Максим Дунаевский: «Зритель интуитивно «отворачивается» от фильма, в котором звучит плохая музыка»
(НАД ЧЕМ РАБОТАЕТ)
«У меня в «производстве» два фильма. Один из них – «Уланская баллада» – посвящен 1812 году. Это большая экранная лента, во многом музыкальная. И еще я работаю над музыкой к мюзиклу по нашей сказочной классике – «Аленький цветочек», – постановка «Театриума на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой».
(ИМЕЕТ ЛИ КИНОКОМПОЗИТОР ПРАВО ВЕТО НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ СВОЕЙ МУЗЫКИ)
«Вообще, имеет право. Правда, если возникают какие-то спорные моменты, композитору отстаивать в суде свои права крайне сложно. И у меня такой случай был. Несколько лет назад я написал «Алые паруса», и Российский академический молодежный театр под руководством прекрасного режиссера Алексея Бородина захотел поставить этот мюзикл. Но поставил не как мюзикл, а как некое сочинение с музыкой. И из-за этого у меня был серьезный конфликт с театром. Спектакль по моей инициативе через суд мог быть закрыт. Но «Алые паруса» «разошлись» по стране, спектакль поставили в нескольких музыкальных театрах – в Екатеринбургском театре музыкальной комедии, в новосибирском «Глобусе», в пермском «Театре». Появились, что называется, эталонные постановки с великолепной сценографией, прекрасным музыкальным материалом, живыми оркестрами – в общем, так, как должен исполняться мюзикл. И я, естественно, решил не трогать РАМТ. Но в принципе проблема интерпретации оригинальных произведений в нашей стране стоит довольно остро. Хотя в Америке она решена полностью. Первый спектакль – эталонный – ставится под патронатом и полным контролем со стороны автора и продюсера, а только потом продаются лицензии на полные копии этой эталонной постановки. У нас тоже это практикуется: покупаются на Бродвее эти дорогостоящие лицензии, но они полностью защищают авторов и постановщиков от произвола. В Москве идут такие копии – «Красавица и Чудовище», «Mamma Mia», «Кошки», «Чикаго», сейчас ставится «Русалочка».
(О НОВЫХ ВЕЯНИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ)
«Могу сказать только одно: если это убедительно, если это сделано от всей души, а не от головы, как это бывает в 90 случаях из 100, то такие «эксперименты» имеют право на жизнь. Но у нас ставится крайне много спектаклей именно «головных», которые перелицовываются ради перелицовки. Я не понимаю оперных перелицовок, опера – это классический жанр. А талант, например, режиссера Дмитрия Чернякова должен выражаться в том, чтобы интересно поставить классическое произведение в том виде, в котором оно было задумано. А не придумывать шпионский детектив для Тристана и Изольды. Но могу привести обратный пример. Все знают «Лебединое озеро» Чайковского. Этот балет пережил уже столько классических постановок, что не перечесть, и его все равно продолжают ставить. В Лос-Анджелесе я пошел на «Лебединое озеро» – постановку знаменитой лондонской балетной труппы – и увидел балет в совершенно другом виде – в виде сновидений молодого человека, которому снится вся эта история. Сновидения эти носили гомосексуальный характер, а всех лебедей в спектакле танцевали мужчины. И конец был трагическим – белый лебедь погиб от невероятной любви. Но самое главное здесь – не гомосексуальная история, а грандиозная убедительность, с которой она была сыграна. Кроме того, оказывается, создатели этого балета воспользовались одним из вариантов Чайковского с трагическим финалом, который не был принят в советское время за основу. Плюс в постановке использованы моменты из биографии самого Чайковского, которую мы узнали не сразу, поскольку советская идеология скрывала факты его жизни. Я вскочил, орал «браво!», «бис!», хотя меня трудно заподозрить в гомосексуальных наклонностях».
(О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ КИНОМУЗЫКИ)
«Современной киномузыки в нашей стране просто не существует. А та, что есть, находится в совершенно плачевном состоянии. Продюсеры и режиссеры совершенно непрофессионально относятся к музыке – их отношение основано не на знаниях, а на каких-то субъективных ощущениях. И на дешевизне. Поэтому они ограничили себя ребятками, которые готовы на все – только бы в больших количествах писать музыку к сериалам и фильмам, не умея, не обладая нужным багажом знаний и профессионализмом. И это разрушило наше кино абсолютно. Потому что зритель интуитивно «отворачивается» от фильма, в котором звучит плохая музыка. Даже если хороший режиссер и актерский состав. У любого американского фильма, даже среднего, всегда классно сделанная музыка. Эти мелодии не всегда запоминаются, как хотелось бы, но, во всяком случае, они профессионально и с размахом сделаны, и это всегда придает дороговизну фильмам».
(КОГДА СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМОВ ПЕРЕСТАЛИ УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ ХОРОШЕЙ КИНОМУЗЫКЕ)
«Думаю, перелом произошел в эти проклятые 1990-е годы, когда все рухнуло – искусство, театр, кино – и появились случайные люди, которые взяли в свои руки продюсирование (и до сих пор этим занимаются, к сожалению). У нас по пальцам можно пересчитать продюсеров, которые знают свое дело. В основном – непрофессионалы, которые и в кино-то особо не разбираются. И они подумали: «Что такое музыка?» Можно заплатить, бросить кость любому, он и напишет что-нибудь. И музыка в кино сравнялась с раздражающим шумом, стала неким фоном. Думаю, пока взрастет поколение продюсеров, которые поймут значение музыки в кино, пройдет еще немало времени».
(О МЕСТЕ КИНОКОМПОЗИТОРА)
«Знаете, в Америке (я постоянно ее привожу в пример, поскольку прожил там девять лет и о многих вещах знаю не понаслышке) в титровании есть такое понятие «red line». Имена, которые выше этой red line, – это люди, создающие кино, а ниже – это наемный персонал. И там композитор априори находится выше этой линии. А в нашей стране кинокомпозитор уже давно не играет никакой роли, не является членом группы, которая создает фильм. Он уже давно наемное лицо, которому бросают копейки. Сегодня композитору намного выгоднее работать в театре, чем в кино, хотя всегда было абсолютно наоборот. Потому что театр – это искусство, а ради искусства можно было потерпеть, так сказать, меньшие деньги за свой труд. А сегодня все наоборот. Театр может платить композитору значительно больше денег, а вместе с отчислениями от показов получается вполне приличная сумма. И на это прекрасно можно жить. Поэтому сегодня у нас пробудилась музыка в театре, и полностью провалилась музыка в кино. Потому что нельзя опускать композитора до уровня десятого ассистента второго помощника режиссера».
(О ПРОИСХОДЯЩЕМ В МУЗЫКЕ)
«Вы знаете, у нас абсолютный застой. Потому что нехорошие процессы, которые отмечаются в кино, на самом деле происходят везде. Театры держатся на авторитетах своих руководителей. Худруки уйдут, не дай бог, и театры тут же «загнутся». Кино в вообще непонятной ситуации находится. Оно само по себе в ужасающем состоянии, не только в музыкальном плане. Ведь должна быть государственная политика в области культуры. Она не должна ограничиваться «подачками», которые наше государство иногда «кидает» деятелям культуры. Министерство культуры должно стать Министерством культуры, чтобы творческие деятели понимали, что есть к кому прийти, есть с кем обсудить серьезные системные проблемы, возникающие вопросы. Уважаемая и авторитетная профессия композитора, если говорить о музыке, в нашей стране вообще низведена, ее не существует. Все лучшие композиторы сегодня работают и творят на Западе. Разве этого никто не видит? Разве не стыдно от этого? Есть несколько композиторов, которые еще «барахтаются», пытаются что-то делать, но, думаю, постепенно и это сведется к нулю. Приходится констатировать: увы, но наша культура никому не нужна, она не финансируется на должном уровне, на нее не обращают внимания, а о проблемах только говорят».
(«Новые известия», 04.06.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)