Рецензия на фильм «Общага»: Правда больше человека?

Оценка: 8 из 10
Премьера фильма «Общага» состоялась в основном конкурсе 32-го «Кинотавра», в онлайн-кинотеатрах картина будет доступна 26 сентября 2021 года. Режиссёр: Роман Васьянов. В ролях: Геннадий Вырыпаев, Ирина Старшенбаум, Марина Васильева, Никита Ефремов, Илья Маланин, Алёна Михайлова, Юлия Ауг и другие.
Говорят, оператор – глаза режиссёра. По факту – ещё и один из тех, кто ближе всего контактирует с кинематографической материей, преломляя её с помощью линз, композиций и методов съёмки. Одни операторы слепо повинуются указаниям режиссёров, другие принимают активное участие в творческом процессе, но вряд ли хоть один из них не становился ослёплённым этой завораживающей магией кино, столько времени находясь в непосредственной близи неё, и не мечтал снять что-нибудь своё. У оператора Романа Васьянова, набравшегося опыта и в американском кинопроизводстве (на фильмах Дэвида Эйра), и в российском (у Валерия Тодоровского), всё же хватило отваги сесть самому в режиссёрское кресло, да ещё и обратиться к достаточно непростому материалу в качестве дебютного фильма – к экранизации романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови».
События «Общаги» развиваются в 1984 году в Свердловске – в многоэтажном общежитии Уральского университета. В этом муравейнике нас интересуют пятеро друзей-студентов. Отличник-первокурсник Забела (Геннадий Вырыпаев) – скромный, чинный и умный парень, ещё и единственный технарь в компании гуманитариев. Забела скромен и молчалив, в основном болтают другие – красотки-нимфетки Нелли (Ирина Старшенбаум) и Света (Марина Васильева), пишущий на обоях стихи поэт-алкоголик Ваня (Никита Ефремов) и спортсмен-красавец с подвешенным языком Игорь (Илья Маланин).
Впятером они весело - с музыкой, танцами, разговорами о вечном и насущном - проводят свои студенческие вечера, словно персонажи фильмов Ричарда Линклейтера: даже есть эпизод, в котором Забела рассуждает о теории вероятности и силе случая, как один из героев культового «Бездельника». Однако лёгкость и беззаботность покидают это место, как только одна из проживающих в общаге девушек кончает с собой. Лишь Забела знает истинную причину трагедии, вот только его правда никому не нужна – она обезличит то, о чём все и так знают, но боятся кому-то рассказать. Забелу пытаются отговорить давать показания в милиции – и студенты, и комендант общежития (Юлия Ауг) – однако наивный юноша никак не может понять, неужели правда меньше человека?
Экранизируя непростой роман Иванова, Васьянов с коллегами-сценаристами внёс ряд сюжетных и структурных изменений – в частности, это коснулось начала и конца фильма. Роман начинается в детективной манере – с самоубийства, а затем возвращается к предшествующим ему событиям. Васьянов же предпочитает линейное развитие сюжета, разменивая детективную составляющую на более кинематографичное бытописание студенческой жизни середины 80-х. Финал же и вовсе изменён, хотя тонально и по уровню безысходности он соответствует тому, что написал Иванов, просто в «Общаге» у зрителя на завершающих титрах появится чуть больше противоречивых чувств по отношению к героям фильма. В целом, ничего критичного, всё выглядит драматургически закономерно – согласно старой русской традиции «хотел как лучше, а получилось как всегда».
Все же главные достоинства первоисточника перенесены на экран безукоризненно. Мы оказываемся не просто в каком-то объединяющем персонажей месте, а в настоящем живом организме. Общага у Васьянова самодостаточна, многофактурна и обладает всеми качествами полноправного участника фильма. Все два часа мы находимся в её стенах (лишь один гротескный общий план выводит нас вместе с героями на улицу, но буквально на мгновение), где сталкиваются взгляды и интересы, любовь соседствует с предательством, токсичные мужики-абьюзеры обитают на одном этаже с мечтательными студентками тонкой натуры (и фигуры). Примечательно, что именно актрисы в фильме радуют больше всего – особенно Старшенбаум и Васильева, которым жюри «Кинотавра» просто обязано выдать одну награду за лучшую женскую роль на двоих.
Разговоры заводятся на разные темы: что делать и как дальше жить? есть ли сила в правде, или правда в силе? на что способен человек от безысходности? как искать выход, когда все двери закрыты на ключ? Критикуется партийная система и развращающий институт власти – всё это запросто можно сублимировать в сегодняшнее положение дел в стране, отчего кино Романа Васьянова прекрасно работает не только как застывший слепок того времени и тех нравов, но и как зеркало нынешней России, где вся страна – одна большая общага.
Здесь риторика Васьянова очень близко коррелирует с кинематографом Юрия Быкова – только подаётся не столько в лоб и в пьяном крике, сколько через эмоционально отстранённую констатацию фактов и в форме чуть ли не библейской притчи о жертвоприношении. Параллель сантехника из «Дурака» и Забелы из «Общаги», наивно верящих, что их правда может хоть что-то поменять, напрашивается сама собой, вот только у Васьянова протагонист с его мягкотелой нравственностью напоминает куда больше персонажа, вышедшего из-под пера Достоевского, чья драма глубже, чем кажется на первый взгляд.
Дебют у Романа Васьянова, безусловно, удался. Пусть местами слишком жёстко и беспросветно, но жизнь – это вам не эпизод из «Универа», в ней бывает и такое. Фундамент его «Общаги» по-советски крепок и сделан на вечность – затрагиваемые темы во многом до сих пор не утеряли актуальности, а профессионализм, с которым кино снято, не может не радовать критический глаз. Будем надеяться, что Васьянов не сбавит оборотов и не пойдёт путём оператора Яна де Бонта, крепко дебютировавшего в режиссуре, а затем так и не сумевшего переплюнуть успех своего отличного первого фильма.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
«Офицеры» возглавили рейтинг фильмов о патриотизме

Накануне Дня защитника Отечества телеканал «Патриот» провёл опрос, чтобы узнать, какие отечественные фильмы зрители считают самыми патриотическими. Аудиторию попросили назвать лучшие фильмы о любви к Родине. Затем из предложенных вариантов были выбраны самые популярные ответы, из которых был составлен лонг-лист, размещённый на голосование в социальных сетях.
В результате топ лучших отечественных фильмов о патриотизме выглядит так:
- «Офицеры», 1971 г. — 40%;
- «В бой идут одни „старики“», 1973 г. — 34%;
- «Они сражались за Родину», 1975 г. — 32%;
- «...А зори здесь тихие», 1972 г. — 25%;
- «Семнадцать мгновений весны», 1973 г. — 24%;
- «Вечный зов», 1973–1983 гг. — 17%;
- «Судьба человека», 1959 г. — 15,5%;
- «Освобождение», 1968–1972 гг. — 14%;
- «Щит и меч», 1968 г. — 13%;
- «Баллада о солдате», 1959 г. — 10%.
Лучшим фильмом о патриотизме зрители считают картину Владимира Рогового «Офицеры», снятую по произведению писателя-фронтовика Бориса Васильева. В центре сюжета — судьба офицера Алексея Трофимова, его жены, прошедшей сквозь все тяготы жизни супруги военного, сына, погибшего в Великую Отечественную войну, внука — курсанта Суворовского училища, а также лучшего друга — Ивана Вараввы. После выхода фильма фраза «Есть такая профессия — Родину защищать!» стала олицетворять истинное служение Отечеству и своему долгу. По одной из версий, она принадлежит министру обороны СССР, маршалу Андрею Гречко, который был инициатором создания фильма.
34% респондентов выбрали картину Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“». Название фильма отражает традицию военных лётчиков сразу не пускать неопытный состав на боевые вылеты. При создании картины режиссёр старался опираться на реальные события: «поющая» эскадрилья действительно существовала во время Великой Отечественной войны, прототипами многих персонажей фильма стали реальные лётчики, в основу сценария лёг ряд воспоминаний участников ВОВ, главным консультантом фильма выступил Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик Семён Харламов.
На третьем месте картина Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». В фильме показан один из самых сложных периодов Великой Отечественной войны — когда советская армия вынуждена была отступать к Дону. Стрелковый полк теряет большую часть личного состава, но старается изо всех сил держать оборону и сохраняет самое дорогое — полковое знамя. В финале картины звучат слова Михаила Шолохова: «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».
Опрос проводился в социальных сетях, в нем приняли участие 1 295 человек.
Сегодня 50 лет Дрю Бэрримор

22 февраля 2025 года, суббота.
«Любэ» поздравит Игоря Матвиенко с юбилеем в Кремле.
Трибьют Адриано Челентано станет новым проектом «Русской филармонии».
Лидия Вележева сыграет Кручинину в «Без вины виноватых» в Малом театре.
16 лет актёру Арчи Йейтсу.
25 лет назад умер писатель Аркадий Хайт (1938-2000).
29 лет актёру Аскару Ильясову.
29 лет актрисе Полине Куценко.
50 лет актрисе Ольге Будиной.
50 лет Дрю Бэрримор.
Дрю Блайт Бэрримор родилась 22 февраля 1975 года в Калифорнии. Американская актриса, кинорежиссёр, модель, писательница и продюсер. Её прорывом стала роль в фильме «Инопланетянин» (1982). В дальнейшем Бэрримор появилась в таких успешных фильмах, как «Ядовитый плющ» (1992), «Крик» (1996) и «История вечной любви» (1998). Она также известна по сотрудничеству с Адамом Сэндлером, вместе с которым снялась в фильмах «Певец на свадьбе» (1998), «50 первых поцелуев» (2004) и «Смешанные» (2014). В 2004 году была удостоена именной звезды на голливудской Аллее Славы.
50 лет лидеру группы «Тараканы» Дмитрию Спирину (признан иноагентом в РФ).
50 лет назад родился певец Алексей Сафиулин (1975-2019).
51 год певцу Джеймсу Бланту.
53 года режиссёрам Александру и Владимиру Коттам.
55 лет актёру Джереми Шамосу.
56 лет танцору Хоакину Кортесу.
57 лет актёру Эвклиду Кюрдзидису.
66 лет актёру Кайлу Маклахлену.
71 год пианисту Юрию Розуму.
74 года продюсеру Матвею Аничкину.
75 лет актрисе Миу-Миу.
75 лет актрисе Джули Уолтерс.
75 лет назад родился музыкант Дженезис Пи-Орридж (1950-2020).
125 лет назад родился режиссёр Луис Бунюэль (1900-1983).
215 лет назад родился композитор Фридерик Шопен (1810-1849).
23 февраля.
«Любэ» поздравит Игоря Матвиенко с юбилеем в Кремле.
Алена Апина поздравит мужчин в клубном формате хитами «Комбинации».
Телепремьера сериала «Ландыши. Такая нежная любовь» состоится на СТС.
День защитника Отечества.
23 года актрисе Эмилии Джонс.
31 год актрисе Дакоте Фаннинг.
33 года актрисе Самаре Уивинг.
42 года актёру Азизу Ансари.
42 года продюсеру Юрию Бардашу.
42 года актрисе Эмили Блант.
44 года актёру Джошу Гаду.
49 лет композитору Лорну Бэлфу.
57 лет исполнителю шансона Сергею Куренкову.
60 лет актрисе Кристин Дэвис.
64 года шоумену группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше.
65 лет назад родился лидер группы «Вермишель оркестра» Сергей Щураков (1960-2007).
67 лет певцу Дэвиду Силвиану.
115 лет назад умерла актриса Вера Комиссаржевская (1864-1910).
340 лет назад родился композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759).
24 февраля.
Второй сезон «Телохранителей» покажет ТНТ.
СТС покажет второй сезон «Котострофы».
29 лет актёру Владиславу Тирону.
33 года актрисе Варваре Шмыковой.
36 лет пластическому хирургу Тимуру Хайдарову.
42 года шоумену Александру Гудкову.
42 года актрисе Тоуни Ньюсом.
47 лет фотографу Дмитрию Исхакову.
50 лет актёру Кириллу Кяро.
51 год тренеру по фигурному катанию Этери Тутберидзе.
52 года актёру Робу Моргану.
60 лет барабанщику Александру Воронову.
67 лет актёру Марку Мозесу.
70 лет назад родился основатель корпорации Apple Стив Джобс (1955-2011).
71 год певице Любови Успенской.
78 лет актрисе Елене Соловей.
78 лет саксофонисту Владимиру Чекасину.
86 лет балетмейстеру Джону Ноймайеру.
125 лет назад родился актёр Максим Штраух (1900-1974).
Гоша Куценко станет отцом Милы Ершовой в сериале «Встать на ноги»

Съемки сериала «Встать на ноги» стартовали в феврале 2025 года. Главные роли в драмеди исполнят Гоша Куценко, Мила Ершова, Алексей Розин и Ольга Лерман, а также снимаются Кузьма Котрелёв, Юлия Александрова, Александр Обласов, Игорь Ознобихин, Антон Санкевич, Давид Сократян, Святослав Рогожан и другие.
По сюжету, бывший заключенный по кличке Старый (Куценко) через 20 лет возвращается в родной город и узнает, что у него есть дочь (Ершова) с ограниченными возможностями передвижения. К тому же у Старого осталось одно важное незавершенное дело: на свободе находится его бывший подельник (Розин), за которого Старый взял вину на себя. Участковая (Лерман) предписывает Старому, находящемуся под наблюдением органов, обязательное совместное проживание с родной дочерью. В попытках наладить отношения с Олей «папаша» настойчиво начинает ей помогать, но дочь не в восторге от новообретённого отца и старается избавиться от внезапно объявившегося родственника.
Сценаристом и креативным продюсером сериала выступил шоураннер «Волшебного участка» Александр Носков в соавторстве с Полиной Шаталовой, режиссером стал Павел Тимофеев («Выжившие»). Производством занимаются онлайн-кинотеатр Okko, продюсерский центр Originals Production и кинокомпания «Место силы».