Сборник «Eurovision Song Contest Dusseldorf 2011» **
Gala Records. Релиз двойного CD состоялся в мае.
Ежегодно перед «Евровидением» публикуются некие букмекерские прогнозы, которые никогда не оправдываются. И это один из феноменов конкурса, который каждую весну определяет вроде бы чемпиона Европы по музыке – да только в полулюбительском дивизионе. Почему букмекерский бизнес в этом случае не боится рисковать своими деньгами, которые во всех остальных случаях считает очень хорошо, мы можем только предполагать. Неужели ставки на участников «Евровидения» настолько шутейные, что котировки можно выставлять «от балды»? Как бы то ни было, на мнение букмекеров из года в год ссылаются все комментаторы конкурса, а когда потенциальные фавориты не попадают в десятку, это почему-то как бы никого и не удивляет.
Зачем нужен официальный сборник «Евровидения-2011» через месяц после конкурса? Ну, во-первых, чтобы, переслушав его, вновь убедиться в слабом уровне большинства песен и – святое дело – традиционно заявить о том, что львиная доля конкурсных номеров напрочь забывается сразу после своего выступления, а спустя месяц – и подавно. А во-вторых, раз песни все равно уже никто не помнит, можно почувствовать себя букмекером: дать «на слух» свои прогнозы, а потом сравнить их с реальными результатами. Про каждую из 43 композиций мы говорить не будем, но разобьем участников дюссельдорфского «Евровидения» на группы в соответствии с шансами их произведений на победу.
Порожняк. На конкурсе всегда есть скучные песни, устаревшие лет за 30 до своего создания: вульгарная эстрада, не имеющая ничего общего с европопом. Причем жанр этих композиций во многом формирует то, что принято называть «форматом «Евровидения». В Дюссельдорфе в амплуа «когда же это уже кончится?» выступили Албания, Бельгия, Болгария, Кипр, Хорватия, Латвия, Македония, Мальта, Нидерланды, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Сан-Марино. Многих уже даже балканский колорит не выручает.
Слышал звон. Это исполнители, которые попытались примодниться, но выбрали несколько странные образцы для подражания – жизнерадостно-банальное латино, псевдо-синти-поп, тин-поп, хип-хоп, хард-рок и т.д.: Армения, Эстония, Испания, Великобритания, Израиль (Blue неубедительно пародируют самих себя времен успеха, как и Дана Интернешнл), Греция, Ирландия, Норвегия, Швеция, Турция и т.д.
Фрики. В эту категорию попали те, кто приехал в Дюссельдорф посмешить народ или выступить с политическими заявлениями (что в ряде случаев одно и то же). Так, Анастасия Винникова заявила на всю Европу «Я люблю Беларусь». Европа изумилась, зато в своей стране у девушки должно быть всё хорошо. Здесь же оказалась Молдавия, чьи Zdob Si Zdub решили поклоунничать, и Португалия. Кстати, что-то неурожайный на фриков выдался год.
«Классика» и «джаз». В кавычках, потому что таковыми жанрами могут считаться только в рамках «Евровидения». В этом году кроссоверно-блюзово-мюзикловых номеров было немного, поэтому они на общем фоне смотрятся молодцевато. К ним относятся Австрия, Франция, чей представитель выглядит на диске столь же мощно, сколь бледно проявил себя на сцене, Италия, Литва, Украина.
«Барды». Задушевность не способствует высоким результатам на конкурсе, но слегка радует измученных зрителей. Лена из Германии выглядела даже лучше, чем год назад, когда она победила, но песню представила почти такую же, а «евро»зрители любят, чтобы музыка чуть-чуть менялась. Сюда же попали Босния и Герцеговина, Швейцария, Финляндия (представившая барда без кавычек, к тому же оголтелого эколога), Исландия.
Хиты. Здесь мы сгруппируем песни, которые можно услышать не только на «Евро», но и, скажем, по радио, и не почувствовать при этом неладное. Азербайджанская «Running Scared» этому критерию вполне соответствует, так что победила заслуженно. Если ориентироваться только на слух, а не на вкусы публики и геополитические тонкости, выиграть (или зазвучать на поп-станциях, что тоже неплохо) могли Дания, голосистая Грузия или Венгрия.
Русский. Русский парень в огне не горит, русский парень в воде не тонет. Или это из другой песни?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia