Алсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС

Эксперты обсудили, что ждет театр в 2021 году

16.02.2021 12:15 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Егор Старшелюк/InterMedia; предоставлено НЦИС

Онлайн-конференция «Театральный комплекс. Новое время», посвященная выживанию зрелищных индустрий в период пандемии, состоялась 4 февраля 2021 года.

Эксперты представили и обсудили практики, которые помогают театрам планировать свою деятельность, эффективно зарабатывать в условиях ограничений, сохранять аудиторию, использовать новые цифровые технологии для развития и находить новых партнеров.

Открывая конференцию, главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов (на фото) отметил, что прогнозы на 2021 год - дело столь же неблагодарное, сколь непредсказуемое, и предложил присутствующим отталкиваться от фактов.

- 2020-й стал одним из самых чудовищных, - подчеркнул Евгений Сафронов. – Наверное, такого спада не было со времен войны - и коснулось это не только зрелищных, но и в целом всех культурных индустрий всего мира. В только что вышедшем нашем исследовании «Культура и культурные индустрии в РФ– 2020» приведены данные и детали, иллюстрирующие катастрофу - иначе ведь это не назовёшь. В 2018–2019-е годы в сфере культуры отмечался устойчивый рост, а вот в 2020-м, в связи с запретом мероприятий, обороты зрелищных индустрий рухнули в полтора раза, продажи билетов - на 70–75%. По сути, перестали существовать целые предпринимательские секторы зрелищных и ряда других индустрий.

На сегодняшний день мы видим обнадёживающие признаки - картина отличается от города к городу, во всех регионах сохраняются ограничения, но многие площадки потихоньку начинают открываться, уже можно что-то планировать. Понятно, что пандемия – огромная проблема для всего мира, но в некоторых регионах (включая Москву) можно было бы отнестись к этой проблеме серьезнее, не так формально и, будем откровенны, недальновидно.

Вернемся к исследованию. Сфера культуры в России делится на две большие части: творческая деятельность (основанная на произведениях) и деятельность по организации культурного досуга (использование произведений в незначительной степени). От пандемии пострадали обе отрасли, однако сектора, связанные с интернетом, как и во всем мире, выросли - хоть не настолько, насколько ожидалось.

Обращу внимание на структуру Исследования - тома «Аналитика», «Законодательство» и «Терминология». Для аудитории могут стать сюрпризом изменения в сфере законодательства - к примеру, с 2020 г. к «зрелищным мероприятиям» по закону отнесено «публичное представление музейных предметов» - то есть, работа любого музея теперь признается «мероприятием», и это сильно путает общую ситуацию. Есть и еще одна невероятная новация: введен термин «организации исполнительских искусств», в которые почему-то входят ИП, что с точки зрения русского языка, как и с юридической - нонсенс; тем не менее, это уже действующее законодательство. При этом «организации исполнительских искусств» определяются тем, что они осуществляют «создание, исполнение, показ и интерпретацию произведений искусства» - по формулировке закона только в таком наборе. Организация, занимающаяся чем-то одним - например, показом, или, скажем, интерпретацией - по букве закона не должна признаваться организацией исполнительских искусств и, соответственно, выводится из-под действия Основ законодательства о культуре. Многие возразят: “Нам это не грозит, применяться не будет, так как «все же всё понимают»”. Но правилен ли подход к законодательству «по понятиям»? Вряд ли, но все мы должны работать в таких условиях.

Снова вернемся к исследованию и рассмотрим, как соотносятся в сфере культуры бюджетные ассигнования и коммерческая деятельность. Последняя явно превалирует, но, в первую очередь – за счет электроники и онлайна, которые, к сожалению, практически не платят создателям произведений. Это прекрасно знают те, кто пробовал организовывать онлайн-мероприятия.

Соотношение доходов от коммерческой деятельности онлайн- и офлайн-сегментов сферы культуры, 2018–2020 гг., млн руб.

Многих удивит то, что объём сферы культуры даже в 2020 г. составил около 3 трлн рублей - из которых создателям и организаторам достаются копейки. Бюджеты разных уровней в РФ щедро поддерживают свои учреждения, но при этом большая часть средств, реально зарабатываемых на творческом контенте, уходит в компании сферы информационно-коммуникационных технологий. Зрелищная индустрия в целом зарабатывает лишь 9% - и это совокупно все театры, концерты, детские шоу, свадьбы, корпоративы, елки и др.

Затронул Евгений Сафронов и важный тренд, который ощутили многие в регионах:

- Руководство дало указание развивать “креативные индустрии”. Это действительно мировой тренд, он важен для всех развитых государств в мире. Но проблема в том, что в каждой стране существует особый подход к этим индустриям - в одной стране к ним относятся, скажем, исключительно культурные индустрии, в другой - ещё и религия, в третьей - спорт, в четвертой - изготовление мебели. Особо интересна с этой точки зрения Бельгия, где приняты два разных определения креативных индустрий для фламандской и французской общин. В Великобритании Министерство культуры сейчас называется “Министерством цифрового развития, спорта, культуры и средств массовой информации” - просто потому, что там уже поняли, что это единая система, требующая единого регулирования.

В России сейчас сферой культуры официально управляют семь ведомств, никак не координирующих свою деятельность. Основное ведомство – Минцифры, управляющее всем интернетом, всеми СМИ, книгами, сетями. Именно от него зависит, как будет развиваться культурная жизнь и “креативные индустрии”. Но при этом ведомству не поставлено задание заниматься культурой. У Министерства культуры - вроде бы профильного - также ограничены полномочия, оно не может координировать сферу культуры в целом. То же и с остальными ведомствами - Минэкономразвития, Минпромторгом, Ростуризмом и др. - координации нет даже на уровне подзаконных актов. Поэтому по вопросам “креативных индустрий” в каждом регионе принимаются решения самостоятельно, кто во что горазд - задания даны каждому из ведомств, и спускаться в регионы они могут по ведомственным вертикалям без всякой координации. Это уже стало серьёзной проблемой для организаций на местах - ведь из действующих законов реально ничего понять нельзя.

Ещё одна проблема - в самом понятии “индустрии”, предполагающем прибыльность, как указано в определении ООН. Но ведь в России не извлекают прибыль, у нас практически все “креативные” организации – бюджетные. Прибыль извлекают другие организации, явно не “креативные”. Как решить эту проблему в РФ - пока неясно. Но основой для этого может послужить блок-схема InterMedia, предложенная вашему вниманию.

