NHIDFF-2021: 12 лучших фильмов фестиваля
2-й Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии проходит в Санкт-Петербурге с 6 по 13 октября 2021 года. Смотр второй год уверенно поддерживает не только первые фильмы многообещающих кинематографистов, но и в целом отдаёт предпочтение экспериментальному кино, не боящемуся пересекать границы традиционных кинематографических форм.
В основном конкурсе этого года – яркие работы с мировых фестивалей, в частности с Берлинского. Магическая лента Александра Коберидзе «Что мы видим, когда смотрим на небо?», замысловатый экспериментальный док «Из самых недр», отмеченная призом за режиссуру «Девушка и паук» и многое другое.
Кроме этого, фестиваль радует внеконкурсными программами. Так, например, в одной из секций («Фильмы из зловещей долины») представлены изобретательные, размывающие жанровые границы хорроры, а в другой («В центре внимания») собраны яркие фестивальных хиты с «Сандэнса», Каннского и Венецианского фестивалей.
Редакция InterMedia подготовила список из 12 важнейших премьер Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии 2021 года.
«Будущее»
Режиссёры – Пьетро Марчелло, Франческо Мунци и Аличе Рорвахер
Программа «В центре внимания», фильм открытия
Фильмом открытия фестиваля была выбрана документальная работа «Будущее» от трёх лидеров современного итальянского кино. Среди режиссёров вам хорошо знакомы двое – Пьетро Марчелло, снявший «Мартена Идена», и Аличе Рорвахер, подарившая нам волшебного «Счастливого Лазаря». Для настоящего дримтима документалистов не хватает только Роберто Минервини, но и с режиссёром «Чёрных душ» Франческо Мунци кино получилось безумно увлекательным.
Троица постановщиков в начале 2020 года, вооружившись камерами, отправилась в путешествие по Италии (по крупным городам и провинции), чтобы пообщаться с поколением молодёжи, родившимся после 2000-х. С так называемым поколением Z. Режиссёры решили поспрашивать у вчерашних детей и завтрашних взрослых о том, каким они видят своё будущее в перспективе. Кто-то мечтает стать спортсменом и соглашается, что в Италии, если ты не футболист, то шансов преуспеть в спорте не так много. Другие собираются учить своё потомство сельскому хозяйству, как это делали их отцы. Третьи, как бы предвещаю глобальную пандемию, считают, что скоро всему придёт конец.
Получилась настоящая капсула времени, снятая на плёнку и с нежностью документальных работ Аньес Варды. «Будущее» — свободное, дышащее каждым кадром кино, в которой любой запросто отыщет молодого себя. Только будьте осторожны, рефлексии по итогам не избежать. Как и жгучего желания улететь в Италию.
«Мы отправимся на всемирную выставку»
Режиссёр – Джейн Шунбран
Программа «Фильмы из зловещей долины»
Крипи-кринж-хоррор «Мы отправимся на всемирную выставку» снял небинарный режиссёр из США Джейн Шунбран. Кино это, чья мировая премьера прошла на «Сандэнсе», настоящий сгусток концентрированной тревоги и пограничного беспокойства – за себя в интернете, за героиню в фильме, за интернет-сообщество в целом. Подросток Кейси (дебютантка Анна Кобб) любит по ночам в своей чердачной комнате зависать на сомнительных форумах в интернете, читая про всевозможные жуткие онлайн-флешмобы. В одном из них она собирается поучаствовать – нужно перед экраном монитора трижды произнести фразу из заглавия фильма и пустить кровь из пальца. Последующие метаморфозы со своим телом и сознанием Кейси решает документировать серией роликов и стримов на личном ютьюб (или его аналоге) канале.
Холодное и жуткое по ощущениям кино, хоть и часто использует знакомые планы по дескоп-триллерам, по своей форме всё же нечто совершенно иное – густо атмосферный медленный хоррор, за просмотром которого зритель ни на секунду не чувствует себя комфортно или в безопасности – прямо как спускаясь в закоулки даркнета. И нет, кино, по сути, совершенно не страшное, оно именно что жуткое, и эта жуть пробирает до костей, как холодный зимний ветер, что зловеще завывает за окном Кейси в три часа ночи. «Мы отправимся на всемирную выставку» — в первую очередь уникальный кино-опыт, по-новому раскрывающий тему подростковой (и, судя по второму персонажу фильма, не только) тревоги. А попутно – ещё и новое слово в жанре хоррора.
«Мама, я дома»
Режиссёр – Владимир Битоков
Программа «В центре внимания»
Выпускники мастерской Александра Сокурова продолжают поставлять качественный контент мирового уровня, заявляя о положительных сдвигах в российском кино на самых престижных кинофестивалях планеты. «Кавказская новая волна» потихоньку представляет уже вторые свои фильмы – вслед за успешной фестивальной судьбой «Дылды» Балагова шороху сейчас наводит Кира Коваленко со своим фильмом-победителем Каннского кинофестиваля «Разжимая кулаки» (секция «Особый взгляд»). Не отстаёт от них и режиссёр «Глубоких рек» Владимир Битоков, чей второй фильм – «Мама, я дома» – приехал в Новую Голландию прямиком из внеконкурсных секций «Кинотавра» и Венецианского кинофестиваля, одинаково покорив публику и с острова Адриатического моря, и с черноморского побережья. Продолжение рецензии.
«Смерть в корейском квартале»
Режиссёр – аноним
Программа «Фильмы из зловещей долины»
Если вы большой фанат самых безумных конспирологических теорий и особенно замечательного фильма Дэвида Роберта Митчелла «Под Сильвер-Лэйк», то фейк-док «Смерть в корейском квартале» явно для вас. Кино анонимного автора (уже интригует, не правда?) освежает взгляд на порядком поднадоевший жанр «найденной плёнки». Главный герой – аноним с ручной пиксельной камерой – узнаёт, что в его районе произошло убийство. Жена убила мужа, причины и мотивы не ясны. Наш герой подозревает, что это не простой случай домашнего насилия в корейской семье, а нечто большее. Он начинает собственное расследование, постепенно опрашивая соседей, прохожих, простых корейцев с улицы. Вскоре герою кажется, что он влез в какой-то глобальный мистический заговор, из которого он может не выбраться живым.
Кино максимально дурацкое, безвкусное и совершенно не палящееся, что всё это – один большой фейк. От этого, в принципе, «Убийство в корейском квартале» хуже не становится, наоборот – приобретает особый шарм копеечного кино, снятого на сухом энтузиазме нёрда, любящего зависать на конспирологических тредах реддита. Уровень абсурда и нелепицы к концу фильма достигает своей кульминации, напоминая лучшие творения Никиты Лаврецкого или других андеграундных мастеров низкосортного жанрового кино.
«Обходные пути»
Режиссёр – Екатерина Селенкина
Программа «Сделано в России»
Маленькая синефильская закладка из венецианской секции «Неделя критики» обнаружилось в программе «Сделано в России» кинофестиваля дебютного кино в Новой Голландии. «Обходные пути» выпускницы МШНК Екатерины Селенкиной – это седативное кино о московских окраинах, по которым рыщет герой Денис в поисках укромных мест для закладки пакетиков с чем-то запрещённым. Как он прячет «клад», мы не видим, потому что этот процесс, как правило, теряется в многочисленных общих планах. Там – среди ребят, прыгающих по крышам гаражей, в стороне от собравшихся сыграть в волейбол гастарбайтеров, позади домов культуры с шаурмечными ларьками, вдоль речки и в вентиляционных шахтах. Городской ландшафт становится сакральным пространством большой кинематографической тайны.
Кино Селенкиной практически безмолвно, оно изобилует длинными одноплановыми сценами, снятыми на статичную камеру. По духу напоминает оду повседневности Вячеслава Иванова «Облом», с которым фильм Селенкиной, кроме похожего темпоритма и героя-одиночки, перекликается сценой в ванной, отсылающей к «Гуммо» Хармони Корина. «Обходные пути» ловко сочетают документальный подход с игровыми эпизодами, настолько незаметно стирая грань между ними, что даже после завершения картины непонятно, был ли это реальный эпизод из жизни или её тщательная реконструкция.
«Почти весна»
Режиссёр – Настя Коркия
Конкурс короткого метра
Маленькое кино о маленьком человеке режиссёра Насти Коркии получило специальный приз жюри на «Кинотавре», а теперь приехало покорять жюри короткометражного кино кинофестиваля в Новой Голландии. «Почти весна» повествует о нескольких будничных днях учительницы литературы Тамары, живущей свою несчастную монотонную жизнь в тесных пространствах панельного дома, беспросветных перспектив личной жизни и угнетающих реалий сегодняшней России. Тщательно срежисированное фрагментарное кино, состоящее из оригинально запечатлённых эпизодов повседневной жизни – чёткое и бескомпромиссно грустное.
