Олег Басилашвили: «Культура – это не игра Мацуева, хотя он хорошо играет»
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА?
– Тяжёлая тема. Честь и слава реставраторам, которые замечательно провели работу. И зал, и зрительское фойе очень хорошо сделаны, с любовью. Осталось установить в большом фойе бюст Товстоногова – это я задумал и обязательно постараюсь, чтобы бюст был.
Что касается технического оснащения – сцена не готова. Изначально в проекте была предусмотрена постройка обычной сцены, «круг – кольцо». Но Андрей Могучий, наш худрук, сказал, что это тринадцатый век и необходимо более современное устройство, чтобы всё это разъединялось, крутилось и так далее. Мне пришлось много биться за то, чтобы разрешили это сделать. Это новые вложения, новые сроки. Сейчас идёт строительство. Я был некоторое время назад, видел шахту с поблёскивающей водой внизу и несколько железных балок. Всё, больше ничего нет.
Торжественное открытие было намечено на 24 мая. Мне пришлось сказать и Василию Николаевичу Кичеджи, нашему вице-губернатору, и Владимиру Ростиславовичу Мединскому, министру культуры, что я категорически возражаю против открытия. Открытие сезона влечёт за собой спектакли, а нам играть нечего. Сцена не готова, а мы будем делать вид, что всё в порядке в присутствии президента России, которого ожидали на открытии? Я сказал, что если я приду, а неудобно не прийти, то вынужден буду подойти к президенту и сказать: «Владимир Владимирович, вам втирают очки». Сцена не оборудована, нет коммуникаций, аппаратуры.
Открытие отложили. Но сделали опять ошибку: назначили на 27 сентября. Вряд ли успеют. Вот у нас будет Культурный форум в октябре-ноябре – вот к форуму бы и открыли.
КАКИМ БЫ ОН ХОТЕЛ ВИДЕТЬ НОВЫЙ БДТ?
– Честно говоря, я бы хотел видеть театр-семью, театр-дом. Репертуарный театр. Мне кажется, это могучее завоевание русского театра. Ведь всё, что было до Станиславского и Немировича, за исключением, пожалуй, Малого театра московского, грубо говоря, было антрепризой. Собрали труппу, сыграли «Горе от ума», разошлись. А вот они впервые задумались над тем, что целый коллектив, живя одним пониманием жизни, беря лучшее из литературы, продвигает дело вперёд. Такой театр разрушать, на мой взгляд, нельзя.
И не надо думать о том, что будет играть Басилашвили или кто-то ещё. Надо думать о перспективе. Во имя чего я здесь, зачем я взял этот театр, что я хочу сказать. Если нужен будет Басилашвили – пожалуйста, ради бога. А не нужен – хрен с ним, будет играть Петя.
А можно проще поступить: всех выгнать и взять новых – этот мне годится, этот не годится.
Режиссёру необходимо начать такую жизнь, чтобы выстраивать своё мировоззрение, выражать его на сцене прежде всего через актёров. Вот таким хотелось бы видеть Большой драматический театр.
О СОВРЕМЕННОМ КИНО
- Знаете, многие сериалы мне сейчас очень нравятся. Вот я посмотрел, например, «Наркомовский обоз» неизвестного широкому зрителю режиссёра Влада Фурманова. Я обалдел от того, как хорошо играют все актёры, и от работы режиссёра. Не просто хорошо, а абсолютно достоверно – иголочку не просунуть. Атмосфера, найденная им, очень напоминает атмосферу рассказов о партизанах Василя Быкова: осенне-болотная, промозглая. Это настоящее художественное достижение. Но никто из критиков даже слова не сказал.
Очень мне понравился фильм «Оттепель». Я понимаю, там можно найти огрехи, но каждый из актёров очень точно и логично играет свою роль, и все неоднозначны.