Базисная блок-схема сферы культуры в РФ

Нельзя сказать, что в центре не понимают проблемы. Но решение задачи тоже своеобразно: разными ведомствами создано уже четыре рабочих группы для определения “Креативных индустрий”. Эти группы также не координируют свои действия - и в результате одна из них уже приняла решение, что к “креативным индустриям” относится “музыка”, но не относятся “драма”, “опера”, “балет” и др. Это важная информация на будущее, чтобы просто понимать, как с этим справляться. В нашем исследовании есть детальное изложение того, что такое “креативные индустрии”, “культурные индустрии” и как они друг с другом связаны. Пока ясно лишь то, что в основе “креативных индустрий” лежит интеллектуальная собственность (не только творческая, но и изобретательство, наука и др.). - но это лишь теория, которую пока не считают нужным применять на практике.

Коснулся Евгений Сафронов и способов продвижения зрелищных мероприятий:

- В законодательстве ещё в 1930-х указана тройка терминов: “театрально-зрелищные, зрелищно-развлекательные и культурно-просветительные мероприятия” - без определения различий. Однако уже в 2021 году дано указание разработать новый закон “О просветительской деятельности”, у которой тоже нет определения, но наличие в законодательстве “культурно-просветительских мероприятий” весьма настораживает - ведь все мероприятия, которыми мы занимаемся, по закону вполне могут быть к этому отнесены. Каким образом и кто будет это регулировать – пока понять невозможно. Ясно одно - кроме привычного уже контроля у нас будет какой-то дополнительный, возможно – со стороны МВД или ФСБ.

Перейдём к продвижению зрелищных мероприятий - уверен, что в разделе «Портфолио» вы вполне можете найти себя. За последние 30 лет InterMedia поддерживала более 1500 самых разных акций – от концертов U2 и Мадонны до премии “Хрустальная Турандот” и открытия Театра Армена Джигарханяна - посмотрите там отчеты о продвижении. Печально, что организаторы крайне осторожно пользуются такими простыми и недорогими способами продвижения, как анонсирование в СМИ, СММ, мессенджеры, подкасты и т.д. Ведь все же вроде бы заинтересованы в том, чтобы больше людей узнали о мероприятии, купили побольше дорогих билетов. Все бы остались довольны (особенно - губернатор). Это ведь совсем недорого, если действуют профессионалы. Но почему достойный спектакль нередко проходит незамеченным?

Организатор мероприятия нередко считает, что пиар – это дорого и бесполезно. Грамотных специалистов по продвижению мероприятий в нашей стране действительно немного - но всё же они есть, и - не сочтите за саморекламу - стоит обращаться к ним (не обязательно к нам), когда спектакль изначально имеет большой, всероссийский потенциал. Это ведь смешные деньги, от 40-50 тыс. рублей по безналу - совсем немного, если планируется продать, скажем, 10 или 50 тыс. билетов.

Директор научно–образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская обозначила тему своего доклада как «Защита интеллектуальных прав в театральной сфере».

По словам спикера, развитие новых технологий и пандемия заставляют индустрию искать новые формы взаимодействия со зрителем – так, например, родилась постановка пьесы «Вишневый сад» в игре Minecraft: актёры БДТ им. Г.А. Товстоногова играли и озвучивали персонажей в режиме реального времени, а до спектакля зрители могли «посетить» здание театра в той же игре. Подобные творческие эксперименты, отметила докладчица, приводят к замене театрально-зрелищного представления мультимедийным продуктом, который имеет свою специфику регулирования.

- Аудиовизуальные произведения, в отличие от театральных, всегда более строго зарегулированы: для использования необходимо получить прокатное удостоверение, если я хочу получить налоговые льготы — удостоверение национального фильма, необходимо депонировать экземпляр в Госфильмофонде, есть большие требования к содержанию. Поэтому, когда театр создает на базе театрально-зрелищного представления аудиовизуальное произведение, он должен учитывать эти дополнительные правила, — напомнила эксперт.

Екатерина Чуковская также отметила, что предлагая зрителям онлайн-постановки, театральная индустрия может столкнуться с проблемой пиратства. Для защиты прав на такие произведения докладчица рекомендует правообладателям предпринять дополнительные шаги – в частности, задействовать современные цифровые сервисы, упрощающие взаимодействие с авторскими правами. Например, это сервис депонирования n’RIS, позволяющий зафиксировать факт создания произведения, и платформа IPEX — биржа, где правообладатель и покупатель могут взаимодействовать без посредников.

Директор Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского Наталья Суркова представила доклад на тему «Работа со взрослой и детской аудиторией в режиме онлайн» на примере города Кинешма Ивановской области, в котором запрет на проведение зрелищных мероприятий продлился с 8 марта 2020 года по 12 февраля 2021 года. За это время театр подготовил и представил зрителям 10 спектаклей с помощью YouTube. Постановки были отсняты и показывались онлайн каждую пятницу (детские постановки транслировались по воскресеньям). Для получения обратной связи была разработана акция «Я – театральный критик». В общении со зрителями принимали участие режиссеры спектаклей, и в результате театр расширил свою аудиторию на YouTube до 2 тыс. подписчиков.

- Сейчас мы начали активно работать со зрителями, поэтому онлайн-трансляции ушли на задний план, - призналась докладчица. – Но мы продолжаем активность в YouTube, и раз в месяц показываем интервью с театральными деятелями. Поэтому, когда нас спрашивают, что потерял театр в эпоху COVID-19, мы отвечаем, что многое приобрели! Помимо YouTube, мы используем Вконтакте, Одноклассники и TikTok. Ведь наша задача – работать еще и с молодежью. В общей сложности у нас набралось 20 млн просмотров. С авторскими правами сложности иногда возникали (особенно – по музыке), но все вопросы успешно разрешались, и у всех авторов мы получили согласие.

Директор Сургутского музыкально-драматического театра Татьяна Лычкатая выступила с докладом «Форма продвижения регионального театра в условиях локдауна». Так же, как и ивановские театры, театр в г. Сургут десять месяцев не видел своего зрителя.

- Мало какая сфера пострадала в условиях пандемии так, как театральная, - посетовала докладчица. – Да, мы работали онлайн, но это не заменяет живого контакта со зрителем. Тем не менее, все свои процессы в условиях самоизоляции мы перевели в дистанционную форму. Мы придумали всякие активности, например – уроки, как из подручных материалов сделать материалы для косплея. Десять мини-спектаклей мы создали специально для онлайн-формата.

Затронула Татьяна Лычкатая и тему сотрудничества театров с торговыми центрами, которые могут обеспечивать необходимое продвижение и рекламу спектаклей.

Режиссер и продюсер театральной команды «Эскизы в пространстве» Дмитрий Максименков выступил с докладом «Театр выходит на улицу». Одно из направлений деятельности компании спикера – уличные спектакли для небольшого количества людей. Часто «Эскизы в пространстве» показывают свои постановки в необычных локациях, вроде заброшенных заводов или природных угодий. В начале пандемии театр потратил последние сбережения на покупку дома в 25 километрах от Суздаля, где был создан «Сельский театр драмы и комедии в Фомихе». Сценическим пространством там стало все сельское пространство, включая реку Нерль. Впервые театр начал работу в сентябре 2020 года.

- В русском пейзаже даже какие-то привычные театральные вещи выглядят совершенно космически, - признался Дмитрий Максименков. – После успешных тестовых постановок мы сыграли в сентябре наш первый билетный спектакль - «По грибы» по современной пьесе Натальи Зайцевой. Спектакли, которые идут сейчас, обслуживаются восемью людьми, а в зале сидит до 40 зрителей, которых мы, как правило, привозим трансфером из Владимира. На гонорары артистам и на текущие расходы выручки хватает.

Сергей Хапров рассказал о мытищинском театре «ФЭСТ». С мая по июнь 2020 года он опубликовал на YouTube более двухсот роликов, что является своего рода рекордом. А с 23 апреля было решено провести в Zoom конкурс режиссерских предложений спектаклей о войне. Пришло 40 заявок, из которых были отобраны 32. Конкурс проходил в четыре тура.

- Не затрачивая ни копейки (кроме оплаты программы), мы провели конкурс в новом формате, привлекли всю труппу, режиссеров и критиков, - подчеркнул докладчик. - До финала дошли 9 режиссерских предложений. В итоге у нас вышло два победителя – из Москвы и Санкт-Петербурга. В 2021 году мы готовим конкурс режиссерских предложений на постановку спектаклей для подростков и юношества.

Айрат Тухватуллин поведал о деятельности возглавляемого им Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Волкова. Во время самоизоляции сотрудники театра стали организовывать в социальных сетях активности, совпадающие по времени с обычным началом спектаклей, помечая их хэштегом #ВолковскийНаКарантине.

- Прямые эфиры театра привели к ощутимому росту целевой аудитории и новых подписчиков наших соцсетей, - рассказал докладчик. – В конце мая мы закончили эфиры и стали показывать архивные спектакли театра. Всего мы показали 30 спектаклей. В итоге наша аудитория на YouTube составила 126 323 человека. Еще мы придумали разные необычные акции, вроде фотосессий в театре.

Президент группы компаний Korotin Consultancy & Development Group Павел Коротин выступил с докладом «С ног на голову: сетевые гонорары, театр – зрителю, а культурные сообщества – на блокчейне». Докладчик высказал опасение, что театры в пандемию начали отставать от реальности. По его мнению, в такой ситуации необходимо повышать голос, а не молчать. Спикер отметил, что ограничения для театров не касались репетиций, но он не слышал, чтобы за время пандемии была отрепетирована хоть одна новая злободневная премьера.

Также, по мнению докладчика, у театров был год на то, чтобы изменить формат своего присутствия в медийном пространстве, но многие этим не воспользовались. По его мнению, никто так не научился за это время делать из спектаклей громкие события. Мало того, Павел Коротин высказал мнение, что коронавирус может быть выгоден государственным театрам, потому что актеры трупп продолжают получать зарплату, ничего при этом не делая.

- Да, нам дали сейчас послабления по коронавирусу, - констатировал докладчик. – Но как долго они продлятся, станет ясно лишь после выборов. Мы в ситуации, когда направление дальнейшего развития непонятно, но сами театры могут ускорить изменения. Тем более – в обществе есть на это запрос. Общество неоднородно: кто-то хочет сделать фотосессию в театре, кто-то спешит выгулять платье, а кто-то ведет ребенка на спектакль, чтобы тот не стал жертвой ЕГЭ окончательно. Все эти люди при правильном позиционировании театра могут прийти по адресу - уже существуют возможности узкого таргетирования.

Изменилось и само понятие «культурное сообщество». Культпоходов в театр, как раньше, больше не будет. Малые группы людей объединяются благодаря каким-то смыслам и ценностям. А театр может говорить на метафорическом языке, когда смыслы и ценности, которые он транслирует, совпадают со смыслами и ценностями этих малых групп. Объединяться вокруг людей сегодня сложно, а вокруг театра – легко. Поэтому задача театров – объединять неформальных лидеров города. Можно привлекать к пиару спектаклей раскрученных блогеров, но лучше – тех людей, чьи посты создают резонанс в сети и, соответственно, могут приносить театру ощутимую пользу.

Стоит привлекать и аудиторию TikTok, который является механизмом мощного подражательного обучения. Можно вокруг спектакля сформировать свой TikTok-клуб. Аудитория соцсети будет постить мизансцены в исполнении того или иного артиста. Это безумно легко. Вспомним пример Ирины Горбачевой, которая прославилась именно как автор инстаграмных роликов. Если вы создадите молодежное сообщество, вы сможете привлекать бюджеты в том числе и молодежных министерств.

Евгений Ростов рассказал о проектах представляемой им компании JC Group. Согласившись с тем, что съемка не может заменить театрального действа, спикер отметил, что она может его дополнить. Особенно если это касается востребованной ныне съемки 360.

- Для театра это может быть неплохим дополнением, - подчеркнул докладчик. – У театра Наций, например, уже был такой опыт в постановке «Я царя убил». Причем такое видео можно показывать как бесплатно, так и монетизировать. Например, мы можем делать уникальные ссылки, которые невозможно веерно рассылать другим людям.

Заведующая отделом работы со зрителями (главный администратор) Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой Александра Горбунова представила доклад «Выездная работа театров в условиях пандемии, поиск новых партнеров и способов взаимодействия». В связи с пандемией театр впервые попытался выйти на открытый воздух - провести постановки на открытых парковых эстрадах.

- На практике внедрить это не получилось, - призналась докладчица. – В конце лета ограничения с парков были частично сняты, но проводить там театральные мероприятия власти так и не разрешили. Поэтому наш кейс больше носит теоретический характер. Мы прекрасно договаривались по всем финансовым условиям, прописывая нюансы в договорах. Для каждого из парков был составлен свой план. До практики не дошло, но это предложение было интересным для зрителя, потому что в летний сезон приятнее смотреть спектакли на воздухе, без пандемических опасений. Этим проектом мы хотели расширить свою зону охвата и привлечь нового зрителя.

