NHIDFF-2021: 12 лучших фильмов фестиваля
2-й Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии проходит в Санкт-Петербурге с 6 по 13 октября 2021 года. Смотр второй год уверенно поддерживает не только первые фильмы многообещающих кинематографистов, но и в целом отдаёт предпочтение экспериментальному кино, не боящемуся пересекать границы традиционных кинематографических форм.
В основном конкурсе этого года – яркие работы с мировых фестивалей, в частности с Берлинского. Магическая лента Александра Коберидзе «Что мы видим, когда смотрим на небо?», замысловатый экспериментальный док «Из самых недр», отмеченная призом за режиссуру «Девушка и паук» и многое другое.
Кроме этого, фестиваль радует внеконкурсными программами. Так, например, в одной из секций («Фильмы из зловещей долины») представлены изобретательные, размывающие жанровые границы хорроры, а в другой («В центре внимания») собраны яркие фестивальных хиты с «Сандэнса», Каннского и Венецианского фестивалей.
Редакция InterMedia подготовила список из 12 важнейших премьер Международного фестиваля дебютного кино в Новой Голландии 2021 года.
«Будущее»
Режиссёры – Пьетро Марчелло, Франческо Мунци и Аличе Рорвахер
Программа «В центре внимания», фильм открытия
Фильмом открытия фестиваля была выбрана документальная работа «Будущее» от трёх лидеров современного итальянского кино. Среди режиссёров вам хорошо знакомы двое – Пьетро Марчелло, снявший «Мартена Идена», и Аличе Рорвахер, подарившая нам волшебного «Счастливого Лазаря». Для настоящего дримтима документалистов не хватает только Роберто Минервини, но и с режиссёром «Чёрных душ» Франческо Мунци кино получилось безумно увлекательным.
Троица постановщиков в начале 2020 года, вооружившись камерами, отправилась в путешествие по Италии (по крупным городам и провинции), чтобы пообщаться с поколением молодёжи, родившимся после 2000-х. С так называемым поколением Z. Режиссёры решили поспрашивать у вчерашних детей и завтрашних взрослых о том, каким они видят своё будущее в перспективе. Кто-то мечтает стать спортсменом и соглашается, что в Италии, если ты не футболист, то шансов преуспеть в спорте не так много. Другие собираются учить своё потомство сельскому хозяйству, как это делали их отцы. Третьи, как бы предвещаю глобальную пандемию, считают, что скоро всему придёт конец.
Получилась настоящая капсула времени, снятая на плёнку и с нежностью документальных работ Аньес Варды. «Будущее» — свободное, дышащее каждым кадром кино, в которой любой запросто отыщет молодого себя. Только будьте осторожны, рефлексии по итогам не избежать. Как и жгучего желания улететь в Италию.
«Мы отправимся на всемирную выставку»
Режиссёр – Джейн Шунбран
Программа «Фильмы из зловещей долины»
Крипи-кринж-хоррор «Мы отправимся на всемирную выставку» снял небинарный режиссёр из США Джейн Шунбран. Кино это, чья мировая премьера прошла на «Сандэнсе», настоящий сгусток концентрированной тревоги и пограничного беспокойства – за себя в интернете, за героиню в фильме, за интернет-сообщество в целом. Подросток Кейси (дебютантка Анна Кобб) любит по ночам в своей чердачной комнате зависать на сомнительных форумах в интернете, читая про всевозможные жуткие онлайн-флешмобы. В одном из них она собирается поучаствовать – нужно перед экраном монитора трижды произнести фразу из заглавия фильма и пустить кровь из пальца. Последующие метаморфозы со своим телом и сознанием Кейси решает документировать серией роликов и стримов на личном ютьюб (или его аналоге) канале.
Холодное и жуткое по ощущениям кино, хоть и часто использует знакомые планы по дескоп-триллерам, по своей форме всё же нечто совершенно иное – густо атмосферный медленный хоррор, за просмотром которого зритель ни на секунду не чувствует себя комфортно или в безопасности – прямо как спускаясь в закоулки даркнета. И нет, кино, по сути, совершенно не страшное, оно именно что жуткое, и эта жуть пробирает до костей, как холодный зимний ветер, что зловеще завывает за окном Кейси в три часа ночи. «Мы отправимся на всемирную выставку» — в первую очередь уникальный кино-опыт, по-новому раскрывающий тему подростковой (и, судя по второму персонажу фильма, не только) тревоги. А попутно – ещё и новое слово в жанре хоррора.
«Мама, я дома»
Режиссёр – Владимир Битоков
Программа «В центре внимания»
Выпускники мастерской Александра Сокурова продолжают поставлять качественный контент мирового уровня, заявляя о положительных сдвигах в российском кино на самых престижных кинофестивалях планеты. «Кавказская новая волна» потихоньку представляет уже вторые свои фильмы – вслед за успешной фестивальной судьбой «Дылды» Балагова шороху сейчас наводит Кира Коваленко со своим фильмом-победителем Каннского кинофестиваля «Разжимая кулаки» (секция «Особый взгляд»). Не отстаёт от них и режиссёр «Глубоких рек» Владимир Битоков, чей второй фильм – «Мама, я дома» – приехал в Новую Голландию прямиком из внеконкурсных секций «Кинотавра» и Венецианского кинофестиваля, одинаково покорив публику и с острова Адриатического моря, и с черноморского побережья. Продолжение рецензии.
«Смерть в корейском квартале»
Режиссёр – аноним
Программа «Фильмы из зловещей долины»
Если вы большой фанат самых безумных конспирологических теорий и особенно замечательного фильма Дэвида Роберта Митчелла «Под Сильвер-Лэйк», то фейк-док «Смерть в корейском квартале» явно для вас. Кино анонимного автора (уже интригует, не правда?) освежает взгляд на порядком поднадоевший жанр «найденной плёнки». Главный герой – аноним с ручной пиксельной камерой – узнаёт, что в его районе произошло убийство. Жена убила мужа, причины и мотивы не ясны. Наш герой подозревает, что это не простой случай домашнего насилия в корейской семье, а нечто большее. Он начинает собственное расследование, постепенно опрашивая соседей, прохожих, простых корейцев с улицы. Вскоре герою кажется, что он влез в какой-то глобальный мистический заговор, из которого он может не выбраться живым.
Кино максимально дурацкое, безвкусное и совершенно не палящееся, что всё это – один большой фейк. От этого, в принципе, «Убийство в корейском квартале» хуже не становится, наоборот – приобретает особый шарм копеечного кино, снятого на сухом энтузиазме нёрда, любящего зависать на конспирологических тредах реддита. Уровень абсурда и нелепицы к концу фильма достигает своей кульминации, напоминая лучшие творения Никиты Лаврецкого или других андеграундных мастеров низкосортного жанрового кино.
«Обходные пути»
Режиссёр – Екатерина Селенкина
Программа «Сделано в России»
Маленькая синефильская закладка из венецианской секции «Неделя критики» обнаружилось в программе «Сделано в России» кинофестиваля дебютного кино в Новой Голландии. «Обходные пути» выпускницы МШНК Екатерины Селенкиной – это седативное кино о московских окраинах, по которым рыщет герой Денис в поисках укромных мест для закладки пакетиков с чем-то запрещённым. Как он прячет «клад», мы не видим, потому что этот процесс, как правило, теряется в многочисленных общих планах. Там – среди ребят, прыгающих по крышам гаражей, в стороне от собравшихся сыграть в волейбол гастарбайтеров, позади домов культуры с шаурмечными ларьками, вдоль речки и в вентиляционных шахтах. Городской ландшафт становится сакральным пространством большой кинематографической тайны.
Кино Селенкиной практически безмолвно, оно изобилует длинными одноплановыми сценами, снятыми на статичную камеру. По духу напоминает оду повседневности Вячеслава Иванова «Облом», с которым фильм Селенкиной, кроме похожего темпоритма и героя-одиночки, перекликается сценой в ванной, отсылающей к «Гуммо» Хармони Корина. «Обходные пути» ловко сочетают документальный подход с игровыми эпизодами, настолько незаметно стирая грань между ними, что даже после завершения картины непонятно, был ли это реальный эпизод из жизни или её тщательная реконструкция.
«Почти весна»
Режиссёр – Настя Коркия
Конкурс короткого метра
Маленькое кино о маленьком человеке режиссёра Насти Коркии получило специальный приз жюри на «Кинотавре», а теперь приехало покорять жюри короткометражного кино кинофестиваля в Новой Голландии. «Почти весна» повествует о нескольких будничных днях учительницы литературы Тамары, живущей свою несчастную монотонную жизнь в тесных пространствах панельного дома, беспросветных перспектив личной жизни и угнетающих реалий сегодняшней России. Тщательно срежисированное фрагментарное кино, состоящее из оригинально запечатлённых эпизодов повседневной жизни – чёткое и бескомпромиссно грустное.
«Кометы – Лето на Корсике»
Режиссёр – Паскаль Таньяти
Основной конкурс
«Кометы – Лето на Корсике» Паскаля Таньяти – праздник жизни во всей её красе и разнообразии. Мы переносимся на Корсику, чтобы безмолвно понаблюдать за галереей местных жителей, рутинно проводящих своё лето. Вот дети резвятся на улице, вот подростки околачиваются на руинах, взрослые загадывают на будущее, старики вспоминают прошлое. Неподвижная, закреплённая на штативе камера выхватывает самые обычные эпизоды, из которых и состоит жизнь. Отец с сыном мастерят ловушку на какого-то зверя, девушка мастурбирует на камеру около живописного водопада, взрослые мужики горячо спорят о футболе, пока их дети играют в стороне, а на вечерней дискотеке собираются все возрасты и в едином порыве отжигают под нетленное Pump Up The Jam. Сцена за сцену, слово за слово, и перед нами выстраивается выдающаяся картина бытия – практически бессюжетно, в режиме slice of life и на примере одного корсиканского лета.
«Купе номер 6»
Режиссёр – Юхо Коусманен
Программа «В центре внимания»
Как же приятно, что в год, когда перемещения по миру всё ещё крайне проблематичны и во многом невозможны, финн Юхо Куосманен уверенно продолжает традицию бунтующего против всех ограничений кинематографа, воспевающего чистоту чувств, свободу передвижения и стремление человека к лучшей жизни. «Купе номер 6» — это всепоглощающая ода романтике путешествий, история любви с невозвратным билетом, скорый поезд повышенного комфорта с обязательной остановкой в вашем сердце. Продолжение рецензии.
«Криптополис»
Режиссёр – Дэш Шоу
Программа «В центре внимания»
Сюрреалистический, вручную нарисованный анимационный фильм автора многочисленных графических романов и комиксов Дэша Шоу «Криптополис» отгремел на кинофестивалях в Москве, Берлине и на «Сандэнсе», где состоялась его мировая премьера, а теперь отправляет в галлюциногенный трип и зрителей кинофестиваля дебютного кино в Новой Голландии.
В детстве Лорин страдала от ночных кошмаров, пока не встретила баку — загадочное существо с тоненьким хоботком, через которое оно высасывает дурные сны. После этого Лорин стала ветеринаром и убежденной вегетарианкой. Свою жизнь она посвятила созданию Криптополиса. Однако идиллию, царящую в этом заповеднике для фантастических животных, грозит нарушить неожиданное появление двух влюбленных. Такую яркую психоделичную фантазию обязательно надо видеть.
«Файя дайи»
Режиссёр – Джессика Бешир
Основной конкурс
Одна из самых любопытных картин кинофестиваля дебютного кино в Новой Голландии оказалась родом из Эфиопии. Документалка «Файя дайи» дебютантки Джессики Бешир рассказывает о растении, которое называется кат. Листья этого растения обладают стимулирующим и одурманивающим эффектом – достаточно их лишь разжевать, и ко взлёту готов. По легенде, суфии (мусульмане, следующие каноном своей веры с особым одухотворением и проницательностью) использовали листья ката в своих поисках вечности. Другими словами, растение дает явный наркотический эффект, отчего является самой востребованной и, как следствие, прибыльной выращиваемой культурой Эфиопии.
Кино снято в роскошном чёрно-белом монохроме, напоминающем о «Соли земли» Вендерса, и стилистически подстраивается как раз под эффект наркотического трипа. Тут нет какого-то внятного сюжета, лишь единый тягучий поток, состоящий из калейдоскопа историй простых людей и планов природы. Залипнуть на два часа – как нечего делать.
«Кровопийцы»
Режиссёр – Юлиан Радльмайер
Программа «В центре внимания»
Режиссёр Юлиан Радльмайер в «Кровопийцах» во многом продолжает развивать идеи своего предыдущего фильма – «Самокритики буржуазного пса». Только здесь к его фирменному ироничному материализму добавляются жанровые элементы, тема идеологии и приличная доза синефилии, особенно когда дело доходит до съёмок фильма, естественно, про вампиров. Радльмайер с приличной долей юмора проводит сравнение капиталистов с вампирами, которые сосут кровь рабочего класса. Здесь, конечно, всё это приобретает буквальный характер, что придаёт происходящему на экране немалую дозу комизма. Продолжение рецензии.
«Мэрия»
Режиссёр – Фредерик Вайсман
Программа «Как жить вместе»
Легенда мирового документального кино, девяностолетний Фредерик Вайсман, снял ещё одну монументальную ленту-погружение в работу очередной американской администрации – на этот раз бостонской мэрии. За четыре с половиной часа зритель побывает на различных собраниях и встречах, познакомится с сердобольным мэром Марти Уолшем (теперь он министр труда США) и его управленческими методами, в миниатюре посмотрит на механизмы функционирования демократии в Америке. Престижный Сahiers du Cinéma назвал «Мэрию» лучшим фильмом 2020 года, что явно не преувеличение – Вайсман продолжает создавать фундаментальные документальные портреты мест, институтов, времени и нравов с точностью летописца и вниманием к деталям с нежностью верховного наблюдателя.
Вадим Богданов, InterMedia
«Приключения Паддингтона 3» стали лидером российского проката
Фильм «Приключения Паддингтона 3» возглавил российский бокс-офис по итогам уикенда 28 ноября – 1 декабря 2024 года. Как сообщает «Бюллетень кинопрокатчика», третья часть популярной британской кинофраншизы заработала 243 миллиона рублей. На втором месте оказалась еще одна новинка – российский фильм «Один день в Стамбуле» от «Квартета И». Сборы комедии на первой неделе проката составили 86,4 миллиона рублей. Замыкает тройку лидеров «пиратский релиз» - «Гладиатор 2», собравший по неофициальным данным почти 64 миллиона (что на 22,6% меньше, чем неделей ранее).
«Любовь Советского Союза» заняла четвертую строчку с кассой в 50 миллионов (зрительский интерес к фильму снизился еще на 43,4%), а «Манюня: Приключения в деревне» - пятую с результатом в 38 миллионов (на 58,4% меньше, чем в предыдущий уикенд).
В американском прокате прошедший уикенд стал самым прибыльным в году: на День благодарения и сопутствующие ему выходные было куплено более 30 миллионов билетов в кино на общую сумму в 415 миллионов долларов. Лидером проката стал свежевышедший анимационный фильм «Моана 2» (221 миллион), на втором оказался мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада», на третьем – «Гладиатор 2». В мировом прокате также лидировала «Моана 2», заработавшая 165 миллионов долларов в 48 странах.
Юбилей Алисы Фрейндлих отметят российские телеканалы
Ретроспективу фильмов Алисы Фрейндлих представит 8 декабря 2024 года – в день ее 90-летия – телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция». В 9.35 начнется показ телесериала «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979), где актриса исполнила роль королевы Франции Анны Австрийской, а в 14.25 - его продолжения «Тайна королевы Анны, или Мушкётеры 30 лет спустя» (1992). В 18.40 в эфир выйдет «Старомодная комедия» (1978), в которой Алиса Фрейндлих снялась со своим мужем Игорем Владимировым, а в 20.25 – фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984), где актриса исполнила роль Хариты Игнатьевны.
Телеканал «Культура» 8 декабря в 15.05 и 23.35 покажет фильм «Анна и командор» (1975), в 20.25 в эфир выйдет документальный фильм-интервью «Люди и страсти Алисы Фрейндлих», снятый в 2019 году Анатолием Малкиным, а в 21.10 – телеверсия спектакля «Укрощение строптивой» (1973), поставленного Игорем Владимировым в театре Ленсовета в 1970 году с Фрейндлих в роли Катарины.
Телеканал «Москва. Доверие» в день рождения актрисы покажет фильмы «Анна и командор» (в 8.25 и 22.00), «Старомодная комедия» (в 9.50 и 23.25) и комедию 1981 года «Опасный возраст» (в 20.30).
«ИнтерМедиа» напоминает, что Первый канал отметит юбилей Алисы Фрейндлих документальным фильмом и картиной «На Верхней Масловке».
Константин Маньковский: «Уровень производства в России не хуже, чем за рубежом»
Обладатель премии ТЭФИ, основатель кинокомпании Black Box Production, продюсер, сценарист Константин Маньковский дал интервью главному редактору информационного агентства "ИнтерМедиа" Евгению Сафронову. В нем он рассказал о Международном кворуме кинопродюсеров и перспективах российского кино за рубежом.
В этом годы вы впервые стали участником Международного кворума кинопродюсеров (IQ) и представили свою кинокомпанию в рамках конференции? Расскажите о проекте чуть подробнее?
Каждый год, в одном из городов мира, на конференции в рамках IQ встречаются продюсеры со всего света, чтобы рассказать киносообществу о контенте, который они создают. Отличие этого сообщества в том, что его участники не просто продюсеры, а владельцы продакшн-студий и это основное условие членства в IQ. То есть недостаточно быть просто продюсером, необходимо быть еще и собственником бизнеса. Сейчас IQ объединяет представителей компаний из Австралии, Великобритании, Чили, Перу, Мексики, США, а с недавних пор еще и России, А само объединение было создано в 50-х годах 20-го века с целью объединить и соединить между собой представителей видеопроизводства со всего мира. И главное правило IQ по сегодняшний день – в ассоциации не может находится более 100 человек, поэтому каждый член IQ по-своему уникален.
Какими вы лично видите цели и задачи IQ?
Изначально IQ было сообществом документалистов и производителей корпоративного видео, но сейчас там порядка 30% создателей именно развлекательного контента. Как у любого объединения, у IQ главная цель – встреча в одном месте креативных и амбициозных профессионалов киноиндустрии. Обмен мнениями и современными тенденциями в производстве. И конечно – возможная коллаборация. То есть, если ты понимаешь, что человек тебе близок по творческому аспекту своей деятельности, то вперед, придумывайте совместный проект. И если те же Канны - это был в первую очередь кинорынок, где ты мог просто закупить готовый контент, где продюсеры встречались с байерами и им не о чем было по сути дела говорить, то здесь есть возможность нащупать какие-то общие точки с зарубежными коллегами.
В каком формате проходит конференция в IQ?
Ежегодно каждый член сообщества должен рассказать о своем бизнесе и о том, что он сделал за год. Невероятно интересно слушать, как работают продакшны из разных стран и какие этапы производства этот продакшны проходят, и все это с национальными особенностями – небольшими, но все же. То, как это делают в Чили и в Австралии – все-таки разница есть. И послушав зарубежных коллег, я в очередной раз убеждаюсь, что уровень производства в России ничуть не хуже, чем в Штатах или Европе.
О чём рассказывают коллеги?
В основном люди рассказывают о своих, понятно, преимуществах, да, но и упоминают свои ошибки – поверьте, это не менее увлекательные истории – как кто-то был на волоске от банкротства. Более того, некоторые рассказывают и о личных переживаниях – как найти место для семьи и детей в своей жизни, когда сроки горят, бизнес горит, да и все горит! Но на самом деле схема и система довольно похожи везде - что в Мексике, что у нас в России, что в Штатах, что в Канаде, что в Англии. Все производящие компании сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами – финансирование, кадры, редактура и, порой, коммуникация с заказчиком, а собственники, как я уже и говорил – о том, где взять время на семью, себя и бизнес, когда времени хватает на что-то одно.
Как думаете, российское кино укрепляет позиции на международном уровне? Запрета на российских продюсеров и российский контент нет?
Это так. Русскую культуру уважают, как мы видим по последним проектам, куда интегрированы наши известные российские актёры. Но любое кино становится хорошим и международным, если в нём – хорошая история. Мы должны говорить на темы, которые понятны во всём мире, а не только в России.
А что нам нужно глобально поменять в таком случае?
Найти смысл, который можно предложить миру. Пока Россию в общем ассоциируют с узкоспециализированными арт-хаусными фильмами. Это несомненно очень интересно, полностью в традициях русской литературы, но, к сожалению, не так широко востребовано, как хотелось бы. Смотрите, есть скандинавский нуар, американский ситком. Французские комедии положений. Я точно знаю, что иностранцам интересен русский код и русская культура, величайшая русская литература. Все это мы можем превратить в смыслы и предложить миру.