СБОРНИК "РОК-ФРОНТ-2"
Когда такое было: смотришь на список песен рок-сборника - и просто тоска накатывает. Серия "Рок-фронт", выходящая при поддержке "Нашего радио", задумана как собрание песен, несколько расширяющее формат пресловутой станции. Форматорасширяющие треки при внимательном рассмотрении действительно обнаруживаются, но даже их наличие не заставляет прыгать от счастья при перспективе прослушивания данного альбома. Мама, не хочу в школу! Надо, сынок, ты ведь учитель. Надо взять себя в руки. Надо себя заставить.
С легкой руки Сергея Шнурова сборник начинается с оптимистичных четырехкратных выкриков популярного слова из трех букв. Лидер группы "Ленинград" перестал валять дурака и обнародовал ровно то, что народ и музыкальный бизнес от него ждет. И даже с перевыполнением плана: во-первых, "Меня зовут Шнур" - это рэп, во-вторых, в песне в негативном виде выставлены основные фигуранты так называемого актуального русского рока. На другого бы обиделись, но только не на Шнура: ябнутым, как пел Псой Короленко, можно все. Музыкальные достоинства песни стремятся к нулю, но наш записной скандалист прекрасно знал, что его нехитрые приемы вызовут у простодушных любителей и пропагандистов русрока вал обсуждений, в которых так или иначе будет склоняться фамилия Шнурова. И людям потрепаться, и "Ленинграду" реклама. Теми же соображениями руководствовалась группа Drugly Cats, сочиняя песню "Русский рок мертв". Только за одно название ее, невнятно-крикливую, уже включили в несколько сборников. Группа "Полюса" тоже не запарилась, сочиняя "Поэзию": вплели в текст полупристойную присказку "поэзия, на, поэзия, на" - и хит локального (к счастью, очень локального) репертуара готов. Один из "Монгол Шууданов" под руководством Дягеля не сподобился и на это, а перепел народное "Яблочко". Что тут скажешь: и одного "МШ" в последнее время, казалось, было многовато, а уж двух: Страшно представить, с каким кровопролитием они будут делить сотню своих фанатов. В пассив сборника можно также занести скучнейшее бард-трио Комаров-Башаков-Арбенин, Василия К., слишком уж затосковавшего в своей Швеции по устаревшему русскому року, очередной самоповтор, несмотря на храбрую рифму "гондон - патрон", Чижа и альянс "Запрещенных барабанщиков" с "Каберне Денев" и "Ботанику": своеобразный голос Пивторыпавло сводит на нет усилия любых альянсов.
Понятно, что вся эта серая масса залепляет со всех сторон по традиции оставшиеся в меньшинстве приличные треки, и даже смелый ход издателя, включившего в альбом непесенное произведения Петра Мамонова, остается почти незамеченным. Если так дальше пойдет, группа "Слот" окажется единственной надеждой нашей рок-сцены, Леонид Федоров - лучом света в темном царстве, Захар Май - штатным нигилистом, а не потерявшие интерес к жизни ветераны Шклярский и Бутусов будут причислены к лику святых.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia