«Бабло»: как украсть миллион ***

Премьера криминальной комедии «Бабло» (Россия, 2011, режиссер – Константин Буслов, в ролях – Мария Берсенева, Роман Мадянов, Гия Гогишвили, Георгий Гургулия, Михаил Месхи, Яков Кучеревский, Владимир Сычев) состоялась 29 сентября в кинотеатре «Пушкинский».
В центре зрительского внимания - сумка Louis Vuitton/полиэтиленовый пакет/кейс с миллионом евро. Деньги не то чтобы непредсказуемо, но все же довольно забавно кочуют из рук в руки: от вокзального милиционера, подозрительно похожего на нынешнего премьер-министра, к мелким воришкам грузинской национальности, от импозантного олигарха к элитной проститутке.
Пересказывать сюжетные кульбиты бессмысленно, действие перемещается из Москвы в Харьков и обратно, рассказчики переходят то на грузинский, то на суржик, а каждый счастливый обладатель миллиона не подозревает о том, что это более чем временно, и строит свои планы, как изменить жизнь.
С «Баблом» все понятно – возможно, это первая удавшаяся попытка перенести раннего Гая Ритчи (не обошлось и без Тарантино) на национальную почву с присущей ей колоритом: водка, огурчики, коррупция на всех уровнях правоохранительной системы, да и вообще – дураки и дороги. О коррупции - что приятно - рассказывают с юмором и без истерики. Так, один из полицейских чинов, получая взятку, постоянно приговаривает: «Все в рамках правового поля».
Режиссеру, что еще приятнее, как-то удается не скатываться в социальную чернуху, не вскрывать язвы общества и не резать правду-матку ржавым консервным ножом, а просто рассказывать свою в меру занимательную историю. Впрочем, имеется в картине «срывающийся» персонаж, явно отсылающий к печально известному майору Евсюкову.
Плюс «Бабла» в том, что фильм ни на что особенно не претендует, кроме как качественно развлечь зрителя. Криминальная (или, как пишут в пресс-релизе, «коррупционная») комедия должна быть легка, бодра и остроумна. И «Бабло» вполне отвечает этим требованиям. Более того, создатели фильма много внимания уделили различным мелочам, а сценарист (он же режиссер Константин Буслов, старший брат создателя «Бумера») вложил в уста персонажей живые реплики, не особенно злоупотребляя сленгом и «феней». У некоторых же фраз имеется потенциал стать народными: «Генка» - это Генпрокуратура», «Попутный хрен тебе в затылок», «Хороший понт дороже, чем работа», «Резко изменившиеся жизненные обстоятельства», «Раз уж так уж» и так далее.
Другое дело, что из-за непривлекательности главных героев (олигархи, преступники разных масштабов, полицейские различной степени продажности, элитные девушки по вызову) сопереживать им не получится, а вот за приключениями миллиона евро – за круговоротом бабла в природе - наблюдать занятно. Жизненную мораль фильма – большие деньги ведут к большим проблемам – также никто не отменял.
Денис Шлянцев, InterMedia