РСПП инициирует подготовку новых законопроектов о защите интеллектуальных прав
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) инициирует подготовку новых законопроектов. На заседании Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям было предложено к обсуждению три документа в формате законопроектов: о подсудности споров об интеллектуальных правах и обеспечительных мерах в интернете, судебном разбирательстве как альтернативе существующей административной процедуре в Палате по патентным спорам (ППС), а также предложение о новом способе признания общеизвестности товарного знака.
По словам председателя Комитета РСПП Андрея Кричевского, большую часть вопросов управления интеллектуальной собственностью рынок может регулировать самостоятельно, но именно проблема защиты прав в значительной степени связана с функциями органов власти: судебной системы, Роспатента, Роскомнадзора.
- Чтобы сделать обсуждение более конкретным, мы подготовили подходы к решению задач в виде проектов законов. Это не данность, а повод для обсуждения. Мы обобщим предложения, представим их профильным комитетам Госдумы нового созыва и, конечно, обсудим с федеральными органами власти, — сказал Кричевский.
Первая инициатива предполагает уточнение подсудности споров об интеллектуальных правах и расширение возможностей применения обеспечительных мер. Сегодня обеспечительные меры по спорам, связанным с авторским и смежными правами, принимает Мосгорсуд. Чаще всего речь идет о блокировке нелегального контента в сети. Эта практика требует изменений, отметил заместитель председателя Комитета Анатолий Семенов.
- Абсурдность ситуации в том, что Мосгорсуд рассматривает даже конфликты юридических лиц и коммерческих организаций. В моей практике был случай, когда индивидуальный предприниматель и ООО спорили в суде о блокировке контента в связи со спором об исключительном праве. Этот спор рассматривался Мосгорсудом только по той причине, что именно он принял решение о наложении обеспечительных мер, — рассказал юрист.
Члены Комитета выступили за ограничение подсудности споров об интеллектуальной собственности рамками арбитражной системы: полномочиями накладывать обеспечительные меры по таким делам предполагается наделить Суд по интеллектуальным правам (СИП). Это позволит работать не только с музыкой и кино, но и со всем спектром охраняемых объектов, а также повысит качество решений, ведь суды общей юрисдикции зачастую попросту не располагают должной экспертизой в нюансах интеллектуального права. СИП станет точкой входа, где принимается решение об обеспечительных мерах относительно любых охраняемых объектов в интернет-среде, а дальше разбирательство можно продолжать в арбитражном суде.
Вторая инициатива-законопроект касается расширения возможностей судебной защиты при оспаривании интеллектуальных прав. Сегодня по патентным спорам, прежде всего при оспаривании действий патентного ведомства участники рынка обязаны следовать административной процедуре — обращаться в Палату по патентным спорам в структуре Роспатента. Лишь в некоторых из этих споров участие Палаты имеет содержательный смысл. Когда ведомство может дать оценку новым обстоятельствам с помощью серии экспертиз или патентного поиска, речь идет о нормальной дискуссии. В тех же случаях, когда все обстоятельства известны и оценки даны, но согласие все равно не достигнуто, участие ППС представляется избыточным. Члены Комитета предлагают предоставить участникам рынка возможность не ходить по бесконечному кругу административных процедур, а сразу обратиться в суд по интеллектуальным правам.
- Обратиться в Палату по патентным спорам можно и нужно, когда речь идет о сути технического решения, когда Роспатенту нужно провести работу над ошибками, — отметил заместитель председателя Комитета Сергей Матвеев.
Третья инициатива Комитета касается совершенствования института общеизвестного товарного знака. Если обозначение признано таковым, исключительное право на него становится бессрочным, а охрана распространяется в том числе на неоднородные товары. Чтобы получить эту привилегию, нужно обратиться в Роспатент с документами, подтверждающими, что товарный знак в самом деле популярен. По словам Анатолия Семенова, многие из общеизвестных товарных знаков, содержащихся в реестре Роспатента, зачастую никому неизвестны.
- Я выкладываю наиболее комичные случаи признания общеизвестности товарных знаков в фейсбуке и все смеются, - сказал он. - Этих знаков люди попросту не знают: никто их не видел и не слышал о них, тем более в связи с каким-то физическим лицом или компанией. Это происходит из-за того, что процедура признания товарного знака общеизвестным, мягко говоря, не прозрачна.
Анатолий Семенов напомнил, что известность, как правило, связана с определенным периодом, страной или регионом. Кроме того, различительная способность товарного знака может как появляться, так и исчезать. На это влияет рост или падение популярности продукта — тому есть хрестоматийные примеры «Памперса» или «Ксерокса». Инициатива Комитета предусматривает, что признание товарного знака общеизвестным перейдет от Роспатента в систему арбитражных судов. Важно, что признание станет возможным в ходе конкретного судебного разбирательства, например, в споре об использовании обозначения для индивидуализации неоднородных товаров. Так понятие общеизвестности будет встроено в определенный контекст и приобретет реальный смысл.
Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин отметил, что концепция общеизвестности не укладывается в узкие рамки административной процедуры.
- Есть три подхода к признанию товарного знака общеизвестным: применительно ко всему населению региона, страны или к особым категориям специалистов. Все эти подходы требуют, чтобы вопрос не замыкался в рамках административной системы. Поэтому процедуру признания общеизвестности товарного знака нужно сместить в систему арбитражных судов, — отметил юрист.
Поддержала коллег и руководитель практики защиты бренда компании «Газпромнефть» Елена Сухих.
- Мы набили много шишек, возвращая Роспатенту неоднократные отказы, - рассказала она. - Было бы полезным прекратить монополию Роспатента на признание знака общеизвестным и установить предлагаемый законопроектом порядок.
По итогам заседания Комитета РСПП будут собраны формализованные предложения с учетом всех высказанных мнений участников дискуссии и заключений широкого круга представителей профессионального сообщества. Затем в предложенном законопроектном формате материалы будут переданы для экспертизы и дальнейшего обсуждения в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти.
Контакты пресс-службы: rspp_committee@ipci.pro
Итоги года от Яндекс Афиши: развлечения подорожали на четверть
Яндекс Афиша, по предварительным данным, продала в 2024 году 21 млн билетов. Основную часть билетов (14,5 млн) пользователи приобрели напрямую через сайт и мобильное приложение, а также в других сервисах Яндекса. Это на 22,2% больше, чем годом ранее. Через партнеров Яндекс Афиша продала 6,5 млн билетов, что на 13,2% больше, чем в 2023 году.
Жители России в этом году массово покупали билеты на самые разные развлечения — ровно половина продаж Яндекс Афиши пришлась на концерты, ещё 26% — на билеты в театр, 7% — на кинотеатры, 6% — на стендап, 5% — на ёлки (указаны доли от продаж билетов в деньгах). Остальные 6% продаж принесли билетному оператору спортивные мероприятия, выставки, катки и другие события. Среди лидеров продаж — мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», выставка «Панк-культура. Король и Шут», концерт Леонида Агутина, цирковое шоу «Матрешка», а также спектакль «Женщины Есенина».
В 2024 году средний чек (часто включает в себя несколько билетов) на развлекательные мероприятия в России с учетом кино составил 3 726 рублей, что на 25% выше показателя 2023 года. Для сравнения: в прошлом году средний чек вырос на 21%.
Самый высокий средний чек — у ёлок, куда часто ходят всей семьёй; он вырос на 15% до 6 050 рублей. А больше всего в этом году подорожали билеты на выставки — средний чек в этом сегменте увеличился на 31% до 1 453 рублей. Во многом это связано с активным развитием новых форматов таких событий — например, мультимедийных выставок, мероприятий в форматах дополненной и виртуальной реальности. Средний чек в кино вырос на 22% до 894 рублей, в театры — на 18% до 4151 рублей, на спортивные мероприятия — на 17% до 1 732 рублей. Меньше всего, на 11%, подорожали концерты: средний чек на них в 2024 году достиг 4907 рублей. Исключение составил стендап, где средний чек вообще упал в цене на 14% — до 4 097 рублей.
Наибольшие траты на билеты традиционно наблюдаются в Москве. Например, средний чек на театральные мероприятия в столице составил 6 409 рублей, а на концерты — 5 697 рублей. Санкт-Петербург также демонстрирует высокий уровень расходов, но при этом отличается более доступными ценами на стендап — 3 106 рублей и выставки — 1 568 рублей.
Театральные постановки в регионах остаются доступнее, чем в столицах — со средним чеком 2 612 рублей. Средний чек на выставки в городах-миллионниках (кроме Москвы и Петербурга) в этом году вырос на 34% до 574 рублей, а на концерты — на 10%, до 4 621 рубля.
Наибольший интерес к развлечениям у жителей России в 2024 году наблюдался в осенний период — в ноябре через Яндекс Афишу пользователи оформили 780 667 заказов, что на 44,9% больше, чем в прошлом году. В целом, осень стала самым активным временем года для посещения культурных и развлекательных мероприятий, что связано с широким выбором событий и началом нового театрального сезона.
Энрико Мазавришвили, директор развитию бизнеса Яндекс Афиши, отметил:
- В 2024 году запрос россиян на развлекательные и спортивные мероприятия продолжил расти, развивается концертная индустрия. В столицах, а также в регионах, появляются новые форматы развлечений и мероприятий: например, иммерсивные шоу и спектакли, мультимедийные выставки; новую волну популярности обретают мюзиклы и симфонические шоу. Во все эти проекты мы вкладываем значительные ресурсы — так, в этом году Яндекс Афиша инвестировала в собственные мероприятия 1 млрд рублей.
На концерты приходится самая большая доля продаж Яндекс Афиши во всех городах-миллионниках, при этом больше всего тратят на концерты в Перми (62% от всех продаж), Екатеринбурге (60%), Краснодаре (58%), Новосибирске (56%) и Казани (52%). И это заметно выше, чем в столице России (41% продаж) или Санкт-Петербурге (50%).
А вот по покупкам билетов на спектакли города-миллионники уступают и Москве, и Петербургу (там на театральные постановки пришлось по 31% всех продаж). Самая высокая доля билетов в региональных миллионниках у тех же Краснодара (25%) и Перми (22%). А, к примеру, в Казани это только 16%.
Спортивная столица России — Нижний Новгород, где играют сразу несколько популярных профессиональных клубов. Матчи хоккейного «Торпедо», футбольного и баскетбольного «Пари НН» и других городских команд принесли 8% продаж Яндекс Афиши в Нижнем Новгороде. А вот жители Казани любят кино сильнее, чем в среднем по России — в этом городе кинотеатры приносят 13% продаж билетов. Неудивительно, что именно симфоническое шоу саундтреков к фильмам Cinema Medley: Hans Zimmer's Universe в Казани стало самым продаваемым развлекательным событием 2024 года в регионах.
Топ-10 наиболее популярных событий в Москве:
- Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой»
- Выступление Stand-up & Action
- Шоу «Легенда»
- Концерт Леонида Агутина
- Цирковое шоу «Матрешка»
- Спектакль «Женщины Есенина»
- Постановка «Анна Каренина»
- Спектакль «Мамма мимо! или Мюзикл пошёл не так»
- Женский Stand-up
- Каток «Лёд» в парке Сокольники
Топ-10 наиболее популярных событий в Санкт-Петербурге:
- Выставка «Панк-культура. Король и Шут»
- Концерт «Орган при свечах»
- Stand-up концерт Опытных комиков
- Концерт Басты
- Концерт Леонида Агутина
- Стендап-концерт «Топовых комиков»
- Балет «Лебединое озеро»
- Концерт «Вивальди. Времена года»
- Концерт группы «Руки вверх!»
- Концерт группы «КняZz»
В топ-10 наиболее популярных событий в регионах, куда было продано больше всего билетов через Яндекс Афишу, в 2024 году вошли*:
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Казани
- Концерт Xolidayboy в Краснодаре
- Балет «Щелкунчик» в Краснодаре
- Концерт Anna Asti в Перми
- Хоккейный матч «Локомотив» — «Авангард» в Ярославле
- «Stand-up Show. Лучшее» в Казани
- Концерт Басты в Казани
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Новосибирске
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Екатеринбурге
- Концерт Anna Asti в Екатеринбурге
Топ-10 наиболее популярных событий в Екатеринбурге:
- Выставка «Россия — Моя история. Свердловская область»
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe в Екатеринбурге
- Выставки Культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал»
- Концерт Anna Asti
- Женский Stand-up
- Концерт “Три дня дождя”
- Панк-сказка “Король и Шут”
- Женский стендап
- Концерт Дианы Арбениной и группы “Ночные снайперы”
- Stand-Up по-женски
Топ-10 наиболее популярных событий в Казани:
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe
- Концерт Басты
- Stand-up Show. Лучшее
- Выставка "Мастерская Зайцева. Необычная живопись. Необычная графика"
- Цирковое шоу "На счастье!"
- Концерт MAYOT
- Новогоднее шоу "Щелкунчик на льду с симфоническим оркестром"
- Концерт Macan
- Спектакль "Примадонны"
- Концерт группы "Руки Вверх!"
Топ-10 наиболее популярных событий в Нижнем Новгороде:
- Stand-up на Рождественской
- Концерт Macan
- Хоккейный матч "Торпедо" — СКА
- Концерт Toxi$
- Хоккейный матч "Торпедо" — ЦСКА
- Концерт MAYOT
- Концерт ЛСП
- Хоккейный матч "Торпедо" — "Нефтехимик"
- Хоккейный матч "Торпедо" — "Куньлунь Ред Стар"
- Концерт группы "Пикник"
Топ-10 наиболее популярных событий в Новосибирске
- Концерт Cinema Medley: Hans Zimmer’s Universe
- Концерт Басты
- Панк-сказка «Король и Шут»
- Сергей Орлов. Стендап
- Женский Stand-Up
- Балет "Золушка"
- Концерт Zivert
- Концерт Xolidayboy
- Ледовое шоу Team Tutberidze. Чемпионы на льду
- Концерт Cinema Medley 2: Оппенгеймер
Топ-10 наиболее популярных событий в Перми:
- Концерт Anna Asti
- Концерт Басты
- Концерт группы "Руки Вверх!"
- Концерт Zivert
- Концерт группы "Кино"
- Концерт группы "Звери"
- Концерт Neo Classic Orchestra. Людовико Эйнауди и Ханс Циммер
- Концерт Xolidayboy
- Спектакль "Юнона и Авось"
- Спектакль "Passion. Страсть"
Топ-10 наиболее популярных событий в Краснодаре:
- Балет "Щелкунчик"
- Концерт Xolidayboy
- Балет "Лебединое озеро"
- Спектакль "Анна Каренина"
- Спектакль "Ромео и Джульетта"
- Концерт "Три дня дождя"
- Концерт "Симфония Голливуда"
- Стендап-шоу "Битва комиков"
- Спектакль "Евгений Онегин"
- Балет "Мастер и Маргарита"
* Кроме Москвы и Санкт-Петербурга
«Пятница!» покажет балеты Мариинского театра
Телеканал «Пятница!» с 23 по 25 декабря 2024 года покажет в интеллектуальном проекте «Полночь» балеты Мариинского театра и «Женитьба Фигаро» Ленкома.
23 декабря в эфире — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (театр Ленком, 2005). Телеверсия спектакля Марка Захарова и Юрия Махаева по одноименной пьесе Пьера Бомарше. Действие комедии разворачивается в течение одного дня в замке графа Альмавивы. В центре событий сам Фигаро, домоправитель графа, который намерен жениться на горничной Сюзанне. Свадьба оказывается под угрозой, когда граф решает сделать Сюзанну своей возлюбленной. Главные роли исполнили Дмитрий Певцов, Наталья Щукина, Александра Захарова, Сергей Степанченко и другие.
24 декабря — «Драгоценности» (Мариинский театр, 2011). Один из самых известных балетов Джорджа Баланчина на музыку Габриэля Форе, Игоря Стравинского и Петра Чайковского. Эта постановка стала визитной карточкой Мариинского театра. Партии в балете исполнят Екатерина Кондаурова, Мария Ширинкина, Дарья Павленко, Андрей Ермаков, Евгений Иванченко и другие. Дирижер – Михаил Агрест.
25 декабря канал покажет «Щелкунчика» (Мариинский театр, 2012). Классическая версия балета, который уже несколько десятилетий ассоциируется с атмосферой Рождества и новогодних праздников. Постановка, созданная Петром Чайковским на либретто Мариуса Петипа в хореографии Василия Вайнонена основана на немецкой сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Партии Мари и Щелкунчика-принца исполняют прима-балерина и премьер Мариинского театра — Алина Сомова и Владимир Шкляров. Дирижер — Валерий Гергиев.
Эфир в полночь, без перерыва на рекламу.
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.