Григорий Лепс: "Главное, что нужно талантливому человеку, — это деньги"
"В столовой, в летние каникулы. Мне было 14 лет, и, как любой мальчишка, я мечтал о магнитофоне. А отец сказал: "Хочешь магнитофон — иди работать, у тебя есть целых три месяца". Я и пошел. Правда, денег все равно не хватило, отцу пришлось добавлять".
(О ТОМ, ЧТО "ФОРБС" НАЗВАЛ ЕГО САМЫМ ЗАРАБАТЫВАЮЩИМ АРТИСТОМ)
"Да бог их знает, сложно сказать. Пусть пишут что хотят, они ведь все равно никогда не проверяют факты, которые печатают. А мне от этого ни горячо, ни холодно… Хотя, с одной стороны, это звание, наверное, престижно, а с другой — я никогда не считал своих заработков. Знаю лишь, что сколько бы денег ни было, человеку всегда будет мало. Потом, зарплата всегда соответствует образу жизни, а семья у меня большая, детей много. К трем дочкам в мае родился долгожданный сын, и останавливаться на этом мы не собираемся (улыбается). Для меня самое главное, чтобы семья ни в чем не нуждалась".
(КУДА ЛУЧШЕ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ)
"Лично я никуда не вкладываю, кроме как в иконы. Я ведь в некотором роде коллекционер: собираю старинные иконы, книги, а это довольно дорогое удовольствие. А на дома в Майами у меня, пожалуй, средств не хватит. Тем более что я сейчас затеял большое строительство. Решил построить в Подмосковье продюсерский центр и небольшой домик рядом для своей семьи. Надеюсь закончить к своему 50-летию".
(ЕСТЬ ЛИ У НЕГО ПРОДЮСЕР)
"Нет, очень давно нет. Я сам себе продюсер, хотя есть, конечно, дирекция, администрация, помощники разные. А кого у нас в стране можно назвать продюсером, я даже затрудняюсь сказать. Максимум, наверное, пару человек припомню. Хотя когда-то и у меня был человек, называющий себя моим продюсером (смеется)".
(КАК В НАШЕ ВРЕМЯ ПРОБИТЬСЯ ТАЛАНТУ)
"Деньги нужны — это основное, что нужно талантливому человеку. Отчасти может помочь такой конкурс как, например, "Новая волна", но не всем везет. И даже если победят самые талантливые, что дальше? Нужно находить средства, чтобы покупать песни, записывать их на студии, снимать клипы, ставить их на телевидении. Все это стоит немалых денег".
(ПИШЕТ ЛИ САМ СЕБЕ ПЕСНИ)
"Очень редко пишу сам. Да я ведь и не композитор. Если что и получается иногда, то совсем немножко".
(СКОЛЬКО СЕЙЧАС СТОИТ ПЕСНЯ)
"По-разному может стоить. И 10, и 20, и 100 тысяч может стоить. Смотря, как ты ее оценишь. Любая вещь стоит ровно столько, сколько за нее заплатили. Есть произведения, которые куплены за 200 долларов (как, например, "Рюмка водки на столе"), а заработать на них можно миллион. А бывает наоборот: покупаешь вроде хорошую дорогую песню, а толку от нее нет".
(ЧЕМ ЛУЧШЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ)
"Трудом надо зарабатывать, господи боже мой! По-другому ты никак не заработаешь. Будешь сидеть на диване — останешься с пустыми карманами".
(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ ТРУДОГОЛИКОМ)
"Скорее да, чем нет. Состояние усталости практически постоянно присутствует. Хотя лениться тоже иногда случается. Но работы очень много, все расписано уже на два года вперед. Хотя, признаюсь, физически очень тяжело, особенно в последнее время".
(КАК СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ, КОГДА ПОЕТ ПЕРЕД ЖУЮЩИМИ ЛЮДЬМИ)
"Нормально, я никогда не переживал по этому поводу. Если каким-то артистам это не нравится, пусть не работают, никто их не заставляет".
(СТАЛ ЛИ ШОУ-БИЗНЕС В РОССИИ БИЗНЕСОМ)
"Больше нет, чем да. Пока мы еще не достигли европейского или американского уровня, но все к тому идет. Законы вроде бы и есть, но пока не работают".
(ПЛАТИТ ЛИ НАЛОГИ)
"Нормально платим, заполняем все декларации. У меня специально есть для этого бухгалтер, которому переводятся деньги, с них он платит налоги. Так что платим все исправно".
(О БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ)
"Бороться с ними очень сложно, но можно. Опять же говорю: закон вроде бы есть, но работает он пока плохо, не знаю, почему. Некоторые музыканты сильно на этом заморачиваются, я — нет. Россия — страна особенная, и люди здесь особенные".
(ХОРОШО ЛИ СЕЙЧАС ЖИТЬ В РОССИИ)
"Нормально. Я бы больше нигде не смог жить. Есть, конечно, города, которые нравятся, но одно дело приехать туда на недельку, покайфовать и уехать, а другое — жить там".
