Рецензия на сериал «Мертвые души»: Раздобыл место у Кремлевской стены — похороны завтра
![постер к сериалу](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/353864.jpg)
Оценка: 8 из 10
Сериал «Мертвые души» вышел в онлайн-кинотеатре IVI 9 декабря 2020 года. Режиссер: Григорий Константинопольский. В ролях: Евгений Цыганов, Александр Робак, Дмитрий Дюжев, Алексей Серебряков, Алексей Кортнев, Анна Михалкова, Елена Коренева, Тимофей Трибунцев, Иван Охлобыстин и другие.
Современный Павел Иванович Чичиков (Евгений Цыганов), трудясь в Министерстве культуры, отправляется с особым поручением в провинциальный городок Бугорск. Суть дела в следующем: в результате реновации, распространившейся и на престижные столичные кладбища, на погостах обнаружилось энное количество свободных мест, которые нужно зарезервировать для безвестных героев из российской глубинки. Естественно, Павел Иванович блюдет свою выгоду, предлагая заветные места не мертвым, а живым.
Негласная инициатива чиновника вызывает пламенный отклик в сердцах бугорских нуворишей. Мэр города Коробочка (Елена Коренева) мечтает упокоиться рядом с Максимом Галкиным. Не просыхающий ополченец и — по совместительству — глава министерства спорта Бугорска — Ноздрев (Тимофей Трибунцев) спит и видит, как лежит у Кремлевской стены подле Захара Прилепина. А у грубияна Собакевича (Александр Робак) — самое скромное желание: стать посмертным соседом Навального на Николо-Архангельском кладбище. За каждое местечко прощелыга Чичиков назначает свою цену. Вот только одного он не учел: какой же русский чиновник станет добровольно расставаться с собственными деньгами?
После блестящей транспозиции в современность «Грозы» Александра Островского Григорий Константинопольский взялся за не самый простой и очевидный материал. Конечно, вольное обращение с гоголевским наследием стало у современных кинематографистов общим местом — вот и у Константинопольского мистический сериал с Александром Петровым в главной роли идет в некоторых сценах фоном. Но все-таки замысел «Мертвых душ» оказался не по зубам даже автору, который вольно или невольно уничтожил второй том поэмы, а до третьего так толком и не добрался. К тому же Константинопольского подстерегала реальная опасность увязнуть в самоповторах и тиражировании наиболее удачных приемов той же «Грозы».
Тем не менее, режиссер справился. Возможно, дело в том, что его новый мини-сериал имеет прямое отношение не только к собственно литературному первоисточнику, но и к позднесоветскому анекдоту, в котором злая теща выдвинула зятю одно условие — быть погребенной у Кремлевской стены. А он, побегав по инстанциям, вернулся с закинутым за спину языком и выдал: «Место раздобыл, но есть одна небольшая проблема: похороны завтра!»
Нечто подобное как раз происходит, к вящей радости некрополистов всех мастей, и в «Мертвых душах» Константинопольского. Странно, что до него еще никто не решался освоить такую благодатную тему, ведь драм и баталий вокруг кладбищенских vip-мест разворачивалось в медийном пространстве немало. Вспомним Людмилу Зыкину, которую, вопреки ее собственной воле, погребли на самом статусном Новодевичьем кладбище. По сути, каждые похороны для людей такого масштаба превращаются в дилемму: обрести, наконец, место отдохновения от трудов праведных или участвовать в бессмысленной ярмарке тщеславия и после смерти.
Какой бы ни была забавной интрига мини-сериала, Константинопольский нашел редкую возможность для каждого из своих погрязших в пороках персонажей побыть хотя бы несколько секунд самими собой. Происходит это в момент, когда Чичиков задает свой сакраментальный вопрос: с кем рядом вы хотите лежать? Здесь уж не обойтись не только без смеха сквозь слезы, но и без подсознательного протеста. Ведь каждый из зрителей исподволь проецирует этот вопрос на себя и, в случае, если на тему смерти для него наложено табу, то неизбежно чувство отвращения, которое автоматом экстраполируется и на детище Константинопольского.
Но, к счастью, клиповая манера режиссера и его обширные связи в музыкальной тусовке позволяют ему справиться и с этой проблемой. В фильме внушительное количество вставных песенных номеров, поданных с изрядной долей юмора и креатива. Чего только стоит «Инцидент в Настасьино» «Аквариума», исполненный в духе индийских мелодрам или синти-поповая сновидческая версия «Моей цыганской» Владимира Высоцкого с томным женским (!) вокалом. Не говоря уж о просто использованной в качестве саундтрека инструментальной версии «До свидания, мама!» «Морального кодекса».
Да, «Мертвые души» Григория Константинопольского это действительно прощание — причем не только с забубенной киношной матушкой-Россией, ненароком давящей вусмерть своих детей во сне, но и с вульгарно-социологическим прочтением гоголевской поэмы, которым так грешит школьная программа. Не забываем, что Гоголь задумывал три части «Мертвых душ» как аналоги дантовского «Ада», «Чистилища» и «Рая». Писатель не успел воплотить последних двух пунктов, но за него это сделал Григорий Константинопольский, не забыв, как ни странно, и о Рае, дарующем подзабытое чувство беспредельного катарсиса…
Денис Ступников, InterMedia
«Пророк. История Александра Пушкина» стал лидером российского проката
![постер к фильму](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393269.jpg)
Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» возглавил российский прокат по итогам уикенда 13-16 февраля 2025 года. Музыкальный байопик с Юрой Борисовым в главной роли заработал на своей дебютной неделе 412,1 миллионов рублей.
Второе место заняла еще одна новинка – «Манюня: День рождения Ба». С кассой в 143 миллиона фильм показал лучший старт для всей кинофраншизы. На третью строчку опустилась турецкая мелодрама «Оставь это ветру», собрав 54,4 миллиона (на 33,7% меньше, чем в дебютный уикенд), на четвертую – лидер предыдущих двух недель – исторический фильм «Злой город» (45,9 млн), на пятую – «пиратский» прокатный хит «Муфаса. Король Лев» (26,7 млн).
В американском прокате в прошедший уикенд лидировал кинокомикс Marvel «Капитан Америка: Новый мир». Фильм получил низкие оценки критиков, но заработал 100 миллионов долларов. На втором месте оказались «Приключения Паддингтона 3», вышедшие в США гораздо позже, чем в почти во всем остальном мире (включая Россию), с кассой в 13 миллионов.
Лидером мирового проката за счет невероятного успеха в Китае уже несколько недель является анимационный фильм «Нэчжа побеждает царя драконов», чья касса уже составила рекордные 1,6 миллиарда долларов. «Капитан Америка» в мировом прокате заработал 92,4 миллиона. Романтическая комедия «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки» в 70 странах (включая Великобританию, где она стала лидером проката) заработала на дебютной неделе 32,3 миллиона. В США, как и в России, фильм выйдет только в онлайн-кинотеатрах.
Премьера «Мелочей жизни» с Киллианом Мёрфи состоится в «Октябре»
![постер к фильму](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393264.jpg)
Российская премьера фильма «Мелочи жизни» (Small Things Like These) состоится в киноцентре «Октябрь» 2 марта 2025 года в рамках проекта «Каро.Арт». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в драме режиссера Тима Милантса исполнили Киллиан Мёрфи, Эмили Уотсон, Киран Хайндс, Патрик Райан, Питер Клэффи, Иэн О’Райли, Айлин Уолш и другие.
- 1985 год. Торговец углем и семьянин Билл Ферлонг готовится к самому напряженному сезону в своей работе, - сообщается в синопсисе. - За несколько недель до Рождества он доставляет заказ в местный монастырь и невольно становится свидетелем шокирующей истории, которая происходит за его стенами. Билл узнает, что на самом деле скрывается за «прачечными Магдалины» — специальными учреждениями при монастырях, в которые определяют женщин со сложной судьбой.
Картина будет демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами. Фильм представит и обсудит со зрителями философ Евгений Цуркан.
В российский прокат «Мелочи жизни» выйдут 13 марта.
Премьера «Обезьяны» состоится в «Октябре»
![постер к фильму](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393263.jpg)
Российская премьера хоррора «Обезьяна» (The Monkey) состоится в киноцентре «Октябре» 25 февраля 2025 года в рамках проекта «Каро.Арт». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в фильме режиссера Осгуда Перкинса по рассказу Стивена Кинга исполнили Тео Джеймс, Элайджа Вуд, Татьяна Маслани, Лаура Меннелл, Колин О’Брайэн, Кристиан Конвери и др.
По сюжету, братья-близнецы Билл и Хэл находят на чердаке старую заводную обезьянку. Постепенно герои понимают, что в игрушку вселился злой дух, намеревающийся убить каждого на своём пути. Спустя много лет выросшие братья вновь сталкиваются с демонической силой.
Фильм будет демонстрироваться на английском языке с субтитрами. Представит и обсудит картину со зрителями кинокритик Ренат Газизов.
В российский прокат «Обезьяна» выйдет 27 февраля.