Рецензия: документальный фильм «Машина времени, часть 2: Игра в бисер»
2021, Intro Studio
Оценка: 8,5 из 10.
Вторая часть обстоятельного фильма Александра Липницкого об истории «Машины времени» посвящена событиям 80-х годов. Как мы знаем, автор работал над лентой больше десяти лет, благодаря чему представленный в неспешной документалке контент естественным образом превратился в уникальный. В частности, среди спикеров, рассуждающих о феномене «Машины времени» её влиянии на русский рок, много покойных (Иосиф Кобзон, Крис Кельми, Коля Васин и др.) либо редких гостей на экране (Александр Ситковецкий, Ованес Мелик-Пашаев, Юрий Ильченко). В ряде случаев вместо того чтобы искать архивные кадры, Липницкий просто демонстрирует фрагменты своих старых видеоинтервью. Некоторые легенды рока высказывают спорные суждения, но автор даёт Андрею Макаревичу и другим возможность опровергнуть эти слова и вспомнить, как было на самом деле.
1980-е для «Машины времени» были годами выхода на «официальную» сцену. Группа получила профессиональный статус, снялась в паре фильмов, поехала на гастроли, сопровождающиеся диким ажиотажем публики. Уже тогда популярностью в андерграундных кругах пользовалось мнение о том, что «Машина» продалась», хотя Андрей Макаревич много раз подробно объяснял причины этого решения. Удивительно, но некоторые оппоненты с этим до сих пор не смирились - и Липницкий вновь даёт им слово. Что ж, это стало поводом вновь припомнить эту историю: участники «Машины времени» с доброй иронией рассказывают о худсоветах, неожиданной поддержке Кобзона, разгромной статье в «Комсомольской правде» и гастрольных пьянках. «Машину» так и не заставили петь песни советских композиторов и вообще почти не вмешивались в творческий процесс: музыканты объясняют это тем, что нельзя было «резать курицу, несущую золотые яйца». Десятки аншлаговых концертов в каждом городе и прокат фильмов с участием Макаревича приносили в бюджет столько средств, что можно было «приподзакрыть» глаза на отсутствие в репертуаре песен о партии.
Все эти давно известные факты преподнесены в фильме с некоторыми новыми любопытными нюансами. Но ближе к финалу авторы сходят с накатанных рельсов и через историю «Машины времени» начинают рассказывать о московской рок-музыке 80-х. Тут и задержания Алексея Романова и Жанны Агузаровой, и феномен «Звуков Му» и «Центра», и «Нюанс» с «Николаем Коперником». В конце концов этот экскурс приводит авторов фильма к Александру Градскому, который заявляет, что история российского рока могла пойти не за суперпопулярной «Машиной времени», а за ним, и тогда всё бы было по-другому (как минимум более профессионально). Оставшееся время картины с Александром Борисовичем спорят не только «машинисты», но и другие рокеры: по их мнению, за «железным занавесом» не было условий для того, чтобы следить за западным роком и развивать музыкальное мастерство. Именно поэтому советский рок пошёл другим путём, действуя методом проб, ошибок и экспериментов, а успех текстоцентричной «Машины времени» поневоле стал для многих ориентиром. Впрочем, я полагаю, что совсем не обязательно было затевать эту дискуссию в рамках фильма об истории «Машины»: она достойна отдельного документального сериала.
Алексей Мажаев, InterMedia
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Игорь Крутой награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
Игорь Крутой получил государственную награду. Президент России Владимир Путин наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Соответствующий указ размещен на сайте правовой информации. Награду композитор получил «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
29 июля 2024 года Игорь Крутой отметил 70-летие.