Рецензия на альбом Navai «Есенин»: With a Little Help from His Friends
2024, Lotus Music.
Оценка: 7 из 10.
Было любопытно ознакомиться с первым сольным альбомом Navai. В дуэте HammAli & Navai важнейшую роль играет сочетание голосов – медового тенора Наваи Бакирова и брутального баритона Александра Громова. Одна голова хорошо, а две лучше, особенно когда они дополняют друг друга столь несхожими вокальными данными. Исходя из этих вводных, сольник Navai мог получиться сладковатым и скучноватым.
Но это всё теория. На практике знакомый веский голос HammAli на диске «Есенин» начинает звучать на 36-й секунде первой песни «Арбат». Верный напарник Navai не мог не поучаствовать даже в сольной работе друга и охотно привнёс в пластинку желаемое разнообразие. И не он один: в «Арбате» записались также Loc-Dog, Miidas и Macan, а в песне «В дыму ищу любовь» к дуэту HammAli & Navai присоединился также Lovv66. Правда, эти треки сложно назвать суперудачными: видимо, более хитовые совместные песни HammAli & Navai оставляют для синглов дуэта, а не для сольных работ.
На самом деле Navai сильно озаботился, чтобы альбом звучал разнообразно – из девяти песен только в трёх нет приглашённых гостей. На пластинке имеются дуэты с Macan и с Любовью Успенской, но лучше всех Navai спелся с певицей Mona. В сочетании их голосов нет большой контрастности, зато много красоты: к прослушиванию обязательны треки «Ты звучишь, как музыка» и особенно «Есенин» - самая мелодичная и проникновенная песня альбома.
Те три песни, в которых Navai обошёлся без вокальной помощи друзей, интересны каждая по-своему. Например, финальная «Будь сильнее» сочетает в себе мелодичность и мотивационность, а длится менее двух минут. «Лям» - неоднозначная композиция, в которой артист своим нежным голосом произносит весьма жёсткий текст с ненормативной лексикой. Наконец, название песни «Письмо маме из окопа» говорит само за себя, как и строчка «я здесь, чтобы ты чувствовать могла всегда запах свободы». Правда, с тематикой трека не очень вяжется мелодизм и ласковое исполнение, да и личность самого артиста: любителя красивых автомобилей Наваи Бакирова очень сложно представить в каком-нибудь окопе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.