Генеральный директор агентства «Йеллоу Банана» Антон Ковалевский представил доклад «Чек-лист маркетинга». Он коснулся проблем планирования работы в условиях, когда непонятно, как изменится конъюнктура рынка. Большое значение в этой ситуации имеет партнерский маркетинг, когда, например, театры сотрудничают с парками и музеями.

- Наша стратегия на начавшийся год состоит из трех компонентов, заявил докладчик. – Это целевая аудитория (точное определение), окружение (изучение конкурентов и определение позиции по отношению к ним) и инструменты (определение методов).

Рассуждая об инструментах, Антон Ковалевский остановился на теме модного ныне TikTok. Он порекомендовал присмотреться нему, но пока не пользоваться, потому что, во-первых, там слишком молодая аудитория, а во-вторых, выкладываемый видеоконтент остается видимым очень недолго. Не очень подходят для партнерства и Одноклассники. В качестве примера компании, одинаково представленной во всех соцсетях, Антон Ковалевский привел Aviasales - но у нее для каждой социальной сети есть свой контент-менеджер. Если же компания не может позволить себе такой роскоши, необходимо расставлять приоритеты. Например, сам Антон Ковалевский отдает предпочтение Instagram и Facebook.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: Егор Старшелюк/InterMedia; предоставлено НЦИС
Теги: Евгений Сафронов, репортаж, Денис Ступников, Екатерина Чуковская

Роман Карманов (ПФКИ): “За 3 года мы смогли помочь всем, кто был этого достоин”

предоставлено пресс-службой ПФКИ; Екатерина Чичеткина/

Президентский фонд культурных инициатив 17 мая 2024 года отметил свое трехлетие. По этому случаю генеральный директор ПФКИ Роман Карманов дал интервью главному редактору информационного агентства "ИнтерМедиа" Евгению Сафронову. В нем он подводит итоги трехлетней работы и раскрывает некоторые планы на будущее.

Видеоверсия интервью доступна на платформах VK и Rutube.

ЕС: Президентскому фонду культурных инициатив (ПФКИ), который вы возглавляете, исполнилось три года — 17 мая 2021 года президент Российской Федерации подписал указ о создании фонда. Для чего это было сделано и какие итоги можно подвести спустя эти 3 года?

РК: Первое, что было учтено при создании ПФКИ, это пандемия, конечно. Нужно было поддержать творческих людей, которые оказались в очень сложной ситуации. 17 мая было утверждено создание фонда, а уже 15 июня мы запустили первый конкурс, это очень быстро. Если подвести итоги, то за 3 года было поддержано 7 202 проекта на сумму около 25 млрд рублей, проведено 11 конкурсов, в том числе — специальные конкурсы, для которых были поставлены очень сжатые сроки. В одном из случаев — буквально 3 недели (для сравнения, основной конкурс — это примерно 5 месяцев), при этом не пострадало самое главное — качество экспертизы. В год начала СВО фонд работал 24 часа в сутки, 7 дней в неделю ровно для того, чтобы дать творческим людям, в т.ч. пострадавшим от неудавшихся попыток отмены русской культуры, возможность выразить свою позицию: издать сборники стихов, снять клипы и т.п. Итог таков, что за 3 года мы смогли помочь всем, кто был этого достоин и очень этого хотел.

ЕС: Благодаря грантам ПФКИ впервые запущено немало мероприятий, открыты новые площадки. Что из этого лично вы считаете наиболее ярким, заметным, масштабным?

РК: Это сложный вопрос. Мы поддерживаем примерно 1 из 11 проектов, то есть, конкуренция высокая. Из 7 202 проектов абсолютно все — яркие, прорывные качественные, все они имеют большое влияние в тех населенных пунктах, в которых проводятся. Поэтому мне довольно сложно делить проекты на масштабные и немасштабные, на яркие и неяркие. Проект, который реализуется в категории до 500 тыс. в небольшом городе или поселке, например, он яркий и прорывной для той аудитории, которая там живет, для нее это целый мир. Есть и проекты, которые охватывают всю страну, например, чемпионат «Art Masters». Еще один из наших первых проектов — выставка «Виктор Цой. Путь героя» в Манеже в Москве, которая потянула за собой целую серию выставок, сделанных по-новому. Это и проект анимационного кластера в Хабаровске, который за 3 года вырос из анимационной школы. Сейчас они выпустили тизер анимационного фильма, который выйдет в кинотеатрах уже в следующем году. Множество подобных проектов реализуется по всей нашей стране. Где-то это фестивали, например, в Калуге мы уже 3 года поддерживаем проект «Циолковский»; где-то детские фестивали — например, «Дорога в цирк» на Цветном бульваре. «Сам.Фест» в Самаре, «Арсеньев Live» в Хабаровске, восстановление Новодвинской крепости в Архангельске — это огромное количество очень разноплановых культурных проектов, которые оказывают влияние в своих регионах все без исключения, и неважно, на какую они были сумму.

ЕС: Хорошо, что вы сказали про выставку Цоя. Мы тоже принимали в этом проекте участие, и заметили, что такая же выставка неожиданно открылась в Астане почти сразу после Москвы. Получается, что уже и без вас что-то запускается?

РК: Так оно и должно быть. ПФКИ был создан для того, чтобы поддерживать инициативы, а дальше они уже сами развиваются без грантовой поддержки. Если проект живет, люди ходят, покупают билеты, значит, мы свою задачу выполнили.

ЕС: Тогда мы подошли к важному вопросу, кто в целом может получать от вас поддержку. Это творческие люди, организации, может быть ассоциации или отраслевые гильдии?

РК: Я особенно подчеркиваю, что фонд работает с организациями — с некоммерческими, с муниципальными, с ИП и коммерческими организациями всех форм собственности. Понятно, что некоммерческие организации могут быть разные, это и творческие объединения, и фонды, которые поддерживают какие-то учреждения, и организации, созданные для решения конкретных задач. То, что был расширен ряд учреждений, которые могут участвовать в конкурсах, позволило принимать в них участие почти всем. Мы не поддерживаем только государственные учреждения и самозанятых, но даже в таком случае, если есть идея и команда, в любой момент можно зарегистрировать ИП или некоммерческую организацию, и выходить на конкурс. Для этого даже не обязательно существовать в течение какого-то длительного времени. Это дает возможность довольно демократичного участия творческих людей, единственное, что им нужно — объединиться для этого в команду.

