«Славянский базар» - фестиваль мира и взаимопонимания

Круглый стол, посвященный теме культуры и искусства как источнику развития духовно-нравственных ценностей и роли средств массовой информации в формировании общего культурного пространства славянского народа прошел в рамках фестиваля «Славянский базар в Витебске». К обсуждению были приглашены министр информации Ребеспублики Беларусь Лилия Ананич, первый заместитель министра культуры Республики Беларусь Ирина Дрига, главный редактор РИУ «Издательский дом «Звязда» Александр Карлюкевич, председатель Белтелерадиокомпании, заслуженный артист РБ и ведущий Клуба главных редакторов Геннадий Давыдько, доцент кафедры белорусской литературы и культуры Белорусского Государственного университета, член президиума Союза писателей Беларуси, председатель приемной комиссии Союза писателей Беларуси Владимир Наумович, директор творческого объединения музыкальных программ, главный продюсер Национальной телерадиокомпании Украины Владислав Багинский, генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, а также деятели культуры и ведущие журналисты из разных стран.
Министр информации Лилия Ананич выразила надежду, что средства массовой информации будут освещать не только «Славянский базар», но и многочисленные события и культурные проекты, которые проходят в Беларуси. Министр отметила, что в этом году Беларусь стала площадкой для мирных инициатив и в стране делается много для того, чтобы чаще звучало слово «мир». Так, на переговорах «большой четверки» во Дворце независимости в Минске рядом шла международная выставка-ярмарка, где впервые состоялся новый форум литераторов «Писатель и время». - Я уверена, что сегодня слово писателя, слово журналиста как никогда должно консолидировать своего читателя, зрителя на поиски самых глубоких мыслей и слов, которые соединяли бы народы и страны, - рассуждает Лилия Станиславовна.
Ее слова закрепились тем фактом, что в этом году «Славянский базар» принимает участников из более 40 стран, что говорит не только об интересе всего мира к аутентичной славянской культуре, но и к желанию духовного объединения.
Министра поддержал Геннадий Давыдько:
- На фоне глобальных политических событий не всякая страна может позволить себе фестиваль уровня «Славянского базара», когда в братских странах горе и экономический кризис, то рекордное количестве стран-участников, которое приехало к нам, говорит о том, что в трудные времена, в ощущениях нестабильности и опасности людям хочется прижаться друг к другу. Поэтому у Беларуси имидж мягкой, доброй мамы.
Переходя к теме о роли СМИ в поддержке фестиваля и культурных событий, Ирина Дрига подчеркнула, что сейчас «Славянский базар» – это не только развлекательное мероприятие, но и площадка для встреч и конференций, которые способствовали бы реализации девиза фестиваля «Через искусство, через культуру к укреплению взаимопонимания между народами».
- На фестивале представлены разные виды искусства и нет понятия «неформат», есть только критерии – мастерство, профессионализм и талант, и каждый может быть представлен, если его творчество несет любовь и гуманизм, и нет встречающегося часто в современном искусстве негатива и разрушения. На первых фестивалях было 10-15 стран, сегодня больше 40, и в этом немалая заслуга средств массовой информации, - сказала Ирина Владимировна и попросила журналистов не ограничиваться репортажами с концертов и интервью со звездами, но и обращать внимание на духовную составляющую фестиваля. - «Славянский базар» - культурное событие, объединяющее теперь не только славянские, но и все народы, несущий миролюбивый характер Беларуси. Беларусь – территория мира. И если об этом будут больше говорить, больше писать, то интерес к фестивалю будет расти, но и содержание будет наполняться и обогащаться из года в год.
Генеральный директор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов поддержал речь заместителя министра, добавив, что успех фестиваля – это результат эффективной государственной работы в сфере культурного медиапространства:
- «Славянский базар» - это особенное явление на всем постсоветском пространстве, ведь нигде в мире и в России тоже нет такого мероприятия. Это государственный фестиваль, и государство считает необходимым этим заниматься. Стабильное культурное развитие государства может происходить при наличии трех эффективно работающих институтов: средства массовой информации, массовое образование и массовое зрелищное искусство. И то, что серьезные люди государственного уровня, руководители, известные журналисты, артисты со всего мира, очень много артистов из России, которые в таком составе почти не собираются – говорит о том, что это действительно эффективно работающие институты в Беларуси.