(КАК ПОДДЕРЖИВАЕТ ТЕМБР ГОЛОСА)
"Ничего не делаю. Я никогда на этом не заморачивался. Пою, как могу. Иногда не могу, когда горло болит (смеется). Каких-то профессиональных вокальных данных я не приобретал, хотя иногда приходится заниматься. У меня есть для этого человек, который иногда мне голос поправляет, объясняет, есть врачи. Лет-то мне уже не 20, здоровье порой подводит".
(КОГО ВЫДЕЛЯЕТ ИЗ МОЛОДЫХ АРТИСТОВ)
"Тот же Дима Билан. Замечательный певец. Я могу быть не согласен с его репертуаром, но это личное дело каждого исполнителя. Молодых симпатичных исполнителей много, но еще раз повторюсь: им нужны большие средства, чтобы стать большими артистами. Можно говорить о везении и удаче, не без этого, конечно. Но основное — деньги. Говорят, нужен хороший продюсер. И продюсер найдется, если будут "бабки".
(О РЕЦЕПТЕ СТОПРОЦЕНТНОГО ХИТА)
"Нет у меня такого рецепта. В моей жизни был только один случай, когда я понял, что это стопроцентный хит — "Рюмка водки на столе". Потому что для русского человека это действительно очень актуально (смеется). Как только я услышал эту песню, я ее сразу купил, потому что сразу понял, что это стопроцентное попадание. Хит — вещь очень странная, песня может быть как очень умная, так и абсолютно глупая, как, допустим, "Я тебя не люблю". Частушка какая-то, но людям нравится. Ведь слушатели в большинстве своем непрофессионалы — они должны просто запоминать слова, и все дела".
(КАК ДОБИЛСЯ ЧАСТЫХ ТЕЛЕЭФИРОВ)
"Огромное количество людей помогали. Что же я, по-вашему, такой гениальный: вышел — и сразу запел, и все меня захотели? Без чьей-то помощи очень сложно стать кем-то. Если ты не гений. Хотя и гениальность сейчас мало кого волнует. Да я и сам очень много и упорно работал, чтобы меня сочли достойным участвовать в тех же правительственных концертах. Надеюсь, я это заслужил".
(МОЖНО ЛИ АРТИСТУ СТАТЬ БОГАТЫМ БЕЗ ТЕЛЕВИДЕНИЯ)
"Если только интернет поможет. Очень много артистов выбирают именно этот путь и становятся достаточно известными. Пример тому — Петр Налич, который поехал от нашей страны на "Евровидение". Вы его часто видите по телевидению? Сейчас подрастает целая плеяда талантливых, амбициозных ребят, голодных до славы и наживы. Будущее, я считаю, за интернетом. Осталось не так много телеканалов, где можно разместить свою музыку".
(ЧАСТО ЛИ ИМ ПОЛЬЗУЮТСЯ)
"Я не думаю, что это то слово, которое можно применить в моем случае. Пользоваться мной достаточно сложно, я в принципе человек свободный, никому не принадлежу, у меня нет ни с кем драконовских контрактов. Не было и не будет! А что касается моих друзей, то я всегда готов участвовать в мероприятиях, которые они организовывают. За помощью вот часто ко мне обращаются. Когда есть возможность, помогаю всегда. Запросы-то у всех разные (улыбается). Если мне человек приятен, и я в нем уверен, то обязательно помогу, чем смогу. Но возможности и у меня небезграничные".
(НУЖНА ЛИ АРТИСТУ ДРУЖБА С СИЛЬНЫМИ МИРА СЕГО)
"Важно ли знакомство с подобными личностями для артиста? Достаточно важно и даже нужно. Кто скажет "нет", соврут в первую очередь сами себе. Если ты знаком с влиятельными бизнесменами, политиками, представителями власти, это большой плюс, минусов тут точно нет. Ведь сам ты ничего из себя не представляешь: в одну секунду из тебя могут сделать мартышку, и ты никогда больше не то что на сцену, на улицу не выйдешь (смеется). Можно дорожку перейти какому-нибудь серьезному человеку, и это выйдет тебе боком. А с другой стороны, то, как ты себя преподносишь и на каком уровне общаешься с человеком, дает тебе право на свободу в некотором смысле. Очень тонкая грань между тем и этим. Приходится иногда лоббировать, я бы даже назвал это маленькой политикой между стойками (смеется). Но я же в принципе подчеркивал, что я человек свободный, у меня нет подобных отношений. Если я с человеком дружу, то дружу по-настоящему. У меня много друзей, и все они очень серьезные люди в большинстве своем. Но есть и абсолютно простые ребята, с которыми я вырос, правда, их уже все меньше и меньше остается. Но тем не менее мы отлично общаемся, и нам ничего друг от друга не надо".
(КАК ВОСПИТЫВАЕТ ДЕТЕЙ)
"Старшей дочери Инге уже 26 лет, и советовать, наверное, поздно. Она взрослый человек, живет и работает в Лондоне. Но я, конечно, все равно за нее переживаю, что у нее жизнь пока не так складывается, как хотелось бы. А остальные еще совсем маленькие, рано с ними подобные беседы вести".
("Труд-7", 13.01.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)