«Митя Кумаркин и Лоботрясы» - «В Амстердам» ** (Слушать, 18+)
2016, «Монолит»
Тут в принципе по названию проекта всё понятно. Митя Кумаркин, лоботрясы - шутки прямо-таки на грани фола. Ещё более всё становится понятно при взгляде на трек-лист: «Говно и дно», «Б...ство», «Под сраку лет», «Хер им!», «+Водка-пилотка» и т.д. - видно, что авторы либо очень смелы, либо очень юны. Либо так юны, что глупость им кажется смелостью. Довершает картину картинка на обложке, в которой остроумие часто переходит грань пошлости. Играет группа, разумеется, панк-рок, называя свой стиль «таджик-ин-роллом», и если у вас дойдёт до прослушивания диска, вы услышите много знакомых риффов - очевидно, заимствование панк-стандартов у «Лоботрясов» не считается плагиатом.
К слову, имени Мити Кумаркина мы раньше не слышали. Очевидно, догадываясь о том, что альбом вряд ли получит широкое распространение, калужские панки полностью отключили внутреннего цензора. Или даже вовсе его не включали. В итоге пара здравых идей, которые им удалось изобразить на пластинке, тонут в потоке мата, бреда, незрелых мыслей и полнейшего кавардака в голове авторов. Можно предположить, что в их экспрессивном панк-роке текст вовсе не важен - но это ошибочное мнение: если особенно солёные словесные проходы встречаются там, где можно было выразиться и помягче - значит, «Лоботрясы» шли на это сознательно и, может быть, даже радостно гыгыкали, проорав в студии очередную песню про жопу или говно.
Альбом начинается песней «Про мишку», в которой «Лоботрясы» продемонстрировали своё знакомство с музыкой Александра Зацепина и с сюжетом о застревании Винни-Пуха в норе. В их версии история изложена с юношеским задором и обильным использованием неприличных слов; если вы уже вышли из подросткового возраста, то дождаться, когда станет смешно, будет сложно. В треке «Говно и дно», между прочим, сообщается, что телевизор передаёт одну брехню, но в случае Кумаркина и Ко эта свежая и интересная мысль тонет в, скажем так, легкомысленности подачи: только что вопили про толстозадого мишку, а вот уже примерно на той же ноте высказываются на социальные темы. Ну-ка, ну-ка, прислушаемся к следующей композиции «Худое тело». На очень знакомый рок-н-ролльный мотив Митя старательно выпевает рефрен «нажраться до усрачки в полное говно», причём явно вкладывает в это дело больше души, чем в предыдущую вещь. Странное название песни «Под сраку лет» компенсируется дословным цитированием «моторхедовской» аранжировки, а на, казалось бы, актуальную тему «Московские пробки» группа создаёт унылый и вымученный текст. Возможно, в некоторых случаях «Лоботрясам» стоило не писать сюжетных песен, а просто выкрикивать ругательства - пример песни «Хер им!» доказывает перспективность этого пути.
В целом же рослушивание этой пластинки можно сравнить с прогулкой по минному полю, где роль мин выполняют свежие коровьи лепёшки: вляпываешься то и дело, а стоит группе по ошибке произнести что-то смешное или разумное, как она торопится извиниться за это потоком новых ругательств, причём не самого изобретательного пошиба. При этом драйвовый панк-н-ролл у «Лоботрясов» получается неплохо, а вокал Кумаркина звучит почти идеально для этого жанра. Но вот с тем, о чём петь и на каком сленге, у группы пока полный затык.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.