Вячеслав Ахметзянов: «Для меня музыкальный язык является вторым родным, поэтому мой разговор с музыкой «Парка Горького» будет происходить без дополнительного перевода на человеческий»
Интервью с аранжировщиком Вячеславом Ахметзяновым о работе по созданию партитур для концерта рок-группы «Парк Горького» с симфоническим оркестром.
- Вячеслав, сейчас много рок-групп, не только российских, но и с мировым именем, создают шоу с участием симфонических оркестров. В чем причина? Рок- музыка, в чистом виде, исчерпала себя?
- Такое явление, как совместные концерты рок-групп с симфоническими оркестрами - явление совсем не новое. Начиная с 70-х годов прошлого века, многие рок- группы старались обогатить свой саунд, приглашая для участия в тех или иных проектах (будь то концерт или запись альбома) симфонические оркестры. Классический пример симбиоза симфонической и рок музыки – «Концерт для группы с оркестром» Джона Лорда (думаю, этот музыкант в особом представлении не нуждается). Рок-музыка живет и развивается, рок-концерты собирают стадионные аудитории. При этом, выступления рок- групп с симфоническими оркестрами - считается особым изыском. Для рок-группы совместный концерт с оркестром - это некая веха, крупная форма, если оперировать категориями музыкальными или литературными, как «Война и Мир» Льва Толстого. Такие проекты делаются рок-музыкантами не от опустошения или исчерпанности возможностей собственного музыкального языка, а наоборот - для более полного раскрытия смысла своих произведений. Но подобные мероприятия доступны не многим группам потому, что совместный проект рок-группы и симфонического оркестра - дело непростое и, связанно с участием в длительной и скрупулёзной работе большого количества людей, а, следовательно, с серьезными финансовыми затратами. Устраивают такие концерты группы, которые существуют не первый год, не одно десятилетие, выпустившие не один и не два признанных альбома. Лишь столпы рок-музыки, уровня и значимости как группа «Парк Горького» могут себе позволить создание таких масштабных шоу.
Зритель видит только результат и, не задумывается какая огромная подготовительная работа предшествовала феерии музыкального шоу. Все начинается с работы по написанию партитур для оркестра, которой в данный момент я занимаюсь, а в оркестре более 70-ти музыкантов и, у каждого - своя партия. Когда будет закончена работа над партитурами, начнётся разучивание материала музыкантами, репетиции, прогоны. Очень важно тщательно продумать технологию звукоусиления оркестра - симфонический оркестр, исполняет музыку на акустических инструментах и, с концертными киловаттами рок-группы тягаться не может. Большое внимание в таком проекте уделяется световым и видеоэффектам. Создание световых партитур и видеоряд - тоже большая работа, но не моя, других специалистов…
- Не потеряют рок-композиции свою роковую жесткость и напор в оркестровом варианте?
- Оркестровая музыка может передавать самые различные гаммы чувств. В музыке, а особенно, в музыке двадцатого века, достаточно много эпизодов музыки жесткой, напористой, «драйвовой». Я приложу все усилия, чтобы оркестровая партитура подчеркивала и усиливала то, что заложено в музыке группы «Парк Горького».
- Известно, что автор большинства композиций группы Алексей Белов – большой поклонник русской классической музыки. Будут ли использованы темы из произведений великих русских композиторов в оркестровых партиях?
- Надеюсь, что прямого цитирования удастся избежать. Тут ведь важно другое: дух русской музыки – это не прямое заимствование тематизма, а нечто другое, скрытое в особенностях инструментовки, построения музыкальной фразы, гармонизации.
Цитирование - такая штука... Оно должно быть очень и очень оправданным. В противном случае, ты начинаешь говорить «не своими словами, не свои же мысли».
- В конечном итоге к чему готовиться поклонникам «Парка Горького», что мы услышим? Рок-концерт с участием скрипок и виолончелей, или концерт симфонического оркестра с встроенными гитарными соло и вокалом Александра Маршала?
- Начну издалека. С позиции меломана, который прослушивает альбом любимого исполнителя раз за разом, день за днем - утром из колонок домашней аудиосистемы, по пути на работу - в наушниках или в автомобиле, вечером - перед сном, опять же в наушниках, чтобы не мешать окружающим. Подпевая, пританцовывая, двигаясь в такт музыке. Музыка вызывает чувства, как-то отражается от стержня мироощущения человека, вызывает определённый аффект. Я не силен в психофизике и точно не знаю, как это работает – важно, что работает. Музыка в сознании человека вызывает к жизни всевозможные образы, часто абстрактные, которые совсем не просто, а часто и невозможно, описать словами, заставляет переживать различные эмоции - от безудержной радости - до щемящей, сидящей глубоко внутри тоски.
Для меня музыкальный язык – является вторым родным, поэтому мой разговор с музыкой «Парка Горького» будет происходить без дополнительного перевода на человеческий.
Вопрос для меня вообще не стоит так, как вы его сформулировали! Оркестр будет существовать не параллельно, оркестр будет раскрывать пятое измерение: глубину пространства музыки. Это будет единое целое, где каждый участник будет функционировать как орган единого организма!
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тилль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тилль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.