Исторический концерт Pink Floyd в Помпеях покажут в мировом кинопрокате

Трейлер недавно отреставрированной версии концертного фильма «Pink Floyd At Pompeii MCMLXXII» был обнародован 5 марта 2025 года. Оригинальный материал был снят Эдрианом Мабеном, когда Pink Floyd выступили в древнеримском амфитеатре в Помпеях в октябре 1971 года. Концерт проходил без зрителей, на нем присутствовали только члены съемочной группы. Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мейсон исполнили ряд песен из раннего периода своей карьеры, включая «Echoes», «Set The Controls For The Heart Of The Sun» и «One Of These Days».
- «Pink Floyd At Pompeii» предшествует выходу «The Dark Side Of The Moon», - сообщается в пресс-релизе. - Фильм документирует то, что Pink Floyd делали до того, как стали гигантами альбомных чартов по обе стороны Атлантики, где их музыка по сей день почитается. Снятый в завораживающе красивых руинах древнеримского амфитеатра в Помпеях, Италия, этот уникальный и захватывающий фильм запечатлел Pink Floyd, дающих интимный концерт без зрителей.
4К-реставрация фильма 1972 года была сделана с оригинальных 35-миллиметровых негативов, которые были недавно заново обнаружены, с улучшенным звуком, заново смикшированным Стивеном Уилсоном.
- Недавно восстановленная лента представляет собой первую полную 90-минутную версию, объединяющую 60-минутный исходный монтаж выступления с дополнительными документальными фрагментами из студии Abbey Road, снятыми вскоре после этого, —уточнила директор по реставрации Лана Топхэм.
Фильм-концерт выйдет в обычных кинотеатрах и залах IMAX по всему миру 24 апреля и будет сопровождаться выпуском концертного альбома, релиз которого состоится на Legacy Recordings 2 мая.
Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ о «сиротских» произведениях

Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ от 25 февраля 2025 года, реализующее механизм сбора и хранения вознаграждений за использование «сиротских» произведений на специальном номинальном счете.
Напомним, что на первых порах обязанность администрировать такие платежи будет возложена на Российское авторское общество (РАО), имеющее большой опыт подобной работы. Рынок позитивно воспринял новость о том, что закон обрастает необходимой нормативной базой и скоро начнет полноценно работать.
В постановлении правительства подробно описывается механизм зачисления вознаграждения на специальный счет. Аккредитованная государством организация – сегодня это РАО – проводит все необходимые мероприятия, связанные с поиском автора, наследника или иного правообладателя, в случае если последние не выходят на связь, оно выдает разрешение на использование контента и аккумулирует средства на номинальном счете. Как только правообладатель решит заявить о себе, деньги будут переданы ему.
Также сейчас идет разработка подзаконных актов, регламентирующих работу по новым правилам. Минкультуры РФ предложило проект постановления Правительства РФ об утверждении правил расчета ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений.
Как отметил генеральный директор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш, предложения Минкультуры РФ вполне разумны:
- Наша ассоциация включает всех основных игроков российского музыкального рынка от мейджоров вроде «Союза» и «Первого музыкального» до инди-лейблов, и на наш взгляд, Минкультуры РФ действует совершенно правильно.
Он подчеркнул, что в данном случае разговоры о какой бы то ни было дискриминации или «несправедливых и заниженных» ставках попросту неуместны.
- Официальных ставок на произведения, «имеющие родителей», нет в природе. Цены устанавливает рынок: пользователь и правообладатель. Здесь же одна из сторон, правообладатель, пока не заявила своих требований. Вполне естественно, что в этих обстоятельствах государство принимает во внимание в первую очередь интерес пользователей, – отметил Валерий Дробыш.
В АМИ уверены, что сегодня ключевая задача – обеспечить доступ рынка ко всему массиву орфанных произведений. Чем скорее они будут вовлечены в экономический оборот, тем быстрее у авторов или иных правообладателей возникнет стимул заявить о себе и пересмотреть условия использования своего контента.
- Со стороны государства было бы крайне странно предоставить доступ к культурным ценностям, одновременно установив плату за использование по верхнерыночной планке, как предлагают некоторые комментаторы, – отметил Валерий Дробыш. – Это бы озадачило и демотивировало пользователей. А то, что предлагает Минкультуры РФ – вполне справедливая цена для произведения, которое хотело бы увидеть свет не через пиратов, а правомерно.
Ранее постановление Правительства РФ поддержали важные участники индустрии. Председатель Правления РАО Максим Дмитриев отметил, что организация накопила колоссальный опыт в администрировании авторских платежей и, безусловно, оправдает возложенную на нее ответственность. Кроме того, он добавил, что сами авторы все чаще заявляют о своих правах, когда узнают, что их произведение используется.
Советский и российский композитор, продюсер Владимир Матецкий в свою очередь подчеркнул, что закон о сиротских произведениях и соответствующие подзаконные акты представляют собой настоящую правовую инновацию.
- Мы одна из немногих в мире стран, которые на уровне закона решили проблему орфанного контента, соблюдя столь хрупкий баланс между правами авторов, пользователей и элементарным здравым смыслом,– отметил он.
Подводя итог, в АМИ подчеркнули, что «приветствуют широкую общественную дискуссию на тему проекта постановления Минкультуры РФ, однако не уверены, что представители бизнеса из недружественных стран – а именно эти компании представляет НФМИ – должны иметь ключевой голос в решении подобных проблем».
В организации предположили, что государству было бы целесообразнее ориентироваться на мнение российского музыкального бизнеса, который «все это время работал на благо страны, а не на подковерные игры компаний, которые громко хлопнули дверью несколько лет назад». Учредители НФМИ – Sony Music, Warner Music и Universal Music – свою деятельность в России прекратили.
Дополнительная информация: pressa@ami-music.ru
XI Санкт-Петербургский форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября

XI Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября. Соответствующее решение было принято 3 марта 2025 года на заседании организационного комитета по его подготовке и проведению под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой.
- Мы наработали опыт подготовки Форума объединенных культур и с каждым годом его совершенствуем, – сказала Татьяна Голикова. – Несмотря на «ковидный» период и возобновление форума в обновленном формате тогда, когда некоторые страны сделали попытку «отменить» российскую культуру, площадка успешно работает и объединяет деятелей культуры мира. В этом году форум пройдет в первой половине сентября.
Как отметила Татьяна Голикова, главной темой форума станет «Возвращение к культуре – новые возможности». Площадками деловой программы по традиции выступят Главный штаб Государственного Эрмитажа, пространства Государственного Русского музея и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
В культурную программу форума войдут концерт на Дворцовой площади и гала-концерт звезд оперы и балета в Михайловском театре. С докладом о подготовке форума по линии Министерства культуры Российской Федерации на заседании выступила глава ведомства Ольга Любимова.
- В 2025 году предлагаем увеличить общее предельное количество участников до 2 тысяч человек. Предполагается расширить российское участие за счет увеличения квот для субъектов Российской Федерации, а также большего привлечения деятелей культуры и специальных гостей», – отметила она.
Тематические секции возглавят заместитель Министра высшего образования и науки Российской Федерации Константин Могилевский, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Российского этнографического музея Юлия Купина, председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, первый заместитель генерального директора Информационного агентства России ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, генеральный директор Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. Добавится новая секция «Художественное образование», куратором которой выступит ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.
В рамках форума будет освещаться 80-летие Великой Победы. Информационной агентство России ИТАР-ТАСС предложило организовать фотовыставку «Музы не молчали», основанную на материалах из своих архивов. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал о мероприятиях секции «Культура и новые технологии», вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский – о региональной программе форума.