"Звери" - "Музы" ****
Группа Романа Билыка почти три года не выпускала новых дисков. Работа над альбомом под амбициозным названием "Музы" подзатянулась, и неспроста. Роме Зверю пришла пора определяться с творческим будущим, ведь еще немного — и разница в возрасте между ним и его зрителями стала бы критической: когда исполнитель годится публике в родители, это серьезная угроза для доверительных отношений между ними. На пластинке 2008 года "Дальше" слышалось, что "Звери" работают по инерции, не вполне понимая, куда двигаться, и пережевывая — пусть и довольно талантливо — собственные штампы. Но если после трехлетних раздумий г-н Билык опять представил бы сборник песен о подростковой гиперсексуальности, это стало бы его личным поражением. "Музы" в любом случае оказались бы для "Зверей" этапным альбомом, символизируя в худшем случае начало заката, а в лучшем - выход на новый уровень. На выходе получилось нечто среднее, но с явным намеком на счастливое и уже более взрослое продолжение удачной карьеры.
Несмотря на наличие песен с такими мрачными названиями, как "Никуда не надо", "Никому" и "Не важно", Рома обошелся без недружелюбных движений по отношению к старым поклонницам. В диск вошли как минимум три композиции в жанре "хит группы "Звери". Это давно звучащая на концертах "Микки", а также довольно бледные "Кнопки" и трек "Хочу тебя". Упорная верность автора пубертатной проблематике может вызвать у слушателя некоторую досаду, которая, впрочем, развеивается по ходу звучания композиции. Рома Билык поет про "хочу тебя" так задорно и откровенно, что даже в свои 33 не выглядит смешно в роли исполнителя очень молодежного хита. Правда, юмор в тексте уже не совсем подростковый. "Посмотри на себя, посмотри на меня, представляешь, какие у нас будут дети", - героем движет не только похоть, но и мысли о продолжении рода.
Остальные произведения диска — это уже немного другие "Звери", более взрослые и интересные. Роман Билык всегда очень ценил в собственном творческом методе естественность, поэтому не стал придумывать себе новые жанры, а приблизил свою музыку к той, на которой воспитывался в юности. Символичной выглядит кавер-версия на цоевскую "Перемен": как ни кощунственно это прозвучит, Роме Зверю к лицу маска рок-героя нового поколения, и ему удалось одно из лучших исполнений классического хита группы "Кино". Вот и во многих новых песнях "Зверей" ощущается — если не по текстам, то по настроению - дух того самого русского рока, который вроде как считается тупиковой веткой развития музыки. В красивой композиции с "кинчевским" названием "Солнце за нас" солист поет несколько необычным голосом, отчасти похожим на вокал Виктора Цоя. Куплеты "Не важно" могли бы написать "Смысловые галлюцинации", а в "RnR" больше не рок-н-ролла, а пресловутого русрока. Трек "Рули" своей развязной, порочной истеричностью напомнил "Агату Кристи", попавшую на кабацкую сцену. Еще более зажигательную смесь Рома Зверь замутил в песне "Никому": хаус-вступление, русскороковое продолжение — и эмо-припев. Надо сказать, что в исполнении "Зверей" подобная ветвь развития не выглядит тупиковой: пока лидер сохраняет драйв и дар сочинять яркие рефрены, говорить о кризисе идей бессмысленно. При этом на альбоме есть и песня, записанная в совершенно перпендикулярном жанре: в "Никуда не надо" Роман исполняет подобие речитатива, который переходит в ритмичный фанковый припев. Тоже перспективное направление. В целом же альбом "Музы" показывает, что стилистические поиски продолжаются, и внушает уверенность, что они будут успешными.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia