, сидящий рядом Йост демонстративно завернулся во флаг своей страны, чтобы не попасть с ней вместе в кадр. Кляйн также указал коллеге, что ей следует ответить на вопрос о том, ставит ли она под угрозу безопасность других участников Евровидения своим участием, хотя девушка не горела желанием это делать.
В результате Европейский вещательный союз инициировал внутреннее расследование, на время которого временно отстранил Йоста от участия во всех мероприятиях 10 мая. В этот день прошли две репетиции финала, причем вечерняя (в костюмах и полностью повторяющая номер) является довольно важной: ее отсматривают профессиональные жюри всех стран, а их очки составляют половину итоговой оценки. В случае Кляйна они будут судить о нем по записи его выступления в полуфинале. Кляйн – популярный в Нидерландах артист, рэпер и блогер, его номер «Europapa» (шуточный, но с трогательным финальным посвящением покойному отцу) входил в число фаворитов у букмекеров.
Справедливости ради надо сказать, не только Йост вел себя не самым уважительным образом во время пресс-конференции. Так, участница из Греции Марина Сатти в то время, как Иден Голан отвечала на вопросы, стала демонстративно зевать и делать вид, что сейчас заснет. Хотя представители греческой делегации заявили, что девушка просто устала, в соцсетях ее поведение осудили многие греческие зрители, написав в комментариях к роликам, что «она вела себя, как 12-летний ребенок», и она «здесь, чтобы представлять страну, а не позорить». Впрочем, были и те, кто заявил, что не видит никакого острого политического высказывания в паре зевков.