Рецензия на фильм Александра Сокурова «Сказка»: Только идиоты слушают тиранов
Оценка: 8 из 10
Российская премьера фильма «Сказка» состоялась в рамках фестиваля «Пример интонации» в Санкт-Петербурге. Режиссёр: Александр Сокуров. В ролях: Фабио Мастранджело, Лотар Деег, Тим Эттельт, Вахтанг Кучава и другие.
Пока выпускники Александра Сокурова старательно имитируют кинематограф своего наставника, сам мастер отыскивает какое-то совершенно иное пространство для художественного высказывания. В «Сказке» реальная хроника наслаивается на анимацию, на карандашные эскизы, на графический фон. Герои – четыре великих политика прошлого – обитают на пограничье между сном и чистилищем. При виде визуального решения фильма напрашивается логичный вопрос – «а как всё это было сделано?». С учётом возросшего количества фанатских роликов, где с помощью нейросети можно поместить любого известного героя или реальную личность в любую франшизу, то у первых зрителей пошли догадки, что Александр Николаевич тоже оказался не далёк от современных тенденций.
Однако, судя по тому, что мы видели на «Примере интонации», после череды европейских и азиатских премьер в начале «Сказки» пришлось добавить необходимый титр: что фильм создан без технологии deepfake и без помощи искусственного интеллекта. «Сказка» — это кропотливое рукотворное творение, сотканное из тысяч просмотренных кадров архивных материалов в лаконичный полуторачасовой фильм. Сталин, Черчилль, Гитлер и Муссолини, каждый в трёх экземплярах (один как политик, другой как военный в мундире, третий как светский человек), шатаются по чистилищу и уговаривают бога отворить им врата в рай. Тот, естественно, не хочет.
Конечно, «Сказка» — это квинтэссенция серии фильмов Сокурова о власти (получается, только Гитлер удостоился сразу двух картин). Но при этом тот пример интонации, что подаёт режиссёр в своей, возможно, финальной в карьере ленте, разительно отличается от его предыдущих фильмов. Во-первых, «Сказка» — это обескураживающе смешное кино. Герои вечно подшучивают друг над другом («фу, воняет коммунистом»), дурачатся по-мальчишечьи и натурально разговаривают мемами («все мы немножечко социалисты»). Возможно, это прозвучит максимально странно по отношению к фильмам Сокурова, но «Сказку» хочется разорвать на тиктоки, ибо диалоги там порой моментально афористичны и достойны лучших фельетонов. Например, в одной сцене Сталин достаёт носовой платок, а Гитлер у него спрашивает, зачем ему тут, в чистилище, сопли. Ответ, как говорится, убил: «У коммунистов есть всё!».
Во-вторых, в «Сказке» мы видим Сокурова в статусе последнего в мире гуманиста. В принципе, уже в «Молохе», «Солнце» и «Тельце» прослеживалась его тяга к очеловечению людей, которых многие возвели до ранга небожителей. Там не было особого сочувствия к ним, хотя зритель, наблюдавший, например, за бессмысленными метаниями Гитлера от отчаяния в своей альпийской крепости, вряд ли сидел все два часа с презрением к тирану и хотя бы на секунду не задумался о несчастной судьбе лидера рейха.
Здесь и вовсе Сокуров решительно никого не судит. В конце концов, кто мы такие, чтобы кого-то судить? Вместо этого мы видим, как четыре тирана бродят про сновидческим ландшафтам, спорят друг с другом и что-то бубнят себе под нос. Один лелеет фашизм, другой опять во всём винит евреев, третий всё ещё верит в построение коммунистического общества, а четвёртый интересуется, есть ли место в раю для его королевы. Каждый из них тщеславен и одержим своими идеями. В их тщетных попытках оправдать самих себя и в последний раз ощутить любовь народа сокрыта великая трагедия человечества, которую Сокуров оформляет с интонацией его фирменных элегий. Некогда влиятельнейшие люди – теперь всего лишь грустные тени, мечущиеся между раем и адом. Культ личности – пережиток прошлого («только идиоты слушают тиранов»). В идеальном мире гуманизм – новая идеология. Но где мы, а где идеальный мир?
Вадим Богданов, Санкт-Петербург, InterMedia
«Эмилия Перес» и «Злая: Сказка о ведьме Запада» лидируют в шорт-листе «Оскара»
Академия кинематографических искусств и наук объявила 17 декабря 2024 года шорт-листы в 10 категориях для предстоящей 97-й церемонии вручения премии «Оскар». Предварительное голосование пройдет, соответственно, в номинациях анимационный короткометражный фильм, документальный полнометражный фильм, документальный короткометражный фильм, международный фильм, короткометражный фильм с живыми актерами, грим и прически, оригинальный саундтрек, оригинальная песня, звук и визуальные эффекты.
«Эмилия Перес» получила в шорт-листе шесть упоминаний, включая грим, звук, оригинальную музыку, международный фильм и две оригинальные песни («El Mal» и «Mi Camino»). Другой киномюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» получил четыре номинации.
Голосование на премию «Оскар» для определения номинантов во всех 23 категориях стартует 8 января 2025 года и завершится 12-го, а номинанты будут объявлены 17-го. Конан О'Брайен проведет церемонию вручения премии «Оскар» 2025 года, которая состоится 2 марта.
Второй сезон сериала «Успешный» выйдет в первый день нового года
Трейлер и дату премьеры второго сезона комедийного сериала «Успешный» обнародовал 18 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр Kion. В главных ролях вернулись Артем Сучков, Владимир Сычев и Ольга Медынич, а также снялись Александра Власова, Владислав Коноплев, Александр Мараков, Андрей Курилов, Вадим Журавлев, Баястан Колдошалы, Евгений Булавкин, Джулия Аммади, Михаил Химичев и другие.
В первом сезоне «Успешного» коуч Саша (Сучков), который тратил все свои деньги на сомнительные авантюры и не переставал верить в скорое обогащение, заразил своим жизнелюбием и верой в безоговорочный успех миллионера Калугина (Сычев), глубоко несчастного человека. Но пока Калугин учился простой радости жизни, Саша становился монстром, одержимым деньгами и темной стороной успеха. Теперь Саша уже не неудачник: он продает свои курсы и крутит роман с женой бывшего босса Эллой (Медынич). И совершенно не думает о последствиях покушения на Калугина, которое он провернул вместе с Эллой. А сам Калугин тем временем лежит в коме, но что он вспомнит, когда очнется?
Шоураннером и одним из авторов сценария проекта остался Илья Куликов. Над новыми эпизодами также работали сценаристы Василий Внуков и Полина Ануфриева, которая заняла режиссерское кресло вместе с Владимиром Боровым.
Премьерный показ второго сезона «Успешного» стартует на Kion 1 января 2025 года.
Михаил Тройник и Евгения Крегжде переживают сложные времена в трейлере фильма «День недели – любой»
Трейлер фильма «День недели – любой» представила 18 декабря 2024 года кинокомпания «Вольга». Главные роли в мелодраме режиссера и сценаристки Алёны Званцовой («Небесный суд», «Частица вселенной») исполнили Михаил Тройник, Евгения Крегжде и Дарья Квасова.
- Алексей (Тройник) и Туся (Крегжде) прожили годы в счастливом браке, - сообщается в синопсисе. - Но после тяжелого диагноза жены она решает, что муж должен начать жизнь с начала с другой, совсем юной девушкой (Квасова). Алексей сопротивляется новому чувству, но оно затягивает его всё сильнее. Что теперь делать: остаться с тяжело больной женой или с головой окунуться в другую жизнь
Премьерный показ картины состоялся 5 декабря в рамках конкурсной программы III Российского фестиваля авторского кино «Зимний», где оператор Шандор Беркеши получил приз за лучшее визуальное решение.
В российский прокат фильм выйдет 9 января 2025 года.