РСПП инициирует подготовку новых законопроектов о защите интеллектуальных прав
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) инициирует подготовку новых законопроектов. На заседании Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям было предложено к обсуждению три документа в формате законопроектов: о подсудности споров об интеллектуальных правах и обеспечительных мерах в интернете, судебном разбирательстве как альтернативе существующей административной процедуре в Палате по патентным спорам (ППС), а также предложение о новом способе признания общеизвестности товарного знака.
По словам председателя Комитета РСПП Андрея Кричевского, большую часть вопросов управления интеллектуальной собственностью рынок может регулировать самостоятельно, но именно проблема защиты прав в значительной степени связана с функциями органов власти: судебной системы, Роспатента, Роскомнадзора.
- Чтобы сделать обсуждение более конкретным, мы подготовили подходы к решению задач в виде проектов законов. Это не данность, а повод для обсуждения. Мы обобщим предложения, представим их профильным комитетам Госдумы нового созыва и, конечно, обсудим с федеральными органами власти, — сказал Кричевский.
Первая инициатива предполагает уточнение подсудности споров об интеллектуальных правах и расширение возможностей применения обеспечительных мер. Сегодня обеспечительные меры по спорам, связанным с авторским и смежными правами, принимает Мосгорсуд. Чаще всего речь идет о блокировке нелегального контента в сети. Эта практика требует изменений, отметил заместитель председателя Комитета Анатолий Семенов.
- Абсурдность ситуации в том, что Мосгорсуд рассматривает даже конфликты юридических лиц и коммерческих организаций. В моей практике был случай, когда индивидуальный предприниматель и ООО спорили в суде о блокировке контента в связи со спором об исключительном праве. Этот спор рассматривался Мосгорсудом только по той причине, что именно он принял решение о наложении обеспечительных мер, — рассказал юрист.
Члены Комитета выступили за ограничение подсудности споров об интеллектуальной собственности рамками арбитражной системы: полномочиями накладывать обеспечительные меры по таким делам предполагается наделить Суд по интеллектуальным правам (СИП). Это позволит работать не только с музыкой и кино, но и со всем спектром охраняемых объектов, а также повысит качество решений, ведь суды общей юрисдикции зачастую попросту не располагают должной экспертизой в нюансах интеллектуального права. СИП станет точкой входа, где принимается решение об обеспечительных мерах относительно любых охраняемых объектов в интернет-среде, а дальше разбирательство можно продолжать в арбитражном суде.
Вторая инициатива-законопроект касается расширения возможностей судебной защиты при оспаривании интеллектуальных прав. Сегодня по патентным спорам, прежде всего при оспаривании действий патентного ведомства участники рынка обязаны следовать административной процедуре — обращаться в Палату по патентным спорам в структуре Роспатента. Лишь в некоторых из этих споров участие Палаты имеет содержательный смысл. Когда ведомство может дать оценку новым обстоятельствам с помощью серии экспертиз или патентного поиска, речь идет о нормальной дискуссии. В тех же случаях, когда все обстоятельства известны и оценки даны, но согласие все равно не достигнуто, участие ППС представляется избыточным. Члены Комитета предлагают предоставить участникам рынка возможность не ходить по бесконечному кругу административных процедур, а сразу обратиться в суд по интеллектуальным правам.
- Обратиться в Палату по патентным спорам можно и нужно, когда речь идет о сути технического решения, когда Роспатенту нужно провести работу над ошибками, — отметил заместитель председателя Комитета Сергей Матвеев.
Третья инициатива Комитета касается совершенствования института общеизвестного товарного знака. Если обозначение признано таковым, исключительное право на него становится бессрочным, а охрана распространяется в том числе на неоднородные товары. Чтобы получить эту привилегию, нужно обратиться в Роспатент с документами, подтверждающими, что товарный знак в самом деле популярен. По словам Анатолия Семенова, многие из общеизвестных товарных знаков, содержащихся в реестре Роспатента, зачастую никому неизвестны.
- Я выкладываю наиболее комичные случаи признания общеизвестности товарных знаков в фейсбуке и все смеются, - сказал он. - Этих знаков люди попросту не знают: никто их не видел и не слышал о них, тем более в связи с каким-то физическим лицом или компанией. Это происходит из-за того, что процедура признания товарного знака общеизвестным, мягко говоря, не прозрачна.
Анатолий Семенов напомнил, что известность, как правило, связана с определенным периодом, страной или регионом. Кроме того, различительная способность товарного знака может как появляться, так и исчезать. На это влияет рост или падение популярности продукта — тому есть хрестоматийные примеры «Памперса» или «Ксерокса». Инициатива Комитета предусматривает, что признание товарного знака общеизвестным перейдет от Роспатента в систему арбитражных судов. Важно, что признание станет возможным в ходе конкретного судебного разбирательства, например, в споре об использовании обозначения для индивидуализации неоднородных товаров. Так понятие общеизвестности будет встроено в определенный контекст и приобретет реальный смысл.
Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин отметил, что концепция общеизвестности не укладывается в узкие рамки административной процедуры.
- Есть три подхода к признанию товарного знака общеизвестным: применительно ко всему населению региона, страны или к особым категориям специалистов. Все эти подходы требуют, чтобы вопрос не замыкался в рамках административной системы. Поэтому процедуру признания общеизвестности товарного знака нужно сместить в систему арбитражных судов, — отметил юрист.
Поддержала коллег и руководитель практики защиты бренда компании «Газпромнефть» Елена Сухих.
- Мы набили много шишек, возвращая Роспатенту неоднократные отказы, - рассказала она. - Было бы полезным прекратить монополию Роспатента на признание знака общеизвестным и установить предлагаемый законопроектом порядок.
По итогам заседания Комитета РСПП будут собраны формализованные предложения с учетом всех высказанных мнений участников дискуссии и заключений широкого круга представителей профессионального сообщества. Затем в предложенном законопроектном формате материалы будут переданы для экспертизы и дальнейшего обсуждения в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти.
Контакты пресс-службы: rspp_committee@ipci.pro
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.