Сборник «Песни, знакомые каждому» ****
2015, Rightscom Music, Гостелерадиофонд
Правильнее, конечно, было бы назвать сборник «Песни, знакомые каждому, кто родился в Советском Союзе примерно до 1980 года», но в целом суть понятна, да и притаившиеся на обложке Чебурашка, олимпийский Мишка и автомат по продаже газировке позволяют лучше понять концепцию. Как говорил Леонид Парфёнов, это «всё, без чего нас невозможно представить, ещё сложнее - понять», только выраженное в песенном искусстве. Немного захватывает дух от количества треков - их здесь 32, от «Школьного вальса» до «Трус не играет в хоккей» и от «На дальней станции сойду» до «Песня остаётся с человеком». Впрочем, стремление объять необъятное в данном случае можно только поприветствовать: благодаря ему слушатель лучше вспомнит, по чему, собственно, ностальгируют соотечественники, утверждающие, что в СССР было лучше. Чем лучше, чем лучше? Чем в России. Песенное разнообразие иллюстрирует советский менталитет - в диапазоне от звенящей гордости размерами территории до душевной скорби по ушедшим - полно и доходчиво. Очень важно, что записи представлены архивные, аутентичные, порой в исполнении совершенно забытых артистов: кавер-версии и современные обработки духа эпохи не передают. Не менее важно, что сборник позволяет увидеть и услышать разницу между трескучим официальным патриотизмом и искренними слезовыжимательными историями - а в советской песне хватало и того, и другого.
Это может показаться странным, но альбом показывает не только прошлое, но и будущее - например, можно понять, что бывает с культурой, если ею начинают руководить «патриотические холдинги». А бывает вот что: из радиоточек и телеэфиров постоянно звучат громокипящие Кобзон и Зыкина («Никуда нам деться от прошлого» в её исполнении на этом сборнике звучит почти как угроза), а народ как-то тянется к душевным Хилю и Толкуновой, которых передают реже. Прочие же исполнители пытаются уловить золотую середину, стараясь и народу понравиться, и начальству. Поэтому немало красивых советских песен были испорчены чересчур официозным исполнением. На этом сборнике подобные примеры тоже есть - «Земля моя» из «Вечного зова» в версии Галины Улетовой, «От разлуки до разлуки» Марии Пахоменко и даже «В песне - жизнь моя» Майи Кристалинской. Ещё более удивительные результаты приносили попытки показать этакое улыбчивое человеческое лицо, но при этом поддержать линию партию. «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Если бы парни всей земли», «Не плачь, девчонка», «Увезу тебя я в тундру» в исполнении, как написано на диске, Николая Бельды - бодрящиеся, молодящиеся и веселящие гимны жизнерадостному кретинизму, которые сегодня выглядят предельно странно, а ведь лучшие люди советской эстрады этим занимались. Примечательно, что Лев Лещенко представлен здесь в нескольких лицах - призывая «сердцем не стареть» или слишком пафосно исполняя «За того парня», он одновременно выступает в роли родоначальника трип-хопа: прислушайтесь к аранжировке «Соловьиной рощи». Странно, что на сборнике не представлено ещё одно важное направление - песни о воображаемых девушках («Вологда», «Люди встречаются», «Все ребята сочиняют про девчат»). Впрочем, мы и без этого догадывались, что онанизм в СССР был распространён, хотя и не приветствовался (как и секс, собственно).
Но ведь было же и что-то хорошее, помимо онанизма, предположит юный читатель, и окажется совершенно прав. В советских песнях можно увидеть и зелёные проспекты, и большие надежды, и бытовые уютности, а талант авторов порой даже соцзаказ превращал в песенные шедевры. Когда слушаешь «Белоруссию», «Надежду» и «Трус не играет в хоккей», ведь не думаешь, что это про дружбу народов, освоение труднодоступных пустошей и спортивные победы - а всхлипываешь по-настоящему.
Алексей Мажаев,InterMedia
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Игорь Крутой награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
Игорь Крутой получил государственную награду. Президент России Владимир Путин наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Соответствующий указ размещен на сайте правовой информации. Награду композитор получил «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
29 июля 2024 года Игорь Крутой отметил 70-летие.