Евгений Сафронов: «Когда в Россию вернутся большие музыкальные фестивали и гастроли»
Уже второй год из-за пандемии по-прежнему сокращается число концертов, спектаклей и праздников городов, отменяются гастроли, да и выбранный формат - COVID-free фестивалей не оказался спасительным - в конце сентября был отменен очередной музыкальный open air "Чернозем". Хотя все меры были предусмотрены: организаторы закупили маски, а пройти на поляну могли только вакцинированные или предъявившие "отрицательный" ПЦР-тест зрители. В итоге второй год в музыкальной индустрии волна банкротств и судебных процессов, а недавно успешные артисты ищут возможность заработать в других индустриях. Открывают бургерные, идут в курьеры, забывают про музыку…
Конечно, такое происходит по всему миру. Но что делать: артистам, промоутерам и нам, зрителям?! Все мы надеялись, что кризис в шоу-индустрии завершится в 2021 году, чего, увы, не произошло…Но есть ли выход из этой сложной ситуации и "свет в конце туннеля"? Об этом обозреватель "Российской газеты" Александр Алексеев поговорил с ведущим российским экспертом в сфере культуры и развлечений, главой информационного агентства InterMedia Евгением Сафроновым.
Летом влиятельные представители шоу-индустрии провели пресс-конференцию, на которой обратились к государству с предложением обсудить с ними перспективы развития отрасли в пору пандемии. Предлагали свои антикризисные планы. И уже в сентябре на международной конференции Muzlab вы говорили: "Некоторым позволяет удержаться на плаву государство. Денег выделяется немало, примерно 600 миллиардов рублей - и некоторая их часть все же доходит до создателей…". То есть с лета ситуация улучшилась и постепенно стабилизируется?
Евгений Сафронов: К сожалению, нет. На днях за считанные часы до мероприятия был отменен фестиваль "Чернозём" в Воронеже, ещё раньше таким же возмутительным образом - фестиваль "Дикая мята", а ещё сотни и тысячи мероприятий по всем регионам страны. Предпринимательский сектор упал на 80-90 процентов по оборотам, это само по себе очень плохо для экономики, но главное - десятки миллионов россиян не получили желанной радости.
И если конкретно, почему именно эта, очень значительная сумма, и как она распределяется? И как вы считаете, достаточно ли делается сегодня для того, чтобы пусть в интернете или с ограниченным количеством посетителей, но отрасль старалась сохранить свои возможности и зрители имели больше возможностей наслаждаться искусством, пусть и в новых, современных реалиях пандемии?
Евгений Сафронов: Важно понимать отличие России от других стран - в ней сфера культуры на протяжении четырех столетий усиленно поддерживается государством. Построенная в результате система учреждений культуры уникальна - ни в одной стране мира не было создано ничего подобного. Эта система в свое время дала миру не только Чайковского, Репина, Левитана, Римского-Корсакова, Достоевского, Льва Толстого и Рахманинова, но и Шостаковича, Ойстраха, Малевича, Рихтера, Бондарчука, Свиридова, Михалкова, Башмета, Спивакова и тысячи других всемирно известных мастеров. Но процессы разложения государственных элит не могли не затронуть сферу культуры - внимание к ней падало десятилетиями, разрушались система управления и жизненно важная для отрасли экспертиза. В 90-е обрушение казалось необратимым - я наблюдал это изнутри, с 1984 года работая в структурах министерства культуры СССР и РФ больше двух десятков лет.
Сейчас явно наблюдается восстановление. На этой неделе правительством принята долгожданная концепция развития творческих (креативных) индустрий, в которой заявлен ряд буквально революционных для нашей страны идей. Несомненно, дополнительно будут выделены средства, и логично отправить их и на сохранение одной из самых заметных отечественных креативных индустрий, концертную, ведь она сейчас разрушается буквально у всех на глазах.
Русская пословица гласит, что "нет худа без добра". Да, кто-то, отслеживая статистику заболеваемости, несмотря на предпринимаемые меры безопасности, по-прежнему не решается ходить в кино, но зато появились новые мультимедийные сервисы. Они не только транслируют фильмы, то уже и сами снимают кино и сериалы. Это перспективная модель?
Евгений Сафронов: Это сейчас активно заработало, но слишком сильно напоминает жесткую монополистическую студийную систему Голливуда 30-40-х. Эта система в 50-х была уничтожена антимонопольным ведомством США, имевшим значительный вес в стране, это было шумно и для многих трагично - но стоит подумать, почему это произошло? Не потому ли, что отсутствие конкуренции губительно для творчества, а монополии высасывают творческие силы не только из конкурентов, но и из государств?
