Владислав Тарасов, Кирилл Немоляев - "Истерия рока" ***
Кирилл Немоляев был одним из соавторов книги "Истерия СССР". Представляя ее, он на полном серьезе рассказывал, что из финальной верстки обложки по недосмотру типографских работниках выпала буква "о", и "История СССР" получила такое странное название. Что характерно, многие верили как в эту полиграфическую драму, так и в содержание самой книги. Например, журнал "Огонек" использовал главу об участии Дина Рида в строительстве БАМа в качестве серьезного исторического документа — Немоляев, помнится, воспринял это с большим удовлетворением. Это теперь у нас все умные и вряд ли поведутся на сенсационную заметку о приглашении Маргариты Суханкиной в солистки группы Nightwish. Что не мешает Владу Тарасову и Кириллу Немоляеву продолжать развивать свой метод дикого смешения исторических фактов и абсурдистского взгляда на какие-то реальные события. В "Истерии рока" Джеймс Хетфилд охотится с Л.И.Брежневым, Энтони Хопкинс пытается "переманьячить" Slipknot, Михаил Муромов пишет музыку для Deep Purple, а Николай Добронравов становится источником вдохновения группы Manowar. Псевдодокументальный стиль разбавлен литературностями типа: "С еловой лапы сползла лепешка и глухо бухнулась оземь. Горбачев вздрогнул, поправил шарф и направился к лестнице". Авторы уже явно не пытаются кого-то мистифицировать, а просто выдают достаточно качественный юмор в ожидаемом от них стиле: серьезный тон и бредовое содержание. Разделение труда у них следующее: Немоляев больше отвечает за фантазии и креатив, Тарасов — за литобработку оных.
Умение придумывать - это замечательно, но лучше всего у "истериков рока" получились те главы, в которых полет фантазии строго стреножен рамками реальности. Например, в "Черных чартах Черненко" за основу взяты настоящие списки запрещенных рок-групп 80-х: по уверениям Немоляева и Тарасова, первоначально это были списки рекомендательные — с их помощью умирающий Ю.В.Андропов хотел угодить скучающей советской молодежи. Однако интриги в Политбюро отодвинули на второй план выразителя его воли М.С.Горбачева, а подсуетившийся К.У.Черненко использовал подготовленные списки противоположным образом. Еще забавнее раздел "А вместо сердца пламенный мотор", где супергруппа из лучших советских рокеров едет покорять Запад. Надо отдать должное наблюдательности авторов: пародии на Градского, Макаревича, Гребенщикова и др. получились очень точными. Влад и Кирилл по-доброму потешаются над творческими методами супружеского тандема Пахмутовой и Добронравова ("Богатырская сила") и довольно драматично живописуют потрясение Туомаса Холопайнена музыкой группы "Мираж". Впрочем, когда фантазия превращается в откровенный "гон", это производит странное впечатление. Выдумывать, как Брежнев охотился с Хетфилдом, только для того, чтобы реплики престарелого генсека потом стали названиями альбомов Metallica, - это слабовато. Ну а глава "Хендрикс хренов", объясняющая проведение фестиваля молодежи и студентов 1957 года интересами международного наркобизнеса, а потом каким-то неочевидным боком приплетающая к этому всему еще и балалаечника Хендрикса, вообще лишена правдоподобия и, по большому счету, остроумия. Чрезвычайно громоздким путем авторы иллюстрируют и богатую мысль о еврейском происхождении солиста Rammstein Тиля Линдеманна.
Помимо "рок-истерий", книжка содержит несколько приложений, представляющих собой псевдоаналитические исследования различных аспектов шоу-бизнеса. Вот здесь постные канцеляризмы оказываются более чем кстати: авторы без тени улыбки переводят термин "after-party" как "развлекательное мероприятие, связанное с партийными собраниями", а в приложении "Как влипнуть в историю музыки навсегда" доказывают связь между несвоевременными уходами музыкантов из жизни и бизнес-интересами рекорд-компаний. Кейт Ричардс фигурирует в качестве примера исключения из правила: "Пройдя через алкоголизм, многочисленные наркокризисы, клиническую смерть, падение (в зрелом возрасте) с растения, он продолжает жить и фактически здравствовать, вызывая неподдельный интерес медиков". Опять очень метко и остроумно. Жаль, что таких озарений в книжке чуть меньше, чем хотелось бы.
Но не менее неприятно и то, что издание (к слову, прекрасно оформленное) вышло фактически без информационной поддержки — даже рецензент узнал о нем с опозданием на несколько месяцев. Сами писатели, ставя автографы на моем экземпляре, выразили сомнения в перспективах продолжения серии "Караван истерий". "Идеи есть, мотивации нет", - объяснил Кирилл Немоляев.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia