Олег Басилашвили: «Культура – это не игра Мацуева, хотя он хорошо играет»
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА?
– Тяжёлая тема. Честь и слава реставраторам, которые замечательно провели работу. И зал, и зрительское фойе очень хорошо сделаны, с любовью. Осталось установить в большом фойе бюст Товстоногова – это я задумал и обязательно постараюсь, чтобы бюст был.
Что касается технического оснащения – сцена не готова. Изначально в проекте была предусмотрена постройка обычной сцены, «круг – кольцо». Но Андрей Могучий, наш худрук, сказал, что это тринадцатый век и необходимо более современное устройство, чтобы всё это разъединялось, крутилось и так далее. Мне пришлось много биться за то, чтобы разрешили это сделать. Это новые вложения, новые сроки. Сейчас идёт строительство. Я был некоторое время назад, видел шахту с поблёскивающей водой внизу и несколько железных балок. Всё, больше ничего нет.
Торжественное открытие было намечено на 24 мая. Мне пришлось сказать и Василию Николаевичу Кичеджи, нашему вице-губернатору, и Владимиру Ростиславовичу Мединскому, министру культуры, что я категорически возражаю против открытия. Открытие сезона влечёт за собой спектакли, а нам играть нечего. Сцена не готова, а мы будем делать вид, что всё в порядке в присутствии президента России, которого ожидали на открытии? Я сказал, что если я приду, а неудобно не прийти, то вынужден буду подойти к президенту и сказать: «Владимир Владимирович, вам втирают очки». Сцена не оборудована, нет коммуникаций, аппаратуры.
Открытие отложили. Но сделали опять ошибку: назначили на 27 сентября. Вряд ли успеют. Вот у нас будет Культурный форум в октябре-ноябре – вот к форуму бы и открыли.
КАКИМ БЫ ОН ХОТЕЛ ВИДЕТЬ НОВЫЙ БДТ?
– Честно говоря, я бы хотел видеть театр-семью, театр-дом. Репертуарный театр. Мне кажется, это могучее завоевание русского театра. Ведь всё, что было до Станиславского и Немировича, за исключением, пожалуй, Малого театра московского, грубо говоря, было антрепризой. Собрали труппу, сыграли «Горе от ума», разошлись. А вот они впервые задумались над тем, что целый коллектив, живя одним пониманием жизни, беря лучшее из литературы, продвигает дело вперёд. Такой театр разрушать, на мой взгляд, нельзя.
И не надо думать о том, что будет играть Басилашвили или кто-то ещё. Надо думать о перспективе. Во имя чего я здесь, зачем я взял этот театр, что я хочу сказать. Если нужен будет Басилашвили – пожалуйста, ради бога. А не нужен – хрен с ним, будет играть Петя.
А можно проще поступить: всех выгнать и взять новых – этот мне годится, этот не годится.
Режиссёру необходимо начать такую жизнь, чтобы выстраивать своё мировоззрение, выражать его на сцене прежде всего через актёров. Вот таким хотелось бы видеть Большой драматический театр.
О СОВРЕМЕННОМ КИНО
- Знаете, многие сериалы мне сейчас очень нравятся. Вот я посмотрел, например, «Наркомовский обоз» неизвестного широкому зрителю режиссёра Влада Фурманова. Я обалдел от того, как хорошо играют все актёры, и от работы режиссёра. Не просто хорошо, а абсолютно достоверно – иголочку не просунуть. Атмосфера, найденная им, очень напоминает атмосферу рассказов о партизанах Василя Быкова: осенне-болотная, промозглая. Это настоящее художественное достижение. Но никто из критиков даже слова не сказал.
Очень мне понравился фильм «Оттепель». Я понимаю, там можно найти огрехи, но каждый из актёров очень точно и логично играет свою роль, и все неоднозначны.
В сериале «Жизнь и судьба» есть одно потрясающее достижение Маковецкого, который играет Штрума. Я сам человек 50-х годов, я помню это время. Я помню, как Самуил Яковлевич Маршак, старый еврей, приходил к нам в Дом пионеров, нам, пацанам, он казался противным, и читал свою поэзию. Как похож на него Маковецкий в этой роли – как будто его вынули из того времени. Каким чудом это рождается? Я вижу перед собой человека неприятного, я бы с ним в одном купе не хотел ехать, а в то же время порядочного, честного, прекрасного человека. Надо памятник ставить за такие вещи. А критика пропустила, как будто ничего и не было.
О КУЛЬТУРЕ
– Вот все говорят: «Мы ищем. Это поиск». Я задаю себе вопрос: а что, у Товстоногова каждый спектакль не был поиском? Поиском стилистики, в которой должен существовать артист. А современная режиссура во многом – не вся, конечно, но в основном – занята тем, что показывает, насколько она могуча сама по себе. И любая пьеса, даже прекрасная классическая, является лишь только поводом для того, чтобы показать собственную «гениальность»...
Публика ведь чувствовать ещё не разучилась. Мы с Фрейндлих играем – не говорю, ах, как мы играем! – спектакль «Лето одного года». Я чувствую, вижу реакцию зрителя. А потом полчаса аплодируют – за что? Не за блеск игры, а за то, что мы тепло какое-то создали. В результате собачьих отношений появляется тепло. Люди этого ждут. Они этого хотят. Ради этого они живут и ходят в театр. Большинство из них.
Культура – это не игра Мацуева, хотя он хорошо играет. Это то, что объединяет. Когда-то на старом «Вишнёвом саде» в МХАТе весь зрительный зал на какие-то секунды чувствовал – мы и там, и здесь, чудо, мы вместе, мы одним дышим. Культура превращает отдельные личности в единое целое – на какое-то мгновение. И наверное, гены под этим влиянием как-то изменяются…
Мне очень понравилось в Самаре, Вологде. Там спокойно. Театры хорошие. Народ всюду очень интересный и культурный. Терпеливый.
Однажды в одном из городов я узнал у смотрительницы в музее, что её зарплата – 4 тысячи, но ещё пенсия, получается 9 в месяц, это хорошо, она довольна. А губернатор нас вечером встречает – стерлядь кольчиком, осетры в шишечках, икра, водяра, и вообще Валтасаров пир. Как это можно? Что, совести нет, что ли? Я этого понять не могу. На одном из заседаний в Министерстве культуры шла речь о музеях, и министр сказал, что на музеи будет спускаться теперь значительно больше денег. Я задал в конце вопрос: «А эти суммы, которые будут перечисляться, они повлияют на рост зарплат вот этих старушек?» Мне сказали, это не обсуждается, мы не об этом сейчас. Вот я бы посадил товарища Мединского на такую зарплату, и пусть бы он посидел у картины месяц.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ?
– Думаю, что любовь к русскому языку. Любовь к Родине, к которой ты испытываешь особые сыновние, дочерние чувства. Мне очень повезло, маме в своё время дали большой участок под Москвой, в Хотьково, где мы построили избу. Удивительные места. Там никого нет, леса непроходимые на десятки, сотни километров. В двадцати километрах – Троице-Сергиева лавра, монастырь, откуда иногда доносится колокольный звон. И всё осталось так... Идёшь по лесу – вдруг кирпич какой-то… Скит бывший. В Хотьковском монастыре похоронены отец и мать Сергия Радонежского, а недалеко Радонеж, откуда он родом. Видимо, это всё играет какую-то особую роль. Не зря говорят об определённой ауре, которую порождают такие люди, святые. Там же, рядом с Хотьково, жил отец Мень. Там я понимал, что это моя Родина, это мой народ, я такой же, как они, хотя, может быть, я говорю по-русски лучше, но не в этом дело. Даже этот пьяный, который там лежит, – это мой...
(Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 05.06.14)
Спектакль «Снежная королева» покажут на Рождество
Новогодний спектакль «Снежная королева» будет представлен на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ 7 января 2025 года. «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена — это трогательная история о мужестве и дружбе, о том, как сила любви может преодолеть любые преграды. В спектакле раскрываются вечные темы: добро и зло, свет и тьма, сила человеческого духа.
Сценическая версия спектакля создана под руководством режиссёра Меркулова Валерия Григорьевича, чьи работы уже завоевали признание зрителей и критиков по всему миру. Валерий Меркулов известен своими инновационными подходами к постановке и способностью делать классические истории современными и актуальными.
Декорации для спектакля разрабатывал народный художник Российской Федерации Игорь Нежный, над костюмами работала Наталия Лопусова-Томская.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 45 минут с одним антрактом.
Московская премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного города» состоится в ЦДКЖ
Премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного Города» состоится в ЦДКЖ 6 января 2025 года. Юные зрители вместе с актерами отправятся в Изумрудный город по дороге из желтого кирпича. Дорога проведет через заколдованные леса, царства злых ведьм и добрых фей в мир, где любая мечта становится реальностью.
В сказке рассказывается о путешествии за счастьем и мечтой маленькой девочки Дороти и ее друзей — собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. Их путешествие полно опасностей: злая колдунья строит им козни на каждом шагу, в Голубом и Желтом королевствах они едва не сбиваются с пути, да и в самом Изумрудном городе их ждут сплошные сюрпризы, но, конечно же, все окончится хорошо.
Над спектаклем работали режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац Валерий Меркулов, главный художник Московского государственного театра «Геликон-опера» Игорь Нежный, художник по костюмам Наталия Лопусова-Томская и др.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 40 минут с одним антрактом.
Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко станцуют в «Щелкунчике» на Первом канале в Новый год
Объявлены имена исполнителей главных ролей в балете «Щелкунчик», который покажет в прямой трансляции из Большого театра Первый канал 31 декабря 2024 года. Главные партии исполнят Елизавета Кокорева (Мари) и Артем Овчаренко (Щелкунчик-принц). Как уже сообщалось ранее, народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать этим балетом.
В 2024-м балету «Щелкунчик» исполнилось уже 132 года. Его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову.
В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. В 1939-м была третья постановка и снова в главном театре страны. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей любого возраста.
«Щелкунчик» раньше шел целый год, как любой репертуарный балет, зимой его показывали два-три раза в декабре. Акцент на именно зимнем показе спектакля появился в конце 90-х, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, к слову, самый первый исполнитель роли Щелкунчика в постановке Григоровича. А потом это стало традицией, совершенно логичной, ведь действие сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой написано либретто балета, происходит во время рождественских праздников.
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. Это балет, создающий звезд мировой сцены, что исторически постоянно подтверждается. Танцевать 31 декабря – почетно. Выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко. Для Артема выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает собственный день рождения.
- Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика, - говорит Артем. - В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект. Мне очень приятно танцевать с Лизой, вместе мы задействованы во многих балетах. Для «Щелкунчика» именно она подходит идеально: в ней юность, трепетность и очарование. Волшебство на сцене неизбежно.
Эфир в 12.00.