Ирина Богушевская - «Куклы» ****

2015, Believe
Ирина Богушевская считает этот альбом «невезучим» - если предыдущий «Шёлк» удостоился сколь масштабной, столь и трогательной рекламной кампании в соцсетях, то «Куклы» ограничились лишь скромной концертной презентацией. «Выпустим - и хоть трава не расти», - с некоторым даже раздражением говорила Ирина корреспондентам InterMedia в весеннем интервью. Альбом был готов в конце 2012 года, но певица не смогла выпустить его в 2013-м, поскольку в течение года занималась сыном, получившим тяжёлую травму. Потом от «Кукол» Богушевскую отвлекал проект «Детская площадка», а когда дело наконец дошло до оформления пластинки, Ирина подвернула ногу ровно в тот день, когда собиралась ехать к дизайнерам обсуждать эскизы.
- Не знаю, что за хрень с ним такая. Вообще я собрала туда свои самые мрачные песни... Может, дорогое мироздание говорит: «Богушевич, иди ты со своими мрачными песнями, и так тут сейчас мало поводов для радости». Дадим концерт-презентацию и забудем про него. Хотя там есть несколько песен, которые удались: композиции «Подруга», «Лузер-блюз» и «Ловушки» я очень люблю.
В общем, сдержанное отношение автора к своем детищу в данном случае понятно. В то же время слушатель имеет полное право оценивать альбом иначе. В «Куклах», которых Ирина Богушевская скороговоркой называет «традиционной пластинкой в стиле театрального джаза», кто-то найдёт красивые отсылки к первому альбому певицы «Книга песен», а кто-то заметит, как на фоне «традиционности» звучания выросла способность артистки экспериментировать с разными жанрами - от блюза до регги и балканского фолка. Добавим сюда «традиционную» скрупулёзность при работе в студии с живыми - «тёплыми ламповыми» - инструментами и удивимся авторскому определению «мрачные» по отношению к собранным здесь песням. Они разные и уж точно не отличаются жизнерадостным кретинизмом - но светлого в них, на мой взгляд, никак не меньше, чем тёмного.
Композиции «Куклы», «Ловушки», танго «Блудный ангел» и «Подруга» явно обрадуют любителей «Рио-Риты», «Тридцать девятого трамвая» и «Моего друга Серёжи», то есть раннего творчества Ирины. Блюз, причём совсем не театральный, есть не только в «Лузер-блюзе», но и в треке «Балчуг и Арбат». «Хорватский марш», который можно представить и в мюзикле, и в советском фильме 30-х годов, переходит в «Цыгана», где Богушевич демонструет глубочайшее - куда там Кустурице - погружение в цыганскую тематику и эстетику. Если это кого-то удивит, то подождите: время удивляться по-настоящему придёт в следующем треке «Жилетка». Те, кто знает Ирину Александровну как остроумного и даже язвительного человека, определённо обрадуется, что она наконец решила напрямую перенести эти качества в музыкальное творчество. «Жилетка» написана от лица жены-содержанки рублёвского олигарха и содержит массу едких наблюдений над этой социальной категорией. Ещё одним проявлением остроумия можно считать выбранный для песни музыкальный жанр - босса-нова, а то и регги. Не менее язвительна певица и в «Истории про дерево» - легенда об изгнании из рая представлена примерно в таких выражениях: «Не тронь то дерево, дева, потеряешь прописку и дом, и всё, что ты будешь делать, делать будешь с огромным трудом».
Словом, хоть певица и не полюбила эту пластинку, для поклонников «Куклы» точно станут одним из лучших альбомов в дискографии Ирины.
Алексей Мажаев, InterMedia
Shaman спел «Небо славян» Кинчева

Shaman представил кавер-версию песни «Небо славян» группы «Алиса» 23 февраля 2025 года – в День защитника Отечества. Сингл опубликован на всех музыкальных площадках.
- В такой день я очень рад представить вам свою версию легендарной песни «Небо славян», - написал Ярослав Дронов в соцсетях. – Эта композиция Константина Кинчева давно стала классикой, соединившей в себе красоту русских былин и ратных подвигов нашего народа. В ней столько любви к России! Ритм и звучание рок-музыки подчёркивают многослойность текста, а каждое слово усиливает в душе чувство гордости за родную страну, за то, что Я РУССКИЙ.
Shaman также поздравил и поблагодарил всех, «кто каждый день, рискуя своей жизнью, защищает наш мир и благополучие».
Рецензия на сингл «Жозефина Павловна» группы «Звери»: Чехов под одеялом

2025, Zveri, S&P Digital.
Оценка: 8 из 10.
Рома Зверь чувствует особую связь с Антоном Павловичем Чеховым. Оба творца долго жили в Таганроге, а в 2020 году группа «Звери» выпустила альбом «Одинокому везде пустыня», названия всех песен в котором совпадали с заголовками произведений Чехова. Ну и вообще, в песне «Жозефина Павловна» Роман признаётся: «если мне не до смеха, я открываю Чехова». Поэтому музыкант, конечно, не мог пройти мимо юбилея писателя, выпустив сингл в день 165-летия со дня рождения Чехова.
«Жозефина Павловна» представляет собой этакую лёгкую фортепианную пьеску-зарисовку, в которой Рома Зверь пытается как-то соответствовать чеховскому чувству юмора. Впрочем, всё главное за него сделал Антон Палыч: «Жозефина Павловна» - это «дама» из его переписки. Таким изящным образом Чехов обозначал… а что он обозначал, вы легко поймёте, произнеся вслух инициалы заглавной героини. После этого элегический рефрен «мёрзнет Жозефина Павловна» приобретает совершенно другой, острый и провокативный смысл. Вы как будто надеваете чеховское пенсне и под другой оптикой смотрите на задумчивые рассуждения Ромы о холодной зиме и мечтах, «чтобы тебя не накрыла Она». «Звери» здесь выступают младшими партнёрами классика: избегая очевидных юмористических гэгов, они ведут сдержанный рассказ и используют очевидные цитаты вроде «краткость сестра таланта», чтобы отдать все лавры Чехову в припеве про мёрзнущую Ж.П.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Обзор: «Самая вирусная песня года про бобра. Реакция профессионального вокалиста»

2025, Umanchannel.
Вокальный разбор песни Славы Скрипки «Бобр», по моему разумению, должен был оказаться чем-то вроде одной из курёхинских мистификаций. Я ожидал, что в студии человек с музыковедческим лицом будет полчаса рассказывать о «супервысокой тесситуре» и «страдающем обертональном ряде», изо всех сил стараясь не «расколоться» (а расколется только в финале). Потому что «Бобр» - это песня-мем. Ну о каком вокале там вообще можно говорить?
Однако Александр Уманчук издеваться над «Бобром» и Славой Скрипкой даже и не думал. Он совершенно искренне похвалил исполнителя и песню, которая ему очень понравилась. «Бобр» понравился профессиональному вокалисту, вы слышали? А вам всё хиханьки да хаханьки. Уманчук предположил, что перед окончательной публикацией акустическую версию «Бобра» чуть «подтюнили», однако и имеющиеся в распоряжении записи живого исполнения говорят о том, что Слава Скрипка поёт своим супервысоким тенором очень чисто. Может быть, в его голосе не так много красок, но как вокалист он более квалифицирован, чем было бы необходимо для записи сугубо шуточной мемной песни. Уманчук сравнивает пение Славы Скрипки со Славой Марлоу, а шапки участников дуэта Slava Skripka – с имиджем группы «Грибы» времён хита «Тает лёд», в общем, даёт вовсе не пародийный, а вполне серьёзный доброжелательный обзор. Впрочем, аргументированную критику этого произведения искусства я бы тоже послушал с интересом.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»