«Кометы – Лето на Корсике»
Режиссёр – Паскаль Таньяти
Основной конкурс
«Кометы – Лето на Корсике» Паскаля Таньяти – праздник жизни во всей её красе и разнообразии. Мы переносимся на Корсику, чтобы безмолвно понаблюдать за галереей местных жителей, рутинно проводящих своё лето. Вот дети резвятся на улице, вот подростки околачиваются на руинах, взрослые загадывают на будущее, старики вспоминают прошлое. Неподвижная, закреплённая на штативе камера выхватывает самые обычные эпизоды, из которых и состоит жизнь. Отец с сыном мастерят ловушку на какого-то зверя, девушка мастурбирует на камеру около живописного водопада, взрослые мужики горячо спорят о футболе, пока их дети играют в стороне, а на вечерней дискотеке собираются все возрасты и в едином порыве отжигают под нетленное Pump Up The Jam. Сцена за сцену, слово за слово, и перед нами выстраивается выдающаяся картина бытия – практически бессюжетно, в режиме slice of life и на примере одного корсиканского лета.
«Купе номер 6»
Режиссёр – Юхо Коусманен
Программа «В центре внимания»
Как же приятно, что в год, когда перемещения по миру всё ещё крайне проблематичны и во многом невозможны, финн Юхо Куосманен уверенно продолжает традицию бунтующего против всех ограничений кинематографа, воспевающего чистоту чувств, свободу передвижения и стремление человека к лучшей жизни. «Купе номер 6» — это всепоглощающая ода романтике путешествий, история любви с невозвратным билетом, скорый поезд повышенного комфорта с обязательной остановкой в вашем сердце. Продолжение рецензии.
«Криптополис»
Режиссёр – Дэш Шоу
Программа «В центре внимания»
Сюрреалистический, вручную нарисованный анимационный фильм автора многочисленных графических романов и комиксов Дэша Шоу «Криптополис» отгремел на кинофестивалях в Москве, Берлине и на «Сандэнсе», где состоялась его мировая премьера, а теперь отправляет в галлюциногенный трип и зрителей кинофестиваля дебютного кино в Новой Голландии.
В детстве Лорин страдала от ночных кошмаров, пока не встретила баку — загадочное существо с тоненьким хоботком, через которое оно высасывает дурные сны. После этого Лорин стала ветеринаром и убежденной вегетарианкой. Свою жизнь она посвятила созданию Криптополиса. Однако идиллию, царящую в этом заповеднике для фантастических животных, грозит нарушить неожиданное появление двух влюбленных. Такую яркую психоделичную фантазию обязательно надо видеть.
«Файя дайи»
Режиссёр – Джессика Бешир
Основной конкурс
Одна из самых любопытных картин кинофестиваля дебютного кино в Новой Голландии оказалась родом из Эфиопии. Документалка «Файя дайи» дебютантки Джессики Бешир рассказывает о растении, которое называется кат. Листья этого растения обладают стимулирующим и одурманивающим эффектом – достаточно их лишь разжевать, и ко взлёту готов. По легенде, суфии (мусульмане, следующие каноном своей веры с особым одухотворением и проницательностью) использовали листья ката в своих поисках вечности. Другими словами, растение дает явный наркотический эффект, отчего является самой востребованной и, как следствие, прибыльной выращиваемой культурой Эфиопии.
Кино снято в роскошном чёрно-белом монохроме, напоминающем о «Соли земли» Вендерса, и стилистически подстраивается как раз под эффект наркотического трипа. Тут нет какого-то внятного сюжета, лишь единый тягучий поток, состоящий из калейдоскопа историй простых людей и планов природы. Залипнуть на два часа – как нечего делать.
«Кровопийцы»
Режиссёр – Юлиан Радльмайер
Программа «В центре внимания»
Режиссёр Юлиан Радльмайер в «Кровопийцах» во многом продолжает развивать идеи своего предыдущего фильма – «Самокритики буржуазного пса». Только здесь к его фирменному ироничному материализму добавляются жанровые элементы, тема идеологии и приличная доза синефилии, особенно когда дело доходит до съёмок фильма, естественно, про вампиров. Радльмайер с приличной долей юмора проводит сравнение капиталистов с вампирами, которые сосут кровь рабочего класса. Здесь, конечно, всё это приобретает буквальный характер, что придаёт происходящему на экране немалую дозу комизма. Продолжение рецензии.
«Мэрия»
Режиссёр – Фредерик Вайсман
Программа «Как жить вместе»
Легенда мирового документального кино, девяностолетний Фредерик Вайсман, снял ещё одну монументальную ленту-погружение в работу очередной американской администрации – на этот раз бостонской мэрии. За четыре с половиной часа зритель побывает на различных собраниях и встречах, познакомится с сердобольным мэром Марти Уолшем (теперь он министр труда США) и его управленческими методами, в миниатюре посмотрит на механизмы функционирования демократии в Америке. Престижный Сahiers du Cinéma назвал «Мэрию» лучшим фильмом 2020 года, что явно не преувеличение – Вайсман продолжает создавать фундаментальные документальные портреты мест, институтов, времени и нравов с точностью летописца и вниманием к деталям с нежностью верховного наблюдателя.
Вадим Богданов, InterMedia
«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»
82-я церемония вручения премии «Золотой глобус» состоялась 5 января 2025 года. Четыре награды получил фильм «Эмилия Перес» (лучший мюзикл, лучший фильм на иностранном языке, лучшая оригинальная песня «El Mal» и лучшая актриса второго плана Зои Салдана), три премии достались картине «Бруталист» (лучшая драма, лучший режиссер Брэйди Корбет и лучшая мужская роль Эдриана Броуди). Лучшей актрисой драмы стала Фернанда Торрес («Я всё еще здесь»), а лучшей актрисой мюзикла/комедии – Деми Мур («Субстанция»).
- Я занимаюсь этим уже давно - более 45 лет - и это первый раз, когда я что-то выиграла как актриса, - сказала 62-летняя Деми, получая статуэтку. - Тридцать лет назад продюсер сказал мне, что я актриса попкорна, что я могу сниматься в фильмах, которые будут успешными и принесут много денег, но я не смогу получить признание. Я поверила в это. Со временем это разъедало меня до такой степени, что несколько лет назад я подумала, что, возможно, это все. Возможно, я уже целостна. Возможно, я сделала то, что должна была сделать.
Лучшим актером мюзикла/комедии стал Себастиан Стэн («Другой человек»), актером второго плана – Киран Калкин («Настоящая боль»). «ИнтерМедиа» напоминает, что одним из его конкурентов в номинации был российский актер Юра Борисов, снявшийся в фильме «Анора», который в этот вечер остался без призов.
Лучшим анимационным фильмом неожиданно стала работа из Латвии «Течение», мюзикл «Злая. Сказка о ведьме Запада» получил приз за кассовые достижения, драма «Конклав» - за лучший сценарий, фильм «Претенденты» - за лучший саундтрек, написанный Трентом Резнором и Аттикусом Россом.
В телевизионных номинациях четыре «Золотых глобуса» получил сериал «Сёгун» (в том числе за актерские работы Анны Саваи и Таданобу Асано), по две – «Оленёнок» и «Хитрости». Призами отмеченным также главная роль Джереми Аллена Уайта в сериале «Медведь», Джоди Фостер в сериале «Настоящий детектив: Страна ночи» и Колина Фаррелла в сериале «Пингвин».
Полный список победителей премии «Золотой глобус»:
Лучший фильм (драма) - «Бруталист»;
Лучший фильм (мюзикл или комедия) - «Эмилия Перес»;
Лучший анимационный фильм – «Течение»;
Кинематографические и кассовые достижения – «Злая. Сказка о ведьме Запада»;
Лучший фильм на иностранном языке – «Эмилия Перес»;
Лучший актер (драма) – Эдриан Броуди («Бруталист»);
Лучшая актриса (драма) – Фернанда Торрес («Я все еще здесь»);
Лучший актер (мюзикл или комедия) – Себастиан Стэн («Другой человек»);
Лучшая актриса (мюзикл или комедия) – Деми Мур («Субстанция»);
Лучший актер второго плана – Киран Калкин («Настоящая боль»);
Лучшая актриса второго плана – Зои Салдана («Эмилия Перес»);
Лучший режиссер – Брэйди Корбет («Бруталист»);
Лучший сценарий – Питер Строан («Конклав»);
Лучший оригинальный саундтрек – Трент Резнор и Аттикус Росс («Претенденты»);
Лучшая оригинальная песня – «El Mal» («Эмилия Перес»);
Лучший телесериал (драма) – «Сегун»;
Лучший телесериал (мюзикл или комедия) – «Хитрости»;
Лучший телефильм, сериал или мини-сериал – «Олененок»;
Лучший актер в драматическом сериале – Хироюки Санада («Сегун»);
Лучшая актриса в драматическом сериале – Анна Саваи («Сегун»);
Лучший актер в мюзикле или комедии – Джереми Аллен Уайт («Медведь»);
Лучшая актриса в мюзикле или комедии – Джин Смарт («Хитрости»);
Лучшая актриса второго плана в сериале – Джессика Ганнинг («Олененок»);
Лучший актер второго плана в сериале – Таданобу Асано («Сегун»);
Лучшая актриса в мини-сериале/антологии/телефильме – Джоди Фостер («Настоящий детектив: Страна ночи»);
Лучший актер в мини-сериале/антологии/телефильме – Колин Фаррелл («Пингвин»);
Лучшее выступление в стендап-комедии на телевидении – «Эли Вонг: Одинокая леди».
