Виктор Троегубов - «Простые песни» **
2015, М2БА
Знакомство с этим альбомом началось у меня с казуса. Из колонок вдруг полилась какая-то пародия на профессионально записанную музыку - ухающие басы, заглушающие вокал, и сумбурный глухой саунд оставляли полное ощущение наспех сделанной демо-записи. Или нет? Это было похоже на звучание магнитофонной кассеты Казанского завода на магнитофоне «Электроника-302». В конце концов именно в таких обстоятельствах многие впервые услышали магнитоальбом «Крематорий II», где Виктор Троегубов ещё был равноправным с Арменом Григоряном автором и исполнителем репертуара. «Посвящение бывшей подруге», «Vinus memoirs», «Житейская смерть», «Сидя на рейсшине» - это всё троегубовские песни, и их полуакустический саунд был вполне адекватен условиям прослушивания на советской аудиотехнике или появившихся чуть позже дешёвых импортных мыльницах. Так неужели Виктор Троегубов, не выпускавший альбомов 19 лет, решил вернуться с отважной звуковой концепцией даже не «лоу-фай», а «ноу-фай»? Возвратиться к истокам и окунуть туда же старых поклонников русского рока?
Это было бы по-своему круто, но что-то в этой концепции было не так. Виктор всегда отличался трепетным отношением к слову, и годы работы в издательском бизнесе только укрепили подобный подход. Мог ли он выпустить диск, в котором почти ни слова не понятно? Стоило ли 19 лет ждать, чтобы учинить подобное хулиганство, которое и оценить-то могли бы два с половиной человека? В том-то и дело, что нет, понял песне этак к шестой я и потянулся к проводкам. Ну точно, правая колонка отключилась, поэтому из оставшейся и неслась такая каша. (Но концепция «ноу фай», кстати, богатая, может, кто и реализует.)
После восстановления полноценного звука альбом пришлось слушать сначала. И выяснилось, что подозрения относительно возвращения в 80-е оказались вовсе не беспочвенными. Саунд «Простых песен», конечно, не возвращает во времена плохих кассетных магнитофонов, но подход к сочинению музыки у Троегубова остался во многом прежним. 19 лет безальбомья даром не прошли: Виктор будто бы продолжает с того же места, на котором остановился в 1996-м. Не учитывается только, что слушателей на этом месте уже нет. Философские песни студенческих лет с ранних альбомов «Крематория» смотрелись точно и честно, потому что в молодости все философы - теперь же подобные песенные рассуждения воспринимаются как ворчливые трюизмы. Когда-то Троегубов назвал альбом своей группы латинской фразой, означающей «Для умного достаточно», и не отрицал, что глупые слушатели ему не нужны. Этот снобистский подход вполне сохраняется на свежем альбоме, название которого звучит в этом свете слегка издевательски... Но надо же учитывать, что «глупых» (падких на внешние эффекты, внятные мелодии и доходчивые тексты) стало больше, и для донесения своих идей уже бессмысленно пользоваться инструментарием тридцатилетней давности. Предлагая вместо запоминающихся мелодий взволнованные банальности («здесь царствует расчёт, а я планировал иначе, но время так течёт - мой голос ничего не значит»), нужно быть готовым к тому, что число поставивших альбому «лайк» будет стремиться к нулю. Честно говоря, даже для искомого гипотетического умного уже недостаточно того, что предлагают «Простые песни» - даже в «Винных мемуарах» было меньше юношеского максимализма, чем в альбоме, казалось бы, давно повзрослевшего Виктора Троегубова.
Алексей Мажаев, InterMedia
Владимир Пресняков, Дмитрий Харатьян и Игорь Верник награждены орденами
Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении артистов государственными наградами. Согласно опубликованному на официальном портале правовой информации документу, Владимира Преснякова (старшего) отметили орденом почета, Игоря Верника — орденом «За заслуги в культуре и искусстве», а Дмитрий Харатьян был награжден орденом Дружбы.
- За вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность наградить орденом Почета Преснякова Владимира Петровича, — говорится в указе президента.
Денис Мацуев отметит Старый Новый год с музыкой Чайковского и Рахманинова
Традиционный концерт «Старый Новый год с Денисом Мацуевым» состоится 12 января 2025 года в «Live Арене». В сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф.Светланова пианист исполнит шедевры классической музыки. Среди них — Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского и Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова. Кроме того, в компании своих друзей-музыкантов Андрея Иванова (контрабас) и Давида Ткебучавы (ударные), Денис Мацуев исполнит несколько авторских композиций в оригинальных аранжировках. За дирижерский пульт в этот вечер встанет один из самых востребованных молодых дирижеров России Иван Никифорчин.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Российский национальный оркестр завершит год двумя концертами
Уходящий 2024-й год Российский национальный оркестр завершит двумя концертами. 26 декабря в Концертном зале им. П.И.Чайковского РНО примет участие в персональном абонементе народного артиста России Николая Луганского – одного из самых именитых и любимых публикой отечественных солистов. «Луганский не просто замечательный русский пианист нашего времени, он один из самых выдающихся артистов нашей эпохи», – так отзывался о музыканте обозреватель французского издания Le Mond. В этот вечер прозвучит Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева. «Музыка Третьего концерта воспринимается как безудержный гимн свету и молодости… Именно такими – солнечными и радостными, по-русски размашистыми, богатырскими представляются нам основные образы концерта, и именно этим он особенно близок российской аудитории», – писал о сочинении музыковед Виктор Дельсон.
Во втором отделении слушателей ждет встреча с музыкой Рихарда Штрауса. Симфоническая поэма «Жизнь героя» стала последним – седьмым – сочинением, созданным композитором в этом жанре. Ее продолжительность превышает 40 минут, а колоссальный состав оркестра поражает воображение даже в наши дни. Писатель Ромен Роллан называл поэму произведением необыкновенным, странным, одновременно пошлым и высоким: «Гомеровский герой бьется здесь среди хихиканья тупой толпы». В соответствии с авторской программой (композитор не скрывал, что в герое видит самого себя), в поэме отмечают шесть эпизодов: герой, враги героя, его подруга, битва, мирные труды и удаление от мира.
Свои интерпретации классических шедевров в этот вечер представит главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Димитрис Ботинис.
27 декабря публику Московского концертного зала «Зарядье» ждет вечер симфонических сюит. В преддверии самого волшебного зимнего праздника Российский национальный оркестр представит произведения, сюжетной основой которых стали сказки. Под управлением музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьёва прозвучат опусы русских композиторов конца XIX столетия – Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Балет «Спящая красавица» по одноименной сказке Шарля Перро был написан Чайковским в 1889 году, а уже 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера. Спектакль с хореографией Петипа вызвал фурор, став с годами эталонной классикой отечественного балетного искусства. А гениальная музыка Чайковского сегодня звучит не только в театре, сопровождая танец, но и в концертных залах в виде отдельных пьес, а также симфонической сюиты, в которую вошли самые яркие фрагменты балета.
Создавая в 1888 году «Шехеразаду», Римский-Корсаков также вдохновлялся сказочными образами, но не европейскими, а восточными. Симфоническая сюита, написанная под впечатлением от памятника средневековой арабской и персидской литературы «Тысяча и одна ночь», сегодня является одним из самых популярных и часто исполняемых опусов автора. В ней соединились ориентальные мелодии, изысканные танцевальные ритмы, красочная оркестровка и впечатляющие звуковые картины величественного моря и шумного праздника в Багдаде. Интересно, что изначально предназначенная для симфонического оркестра, «Шехеразада» позже стала основой для балетного спектакля – он был представлен в 1910 году в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.