Музыка нас связала: как саундтрек влияет на зрительский успех фильмов и сериалов
В кино все должно быть прекрасно: захватывающий видеоряд, грамотный монтаж, убедительная игра актеров, виртуозные движения камеры, завораживающие визуальные эффекты, сценарий, режиссура, диалоги и, конечно же, саундтрек, который цепляет с первых нот и добавляет к тому, что мы видим и слышим, новую гамму ощущений и эмоций. Киноэксперт, основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева уверена: музыка — это усилитель популярности фильма или сериала, а от грамотно выбранного саундтрека зависит не только коммерческий успех, кинопродукта, но и его место в истории.
Проверенными временем хитами мировой киноиндустрии стали музыкальные композиции из тарантиновских «Бешеных псов», «Криминального чтива» и «Убить Билла», киносерии про Джеймса Бонда, франшиз «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Терминатор», культовых картин «На игле», «Карты, деньги, два ствола», «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Миссия невыполнима», романтических драм «Амели», «Титаник», «Телохранитель», боевиков Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», шедевры Эннио Морриконе и Ханса Циммера из голливудских фильмов разных лет. Список можно продолжать, уходя все дальше в историю кинематографа до тех пор, когда в нем появился звук.
В последнее десятилетие, когда мировая киноиндустрия стала оперировать гораздо большими цифрами в бюджетах и доходах, чем когда-либо раньше, ценность саундтрека стала запредельно высокой. За это время вышло несколько знаковых фильмов и сериалов, популярности которых способствовала качественная музыка. На этом поприще особенно отличился Ханс Циммер — живой классик, без сочинений которого кино, образно говоря, по-прежнему осталось бы черно-белым и немым.
«Интерстеллар» (2014)
Про саундтрек к научно-фантастической эпопее Кристофера Нолана хочется сказать отдельно: без преувеличения, это классика от Ханса Циммера вселенского масштаба, и не только потому, что музыка звучит во время сцен в космосе на границе галактик. Как известно, космическое пространство представляет собой вакуум, где по определению не может быть звука и царит абсолютная тишина. Но если допустить антинаучную мысль о том, что там что-нибудь когда-нибудь зазвучит, то это однозначно должна быть органная музыка «Интерстеллара».
«Не время умирать» (2021)
Свежий пример удачного выбора саундтрека, претендующего на то, чтобы стать классикой, относится к одной из самых кассовых картин года — новому релизу бондианы, заработавшему в мировом прокате $774 млн. Гениальный Ханс Циммер и юная Билли Айлиш составили убойный тандем, после чего 007-блокбастер был обречен на успех. Причем создатели картины в самый разгар производства картины по причине творческих разногласий заменили автора оригинальной музыки Дэна Ромера (известен по музыке к сериалу «Хороший доктор» и мультфильму «Лука») на Ханса Циммера и в итоге не прогадали. А Билли Айлиш в возрасте 18 лет с заглавной песней фильма «No Time to Die» стала самым молодым исполнителем флагманской музыкальной темы за всю историю бондианы и выиграла «Грэмми».
«Дюна» (2021)
В еще одном кинохите 2021 года тоже звучит музыка Ханса Циммера, ставшая сюрпризом для фанатов композитора. Немецкий мастер решил написать нетипичный для своего авторского стиля саундтрек. Для жанра, в котором выдержана музыка к «Дюне», Циммер придумал слово «антигрув». В поисках вдохновения композитор отправился в штат Юта, где бродил по пустыне и записывал окружающие его звуки, которые впоследствии были включены в композиции. Целью композитора было создание внеземной, потусторонней музыки, что называется, не из этого мира. Человеческий голос стал одним из важнейших музыкальных инструментов при создании саундтрека. Были записаны многочисленные варианты женского и мужского голосов, представлявшие собой неразборчивые звуки. Хор из 32 человек, которым Ханс Циммер дирижировал по видеосвязи, исполнил кавер-версию песню «Eclipse» группы Pink Floyd. Кроме того, впервые в сочинении Циммера была использована волынка. Уникальные звуки, синтезированные специально для саундтрека «Дюны», по замыслу автора, призваны отправить зрителя за пределы фильма и вообще нашей планеты, подарить аудитории ощущения, которые она раньше не испытывала. Эту музыку сложно описать конкретными эпитетами: она то тревожная, то легкая или порывистая, как ветер в пустыне, то пронзительная и чувственная, как женский голос.
«Довод» (2020)
На шведского композитора Людвига Йоранссона, автора саундтрека к фантастическому боевику Кристофера Нолана, была возложена миссия двойной важности: написать музыку к первому блокбастеру, который выйдет в широкий кинопрокат после длинного локдауна 2020 года, и сделать это не хуже Ханса Циммера, который предпочел «Доводу» работу над музыкальным сопровождением «Дюны». Йоранссон наполнил картину композициями в своих излюбленных жанрах электроники, психоделики, хип-хопа и джаза, что идеально подошло к загадочному кинопроизведению мистификатора Нолана. Как результат — номинация саундтрека на «Золотой глобус», достойный бокс-офис фильма при ограничениях по количеству зрителей в кинотеатрах ($363,6 млн) и высокие оценки музыкальных критиков.
«Метод» (2015–2021)
Детективный сериал стал одним из первых российских кинопродуктов, права на которые приобрел крупнейший международный онлайн-кинотеатр Netflix. Он был замечен на глобальном рынке не только за качественный и смелый сюжет в духе лучших образцов психологического триллера, но и за сочный саундтрек, придающий «Методу» играющий c чувствами и нервами зрителей дополнительный драматизм и страх. Автором семи треков, звучащих в сериале, стал бывший новосибирский диджей, а ныне кинокомпозитор Ростислав Пименов, работающий под псевдонимом Райан Оттер. Он не признает границ между музыкальными жанрами, что хорошо заметно в «Методе». Танцевальная музыка, синти-поп, готика, электронная битовая музыка, рок-н-ролл, панк-рок, тревожная или романтическая симфония — как ни старайся определить стили его треков, важным будет только одно: сделать так, чтобы просмотра «Метода» зритель запомнил на всю жизнь. Фильмы и сериалы с саундтреками Райана Оттера активно идут на экспорт: помимо «Метода» это купленные Netflix сериалы «Троцкий», «Sпарта», «Фарца» и фильм «Гоголь. Начало», права на который приобрел онлайн-кинотеатр Amazon Prime.
«Игра престолов» (2011–2019)
Невыносимая жестокость и реалистичность сериала не зацепила бы многочисленных поклонников по всему миру без музыкальных баллад немецкого композитора иранского происхождения Рамина Джавади. Заглавную тему он написал после многочасового прослушивания афганского смычкового инструмента ребаба — восточной разновидности лютни. Его мелодику он перенес на виолончель и получился низкий, тяжелый, «темный», «средневековый» звук, из которого родилась композиция, предвещающая для зрителя цареубийства, казни, пытки, интриги, любовь, предательство и мрачную атмосферу, которая сделала сериал популярным. Джавади активно использовал в саундтреке губную гармошку, армянскую флейту дудук, японские и индонезийские барабаны, духовой инструмент австралийских аборигенов диджериду, чтобы представить мир, показанный в сериале, мифическим, далеким от современной обыденности, экзотическим, чужим и пугающе волшебным.
«Человек-паук: Нет пути домой» (2021)
Саундтрек к кинохиту Marvel написал Майкл Джаккино — лауреат «Оскара», «Эмми» и «Грэмми». Список его киноработ поразит даже самого искушенного киномана: «Мир Юрского периода», «Планета обезьян», «Суперсемейка», «Рататуй», «Доктор Стрэндж», «Монстро». В последние дни уходящего года его саундтрек к новому фильму про Питера Паркера продемонстрировал невиданную силу влияния на зрительское восприятие, переписав историю кино буквально на наших глазах: «Человек-паук: Нет пути домой» стал самым кассовым фильмом 2021 года. Кроме того, это первая картина в пандемийную эпоху, чьи сборы перевалили за $1 млрд. «Человек-паук» вернул Голливуду лидерство в мировом кинопрокате, который по итогам 2020 года захватила китайская киноиндустрия. Триумф 23 музыкальных композиций, сочиненных Майклом Джаккино для «Нет пути домой», идеально созвучен с главным посылом самой картины, которую в Америке еще после первого прокатного уик-энда объявили шедевром и включили в топ-15 лучших фильмов всех времен. Зрителей покорила мультивселенная, по законам которой три Человека-паука, сыгранные актерами из всех частей этой кинофраншизы — Тоби Макгуайром, Эндрю Гарфилдом и Томом Холландом, — объединились в одном фильме для борьбы со злодеями. По такой же схеме композитор создает музыкальные аллюзии и стилизации на композиции из предыдущих фильмов о «паучке», написал саундтрек, близкий к ним по духу, жанру и звучанию, тем самым помогая зрителю вспомнить все то, за что он любит Питера Паркера и его супергеройские приключения.
Саундтрек превратился в нечто более значимое, чем просто музыка в кино. Его можно назвать некоей разновидностью узнаваемого бренда, который вносит весомый вклад в успех фильма или сериала. Случайно услышав знакомую мелодию, человек невольно вспомнит яркую сцену, красивый кадр или эмоции киногероя. И станет очевидно, что без этой музыки зрительская любовь не была бы такой сильной.
Bearwolf и «Иванушки Internationl» обновили «Билетик в кино»
Группа «Иванушки International» исполнили вместе с певицей Bearwolf новую версию песни «Билетик в кино». Тизер композиции был представлен 23 декабря 2024 года. Она появится в ролике «Кинопоиска» в поддержку новогоднего кинопроката и будет демонстрироваться перед киносеансами в более чем 300 кинозалах в 18 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Волгограде, Уфе, Челябинске, Омске и других.
В январе 2025 года одному из главных хитов «Иванушек International» исполнится 21 год, и свой день рождения песня встретит с новым звучанием. Как и в оригинальном клипе, который в 2003 году снял режиссер Фёдор Бондарчук, местом действия ролика стал кинозал, где смотрят фильм участники группы «Иванушки International». К ним присоединяется Bearwolf, пришедшая на сеанс.
Певица Bearwolf (настоящие имя Валерия Василевская) стала фрешменом года по версии Яндекс Музыки. В мае этого года артистка выпустила трек «Godzilla», а в августе её новый хит «Один в поле воин» стал вирусным в соцсетях.
В этом году «Кинопоиск» начал поддерживать кинотеатры и фильмы, выходящие в прокат. Поддержку получил уже три премьеры - «Руки Вверх!», «Анора», «Огниво», суммарная касса которых фильмов превысила 2,3 миллиарда рублей. Следующим станет «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», стартующий в прокате 1 января.
«All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas» и «Santa Tell Me» стали главными рождественскими хитами
Список самых популярных рождественских песен обнародовал музыкальный сервис Spotify. В топ-5 новогодних хитов всех времен вошли «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кери, «Last Christmas» Wham!, «Santa Tell Me» Арианы Гранде, «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли и «It’s Beginning to Look a Lot Like Christmas» Майкла Бубле.
Сервис представил также список популярных песен разных десятилетий, начиная с середины XX века. В 1950-е главной рождественской композицией была «Jingle Bell Rock» Бобби Хелмса, в 1960-е - «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли, в 1970-е - «Wonderful Christmastime» Пола Маккартни, в 1980-е - «Last Christmas» Wham!, в 1990-е - «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кэри, в 2000-е - «My Only Wish (This Year)» Бритни Спирс, а последние два десятилетия «королевой Рождества» можно назвать Ариану Гранде: в 2010-е на вершине популярности была ее сольная вещь «Santa Tell Me», а в 2020-е – дуэт в Келли Кларксон «Santa, Can’t You Hear Me».
В список самых скачиваемых рождественских мелодий уходящего года, помимо «All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas», «Rockin’ Around the Christmas Tree» и «Santa Tell Me», вошла также композиция Сии «Snowman».
Юра Борисов назвал Пушкина «крутым чуваком»
Юра Борисов объяснил, почему он согласился сыграть Александра Пушкина в фильме «Пророк. История Александра Пушкина». Актер поставил перед собой цель популяризировать образ поэта у современной молодежи.
- Меня удивило, как много всего с ним успело за жизнь произойти, такую короткую, - рассказал НСН Юра Борисов. - Хотелось это все прочитать и как-то заново переосмыслить, рассказать не занудно, а очень живо. Готовился проект очень долго, четыре года, если не больше. Надо было понять, что мы вообще будет делать, потому что Пушкин на самом деле - крутой чувак, и хотелось, рассказывая эту историю, передать ощущение жизни, чтобы этот человек стал человеком, и им могли вдохновляться, как я им вдохновляюсь. Мы проходим Пушкина в школе, и у нас немножко "затерлось" ощущение, что это какой-то такой памятник, портрет, а на самом деле он реально был крутой
В настоящий момент Юра Борисов читает фундаментальный труд филолога Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки»:
- Я читаю сейчас книжку Проппа, это этимология сказок, очень интересная штука о том, как построены сказки. Не могу сказать, чтоб у меня в каждый период жизни был какой-то любимый автор или литературное направление, но конкретно сейчас я пытаюсь понять код сказок. Мне кажется, это очень важно и интересно. Да, в сказках посниматься я бы тоже хотел».
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в российский прокат фильм Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина» выйдет 14 февраля 2025 года.