«Отель «Гранд Будапешт»: Люди, годы и народы ****
Фильм-открытия 64-го Берлинского кинофестиваля «Отель «Гранд Будапешт» режиссера Уэса Андерсона представили на пресс-показе в московском кинотеатре «Горизонт» 4 марта 2014 года.
История почтенного и очень одинокого с виду владельца отеля «Гранд Будапешт» господина Мустафы (Ф. Мюррэй Абрахам) поведана им самим за ужином молодому писателю (Джуд Лоу). На склоне лет этот писатель (Том Уилкинсон) пересказывает ее нам, зрителям, искусно объединяя три периода: свою молодость, молодость Мустафы и современность. 99-минутный фильм поделен на пять частей, которые намеренно подчеркнуты заставками, как книжные главы. Уже по тому, как дотошно проработаны эти заставки, можно понять – утонченный сказочник Уэс Андерсон остался верен себе.
Идет условный 1932 год. Маленькая, но гордая и отсутствующая на картах республика Зубровка находится на пороге большой войны. Шикарный отель «Гранд Будапешт» доживает последние дни при старых порядках, но спокойная жизнь бессменного управляющего мсье Густава уже нарушена. Прежде всего, потому, что на работу без его ведома приняли совершенно зеленого консьержа Зеро, который, при всей своей неопытности и наивности, очень сообразителен. Мир мсье Густава зиждется на любви к порядку, поэзии и поклонницам из числа богатых постоялиц отеля, среди которых есть мадам Ди (Тильда Суинтон). После внезапной смерти она не менее внезапно оставляет управляющему наследство, из-за которого начинается небывалая кутерьма.
Стоит отметить совершенно литературный образ рассказчика на фоне смены действий (подобно герою Боба Бэлабана в «Королевстве полной луны» или голосу невидимого Алека Болдуина в «Семейке Тененбаум»), который просто необходим зрителю, чтобы не запутаться в хитросплетениях сюжета. Благодаря операторской работе, виртуозному панорамированию и тщательно спланированным динамичным сценам полтора часа пролетают, будто это буктрейлер к сборнику новелл Стефана Цвейга (источником вдохновения для Уэса Андерсона действительно послужили рассказы и мемуары известного австрийского писателя). Фильм заканчивается настолько быстро, что не успеваешь оценить изобретательность режиссера и его давнего партнера, оператора-постановщика Роберта Йоумена. Они экспериментировали с разными соотношениями сторон экрана, а основную часть фильма снимали в формате 1,37, типичном для кинематографа 1930-х годов. На самом драматическом моменте изображение и вовсе становится черно-белым (подобный ход уже использовал Мишель Гондри в «Пене дней», фильм которого «выцветал» по мере того, как мрачнел сюжет).
Бодрые пассажи русской народной песни «Светит месяц», записанной композитором Александром Депла с московскими музыкантами в Париже, заставят задержаться в зале даже после фильма, во время титров. У российских зрителей это не может не вызвать национальную гордость, даже если 99% из них не слышали балалаек вживую.
Возьмись за такой сюжет кто угодно, кроме Уэса Андерсона, фильм показался бы сущей скукой для молодежи, которая разучилась читать и смеется только при слове «педик». Высоколобые критики увидели бы в «Отеле «Гранд Будапешт» лубочную стилизацию под чехословацкую «новую волну» и неоправданно большое количество деталей. И были бы правы, если бы не безупречная сыгранность актерского состава (Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди, Эдвард Нортон не в первый раз встречаются на съемочной площадке), мастерство дебютанта на большом экране Тони Револори и самобытный талант режиссера, который смог соединить все это в единое целое.
«Отель «Гранд Будапешт» впечатляет даже стилистической продуманностью диалогов. Речь каждого героя сообразна его натуре. «Сержусь ли я на Сержа?» - рефлексирует немытый мсье Густав, возлегая на верхней полке вагона третьего класса, сохраняя изящество даже в робе. «Глянем?» - любопытствует простодушный Зеро, предопределяя все те перипетии, в которые зрителю еще только предстоит вникнуть.
Лучший способ оценить замысел режиссера Уэса Андерсона – это заранее знать, к какой фантасмагории себя готовить. Полицейские здесь ходят в каракулевых пальто, адвокаты скрываются от наемных убийц в музеях, офицеры при каждом удобном случае устраивают перестрелки, а управляющие отелей всего мира состоят в тайном обществе, кстати и некстати декламируют стихи из сборников романтической поэзии и опрыскивают друг друга изысканным парфюмом.
А еще здесь умеют дружить и любить так, как почти разучились по эту сторону экрана.
Полина Морозова, InterMedia
Никита Михалков пригласит на «Территорию моей любви»
Творческий вечер Никиты Михалкова «Территория моей любви» состоится 22 марта 2025 года в Светлановском зале ММДМ. Никита Сергеевич не только поделится со зрителями своими мыслями относительно событий, происходящих сегодня в стране и мире, но и покажет специально подобранные фрагменты авторской программы «Бесогон ТВ».
Зрители смогут узнать больше и о творческой судьбе режиссера. Никита Сергеевич расскажет о любопытных курьезных случаях, которые происходили с ним и его коллегами на съемочных площадках, покажет видеофрагменты из своих картин, вошедших в золотой фонд как отечественного, так и мирового кинематографа.
Во время творческого диалога зрители услышат интересные истории из жизни, наполненные философским смыслом, вдохновением и тонким юмором. Никита Михалков ответит на вопросы зрителей и поделится своими размышлениями на тему современной культуры и общества.
Внучка Людмилы Гурченко выступила против цифрового образа актрисы
Внучка Людмилы Гурченко Елена Королева не поддержала идею создания цифрового образа актрисы на экране. Она заявила, что не хотела бы увидеть такое в современных кинопроектах.
- Я против [создания дипфейка]. Какой в этом смысл? Я его не вижу. Повторить талант невозможно, – сказала «Абзацу» Елена Королёва.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Михаил Ширвиндт признался, что был бы не против, если бы кинематографисты воссоздали образ его отца Александра Ширвиндта в цифровом виде на экране.
«Дюна» и «Фуриоса» возглавили рейтинг фантастических фильмов года
Киноканал Fan составил рейтинг лучших фантастических фильмов 2024 года. Для составления рейтинга была использована следующая методика. Редакция кинонанала Fan изучила и тщательно проанализировала мнения критиков и оценки обычных зрителей таких сайтов, как Rotten Tomatoes, Metacritic, IMDb, Film.ru, «Кинопоиск» и «Кино-Театр.Ру». В исследовании также использовались данные статистики издания «Бюллетень кинопрокатчика», ресурса Box Office Mojo и редакционные рейтинги тематических изданий. В составлении шорт-листа принимала участие программная дирекция киноканала. Если фильм занимал десятое место в рейтинге, он получал 1 балл, если девятое — 2 балла, и так по возрастающей. Затем баллы суммировались. В результате получился Абсолютный топ фантастических фильмов 2024 года.
В уходящем году фантастические картины показали себя гораздо успешнее, чем в 2023-м. Ровно половину рейтинга составляют одни из самых кассовых картин года. Четыре вошли в десятку по сборам в мире («Дэдпул и Росомаха», «Дюна: Часть вторая», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Веном: Последний танец»), один — в пятёрку по России («Сто лет тому вперёд»). Также год был богат на экранизации и новые эпизоды популярных франшиз.
Места в рейтинге распределились следующим образом:
- «Дюна: Часть вторая» / Dune: Part Two — 99 баллов
- «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» / Furiosa: A Mad Max Saga — 72 балла
- «Чужой: Ромул» / Alien: Romulus — 60 баллов
- «Дэдпул и Росомаха» / Deadpool & Wolverine — 59 баллов
- «Планета обезьян: Новое царство» / Kingdom of the Planet of the Apes — 57 баллов
- «Годзилла и Конг: Новая империя» / Godzilla x Kong: The New Empire — 43 балла
- «Сто лет тому вперёд» — 35 баллов
- «Веном: Последний танец» / Venom: The Last Dance — 34 балла
- «Тихое место: День первый» / A Quiet Place: Day One — 27 баллов
- «Предчувствие» / La Bête — 22 балла
Первое место занимает «Дюна: Часть вторая» — сиквел масштабной зрелищной истории Дени Вильнёва, основанной на романе Фрэнка Герберта. Путешествие Пола Атрейдеса и его матери по пустыне Арракиса продолжается. Юноша постигает традиции коренных жителей, учится выживать в непростых условиях, одновременно пытаясь остановить наступление войны. В главных ролях вновь Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон и Зендея. Зрители и критики тепло приняли картину, несмотря на сильные отличия от литературного первоисточника. В прокате фильм заработал более 700 миллионов долларов и занял пятое место в списке самых кассовых кинолент года. Также «Дюна: Часть вторая» вошла в первую тройку лучших фильмов 2024 года по версии киноканала Cinema.
Серебро у постапокалиптического экшена Джорджа Миллера «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Сюжет рассказывает о детстве и юности воительницы из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Фильм вышел в прокат после премьеры на Каннском фестивале и заработал почти 174 миллиона долларов при бюджете в 168 миллионов, что считается неудачей. При этом «Фуриоса…» получила признание критиков. Paste Magazine, Film.ru, Megacritic и «Афиша Daily» включили её в рейтинги лучших Sci-Fi-фильмов этого года, а издания The New York Times, IndieWire, Time Out и Polygon — в списки лучших картин 2024 года. Экшен вошёл и в Абсолютный топ зарубежных фильмов киноканала Cinema.
На третьей строчке седьмая часть франшизы о столкновении с безжалостными внеземными существами — «Чужой: Ромул». Режиссёр Феде Альварес постарался сделать фильм близким по духу оригинальной картине Ридли Скотта. Получился космохоррор в замкнутом пространстве без сильного упора на экшен. На этот раз с кровожадной расой ксеноморфов сразится компания подростков. В Абсолютном рейтинге фильмов ужасов от киноканала «Настоящее Страшное Телевидение» фильм занял второе место.