А сейчас эта же система возрождается на мировом уровне - понимаем ли мы, что уже некому сдержать мировых монополистов? Netflix вкладывает бешеные деньги в производство, но ведь он до сих пор, как и все стриминги, убыточен - то есть, всецело зависит от решений инвесторов либо стороннего финансирования - к примеру, со стороны какого-либо богатого государства? Вот и подумайте, для кого это перспективно.
В интернет пробовала уйти и музыка, но платные онлайн-шоу в России так и не стали массово-востребованными. Люди хотят ходить в залы, общаться. Хотя Боб Дилан недавно давал концерт в интернете, транслируемый из США. Была достойная прибыль. Отчего у нас так не происходит, другой менталитет?
Евгений Сафронов: Боб Дилан - виднейший деятель "золотого века" мировой музыкальной индустрии, его потенциальная аудитория может быть оценена в 3-4 млрд зрителей, так что финансовый успех вполне возможен (но всё же непредсказуем, как и всё в культурных индустриях). Аудитория самого известного российского исполнителя - 100-200 миллионов зрителей, это немало, но всё же в тысячи раз меньше. Плюс к этому в аудитории Дилана значительна доля богатых зрителей (Северная Америка, западная Европа, англосаксонские страны), чем не могут похвастать российские артисты. Так что менталитет ни причем, просто деньги и арифметика, исключающая высокие доходы от онлайн-шоу для российских артистов.
Какие из мер Роспотребнадзора при этом кажутся вам наиболее мудрыми и правильными? И учитывают ли они, что зрители в театрах и на концертах обычно разные и по темпераменту, и по привычкам? Ведь на концертах все-таки не всегда все воспринимают маски как меру заботы об их здоровье. Отчего, плохо налажена просветительская работа или недостаточно строги наказания?
Евгений Сафронов: Лучшие эксперты мира пока недостаточно хорошо изучили особенности распространения вируса, но буквально на днях в одной из передач на Первом канале врачи авторитетно заявили, что ограничения посещаемости, социальная дистанция, маски и другие на зрелищных мероприятиях не особо действенны. Это же подтверждают и результаты наблюдений - после нашумевших крупных мероприятий - концерта Басты и фестиваля "Алые паруса" в Санкт-Петербурге, ММКЯ и "Спасской башни" в Москве всплесков заболеваемости не было зафиксировано. И это логично, ведь людей на мероприятиях в десятки тысяч раз меньше, чем в общественном транспорте или торговле, с которых ограничения практически сняты.
На мой взгляд, Роспотребнадзору стоило бы подходить к вопросу ограничений более гибко, держать постоянную связь с организаторами, внимательно анализируя получаемую от них информацию - при этом осознавая особую важность их деятельности для общества. Сейчас этого, к сожалению, не наблюдается, и это лишнее свидетельство невнимания к сфере культуры, о котором мы говорили выше.
К осени музыкальная индустрия, как показалось, все-таки приспособилась к жизни в пандемию, придумав формат COVID-free фестивалей, на которых теперь пускают только зрителей имеющих справки о вакцинации или свежие отрицательные тексты ПЦР. Будущее в пандемию именно за этим форматом или у экспертов и продюсеров есть идеи и получше?
Евгений Сафронов: Формат COVID-free - отличная идея, и мы (агентство InterMedia, - Прим. ред.) принимали участие в организации уже десятков таких концертов, они прошли прекрасно. Но стоит понимать, что любые такие форматы - лишь способ нахождения компромисса, вынужденная мера. Жаль, что стремление к компромиссу проявляют большей частью предприниматели, а не сами местные власти.
Кстати, 1 октября у вас юбилей. Пойдете ли на какой-то концерт или поставите для друзей любимые пластинки у себя дома? Какая музыка при этом будет звучать?
Евгений Сафронов: Точно угадали. Шумные торжества, конечно, придется отложить, а вот в узком кругу соратников по InterMedia с удовольствием поднимем бокалы под Моцарта, Pink Floyd, Дюка Эллингтона, Елену Камбурову. Может быть, дойдем и до AC/ DC (улыбается).
XXIX церемонию вручения премии «Золотой граммофон» покажет НТВ
Телеверсия XXIX церемонии вручения премии «Золотой граммофон» выйдет на НТВ 30 декабря 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что церемония состоялась 12 декабря на «ВТБ Арене». В концерте приняли участие Юрий Антонов, Елена Север вместе с солистом Мариинского театра Романом Широких, симфонический оркестр под управлением художественного руководителя Мариинского театра и генерального директора Большого театра – Маэстро Валерия Гергиева, группа «Земляне», Григорий Лепс, Юрий Киселев и Владимир Киселев, группа «Серебро», Александра Воробьева и другие артисты. Ведущими премии выступили Марина Кравец, Тимур Батрутдинов и Антон Юрьев.
Эфир в 16.10.
Dabro анонсировали новый альбом
Группа Dabro приняла участие в музыкальном марафоне «Авторадио», где братья Засидкевичи спели свои хиты и новинки, а также анонсировали новый альбом. Артисты завершали пятый суперфинал игры «Много денег на Авторадио. Отличный сезон» и помогли определить обладателя пятого автомобиля. Ребята спели вживую «Дальше больше», «На часах ноль-ноль», «Ты знаешь, мам», а счастливой стала песня «Юность».
– Очень эмоционально, мы даже сами стали чуточку счастливее. «Юность» реализовала много наших желаний и продолжает делать это для других. Верьте в чудеса! – посоветовали Иван и Михаил Засидкевичи. – Невероятно, но уже второй случай, когда она приносит удачу на марафоне «Авторадио», в 2023 году на ней была разыграна квартира.
Вместе с песнями группы Dabro на звездном марафоне «Авторадио» в прямом эфирепрозвучали «Матушка Земля» Татьяны Куртуковой, «Godzilla» от Bearwolf, а Shaman спел для всех «Душа нараспашку». Лучшие хиты исполнили Burito, Катя Лель, Soprano, «Новые Самоцветы», Galibri & Mavik и, конечно, не обошлось без премьер – на «Авторадио» Стас Пьеха представил «Уеду».
- Песня кайфовая, а до конца года, может быть, еще одну успеем выпустить. Несколько дней осталось, но она у меня уже на подходе, – поделился музыкант.
За кулисами эфира артисты рассказывали о новых релизах и о том, чем им запомнился 2024 год, делились планами на грядущий 2025-й. Так, Dabro готовят полноценный новый альбом «Дальше больше».
– Каждый день мы находимся всостоянии новых идей, и исполняя песни, которые уже полюбились людям, ты представляешь, как будешь петь новые. Сегодня звучала песня «Дальше больше», это заглавный сингл нового альбома, а не так давно вышла песня «Давай навсегда». Альбом в процессе, но мы не можем оставлять слушателя в тишине, в молчании, и постепенно какие-то песни показываем. Мы просто не смогли удержаться, мы планировали показать только альбом целиком, а когда появлялись песни, мы поняли, что нужно все-таки делиться песнями, пусть они живут, – поделились артисты.
Выпуск LP запланирован на весну, но до сих пор еще по нему работа не завершена, и пополняется новыми композициями.
– Мы сами пишем музыку и слова, все равно оставляем место для новых песен,– пояснилибратья Засидкевичи. – Каждый день, буквально сегодня утром, еще до вылета из Казани, мы обсуждали и слушали новую песню, которой раньше не было даже в планах. И я надеюсь, что еще что-то будет рождаться как минимум до конца года.
«Песни года моего рождения» можно послушать на платформе «Смотрим»
Спецпроект «Мой Новый год рождения», премьера которого состоялась накануне прошлогодних новогодних праздников, возвращается на медиаплатформу «Смотрим». В этом году он получил музыкальное продолжение – «Песня года моего рождения». На этот раз зрителей ждут самые популярные композиции, которые впервые прозвучали в телевизионном эфире, а именно в телепрограмме «Песня года» в тот или иной год. Музыкальная ретролента охватывает несколько десятилетий самого народного хит-парада страны, первый выпуск которого вышел в 1971 году. Идея его создания возникла в Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения СССР: телезрители в течение года присылали в редакцию открытки, в которых указывали, по их мнению, три самые лучшие песни. В финал программы выходили музыкальные шлягеры, отобранные народным голосованием и получившие максимальное количество зрительских голосов.
Люди, рожденные с 1971 по 1991 года, могут посмотреть на портале целиком концерты «Песня года», вышедшие за эти 20 лет. Более ранние годы представлены отдельными песнями, а более поздние – фрагментами из «Голубых огоньков» телеканала «Россия».
Проекты «Мой Новый год рождения» и «Песня года моего рождения» подготовлены при участии Гостелерадиофонда и основаны на уникальных специально оцифрованных архивных материалах.