Константин Райкин: «Уйти в антракте – это как будто выйти из борьбы»
В Московском Доме книги состоялась творческая встреча с народным артистом РФ, худруком театра «Сатирикон» Константином Райкиным, сообщает gazetametro.ru. Актёр и режиссёр рассказал о книгах, которые сыграли в его жизни важную роль.
– Есть книга, которая меня спасла, – «Записки из подполья» Фёдора Достоевского. Из этого произведения растут все великие романы Достоевского, а Горький его назвал «писком индивидуалиста», и в целом этот роман считался реакционным. Моя же жизнь буквально разделилась на до прочтения «Записок» и после.
Повествование в романе ведётся от первого лица, от имени человека умного, рефлексирующего, но при этом совершенно мерзкого. И ни одно произведение, которое я прочитал, не знает обо мне столько, как «Записки». Нигде нет такого количества совпадений со мной, как у этого мерзейшего человека, притом что я себя мерзким не считаю. Но, может быть, я не стал таким, как главный герой, потому что прочёл эту книгу и она меня потрясла. Невероятно, что кто-то, живший в другое время, мог знать обо мне столько мелочей, подноготных, бесстыдных. Даже возраст наш с героем совпал – ему, как и мне тогда, было 24 года.
Надо рассказать, как я читал эту книгу. Я сломал ногу и лежал дома. И я прочитаю страницу, меня начинает колотить от ощущения, что это всё про меня, что кто-то за мной наблюдает. От эмоций, от ужаса я швыряю эту книгу на пол. Потом лежу, думаю, ну надо же дочитать! Книга лежит в углу. А я в гипсе, передвигаюсь на костылях. Встаю, ковыляю, подбираю книгу, опять ложусь читать. Через какое-то время опять её выбрасываю, потом опять подбираю. Такие отношения с литературой – что-то не очень нормальное. (Смеётся.)
Потом я играл это произведение на сцене, и в целом оно занимает большое место в моей жизни. Я уберёг себя от целого ряда поступков и качеств благодаря ей и, наверное, благодаря тому, что я сыграл много отрицательных ролей. Это очень полезно, потому что ты достаёшь из себя скверну, из неё делаешь образ и выплёскиваешь это всё на сцене. И чем более откровенно выплёскиваешь, тем более уходишь от опасности это оставить в себе. Ты освобождаешься, это как акт очищения.
Константин Аркадьевич порассуждал о состоянии современного театра:
– Сколько я занимаюсь театральным искусством, столько и слышу про деградацию. (С улыбкой разводит руками.) Наверное, она существует, потому что масса выходит бездарного, бессмысленного, плохого. Но хорошего всегда меньше, чем плохого. Иначе как его отличить? Но у нас есть грандиозные артисты и великие режиссёры, которые выпускают потрясающие спектакли. В Петербурге попробуйте попасть на «Холопов» Андрея Анатольевича Могучего! Это спектакль, который стоит на одном уровне с самыми великими произведениями искусства, которыми славен этот город. Его можно сравнивать с памятником Петру Первому, с Ростральными колоннами, с Зимним дворцом.
Иногда, конечно, я тоже попадаю на что-то, что мне не нравится, не соответствует моим критериям искусства, даже кажется возмутительным. Но это «возмутительное» я всё равно досматриваю до конца. Потому что уйти в антракте – это как будто выйти из борьбы. Тогда ты не будешь иметь права сказать, что тебе не понравилось. Может, режиссёр ещё не досказал, а ты уже ушёл. Так что сижу до конца и мучаюсь.
Константин Райкин вспомнил и о своём отце Аркадии Райкине.
– Папа действительно умел идти к своей цели. Его отец, мой дед, который умер во время блокады, лупил его за то, что он хотел быть артистом. Говорил: «Зачем еврею быть клоуном?» Сам он работал лесным бракёром (браковщик дерева для строительных работ. – Прим. ред.). Пойди догадайся, что папа из такой простой семьи, не аристократ – он же умел так носить костюмы, так держать себя. И только когда папа стал лауреатом всесоюзных конкурсов эстрады и шёл красной строкой на афише, отец принял его выбор. Как рассказывали мои тётки, он стоял около афиши и прохожим говорил: «Это мой сын».
Папу очень любили зрители, но он умел управляться со своей всенародной славой. В жизни был скромным, тихим человеком. У него было слабое здоровье, больное сердце, и он себя берёг. Тихо разговаривал, вообще предпочитал слушать, а не говорить. Многих даже разочаровывал, потому что от него ждали того же бурлеска и фонтана энергии, которые он выдавал на сцене, а в жизни он был не блестящий, а поглощающий свет.
У меня с ним всё время идёт диалог. Впрямую папа на меня не влиял, я развивался самостоятельно. Я и в театральный институт поступал втайне от родителей. Они в это время были в Чехословакии на гастролях. Когда вернулись, узнали, что я уже учусь в Щукинском училище. Папа сказал: «Ну хорошо. Я был уверен, что ты будешь артистом».
Он не был строгим судьёй для меня. Очень любил меня как актёра. Приходил ко мне за кулисы и плакал. Администратор спрашивал: «Аркадий Исаакович, что с Вами?» Я отвечал: «Ничего, просто папа под впечатлением от моей игры. Всё нормально». У него самого не было никакой самоуверенности. Мог после спектакля сказать: «Как ужасно я сегодня играл!» Поколебать его веру в себя не стоило ничего, это я у него унаследовал.
Сергей Маврин написал музыку к спектаклю «А зори здесь тихие»
Премьера спектакля «А зори здесь тихие» в Подольском драматическом театре 26 октября 2024 года. Режиссер Олег Ефремов определил жанр постановки по мотивам одноименной повести Бориса Васильева как рок-балладу. В спектакле звучит музыка из альбома «Иди и смотри» композитора и рок-гитариста Сергея Маврина, экс-участника группы «Ария».
Взяв за основу широко известную повесть Бориса Васильева, режиссер Олег Ефремов ввел в постановку персонажей из славянской мифологии. По его словам, Великая Отечественная война — это не просто величайшая катастрофа XX века. Война началась в День летнего солнцестояния, который наши предки отмечали как вершину жизни и любви и называли этот день «Венчанием света и тьмы». Именно поэтому, по мнению режиссера, 22 июня 1941 года началась война на Земле и на Небе — война Добра со Злом. Образы пяти девушек, отдавших свою жизнь за Родину, олицетворяют и образы Ангелов, которые противостояли космическому злу.
Идея поставить спектакль по повести «А зори здесь тихие» давно вынашивалась Олегом Ефремовым. Изначально постановка виделась режиссеру в форме литературно-музыкальной композиции. Однако, когда родилось концептуальное и лаконичное до аскетизма сценическое решение, весь изначальный замысел изменился.
Скончался народный артист Татарстана Ринат Тазетдинов
Народный артист Татарстана Ринат Тазетдинов скончался на 87-м году жизни 16 октября 2024 года. Соболезнования по этому поводу выразили в Татарском государственном академическом театре имени Г.Камала, где служил актер. Прощание с актером состоится 18 октября в здании театра. Похороны состоятся на Ново-Татарском кладбище Казани.
Ринат Тазетдинов родился 1 января 1938 года в деревне Малая Цильна Дрожжановского района Татарской АССР. В 1961 году он окончил Московское театральное училище имени Щепкина. В этом же году был принят в труппу Татарского академического театра им. Г.Камала.
Артист являлся председателем правления Союза театральных деятелей Республики Татарстан. Ринат Тазетдинов становился лауреатом Госпремии СССР и российской национальной театральной премии «Золотая маска».
В Москве пройдет выставка «Планета Вячеслава Невинного»
Выставка «Планета Вячеслава Невинного», посвященная 90-летию со дня рождения народного артиста СССР, пройдет с 25 октября по 5 декабря 2024 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Выставочный проект расскажет о жизни и судьбе В.М. Невинного, об удивительном артистическом даре, о главных ролях в спектаклях Московского Художественного театра и о работе в кинематографе. На выставке будут представлены герои из знаменитых спектаклей Московского Художественного театра и кино, костюмы, архивные фотографии, документы, а также те вещи, которые хранятся в семье Вячеслава Невинного.
- Бывают люди, которые не стараются понравиться, но каждое их появление – праздник, словно в воздух поднялись сотни ярких воздушных шаров. Вячеслав Михайлович Невинный, несомненно, принадлежит к числу таких людей. И как сказал мой учитель Роман Ефимович Козак: «Есть хорошие артисты, есть замечательные, а есть артисты-планеты». Он – планета», – поделился директор Музея МХАТ Павел Ващилин.
Открытие выставки состоится 24 октября. Среди гостей на открытии выставки ожидаются Вячеслав Невинный-младший c супругой Ларисой, Авангард Леонтьев, Евгений Киндинов, Анна Терехова, Святослав Ещенко, Оксана Сташенко, Анатолий Журавлёв, Всеволод Шиловский, Сергей Рубеко, Александр Пашутин, Михаил Бгдасаров, а также актёры МХТ имени А.П. Чехова.