Юрий Башмет: «Культура должна быть двигателем нашей жизни»

О ПРОВЕДЕНИИ ЗИМНЕГО ФЕСТИВАЛЯ ИСКУССТВ В НЕПРОСТЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
- Если говорить обобщенно, то я считаю, что культура должна быть двигателем нашей жизни. Главное, чтобы идея была, и пусть она будет даже выше возможностей. Легче подтянуть возможности, чем иметь возможности, но не иметь идеи.
Даже если бы у нас оказалось возможностей вполовину меньше, мы бы все равно провели фестиваль. А если бы возможностей не было вовсе – то мы бы все равно выступали, потому что фестиваль должен жить, и он будет жить.
Но пока, слава Богу, я вижу все-таки стремление людей к хорошему, к искусству. Конечно, сокращение финансирования было. Никто из тех, кто обещал нам поддержку, не отказался от нее вовсе, но чуть сократил расходы. Единственным, кто поддержал нас в полном объеме, оказалось министерство культуры.
ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ В МУЗЫКЕ
- Вообще мы очень волновались на этот счет и даже в какой-то момент начали учить другую программу – поскольку подумали, что солисты не смогут приехать.
А в итоге кто-то сказал, что готов приехать за половину гонорара, а французское посольство вообще попыталось взять все расходы за французских солистов на себя. Так что в итоге я точно могу сказать санкций в культуре нет ни с той, ни с этой стороны.
Мы видим только огромное желание музыкантов принимать участие на любых условиях. Это видно, кстати, и по студентам, которые приехали на нашу академию, и по иностранным учителям. Культура выше всего.
Хотя не стану скрывать, что в какой-то момент у меня было определенное искушение. Когда еще не приехал один наш иностранный скрипач, я попросил одного из "Солистов Москвы" сыграть сольную партию на репетиции. И я подумал, зачем везти человека с другого континента, оплачивать билеты, гостиницу, если наши музыканты ничуть не хуже? Вот вам и импортзамещение, которое, к слову, существовало всегда, и в советское время в том числе.
О КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ НА ПОЛЯНКЕ
- Сейчас наша основная задача – обзавестись всем нужным. Всегда проблема, когда нужно обустроить дом. Сейчас нужны пульты, стулья, несколько клавишных инструментов в разные комнаты. Мы уже вплотную подошли к базе. А дальше – все очевидно: там будут индивидуальные и групповые занятия, для юношеского оркестра и "Солистов Москвы", у которых наконец появился дом, своя база. Там же будет организационный центр всех культурно-образовательных центров, которых сейчас шесть в разных городах. Должна быть фонотека, в идеале – вообще сделать студию, чтобы можно было там записываться.
И, конечно, это и московский культурно-образовательный центр. Но главный вопрос, как это будет привязано юридически, потому что в других городах образовательные центры строятся на базе школ. У нас был разговор с директором Гнесинской школы Михаилом Хохловым. Может быть, мы объединимся – Полянка и Гнесинка. Но пока развития этой темы нет. Если все получится с Гнесинской школой - замечательно. Нет – у нас все равно будет такой центр, но на другой базе. Чем больше у нас будет организаций, занимающихся вопросами творческой молодежи, тем лучше.
О КРИЗИСЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
- Это очень сложный вопрос. Мы знаем, например, что многие великие композиторы-авангардисты к концу жизни вовсе пришли к тональной музыке. Конечно, будут развиваться инструменты. Бетховен, например, ведь не мог себе представить, что появится рояль Steinway. А Ростропович мечтал о модели смычка, которая позволила бы исполнять первый концерт Шостаковича – там в одном месте немеет рука, кровь уходит и можно просто выронить смычок. Он хотел придумать что-то с фиксацией, а студентов и вовсе заставлял брать смычок в кулак. Он же придумал специальный шпиль для виолончели, чтобы она больше лежала, нежели стояла.
По моим ощущениям, классическая музыка может очень сильно помогать людям. Например, гений Иоганн Себастьян Бах. Сколько времени его уже нет, сколько перемен произошло, а его музыка живей всех живых. И, если человек, слушающий эту музыку, задумается об этом, то он облагораживается, становится мудрее, быть может, смотрит на себя как на космическое создание, и ему становится легче.
(Виктория Иванова, ТАСС, 22.02.16)