Вячеслав Ахметзянов: «Для меня музыкальный язык является вторым родным, поэтому мой разговор с музыкой «Парка Горького» будет происходить без дополнительного перевода на человеческий»

Интервью с аранжировщиком Вячеславом Ахметзяновым о работе по созданию партитур для концерта рок-группы «Парк Горького» с симфоническим оркестром.
- Вячеслав, сейчас много рок-групп, не только российских, но и с мировым именем, создают шоу с участием симфонических оркестров. В чем причина? Рок- музыка, в чистом виде, исчерпала себя?
- Такое явление, как совместные концерты рок-групп с симфоническими оркестрами - явление совсем не новое. Начиная с 70-х годов прошлого века, многие рок- группы старались обогатить свой саунд, приглашая для участия в тех или иных проектах (будь то концерт или запись альбома) симфонические оркестры. Классический пример симбиоза симфонической и рок музыки – «Концерт для группы с оркестром» Джона Лорда (думаю, этот музыкант в особом представлении не нуждается). Рок-музыка живет и развивается, рок-концерты собирают стадионные аудитории. При этом, выступления рок- групп с симфоническими оркестрами - считается особым изыском. Для рок-группы совместный концерт с оркестром - это некая веха, крупная форма, если оперировать категориями музыкальными или литературными, как «Война и Мир» Льва Толстого. Такие проекты делаются рок-музыкантами не от опустошения или исчерпанности возможностей собственного музыкального языка, а наоборот - для более полного раскрытия смысла своих произведений. Но подобные мероприятия доступны не многим группам потому, что совместный проект рок-группы и симфонического оркестра - дело непростое и, связанно с участием в длительной и скрупулёзной работе большого количества людей, а, следовательно, с серьезными финансовыми затратами. Устраивают такие концерты группы, которые существуют не первый год, не одно десятилетие, выпустившие не один и не два признанных альбома. Лишь столпы рок-музыки, уровня и значимости как группа «Парк Горького» могут себе позволить создание таких масштабных шоу.
Зритель видит только результат и, не задумывается какая огромная подготовительная работа предшествовала феерии музыкального шоу. Все начинается с работы по написанию партитур для оркестра, которой в данный момент я занимаюсь, а в оркестре более 70-ти музыкантов и, у каждого - своя партия. Когда будет закончена работа над партитурами, начнётся разучивание материала музыкантами, репетиции, прогоны. Очень важно тщательно продумать технологию звукоусиления оркестра - симфонический оркестр, исполняет музыку на акустических инструментах и, с концертными киловаттами рок-группы тягаться не может. Большое внимание в таком проекте уделяется световым и видеоэффектам. Создание световых партитур и видеоряд - тоже большая работа, но не моя, других специалистов…
- Не потеряют рок-композиции свою роковую жесткость и напор в оркестровом варианте?
- Оркестровая музыка может передавать самые различные гаммы чувств. В музыке, а особенно, в музыке двадцатого века, достаточно много эпизодов музыки жесткой, напористой, «драйвовой». Я приложу все усилия, чтобы оркестровая партитура подчеркивала и усиливала то, что заложено в музыке группы «Парк Горького».
- Известно, что автор большинства композиций группы Алексей Белов – большой поклонник русской классической музыки. Будут ли использованы темы из произведений великих русских композиторов в оркестровых партиях?
- Надеюсь, что прямого цитирования удастся избежать. Тут ведь важно другое: дух русской музыки – это не прямое заимствование тематизма, а нечто другое, скрытое в особенностях инструментовки, построения музыкальной фразы, гармонизации.
Цитирование - такая штука... Оно должно быть очень и очень оправданным. В противном случае, ты начинаешь говорить «не своими словами, не свои же мысли».
- В конечном итоге к чему готовиться поклонникам «Парка Горького», что мы услышим? Рок-концерт с участием скрипок и виолончелей, или концерт симфонического оркестра с встроенными гитарными соло и вокалом Александра Маршала?
- Начну издалека. С позиции меломана, который прослушивает альбом любимого исполнителя раз за разом, день за днем - утром из колонок домашней аудиосистемы, по пути на работу - в наушниках или в автомобиле, вечером - перед сном, опять же в наушниках, чтобы не мешать окружающим. Подпевая, пританцовывая, двигаясь в такт музыке. Музыка вызывает чувства, как-то отражается от стержня мироощущения человека, вызывает определённый аффект. Я не силен в психофизике и точно не знаю, как это работает – важно, что работает. Музыка в сознании человека вызывает к жизни всевозможные образы, часто абстрактные, которые совсем не просто, а часто и невозможно, описать словами, заставляет переживать различные эмоции - от безудержной радости - до щемящей, сидящей глубоко внутри тоски.
Для меня музыкальный язык – является вторым родным, поэтому мой разговор с музыкой «Парка Горького» будет происходить без дополнительного перевода на человеческий.
Вопрос для меня вообще не стоит так, как вы его сформулировали! Оркестр будет существовать не параллельно, оркестр будет раскрывать пятое измерение: глубину пространства музыки. Это будет единое целое, где каждый участник будет функционировать как орган единого организма!
Исторический концерт Pink Floyd в Помпеях покажут в мировом кинопрокате

Трейлер недавно отреставрированной версии концертного фильма «Pink Floyd At Pompeii MCMLXXII» был обнародован 5 марта 2025 года. Оригинальный материал был снят Эдрианом Мабеном, когда Pink Floyd выступили в древнеримском амфитеатре в Помпеях в октябре 1971 года. Концерт проходил без зрителей, на нем присутствовали только члены съемочной группы. Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мейсон исполнили ряд песен из раннего периода своей карьеры, включая «Echoes», «Set The Controls For The Heart Of The Sun» и «One Of These Days».
- «Pink Floyd At Pompeii» предшествует выходу «The Dark Side Of The Moon», - сообщается в пресс-релизе. - Фильм документирует то, что Pink Floyd делали до того, как стали гигантами альбомных чартов по обе стороны Атлантики, где их музыка по сей день почитается. Снятый в завораживающе красивых руинах древнеримского амфитеатра в Помпеях, Италия, этот уникальный и захватывающий фильм запечатлел Pink Floyd, дающих интимный концерт без зрителей.
4К-реставрация фильма 1972 года была сделана с оригинальных 35-миллиметровых негативов, которые были недавно заново обнаружены, с улучшенным звуком, заново смикшированным Стивеном Уилсоном.
- Недавно восстановленная лента представляет собой первую полную 90-минутную версию, объединяющую 60-минутный исходный монтаж выступления с дополнительными документальными фрагментами из студии Abbey Road, снятыми вскоре после этого, —уточнила директор по реставрации Лана Топхэм.
Фильм-концерт выйдет в обычных кинотеатрах и залах IMAX по всему миру 24 апреля и будет сопровождаться выпуском концертного альбома, релиз которого состоится на Legacy Recordings 2 мая.
Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ о «сиротских» произведениях

Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ от 25 февраля 2025 года, реализующее механизм сбора и хранения вознаграждений за использование «сиротских» произведений на специальном номинальном счете.
Напомним, что на первых порах обязанность администрировать такие платежи будет возложена на Российское авторское общество (РАО), имеющее большой опыт подобной работы. Рынок позитивно воспринял новость о том, что закон обрастает необходимой нормативной базой и скоро начнет полноценно работать.
В постановлении правительства подробно описывается механизм зачисления вознаграждения на специальный счет. Аккредитованная государством организация – сегодня это РАО – проводит все необходимые мероприятия, связанные с поиском автора, наследника или иного правообладателя, в случае если последние не выходят на связь, оно выдает разрешение на использование контента и аккумулирует средства на номинальном счете. Как только правообладатель решит заявить о себе, деньги будут переданы ему.
Также сейчас идет разработка подзаконных актов, регламентирующих работу по новым правилам. Минкультуры РФ предложило проект постановления Правительства РФ об утверждении правил расчета ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений.
Как отметил генеральный директор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш, предложения Минкультуры РФ вполне разумны:
- Наша ассоциация включает всех основных игроков российского музыкального рынка от мейджоров вроде «Союза» и «Первого музыкального» до инди-лейблов, и на наш взгляд, Минкультуры РФ действует совершенно правильно.
Он подчеркнул, что в данном случае разговоры о какой бы то ни было дискриминации или «несправедливых и заниженных» ставках попросту неуместны.
- Официальных ставок на произведения, «имеющие родителей», нет в природе. Цены устанавливает рынок: пользователь и правообладатель. Здесь же одна из сторон, правообладатель, пока не заявила своих требований. Вполне естественно, что в этих обстоятельствах государство принимает во внимание в первую очередь интерес пользователей, – отметил Валерий Дробыш.
В АМИ уверены, что сегодня ключевая задача – обеспечить доступ рынка ко всему массиву орфанных произведений. Чем скорее они будут вовлечены в экономический оборот, тем быстрее у авторов или иных правообладателей возникнет стимул заявить о себе и пересмотреть условия использования своего контента.
- Со стороны государства было бы крайне странно предоставить доступ к культурным ценностям, одновременно установив плату за использование по верхнерыночной планке, как предлагают некоторые комментаторы, – отметил Валерий Дробыш. – Это бы озадачило и демотивировало пользователей. А то, что предлагает Минкультуры РФ – вполне справедливая цена для произведения, которое хотело бы увидеть свет не через пиратов, а правомерно.
Ранее постановление Правительства РФ поддержали важные участники индустрии. Председатель Правления РАО Максим Дмитриев отметил, что организация накопила колоссальный опыт в администрировании авторских платежей и, безусловно, оправдает возложенную на нее ответственность. Кроме того, он добавил, что сами авторы все чаще заявляют о своих правах, когда узнают, что их произведение используется.
Советский и российский композитор, продюсер Владимир Матецкий в свою очередь подчеркнул, что закон о сиротских произведениях и соответствующие подзаконные акты представляют собой настоящую правовую инновацию.
- Мы одна из немногих в мире стран, которые на уровне закона решили проблему орфанного контента, соблюдя столь хрупкий баланс между правами авторов, пользователей и элементарным здравым смыслом,– отметил он.
Подводя итог, в АМИ подчеркнули, что «приветствуют широкую общественную дискуссию на тему проекта постановления Минкультуры РФ, однако не уверены, что представители бизнеса из недружественных стран – а именно эти компании представляет НФМИ – должны иметь ключевой голос в решении подобных проблем».
В организации предположили, что государству было бы целесообразнее ориентироваться на мнение российского музыкального бизнеса, который «все это время работал на благо страны, а не на подковерные игры компаний, которые громко хлопнули дверью несколько лет назад». Учредители НФМИ – Sony Music, Warner Music и Universal Music – свою деятельность в России прекратили.
Дополнительная информация: pressa@ami-music.ru
XI Санкт-Петербургский форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября

XI Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября. Соответствующее решение было принято 3 марта 2025 года на заседании организационного комитета по его подготовке и проведению под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой.
- Мы наработали опыт подготовки Форума объединенных культур и с каждым годом его совершенствуем, – сказала Татьяна Голикова. – Несмотря на «ковидный» период и возобновление форума в обновленном формате тогда, когда некоторые страны сделали попытку «отменить» российскую культуру, площадка успешно работает и объединяет деятелей культуры мира. В этом году форум пройдет в первой половине сентября.
Как отметила Татьяна Голикова, главной темой форума станет «Возвращение к культуре – новые возможности». Площадками деловой программы по традиции выступят Главный штаб Государственного Эрмитажа, пространства Государственного Русского музея и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
В культурную программу форума войдут концерт на Дворцовой площади и гала-концерт звезд оперы и балета в Михайловском театре. С докладом о подготовке форума по линии Министерства культуры Российской Федерации на заседании выступила глава ведомства Ольга Любимова.
- В 2025 году предлагаем увеличить общее предельное количество участников до 2 тысяч человек. Предполагается расширить российское участие за счет увеличения квот для субъектов Российской Федерации, а также большего привлечения деятелей культуры и специальных гостей», – отметила она.
Тематические секции возглавят заместитель Министра высшего образования и науки Российской Федерации Константин Могилевский, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Российского этнографического музея Юлия Купина, председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, первый заместитель генерального директора Информационного агентства России ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, генеральный директор Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. Добавится новая секция «Художественное образование», куратором которой выступит ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.
В рамках форума будет освещаться 80-летие Великой Победы. Информационной агентство России ИТАР-ТАСС предложило организовать фотовыставку «Музы не молчали», основанную на материалах из своих архивов. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал о мероприятиях секции «Культура и новые технологии», вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский – о региональной программе форума.