ЕС: Скажите, а муниципальная организация может участвовать?

РК: Муниципальные учреждения и организации могут участвовать все, за исключением казенных. Сейчас они в нашем рейтинге на втором месте после некоммерческих организаций по количеству заявок, успешно участвуют. У нас была такая дискуссия, смогут ли они справиться с конкурсными процедурами, с заявками. Смогли, работают, очень много реализуется муниципальных проектов. Лидер по их количеству — Белгородская область.

ЕС: Вы очень хорошо сказали в начале про тяжелую ситуацию, в которой оказались в пандемию культурные деятели, креативные и творческие работники в стране. Могут ли они рассматривать ПФКИ как источник основного заказа, основного своего заработка?

РК: Я бы не стал вообще рассматривать гранты как способ заработка, мне кажется, что это как раз тупиковый путь. Самый большой шанс проиграть конкурс у проекта, который изначально сделан для того, чтобы заработать. Мы поддерживаем инициативы, которые, прежде всего, создают возможности для других людей. Что такое социокультурный проект? Это когда вы понимаете, что есть потребность у группы людей, и у них нет возможности ее реализовать. Соответственно, можно создать проект, который этим людям поможет. Все остальное — вторично. Сможете вы потом на этом заработать какие-то деньги или нет, это уже вопрос вашей энергии и продюсерского, организаторского таланта. Идеальная ситуация, когда грантовые деньги складываются с вашими деньгами или другими вашими ресурсами (помещение, люди, договоренности— то, что называется софинансированием), и на стыке возникает общий бюджет. Все это вкладывается в проект, проект реализуется и живет дальше. Вы можете продавать билеты, это не возбраняется, но деньги от продажи билетов должны идти на реализацию все того же проекта, т.е. грант дает возможность сделать стоимость билета более щадящей. Благодаря этому, кстати говоря, в регионы смогли приехать и довольно большие коллективы, которые раньше не имели такой возможности. Грант позволил им компенсировать стоимость билетов, т.е. сократить затраты, но это не заработок. Я склонен расценивать средства, которые выделяет ПФКИ, как безвозвратные инвестиции в развитие креативного сектора. На эти деньги вы можете приобрести оборудование, нанять людей, арендовать площадку, что-то отремонтировать, т.е. вы можете вложить средства в дело, которым горите и которое нужно людям. Мы работаем и с ИП, и с бизнесом, но это не значит, что в проект можно закладывать средства для себя и еще прибыль сверху. Грант — это деньги на развитие проекта.

ЕС: Приобрести недвижимость на грантовые деньги нельзя?

РК: Нельзя приобрести недвижимость, построить дом, провести капитальный ремонт тоже нельзя. Можно провести косметический ремонт, если под какой-то проект это необходимо, можно купить оборудование, но это не предметы роскоши, не полеты бизнес-классом в суперджете.

ЕС: Если есть только гениальная мысль и ничего больше, к вам стоит идти? Или идея должна быть хорошо проработана?

РК: Грантовая история — это командная история. Конечно, в основе любого творческого проекта лежит идея и ее носитель, но один в поле не воин: все может остаться на бумаге или в голове, если нет единомышленников, которые способны его реализовать.

Я часто привожу такой пример. Допустим, вы поэт, живете в отдаленном городе и пишете стихи, и мечтаете о том, чтобы ваши произведения были опубликованы в каком-то сборнике, например, но такого сборника в городе нет. И еще вы бы очень хотели, чтобы у вас была возможность выйти к аудитории, собрать аплодисменты от людей, которым нравится поэзия, познакомиться с ними. Но такой возможности в вашем городе тоже нет. Если вы подадитесь на грант, чтобы издать собственную книгу стихов и проехаться с гастролями по городам, будучи неизвестным поэтом, то грант вам, скорее всего, не одобрят. Но если вы осознали, что готовы что-то организовать, например, собрав какое-то количество таких же поэтов, как вы, и выпустить сборник стихотворений, чтобы любители поэзии могли с ними ознакомиться. Такой проект создает возможность и уже может претендовать на поддержку. Еще можно создать площадку, куда будут приходить поэты и ценители поэзии — на такое можно запрашивать грант. Дальше вопрос в том, насколько вы справитесь с заявкой.

ЕС: Часто ли вам пишут творческие люди? Я представляю себе, что у вас наверное перегревается телефон от этого.

РК: Естественно, они пишут в VK, они пишут в телеграм-канал, я все это читаю. Мы пытаемся всем помогать, чем можем.

ЕС: Сами читаете?

РК: Я, конечно, читаю. Мы стараемся помогать всем. Если видим, что талантливый человек, мы смотрим, где этот талант может быть проявлен. Сейчас есть много возможностей, например, «Art Masters», «Таврида Арт», «Меганом» (академия творческих индустрий), возможности создаются и на региональном уровне и т.д. У нас довольно большая экспертиза на эту тему, так что если мы видим, что человек к нам не готов, но, вполне возможно, готов к какому-то другому из институтов, мы его ориентируем, чтобы он не потерялся.

ЕС: Сейчас создано несколько серьезных институций такого плана, например, Институт развития интернета, Фонд президентских грантов, Фонд кино. Существует ли между вами какая-то конкуренция за перспективных авторов, таланты?

РК: Каждый из этих институтов создан для решения своей задачи, у нас разные цели. Фонд президентских грантов создан для развития институтов гражданского общества — там социальные проекты, принимают участие только некоммерческие организации. Институт развития интернета занимается развитием web-контента, сериалов, компьютерных игр. Фонд кино занимается поддержкой кинематографа. У каждого своя цель, и мы эти цели прекрасно все знаем, понимаем, поэтому у нас нет конкуренции. У нас обратная задача: мы хотим все вместе помогать.

Бывают большие проекты, и в идеальном мире творческий человек должен понимать, какой инструмент и как он может использовать для его создания. Например, для создания фильма он должен знать, куда прийти для того, чтобы получить средства на костюмы, куда, чтобы получить продвижение. Творческий человек должен понимать, где какие возможности для него есть у государства, и вот в этом смысле мы все — фонды —делаем общее дело, постоянно об этом рассказываем, участвуем во многих образовательных мероприятиях вместе. Мы мечтаем о том дне, когда все творческие люди в нашей стране будут точно понимать, куда им прийти за поддержкой. Координация, конечно, есть.

ЕС: В деятельности фондов на первый взгляд много пересечений с работой Министерства культуры РФ. Есть ли какое-то распределение того, чем вы занимаетесь, чем Институт развития интернета и т.д.? Есть ли взаимопонимание, поддержка?

РК: Есть одна умная книжка, называется «Основы социокультурного проектирования», ее написал Г.М. Бирженюк, ныне здравствующий и работающий в Санкт-Петербурге. Он пишет, что настоящая культура в государстве возникает тогда, когда есть поддержка культуры сверху и есть поддержка инициатив снизу. Если какой-то из этих частей нет, то это не полная культура тогда. А у нас в стране полная культура есть. Большая культура поддерживается Министерством культуры РФ, а инициативы творческих людей в целом поддерживаются ПФКИ. Когда есть большие культурные мероприятия, у которых поддержка идет сразу из нескольких источников, мы пересекаемся, но у каждого есть своя задача. Мы друг друга взаимодополняем и поддерживаем там, где это необходимо.

ЕС: Мы как раз занимались поддержкой проекта “Культурная столица года”, там и Министерство культуры РФ было, и другие министерства были… Это действительно было впечатляюще.

РК: Да, в этом проекте мы поддерживаем весь процесс, связанный с выбором.

ЕС: Многие проекты ПФКИ посвящены нашей истории - это Пушкин, Петр Первый, Великая отечественная война и другие славные страницы. С одной стороны никто не упрекнет в недостаточной обоснованности таких тем, с другой стороны они очень сложны, чтобы не уклониться ни в комедию, ни в какую-то чрезмерную трагедию. Т.е. нужно находить какую-то золотую середину - слишком эта тема близка всем. Как вы выходите из этого положения? как выбираете наиболее правильный из десятка проектов?

РК: Выбирают эксперты. К счастью, у них для выбора достаточно много маневра. Как я уже говорил, поддержку получает 1 из 11 проектов. Что это такое в общем объеме? Всего на конкурс подается 10-12 тыс. проектов, и из них выбирается около 1,5 тыс. Соответственно, эксперты имеют возможность выбора и оценки, они не настроены на сверхлояльное отношение, если вдруг там упоминается фамилия Пушкина или Толстого, либо любая другая известная фамилия. Нет такого, что эксперты увидели, что известный человек участвует в проекте или как-то вокруг него все построено, и тогда обязательно дадим грант. Ничего подобного.

Есть 10 критериев, среди которых 3 касаются содержания проекта (актуальность, общественная значимость, уникальность). Проект при этом должен соответствовать тематическим направлениям. Допустим, мы определили, что проект, посвященный творчеству Александра Сергеевича, соответствует тематическому направлению. Дальше нужно раскрыть уникальность проекта: что еще такого не сделали, что касалось бы Александра Сергеевича Пушкина? Даже если это юбилейный год, мы все равно должны сделать что-то, чего мы еще не делали, и в этом смысле, наоборот, задача усложняется. Уникальность — один из самых сложных критериев, примерно 40% допускают ошибки, не могут ее доказать.

Дальше в заявке идут актуальность и общественная значимость. Актуальность должна пояснить, почему мы сейчас должны уделить такое внимание Александру Сергеевичу Пушкину. Может, это продиктовано временем, ситуацией, обстановкой в мире культуры (у нас сейчас продолжаются попытки отмены русской культуры)? Естественно, Александр Сергеевич это человек, который, в общем, пробьет любую стену, кем бы она не была выстроена.

И есть еще семь критериев, которые надо соблюсти: рассказать про команду, которая будет все делать, про автора проекта, про партнеров, доказать, что денег вам нужно ровно столько, сколько вы запрашиваете, и что вы знаете, куда их потратить.

ЕС: Из этого можно сделать вывод, что даже наоборот, нужен более тщательный и внимательный подход к проекту.

РК: Конечно.

ЕС: Следующий очень важный сейчас вопрос - это современность, специальная военная операция, новые регионы России. Все это в центре внимания и у молодежи, да и вообще у всего населения. Все конечно, волнуются на эту тему, пытаются понять, что происходит, и далеко не все принимают современных авторов, которые что-то делают в этом направлении, и продюсеров, которые что-то создают. В общем, выбор в случае с такими темами, очевидно, не проще, чем когда речь идет о классике. Какая доля проектов сейчас посвящена именно современным событиям? Сможете оценить?

РК: У нас порядка девятисот проектов из 7 тыс., о которых я уже говорил, посвящены специальной военной операции и новым регионам. Я не говорю про проекты, которые косвенно затрагивают людей, связанных с новыми регионами. Например, у нас была и есть очень большая волна, связанная с людьми, вынужденно покинувшими свои дома и города, поселки — это и проекты для детей, и образовательные проекты, которые обучают, знакомят с российским культурным кодом, и т.д. Это довольно большой объем.

Еще, как я уже вначале говорил, мы провели 4 специальных конкурса, которые посвящены напрямую теме специальной военный операции. В прошлом году реализовали программу для учреждений культуры и спорта новых регионов. 2118 учреждений получили помощь на то, чтобы решить первоочередные проблемы, которые перед ними стояли: купить форму, починить спортивный зал и купить инвентарь, установить площадки ГТО, купить автобусы для команды, купить световое и звуковое оборудование, оборудование для музея, отремонтировать крышу дворца культуры, клуба и т.д. Была проведена закупка новых музыкальных инструментов, которой во многих случаях не было по 40-50 лет. У нас есть баянист, который 50 лет проиграл на одном баяне, и вот ему был куплен новый. У меня в кабинете стоит гитара в углу, это я привез из Мариуполя, из школы искусств. Там на двенадцатиструнной разбитой гитаре дети учились играть, причем учились по классу классической гитары. В общем были серьезные проблемы с инструментами, и они решены. Пианино, баяны, гитары и т.д. Я уже не говорю о том, что была поставлена везде компьютерная техника, МФУ — то есть все то, чего в этих учреждениях просто не видели никогда. Первые 2,5 млрд в прошлом году были направлены, все было куплено, все поставлено, в том числе и автобусы, где они были нужны, новое оборудование для спортивных площадок.

Сейчас идет вторая часть проекта: еще 2,5 млрд в этом году также уйдут целевым образом в учреждения культуры и спорта в новых регионах.

ЕС: Это очень важно, особенно для детей. И вот как раз теперь вопрос в отношении Года семьи, который у нас сейчас начался. Тезисы о необходимости популяризации нормальной полной семьи и многодетности, конечно, звучат сейчас везде. Но вот если мы сейчас посмотрим произведения киноискусства, книги, спектакли, в большинстве случаев, если они посвящены семье, то речь там идет либо о трагедии, драме, либо это комедия, но тоже с элементами драмы. Папа ушел, мама не пришла - такого плана. Как вы считаете, такой вопрос может решаться на уровне фонда? Вы можете отбирать какие-то спектакли, которые могли бы немного иначе ставить вопрос, т.е. показывать счастливую семью, а не проблемы, которые все время возникают. Или, может, это не нужно?

РК: Это, конечно, необходимо. Во-первых, могу сказать, что гимн Года семьи был написан у нас в фонде. Ирина Дубцова была впечатлена тем, что мы делаем. В результате она написала песню “Главная семья”, которая стала гимном.

Есть еще порядка тысячи разнообразных проектов, которые направлены ровно на то, о чем вы говорите. Повлиять одним проектом на эту ситуацию, конечно, невозможно. Должен быть и объем проектов (а это реально тысячи, тысячи тысяч проектов), и тогда ситуация с восприятием семьи действительно начнет меняться.

Например, у Тутты Ларсен есть прекрасный проект: они с детьми садятся в машину, ездят по регионам России и в каждом снимают фильм. Это как раз направлено на то, чтобы показать, как надо проводить время с детьми. Таких проектов должно быть очень много, потому что — я согласен с вами, — негативная повестка всегда перебивает позитивную, и нам нужно вкидывать в эту негативную повестку огромное количество позитивных проектов.

ЕС: В списке проектов ПФКИ довольно много выставок. Есть ощущение, что их может быть их даже больше, чем должно. Это действительно такой востребованный формат?

РК: Выставка сейчас — это один из самых, наверное, нужных форматов, потому что мы с вами живем в то время, когда информационные носители переполнены фейками, выдумками, а сейчас еще и искусственный интеллект присоединился к тому, чтобы создавать информационные продукты, которым непонятно как можно верить. Поэтому выставки, особенно связанные с музеями в первую очередь, сейчас чрезвычайно важны.

Вот специальная военная операция началась — и на нас хлынул большой объем информационных материалов, и часто не совсем понятно, каким из них доверять. Но если ты приходишь на выставку, видишь своими глазами артефакты, которые были добыты, эти комиксы про «плохих русских», которые на Украине распространяли, если ты видишь своими глазами огромное количество всяких разных человеконенавистнических материалов с нацистской символикой, которые привозят из новых регионов (и этот поток был довольно большой) - ты не можешь не поверить в это, ты видишь это сам. Поэтому создание музейных экспозиции я считаю очень важным. Я не могу сказать, что их сейчас большое количество, мне кажется, их должно быть даже больше. У нас очень много экспонатов лежит в краеведческих музеях, например, и это нужно извлекать, переосмысливать, переупаковывать. Это очень важно для восприятия. Сейчас много говорят про формирование русского кода, национального кода, культурного кода, российского кода и т.д., и это все лежит у нас в музейных архивах, и часто люди этого даже не видели. Но теперь есть возможность прийти в фонд, получить средства на новое музейное интерактивное оборудование, новые технологии и т.д., и вот это все распаковать, показать. Это чрезвычайно важно делать.

И это я даже не говорю про выставки, посвященные Виктору Цою, Алексею Балабанову, русскому балету. Это выставки, которые формируют мнение огромного числа людей. Проходя через эту выставку, они заходят с одним набором фактов, который может быть был сформирован не совсем корректно, и выходят с другим представлением. Я уверен, что после выставки «Первая позиция» в Петербурге, например, многие родители и дети выходили оттуда с убежденностью, что надо идти в балет, хотя они туда не собирались. Это очень важно, когда у людей возникает мотивация.

ЕС: Как ПФКИ оценивает перспективы российского искусства, так сказать на экспорт? Востребовано ли сейчас то, что поддерживает фонд, за рубежом, а не только в России?

РК: У нас не так много зарубежных проектов, поскольку для этого существует другие институции, которые их поддерживают — Россотрудничество, фонд Горчакова. МИД, естественно, занимается этим очень активно. Пока что просто поток этих проектов, связанных с зарубежными активностями, не очень большой. Но те проекты, которые есть, проходят хорошо. Например, в Китае недавно был показан спектакль “Молодая гвардия” с колоссальным успехом. Еще я знаю, что есть инициатива вывести в Китай российскую выставку “Первая позиция” про балет — там как раз сейчас начинается год Россия-Китай, год культуры 2024/2025.

У нас наблюдается поток иностранцев, которые, наоборот, участвуют в проектах здесь, в России. И из дружественных стран, и из недружественных. Причем, участники из недружественных стран порой предпринимают колоссальные усилия с риском для жизни и репутации для того, чтобы, например, принять участие в конкурсе «Дорога на Ялту», и спеть там российскую военную песню на своем языке. Можете себе представить, с чем может столкнуться после этого итальянец, испанец или американец, который обратно возвращается? И в итоге они все равно преодолевают любые обстоятельства. Люди приезжают у нас из 80-90 стран, участвует в международных мероприятиях. Не важно, чему они посвящены — анимации (“АниМур” в Хабаровске) или документальному кино о космосе, танцам. Участники иностранные понимают, что без России это все не полноценно.

ЕС: Когда следующий конкурс? Как подготовиться к нему тем, у кого есть идея и возможность ее реализации? с чего начать?

РК: Начать нужно с того, чтобы зайти на сайт и прочитать Положение о конкурсе. Скучный совет, казалось бы, но для человека, который хочет победить (а победа действительно реальна), нужно это сделать. Почему? Потому что в нашем Положении внутри лежит очень важная таблица критериев и баллов, на которые стоит ориентироваться. Потом нужно скачать Положение об экспертизе — это все у нас тоже на сайте лежит, и методические материалы, и образовательные. Если вы на слух лучше воспринимаете, есть аудиоподкасты; а если смотреть любите — видеоподкасты; опубликовано много лекций, проводятся акселераторы. В общем, если вы хотите победить, вам нужно в это погрузиться. Мы постоянно говорим - тот, кто побеждает, тот разобрался. У нас поддерживается 1 из 11 проектов, но надо иметь в виду, что побеждают именно те, кто во-первых, разобрался, во-вторых, начал заполнять заявку заблаговременно. Например, начало следующего конкурса — Первого конкурса 2025 года, будет в середине августа — мы еще сообщим дополнительно. Но нужно начинать готовить заявку уже сегодня, потому что хорошая заявка — это два месяца работы, а может и три, если это большой проект. Должна работать вся команда. Соответственно, самая большая ошибка, которую можно совершить, это нажать кнопку “Отправить” в последний день приема заявок — это то, что приводит к поражению. Мы делали аналитику, и где-то 70% заявок, которые не были поддержаны, были поданы именно в последний день. Все ошибки в таких заявках возникают преимущественно от нехватки времени, от невнимательности. Советую скачать у нас на сайте замечательный документ - Чек-лист для проверки заявки. Только тогда, когда вы проверите по нему свою заявку, нажимайте смело “Отправить” — и все, можно спокойно ждать итогов.