В сериале «Жизнь и судьба» есть одно потрясающее достижение Маковецкого, который играет Штрума. Я сам человек 50-х годов, я помню это время. Я помню, как Самуил Яковлевич Маршак, старый еврей, приходил к нам в Дом пионеров, нам, пацанам, он казался противным, и читал свою поэзию. Как похож на него Маковецкий в этой роли – как будто его вынули из того времени. Каким чудом это рождается? Я вижу перед собой человека неприятного, я бы с ним в одном купе не хотел ехать, а в то же время порядочного, честного, прекрасного человека. Надо памятник ставить за такие вещи. А критика пропустила, как будто ничего и не было.
О КУЛЬТУРЕ
– Вот все говорят: «Мы ищем. Это поиск». Я задаю себе вопрос: а что, у Товстоногова каждый спектакль не был поиском? Поиском стилистики, в которой должен существовать артист. А современная режиссура во многом – не вся, конечно, но в основном – занята тем, что показывает, насколько она могуча сама по себе. И любая пьеса, даже прекрасная классическая, является лишь только поводом для того, чтобы показать собственную «гениальность»...
Публика ведь чувствовать ещё не разучилась. Мы с Фрейндлих играем – не говорю, ах, как мы играем! – спектакль «Лето одного года». Я чувствую, вижу реакцию зрителя. А потом полчаса аплодируют – за что? Не за блеск игры, а за то, что мы тепло какое-то создали. В результате собачьих отношений появляется тепло. Люди этого ждут. Они этого хотят. Ради этого они живут и ходят в театр. Большинство из них.
Культура – это не игра Мацуева, хотя он хорошо играет. Это то, что объединяет. Когда-то на старом «Вишнёвом саде» в МХАТе весь зрительный зал на какие-то секунды чувствовал – мы и там, и здесь, чудо, мы вместе, мы одним дышим. Культура превращает отдельные личности в единое целое – на какое-то мгновение. И наверное, гены под этим влиянием как-то изменяются…
Мне очень понравилось в Самаре, Вологде. Там спокойно. Театры хорошие. Народ всюду очень интересный и культурный. Терпеливый.
Однажды в одном из городов я узнал у смотрительницы в музее, что её зарплата – 4 тысячи, но ещё пенсия, получается 9 в месяц, это хорошо, она довольна. А губернатор нас вечером встречает – стерлядь кольчиком, осетры в шишечках, икра, водяра, и вообще Валтасаров пир. Как это можно? Что, совести нет, что ли? Я этого понять не могу. На одном из заседаний в Министерстве культуры шла речь о музеях, и министр сказал, что на музеи будет спускаться теперь значительно больше денег. Я задал в конце вопрос: «А эти суммы, которые будут перечисляться, они повлияют на рост зарплат вот этих старушек?» Мне сказали, это не обсуждается, мы не об этом сейчас. Вот я бы посадил товарища Мединского на такую зарплату, и пусть бы он посидел у картины месяц.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ?
– Думаю, что любовь к русскому языку. Любовь к Родине, к которой ты испытываешь особые сыновние, дочерние чувства. Мне очень повезло, маме в своё время дали большой участок под Москвой, в Хотьково, где мы построили избу. Удивительные места. Там никого нет, леса непроходимые на десятки, сотни километров. В двадцати километрах – Троице-Сергиева лавра, монастырь, откуда иногда доносится колокольный звон. И всё осталось так... Идёшь по лесу – вдруг кирпич какой-то… Скит бывший. В Хотьковском монастыре похоронены отец и мать Сергия Радонежского, а недалеко Радонеж, откуда он родом. Видимо, это всё играет какую-то особую роль. Не зря говорят об определённой ауре, которую порождают такие люди, святые. Там же, рядом с Хотьково, жил отец Мень. Там я понимал, что это моя Родина, это мой народ, я такой же, как они, хотя, может быть, я говорю по-русски лучше, но не в этом дело. Даже этот пьяный, который там лежит, – это мой...
(Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 05.06.14)
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.