Сегодня 70 лет Роуэну Аткинсону
6 января 2025 года, понедельник.
23 года певцу Macan.
26 лет актрисе Элайзе Сканлен.
37 лет певице Polina.
37 лет лидеру группы «Аффинаж» Эм Калинину.
39 лет модели Ирине Шейк.
39 лет лидеру группы Arctic Monkeys Алексу Тёрнеру.
41 года актрисе Кейт Маккиннон.
43 года актёру Эдди Редмэйну.
43 года певице Алле Рид.
44 года певице Брэнди Карлайл.
49 лет сценаристке Ольге Мотиной-Супоневой.
55 лет оперной певице Хибле Герзмаве.
58 лет актёру Норману Ридусу.
64 года актёру Алексею Маклакову.
70 лет Роуэну Аткинсону.
Роуэн Себастьян Аткинсон родился 6 января 1955 года в Дареме. Британский актёр театра, кино, телевидения и озвучивания, сценарист, продюсер и писатель. Наиболее известен в мире комической ролью Мистера Бина в одноимённом телесериале. Лауреат двух премий BAFTA (1981, 1990), вторая из которых была получена за роль в ситкоме «Чёрная гадюка».
87 лет актёру и певцу Адриано Челентано.
20 лет назад умер певец Борис Штоколов (1930-2005).
115 лет назад родился актёр Николай Крючков (1910-1994).
7 января.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ.
Лариса Рубальская отметит Рождество «На Плющихе».
Сериал «Граф Монте-Кристо» с Сэмом Клафлином покажет ТВ-3.
«Рождество с Григорием Лепсом» покажет Первый канал.
«Анора» выйдет в российских онлайн-кинотеатрах.
33 года певцу Borns.
36 лет актрисе Зарине Мухитдиновой.
40 лет режиссёру Рустаму Мосафиру.
40 лет автогонщику Льюису Хэмилтону.
54 года актёру Джереми Реннеру.
56 лет певице Елизавете Суржиковой.
57 лет оператору Владиславу Опельянцу.
61 год актёру Николасу Кейджу.
63 года телеведущей Сати Спиваковой.
64 года певице Екатерине Семёновой.
67 лет актрисе Линде Козловски.
77 лет актрисе Наталье Гвоздиковой.
25 лет назад умер танцор Махмуд Эсамбаев (1924-2000).
75 лет назад родился певец Хуан Габриэль (1950-2016).
100 лет назад родился писатель Джеральд Даррелл (1925-1995).
8 января.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ.
Юбилейный концерт Эмина Агаларова со звёздами покажет НТВ.
25 лет певице Ноа Сайрус.
26 лет солисту группы Måneskin Дамиано Давиду.
32 года актрисе Жене Евстигнеевой.
36 лет актёру Карану Сони.
38 лет актрисе Синтии Эриво.
40 лет стендап-комику Дмитрию Романову.
58 лет рэперу Ар Келли.
60 лет назад умер кинорежиссёр Борис Барнет (1902-1965).
62 года пианисту Александру Мясникову.
62 года лидеру группы «АукцЫон» Леониду Фёдорову.
75 лет назад родился актёр Олег Вавилов (1950-2022).
78 лет актрисе Марине Неёловой.
78 лет назад родился певец Дэвид Боуи (1947-2016).
79 лет гитаристу группы Doors Робби Кригеру.
80 лет назад родился актёр и преподаватель Владимир Поглазов (1945-2018).
88 лет певице Шарли Бэсси.
90 лет назад родился певец Элвис Пресли (1935-1977).
115 лет назад родилась балерина Галина Уланова (1910-1998).
Драму-байопик «Феррари» с Адамом Драйвером покажет СТС
Российская телевизионная премьера фильма «Феррари» режиссера Майкла Манна состоится на СТС 12 января 2025 года. Главные роли в байопике автогонщика, конструктора и создателя знаменитого бренда Энцо Феррари исполнили Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Сара Гадон, Гэбриел Леоне, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси и другие.
Действие происходит в Модене в 1957 году. Энцо Феррари (Драйвер) переживает смерть сына и живёт на два дома — с женой отношения не ладятся, а от давней любовницы у него растёт второй сын. Из-за низких продаж над Ferrari нависает угроза банкротства, а чтобы найти инвестора, Энцо нужно убедить жену дать ему полный контроль над акциями и поднять престиж марки победой в грандиозной гонке на выносливость Mille Miglia.
В российский прокат «Феррари» вышел в декабре 2023 года.
Эфир в 23.20.