ЕС: Прекрасное пожелание! Спасибо огромное вам за все.

РК: Это не мне спасибо, спасибо президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за то, что он увидел этот огромный пласт творческих людей, которые до этого никогда не получали подобную поддержку. Деньги на фестивали, различные конкурсы, на поиск молодых талантов всегда было тяжело найти. С созданием фонда такая возможность появилась у всех: нужно собрать команду, грамотно оформить заявку и реализовать творческий проект.

Евгений Сафронов, информационное агентство “ИнтерМедиа”

Фото: предоставлено пресс-службой ПФКИ; Екатерина Чичеткина/"ИнтерМедиа"; кадр из видео
Теги: интервью, Евгений Сафронов, Президентский фонд культурных инициатив, Роман Карманов
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

О премии «Хрустальная Турандот» расскажут на пресс-конференции

28.05.2024 13:23 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено организаторами мероприятия

Пресс-конференция, посвящённая церемонии вручения XXXIII театральной премии «Хрустальная Турандот», состоится в ТАСС 4 июня 2024 года. О программе и формате проведения церемонии, номинациях и специальных призах расскажут основатель театральной премии «Хрустальная Турандот», режиссер, продюсер Борис Беленький, генеральный директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный, генеральный продюсер театра «Одеон» Эдуард Ратников, солист Московского театра оперетты Герард Васильев и актриса Елизавета Арзамасова.

Церемония вручения XXXIII театральной премии «Хрустальная Турандот» состоится 10 июня на территории музея-заповедника «Архангельское».

Начало в 14.00.

Справки и аккредитация: +7 (499) 791-0387, +7 (903) 284-2541, press-center@tass.ru.

Фото: предоставлено организаторами мероприятия
Теги: театральные премии, Хрустальная Турандот, анонс пресс-конференции, анонс церемонии

Академия Михалкова открывает юбилейный набор

пресс-служба Академии кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова

Набор в Академию кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова объявлен в юбилейный, десятый раз. Обучение будет проводиться по программам «Актёрское искусство в современных условиях», «Искусство режиссуры в XXI веке», «Продюсер — век XXI». Подать заявку на отбор можно до 7 августа на сайте www.academynsm.ru.

Для тех, кто удачно выдержит вступительные испытания, учебный год начнется уже в сентябре. К конкурсу допускаются абитуриенты, имеющие высшее образование в области кинематографии и театрального искусства. Благодаря поддержке Фонда Тимченко обучение слушателей проходит на безвозмездной основе на протяжении всего учебного года. Обучающиеся ежемесячно получают стипендию, иногородним лицам предоставляется общежитие.

—У нас довольно серьезный отбор, — говорит ректор Никита Михалков. —Если в прошлом году на актерское отделение было подано около 500 заявок, то приняли мы всего 15 человек. В этом году конкурс выше, а мест в мастерской по-прежнему 15.

Количество мест на других направлениях тоже сильно ограничено. Программа «Искусство режиссуры в XXI веке» и курс «Продюсер — век XXI» готовы принять по пять человек.

Занятия будут проводиться под руководством народного артиста России Никиты Михалкова, народного артиста России Владимира Хотиненко и заслуженного деятеля искусств России Владимира Аленикова, Лауреата Государственной премии России Леонида Верещагина.

—Наши студенты за год получают такое количество информации — творческой, художественной, нравственной,— какую вряд ли можно получить где бы то ни было в другом месте. Это даже не учеба, это жизнь в Академии, где у ребят появляется возможность не только получить новые знания, но и по-новому взглянуть на профессию, расширить свой кругозор в разных сферах, возможность постоянного общения с потрясающими, интереснейшими людьми. И я искренне рад, что за время обучения наши слушатели становятся большой, творческой, сплоченной семьей. С удовольствием приглашаю всех желающих принять участие в этой борьбе за место в нашей Академии!» — подчеркивает Никита Михалков.

В течение года слушателей ждет сразу несколько обучающих циклов: общеобразовательный, профессиональный, учебно-производственный и факультативный. Слушатели проходят производственную практику в московских театрах, киностудиях, ездят на гастроли и принимают активное участие в крупнейших фестивалях, питчингах, конкурсах. Академия располагает специализированной учебной и современной технической производственной базой, оснащенной образцами профессиональной техники. В результате освоения образовательной программы обучающиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке. По завершении обучения слушатели в качестве выпускной квалификационной работы представляют собственный творческий продукт (короткометражные фильмы, театральные постановки).

По словам Никиты Михалкова, помимо того, что Академия дает, важно, насколько студент готов взять.

За время работы Академии было получено свыше 3 500 заявок на обучение от абитуриентов из разных городов и стран, обучение прошли более 200 выпускников. Создано 25 спектаклей, снято свыше 130 короткометражных фильмов.

Выпускники прошлых лет служат в ведущих театрах страны, участвуют в различных театральных, телевизионных и кинопроектах. Один из самых ярких выпускников Академии, режиссер Андрей Богатырев, не так давно выпустил на экраны полнометражную картину «Золото Умальты», где снялись Артем Ткаченко, Софья Эрнст и Павел Деревянко.

Очень удачно сложилась судьба выпускницы актерской мастерской Ольги Озоллапини. В 2020, исполнив главную роль в исторической драме «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, актриса получила премию «Золотой орел» как лучшая актриса кино и продолжает активно сниматься в ведущих отечественных проектах.

В Академии убеждены, что нынешний набор станет не менее, а быть может, даже более успешным, чем все предыдущие.

Фото: пресс-служба Академии кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова
Теги: Никита Михалков, прием заявок, Академия кинематографического и театрального искусства, новости партнеров
β 16+