Юрий Эрикона: “Композитор? Таких профессий в нашем реестре нет”
Композитор, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, член Союза кинематографистов РФ, Юрий Эрикона 17 декабря 2020 года празднует свое 61-летие. В преддверии этой даты он дал InterMedia не вполне праздничное интервью, в котором рассказал о проблемах российских творцов, в свете обсуждения готовящегося с 2017 года Закона о культуре.
Вы неоднократно заявляли, что статус творцов (писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и т.д.) в России требует серьезного пересмотра, но при всей своей важности этот вопрос многие годы остается без должного внимания. Могли бы вы подробнее рассказать, что имели в виду, и как это связано с готовящимся Законом о культуре?
На мой взгляд, существует несколько важных аспектов, без решения которых шансы на создание адекватного закона, обеспечивающего развитие большого искусства в России достаточно призрачны.
Вот трагикомический сюжет для начала: некие предприниматели с сомнительными лицами и биографиями рассылают рекламу, печатают пригласительные и заказывают ресторан, чтобы отпраздновать премьеру будущего фильма, который, по их мнению, принесёт людям счастье. Всё бы ничего, но дело в том, что сценария, музыки и денег на фильм ещё нет. Кто актёр? Кто режиссёр? Вот так и здесь.
О каком законе о культуре может идти речь, когда творческие профессии, такие как писатель, художник, композитор, поэт, скульптор… - одним словом, творцы в разных областях искусства, которые чёрным по белому указаны в дипломах о высшем образовании, выданных лучшими творческими вузами СССР, - уже почти 30 лет отсутствуют в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)? Если сказать проще, то сейчас в нашей стране творцы даже на пенсию выйти спокойно не могут по причине их отсутствия в этом документе. "Нет таких профессий у нас в реестре, и весь ваш творческий трудовой стаж, который годами зарабатывался при существовавших в СССР творческих союзах, аннулирован", - говорят в Пенсионном фонде РФ.
Ещё более странно то, что за все эти 30 лет не было слышно, чтобы хоть кто-то где-то поднимал данную тему. Для непосвящённых читателей напомню: для того, чтобы зритель пришёл на спектакль (оперу, балет и др.) или в кино, кто-то сначала должен придумать и написать произведение, дать ему дальнейшее развитие. Некоторым людям кажется, что песни и всё остальное, что звучит по радио и ТВ, появляется само собой, или кто их исполняет, тот и автор. Увы. такое отношение к творцам со временем приобрело массовый характер. Слава Богу, что хотя бы некоторые действующие авторы смогли выстоять, защитить себя в эти чудовищные для них времена.
Нельзя не сказать и о следующем. С выводом многих творческих профессий из ОКПДТР произошло не только аннулирование трудового стажа после 1991 года. Творцов лишили государственного статуса, тихо и без шума переведя профессиональную деятельность в разряд хобби. Мгновенно тысячи людей лишились права на профессиональный труд по созданию произведений искусства, возможностей для правовой защиты и т.д. Это случилось одновременно со сменой статуса действовавших тогда профессиональных творческих союзов, которые многие годы являлись моральной и социальной поддержкой всего профессионального сообщества. Тогда же в стране произошла ещё одна, так сказать,“Операция Ы 2" - появился шоу-бизнес. Им подменили отлаженную по тем временам филармоническую деятельность.
Зачем надо было лишать творческие профессиональные союзы государственного статуса? Они объединяли создателей всей страны, открывали возможности для новых постановок балетов, опер, написания и исполнения симфонической, хоровой музыки, а также произведений самых различных современных направлений. Нужны были всего лишь оптимизация и реформы.
Государственное звание "Заслуженный деятель искусств РФ", которым чаще всего награждались именно творцы, тоже потеряло свой статус, его обладателей лишили какой бы то ни было социальной поддержки, в том числе прибавок к пенсиям.
С начала этого эксперимента в сфере культуры прошло уже 30 лет - это более чем достаточный срок, чтобы подвести итоги и констатировать полный провал, а также чтобы принять серьёзные корректирующие решения для спасения отрасли. Но последствия уже в любом случае необратимы: сколько не создано великих скульптур за эти годы? О скольких поэмах, романах, сценариях и либретто уже никто и никогда не узнает? А что с современными мастерами-художниками? Как они выживают все эти годы? Если уж кто-то от этого эксперимента и выиграл, то точно не культура.
Какими, на ваш взгляд, могут быть первые шаги по выходу из этой ситуации?
Вырисовывается единственное цивилизованное решение чудовищных противоречий и многочисленных проблем в жизни творцов - уважаемых миллионами россиян профессиональных писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторов и т.д. Для начала конструктивного диалога о новом Законе о Культуре я бы предложил вернуть указанным категориям деятелей культуры и искусства профессиональный статус, а именно:
1. При начислении трудового стажа учитывать действительные в СССР статусы “Творческий работник” и “Деятель культуры и искусства”.
2. Обладателям звания "Заслуженный деятель искусств РФ" определить пенсионные надбавки на тех же условиях, что и для "Заслуженных артистов РФ" и "Народных артистов РФ".
3. Рассмотреть возможность возвращения творческим союзам государственного статуса и сопутствующих прав.
После урегулирования данных минимально необходимых положений, процесс работы над новым Законом о культуре, как мне кажется, мог бы получить новый импульс и обрести более взаимоуважительное, конструктивное и справедливое продолжение.
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.
Робби Уильямс написал новую песню для своего байопика
Премьера сингла Робби Уильямса «Forbidden Road» состоялась 22 ноября 2024 года. Это совершенно новая композиция, авторами которой являются Уильямс, Фредди Векслер и Саша Скарбек, из саундтрека фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса». Лирик-видео на песню состоит из фрагментов байопика.
«ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера Майкла Грэйса откровенно расскажет о жизни британского музыканта: от детства и участия в группе Take That до успешной сольной карьеры и тех личных проблем, которые сопутствовали его популярности.
Главную роль в фильме сыграл Джонно Дэвис, но он предстает не в человеческом обличие, а в виде шимпанзе. В остальных ролях появятся Дэймон Херриман, Элисон Стэдмен, Стив Пембертон, Кейт Малвэйни, Рашель Банно и другие, включая и самого Робби Уильямса.
В российский прокат «Быть лучше: История Робби Уильямса» выйдет 26 декабря.