Юрий Шевчук: "Мне гораздо легче победить в какой-либо войнушке, чем полюбить"

"Нашли Чернышевского... Что мне, счастливому, как юный Гаутама, дураку, имеющему работу, друзей и перспективы, ответить на это спивающемуся после армии пацану в разбитой деревне, учительнице в бедной районной школе, работяге в заколоченном и выброшенном на окраину цивилизации моногородке? Коллеге-музыканту, закисающему в подвале, на хрен не нужному с его гениальными песнями, гламурно-блатному раздолью медиапространства? Офицеру, посланному на все четыре в результате невнятной армейской реформы? Что делать? Первое, что приходит в голову, — стать акционером партизанского отряда, уйти в лес и короткими набегами водружать на местах вопиющую справедливость... Почистить страну... Если не читал бы, не знал истории, так бы и сделал. Что делать? Думаю, что отношения разума и мира должны быть более равноправными, гармоничными. Простите за банальность, но гармонию, для начала, нужно искать в душе своей. И если мы уточним вопрос, задав его так: "что Мне делать?", становится проще. Вопрос становится не размытым, большим, огромным, философским, с достоевщинкой, а четким: "что Я лично могу сделать в данный момент, в данное время?" Скотиной можешь не быть? Могу. Уже легче жить окружающим будет. Начинать надо, прежде всего, с себя. Самая страшная проблема — мы сами. Такого падения этических и нравственных норм история России давно не знала. И мне, смею признаться, иногда гораздо легче победить в какой-либо войнушке, чем полюбить. Верна поговорка: все люди добрые, но не все об этом знают. Искать в себе добро... Но означает ли это социальную пассивность, типа "музыкант — музицирует, политик — политикует"? Нет".
(КТО ВИНОВАТ)
"На вопрос "Кто виноват?" добавлю к предыдущему: мы с вами виноваты. Но понимая весь ужас положения, все-таки не повернется у меня язык сказать, что народ не тот. Народ (многие совестливые люди стесняются бросаться этим словом, пафоса боятся) у нас, слава Богу, есть. Но рваный весь, как душа грешника. От неустроенности и непонимания перспектив многие озадачены и, как следствие, озлоблены. Лечат души свои, порезанные, спиртом да блатняком. Женщины многие несчастливы, в любовь не верят. Не вера царит в Бога, а мистика египетская, суеверия. На двуглавом — красная звезда. Вместо светлой классики — непонятная постмодернистская эклектика. Зябко, неуютно, непривычно без идеологии. Будущее — опасно, неопределенно, дети — как чужие. Привычного, знакомого прошлого нет. Вот и цепляются потерявшие опору за уверенного архаичного Путина и праздничный, позитивный телевизор. Смотрим футбол, пьем пиво, и каждый выживает. Сам по себе. Приснилась мне как-то картина: Красная площадь, полная идущих людей. Голых, без транспарантов и портретов вождей, которых и на мавзолее тоже нет. Люди идут и с недоумением смотрят друг на друга: "Вот какие мы на самом-то деле, homo erectus". Предыдущая, коммунистическая идея полировала общество, сглаживала острые социальные, бытовые углы, уравнивала нас всех и вселяла ощущение счастья и равенства всех перед всеми (коллективное бессознательное). Лишившись этой иллюзии в нынешние времена и увидев себя такими, какие мы на самом деле есть, мы ужаснулись. Но не сразу "Москва строилась". Мы на ощупь, и политики, и простые люди, не зная будущего, не имея никакой оперативной информации о нем, мы в этой тьме, тяжело, со срывами в средневековье, падениями, в кровь сорванными ногтями, но все же, надеюсь, выползем к свету, иначе... (но понимание света у всех разное, в головах сплошные светофоры)".
(О РЕВОЛЮЦИИ)
"Происходящее всегда трудно опознать тем, кто замечает в первую очередь то, чего желает... Великие революции никогда не свершались для того, чтобы свергнуть установившееся господство буржуазии. Все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе... Суверенность — то есть практически непроизводительное употребление ресурсов, не может считаться целью истории... Революции, утверждаю я, происходили в обществах феодального типа, где богатство еще не направлялось на накопление производительных сил…", — пишет в своей книге "Проклятая часть" Жорж Батай. Я с ним во многом согласен. Существующие ныне социально-экономические системы далеко несовершенны. Но посмотрите, "нашими" правительственными идеологами придуман термин "суверенная демократия". А слово "суверенность" в основном значении обозначает "верховную власть", то есть феодализм. И не есть ли это словосочетание подтверждением возврата нашей страны к феодальному строю? Как мы читали выше, "...все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе...". Если наше государство пойдет и далее по этой авторитарной дорожке, если будет и далее существовать пропасть между сословием "неприкасаемых", то есть бюрократии, буржуазии, власти, и простым, "тягловым" народом, то, конечно, еще одна революция в нашей стране возможна. Такие дела".
(О ПОЗИЦИИ БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА)
"Видел недавно передачу Познера с Гребенщиковым. ВВ наскакивал, ББ отмахивался. "Любая власть от Бога. Какая есть, такую народ и заслуживает", — говорил музыкант. Короче, кесарю — кесарево, слесарю — слесарево. Кстати, почему-то Боря не озвучил толкования святыми отцами этого изречения — любая власть от Бога, если она пытается придерживаться заповедей Божьих — не укради, не убий, и так далее, и тому подобное. Еще он процитировал Дионисия Ареопагита: "Бог там, где кончаются наши представления о Нем". С чем я согласен. Далее, "Бога не нужно просить ни о чем. Он в нас, Он любит нас. Он и так все знает". Трудно не согласиться. Далее? Дальше ББ не пошел. Он коснулся Причины, многим неясного объема истины, парадоксальности ее и алогичности. Бог там, где мы о Нем ничего не знаем, и Он в нас. Единовременно.
Но Мудрейший ничего не сказал о Свободе Выбора, которую даровал нам Господь. О свободе всю жизнь, каждую секунду бытия выбирать между добром и злом, о нашей личной ответственности за судьбы мира. Мы — его сознание, и от нас многое зависит. Не думаю, что утилитарное прочтение Книги Книг, использование ее в корыстных целях свойственно Борисычу. Священное писание глубоко симфонично, в этих метафорах каждый, если пожелает, найдет для себя путь к спасению. Но достойно ли, правильно ли заниматься самосозерцанием, когда в доме пожар? Добрые христиане спасают из огня детей, родных, близких, а потом уже самих себя и имущество. То есть от нас тоже жизнь в стране зависит. И власть, она не только от Бога (наружного, языческого), но и от Бога нашего, сокровенного, выстраданного (нутряного, христианского)".
(О НРАВСТВЕННОСТИ)
"Что есть нравственность? По-моему, это — человечность. Все время встречаю. Верю еще в промысел Божий. Бывает в истории, когда нация дойдет до последнего края, она начинает самоочищаться, сплачиваться морально и нравственно, каким-то древним чутьем, всеми своими клетками, генами осознавая, что иначе — апокалипсис. То бишь, всеобщий кирдык. Во время Великой Отечественной войны это было. Тогда выстояли. А сейчас-то чего нам плакать и стенать?"
(ОБ ИСТОЧНИКАХ ВДОХНОВЕНИЯ)
"Не хочу говорить пошлости, как я сам — когда-то, и многие мои коллеги — сейчас. Не буду мудрить о том, что я — приемник, и песни мне нашептывает Господь, а я мал, сир, убог и только записываю. Или же — все мои мысли о Родине, я все время о ней думаю, и она источник моего вдохновения. Ну и как же без любви... Повесить и ее, родную, на унылое вышесказанное. Все, ребята, на самом деле, иначе. Сложнее. И проще".
(О КОНФЛИКТЕ С ТЕЛОХРАНИТЕЛЕМ КИРКОРОВА)
"Ходить везде с охраной — это или мания величия, или трусость, или немереное количество денег. Было много сплетен о произошедшем когда-то конфликте между мной и известным эстрадным певцом. Печаль события состояла в том, что охранники спасали Киркорова от меня (каюсь, грешен), и в свалке один даже в меня попал. Сам артист ничем не отличился, помню, визжал что-то, когда его эвакуировали в Москву. Вообще-то, эта история не стоит и выеденного яйца. Еще один пример того, как кичливая вседозволенность и трусость гармонирует с тем, что попса несет в мир".
(ПОЧЕМУ НЕ ВЕДЕТ БЛОГ)
"Иметь собственный блог для меня — роскошь. Нет времени, я не профессиональный аналитик и не считаю нужным публиковать свое мнение о любом событии, коих в день — миллионы. Я пытаюсь не на сиюминутное рефлексировать, а все эти мгновения жизни собрать в целое и найти в этом общий смысл, что я и называю работой над песней. Интернет — перефразирую философа Батая — это свобода, хаос равных возможностей. И, конечно, добра и зла от этого много, смотря кто и что туда вкладывает".
(О СВОИХ КУЛИНАРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ)
"Я — старая, ржавая, разбитая малолитражка рок-н-ролла, жру любое горючее. Правда, карбюратор барахлит".
(О ГОМОСЕКСУАЛИСТАХ)
"Я не гомофоб. Некоторые мои шуточки, высказывания — следствие улицы, где я вырос, шпаны, с которой общался, гулаговских тюремно-блатных отношений в быту, между ребятами с нашего двора — ведь полстраны сидело. И вы знаете, какое место в этой культуре отведено представителям нетрадиционных ориентаций. Опять же, наша православная церковь осуждает такие отношения. И в этом вопросе до толерантности нам, увы, далеко. Извините".
(О РАЗЛИЧИЯХ ПОПСЫ И РОКА)
"Попса пропагандирует потребительский способ существования, причем буквально во всем. Для попсы главное — материальные ценности (человек — вещь). У попсы любовь — совершенна. Сплошная механика. Для нас любовь — динамичная, сырая, живая, любовь несовершенная, свободная от рациональной банальности".
(Lenta.ru, 11.01.11)