Рецензия на фильм «Общага»: Правда больше человека?

Оценка: 8 из 10
Премьера фильма «Общага» состоялась в основном конкурсе 32-го «Кинотавра», в онлайн-кинотеатрах картина будет доступна 26 сентября 2021 года. Режиссёр: Роман Васьянов. В ролях: Геннадий Вырыпаев, Ирина Старшенбаум, Марина Васильева, Никита Ефремов, Илья Маланин, Алёна Михайлова, Юлия Ауг и другие.
Говорят, оператор – глаза режиссёра. По факту – ещё и один из тех, кто ближе всего контактирует с кинематографической материей, преломляя её с помощью линз, композиций и методов съёмки. Одни операторы слепо повинуются указаниям режиссёров, другие принимают активное участие в творческом процессе, но вряд ли хоть один из них не становился ослёплённым этой завораживающей магией кино, столько времени находясь в непосредственной близи неё, и не мечтал снять что-нибудь своё. У оператора Романа Васьянова, набравшегося опыта и в американском кинопроизводстве (на фильмах Дэвида Эйра), и в российском (у Валерия Тодоровского), всё же хватило отваги сесть самому в режиссёрское кресло, да ещё и обратиться к достаточно непростому материалу в качестве дебютного фильма – к экранизации романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови».
События «Общаги» развиваются в 1984 году в Свердловске – в многоэтажном общежитии Уральского университета. В этом муравейнике нас интересуют пятеро друзей-студентов. Отличник-первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев) – скромный, чинный и умный парень, ещё и единственный технарь в компании гуманитариев. Забела скромен и молчалив, в основном болтают другие – красотки-нимфетки Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева), пишущий на обоях стихи поэт-алкоголик Ваня (Никита Ефремов) и спортсмен-красавец с подвешенным языком Игорь (Илья Маланин).
Впятером они весело - с музыкой, танцами, разговорами о вечном и насущном - проводят свои студенческие вечера, словно персонажи фильмов Ричарда Линклейтера: даже есть эпизод, в котором Забела рассуждает о теории вероятности и силе случая, как один из героев культового «Бездельника». Однако лёгкость и беззаботность покидают это место, как только одна из проживающих в общаге девушек кончает с собой. Лишь Забела знает истинную причину трагедии, вот только его правда никому не нужна – она обезличит то, о чём все и так знают, но боятся кому-то рассказать. Забелу пытаются отговорить давать показания в милиции – и студенты, и комендант общежития (Юлия Ауг) – однако наивный юноша никак не может понять, неужели правда меньше человека?
Экранизируя непростой роман Иванова, Васьянов с коллегами-сценаристами внёс ряд сюжетных и структурных изменений – в частности, это коснулось начала и конца фильма. Роман начинается в детективной манере – с самоубийства, а затем возвращается к предшествующим ему событиям. Васьянов же предпочитает линейное развитие сюжета, разменивая детективную составляющую на более кинематографичное бытописание студенческой жизни середины 80-х. Финал же и вовсе изменён, хотя тонально и по уровню безысходности он соответствует тому, что написал Иванов, просто в «Общаге» у зрителя на завершающих титрах появится чуть больше противоречивых чувств по отношению к героям фильма. В целом, ничего критичного, всё выглядит драматургически закономерно – согласно старой русской традиции «хотел как лучше, а получилось как всегда».
Все же главные достоинства первоисточника перенесены на экран безукоризненно. Мы оказываемся не просто в каком-то объединяющем персонажей месте, а в настоящем живом организме. Общага у Васьянова самодостаточна, многофактурна и обладает всеми качествами полноправного участника фильма. Все два часа мы находимся в её стенах (лишь один гротескный общий план выводит нас вместе с героями на улицу, но буквально на мгновение), где сталкиваются взгляды и интересы, любовь соседствует с предательством, токсичные мужики-абьюзеры обитают на одном этаже с мечтательными студентками тонкой натуры (и фигуры). Примечательно, что именно актрисы в фильме радуют больше всего – особенно Старшенбаум и Васильева, которым жюри «Кинотавра» просто обязано выдать одну награду за лучшую женскую роль на двоих.
Разговоры заводятся на разные темы: что делать и как дальше жить? есть ли сила в правде, или правда в силе? на что способен человек от безысходности? как искать выход, когда все двери закрыты на ключ? Критикуется партийная система и развращающий институт власти – всё это запросто можно сублимировать в сегодняшнее положение дел в стране, отчего кино Романа Васьянова прекрасно работает не только как застывший слепок того времени и тех нравов, но и как зеркало нынешней России, где вся страна – одна большая общага.
Здесь риторика Васьянова очень близко коррелирует с кинематографом Юрия Быкова – только подаётся не столько в лоб и в пьяном крике, сколько через эмоционально отстранённую констатацию фактов и в форме чуть ли не библейской притчи о жертвоприношении. Параллель сантехника из «Дурака» и Забелы из «Общаги», наивно верящих, что их правда может хоть что-то поменять, напрашивается сама собой, вот только у Васьянова протагонист с его мягкотелой нравственностью напоминает куда больше персонажа, вышедшего из-под пера Достоевского, чья драма глубже, чем кажется на первый взгляд.
Дебют у Романа Васьянова, безусловно, удался. Пусть местами слишком жёстко и беспросветно, но жизнь – это вам не эпизод из «Универа», в ней бывает и такое. Фундамент его «Общаги» по-советски крепок и сделан на вечность – затрагиваемые темы во многом до сих пор не утеряли актуальности, а профессионализм, с которым кино снято, не может не радовать критический глаз. Будем надеяться, что Васьянов не сбавит оборотов и не пойдёт путём оператора Яна де Бонта, крепко дебютировавшего в режиссуре, а затем так и не сумевшего переплюнуть успех своего отличного первого фильма.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia