Юрий Шевчук: "Мне гораздо легче победить в какой-либо войнушке, чем полюбить"
"Нашли Чернышевского... Что мне, счастливому, как юный Гаутама, дураку, имеющему работу, друзей и перспективы, ответить на это спивающемуся после армии пацану в разбитой деревне, учительнице в бедной районной школе, работяге в заколоченном и выброшенном на окраину цивилизации моногородке? Коллеге-музыканту, закисающему в подвале, на хрен не нужному с его гениальными песнями, гламурно-блатному раздолью медиапространства? Офицеру, посланному на все четыре в результате невнятной армейской реформы? Что делать? Первое, что приходит в голову, — стать акционером партизанского отряда, уйти в лес и короткими набегами водружать на местах вопиющую справедливость... Почистить страну... Если не читал бы, не знал истории, так бы и сделал. Что делать? Думаю, что отношения разума и мира должны быть более равноправными, гармоничными. Простите за банальность, но гармонию, для начала, нужно искать в душе своей. И если мы уточним вопрос, задав его так: "что Мне делать?", становится проще. Вопрос становится не размытым, большим, огромным, философским, с достоевщинкой, а четким: "что Я лично могу сделать в данный момент, в данное время?" Скотиной можешь не быть? Могу. Уже легче жить окружающим будет. Начинать надо, прежде всего, с себя. Самая страшная проблема — мы сами. Такого падения этических и нравственных норм история России давно не знала. И мне, смею признаться, иногда гораздо легче победить в какой-либо войнушке, чем полюбить. Верна поговорка: все люди добрые, но не все об этом знают. Искать в себе добро... Но означает ли это социальную пассивность, типа "музыкант — музицирует, политик — политикует"? Нет".
(КТО ВИНОВАТ)
"На вопрос "Кто виноват?" добавлю к предыдущему: мы с вами виноваты. Но понимая весь ужас положения, все-таки не повернется у меня язык сказать, что народ не тот. Народ (многие совестливые люди стесняются бросаться этим словом, пафоса боятся) у нас, слава Богу, есть. Но рваный весь, как душа грешника. От неустроенности и непонимания перспектив многие озадачены и, как следствие, озлоблены. Лечат души свои, порезанные, спиртом да блатняком. Женщины многие несчастливы, в любовь не верят. Не вера царит в Бога, а мистика египетская, суеверия. На двуглавом — красная звезда. Вместо светлой классики — непонятная постмодернистская эклектика. Зябко, неуютно, непривычно без идеологии. Будущее — опасно, неопределенно, дети — как чужие. Привычного, знакомого прошлого нет. Вот и цепляются потерявшие опору за уверенного архаичного Путина и праздничный, позитивный телевизор. Смотрим футбол, пьем пиво, и каждый выживает. Сам по себе. Приснилась мне как-то картина: Красная площадь, полная идущих людей. Голых, без транспарантов и портретов вождей, которых и на мавзолее тоже нет. Люди идут и с недоумением смотрят друг на друга: "Вот какие мы на самом-то деле, homo erectus". Предыдущая, коммунистическая идея полировала общество, сглаживала острые социальные, бытовые углы, уравнивала нас всех и вселяла ощущение счастья и равенства всех перед всеми (коллективное бессознательное). Лишившись этой иллюзии в нынешние времена и увидев себя такими, какие мы на самом деле есть, мы ужаснулись. Но не сразу "Москва строилась". Мы на ощупь, и политики, и простые люди, не зная будущего, не имея никакой оперативной информации о нем, мы в этой тьме, тяжело, со срывами в средневековье, падениями, в кровь сорванными ногтями, но все же, надеюсь, выползем к свету, иначе... (но понимание света у всех разное, в головах сплошные светофоры)".
(О РЕВОЛЮЦИИ)
"Происходящее всегда трудно опознать тем, кто замечает в первую очередь то, чего желает... Великие революции никогда не свершались для того, чтобы свергнуть установившееся господство буржуазии. Все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе... Суверенность — то есть практически непроизводительное употребление ресурсов, не может считаться целью истории... Революции, утверждаю я, происходили в обществах феодального типа, где богатство еще не направлялось на накопление производительных сил…", — пишет в своей книге "Проклятая часть" Жорж Батай. Я с ним во многом согласен. Существующие ныне социально-экономические системы далеко несовершенны. Но посмотрите, "нашими" правительственными идеологами придуман термин "суверенная демократия". А слово "суверенность" в основном значении обозначает "верховную власть", то есть феодализм. И не есть ли это словосочетание подтверждением возврата нашей страны к феодальному строю? Как мы читали выше, "...все революции, ниспровергавшие режим, были частью бунта, который был мотивирован суверенностью, заключенной в феодальном обществе...". Если наше государство пойдет и далее по этой авторитарной дорожке, если будет и далее существовать пропасть между сословием "неприкасаемых", то есть бюрократии, буржуазии, власти, и простым, "тягловым" народом, то, конечно, еще одна революция в нашей стране возможна. Такие дела".
(О ПОЗИЦИИ БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА)
"Видел недавно передачу Познера с Гребенщиковым. ВВ наскакивал, ББ отмахивался. "Любая власть от Бога. Какая есть, такую народ и заслуживает", — говорил музыкант. Короче, кесарю — кесарево, слесарю — слесарево. Кстати, почему-то Боря не озвучил толкования святыми отцами этого изречения — любая власть от Бога, если она пытается придерживаться заповедей Божьих — не укради, не убий, и так далее, и тому подобное. Еще он процитировал Дионисия Ареопагита: "Бог там, где кончаются наши представления о Нем". С чем я согласен. Далее, "Бога не нужно просить ни о чем. Он в нас, Он любит нас. Он и так все знает". Трудно не согласиться. Далее? Дальше ББ не пошел. Он коснулся Причины, многим неясного объема истины, парадоксальности ее и алогичности. Бог там, где мы о Нем ничего не знаем, и Он в нас. Единовременно.
Но Мудрейший ничего не сказал о Свободе Выбора, которую даровал нам Господь. О свободе всю жизнь, каждую секунду бытия выбирать между добром и злом, о нашей личной ответственности за судьбы мира. Мы — его сознание, и от нас многое зависит. Не думаю, что утилитарное прочтение Книги Книг, использование ее в корыстных целях свойственно Борисычу. Священное писание глубоко симфонично, в этих метафорах каждый, если пожелает, найдет для себя путь к спасению. Но достойно ли, правильно ли заниматься самосозерцанием, когда в доме пожар? Добрые христиане спасают из огня детей, родных, близких, а потом уже самих себя и имущество. То есть от нас тоже жизнь в стране зависит. И власть, она не только от Бога (наружного, языческого), но и от Бога нашего, сокровенного, выстраданного (нутряного, христианского)".
(О НРАВСТВЕННОСТИ)
"Что есть нравственность? По-моему, это — человечность. Все время встречаю. Верю еще в промысел Божий. Бывает в истории, когда нация дойдет до последнего края, она начинает самоочищаться, сплачиваться морально и нравственно, каким-то древним чутьем, всеми своими клетками, генами осознавая, что иначе — апокалипсис. То бишь, всеобщий кирдык. Во время Великой Отечественной войны это было. Тогда выстояли. А сейчас-то чего нам плакать и стенать?"
(ОБ ИСТОЧНИКАХ ВДОХНОВЕНИЯ)
"Не хочу говорить пошлости, как я сам — когда-то, и многие мои коллеги — сейчас. Не буду мудрить о том, что я — приемник, и песни мне нашептывает Господь, а я мал, сир, убог и только записываю. Или же — все мои мысли о Родине, я все время о ней думаю, и она источник моего вдохновения. Ну и как же без любви... Повесить и ее, родную, на унылое вышесказанное. Все, ребята, на самом деле, иначе. Сложнее. И проще".
(О КОНФЛИКТЕ С ТЕЛОХРАНИТЕЛЕМ КИРКОРОВА)
"Ходить везде с охраной — это или мания величия, или трусость, или немереное количество денег. Было много сплетен о произошедшем когда-то конфликте между мной и известным эстрадным певцом. Печаль события состояла в том, что охранники спасали Киркорова от меня (каюсь, грешен), и в свалке один даже в меня попал. Сам артист ничем не отличился, помню, визжал что-то, когда его эвакуировали в Москву. Вообще-то, эта история не стоит и выеденного яйца. Еще один пример того, как кичливая вседозволенность и трусость гармонирует с тем, что попса несет в мир".
(ПОЧЕМУ НЕ ВЕДЕТ БЛОГ)
"Иметь собственный блог для меня — роскошь. Нет времени, я не профессиональный аналитик и не считаю нужным публиковать свое мнение о любом событии, коих в день — миллионы. Я пытаюсь не на сиюминутное рефлексировать, а все эти мгновения жизни собрать в целое и найти в этом общий смысл, что я и называю работой над песней. Интернет — перефразирую философа Батая — это свобода, хаос равных возможностей. И, конечно, добра и зла от этого много, смотря кто и что туда вкладывает".
(О СВОИХ КУЛИНАРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ)
"Я — старая, ржавая, разбитая малолитражка рок-н-ролла, жру любое горючее. Правда, карбюратор барахлит".
(О ГОМОСЕКСУАЛИСТАХ)
"Я не гомофоб. Некоторые мои шуточки, высказывания — следствие улицы, где я вырос, шпаны, с которой общался, гулаговских тюремно-блатных отношений в быту, между ребятами с нашего двора — ведь полстраны сидело. И вы знаете, какое место в этой культуре отведено представителям нетрадиционных ориентаций. Опять же, наша православная церковь осуждает такие отношения. И в этом вопросе до толерантности нам, увы, далеко. Извините".
(О РАЗЛИЧИЯХ ПОПСЫ И РОКА)
"Попса пропагандирует потребительский способ существования, причем буквально во всем. Для попсы главное — материальные ценности (человек — вещь). У попсы любовь — совершенна. Сплошная механика. Для нас любовь — динамичная, сырая, живая, любовь несовершенная, свободная от рациональной банальности".
(Lenta.ru, 11.01.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)