Международные эксперты поддержали Компендиум TAG на региональном семинаре в Москве
Региональный семинар «Коллективное управление авторскими и смежными правами. Прозрачность, ответственность и регулирование (TAG) в коллективном управлении» завершился в Москве 2 июня 2016 года. Организаторами мероприятия выступили Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Российский Союз Правообладателей (РСП) при участии Информационного агентства InterMedia.
Договоренность о проведении в Москве этого семинара была достигнута в апреле 2016 года на Международной конференции «Глобальный рынок цифрового контента» в Женеве – тогда решение о его проведении приняли президент Совета Российского Союза Правообладателей (РСП) Никита Михалков и представители Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO).
В семинаре, направленном на обеспечение более глубокого и детального понимания роли коллективного управления авторскими и смежными правами, приняли участие ведущие зарубежные и отечественные эксперты в сфере защиты авторских и смежных прав, в том числе представители Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), Международной федерации фонографической индустрии (IFPI), Министерства культуры Российской Федерации, Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС), Российского Союза Правообладателей (РСП), Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Партнерства по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС), Национального музыкального издательства (НМИ), эксперты и руководители обществ по коллективному управлению правами из Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстана.
В рамках второго дня мероприятия состоялась презентация проекта TAG of Excellence (TAG – Transparency, Accountability, Governance), предназначенного для усовершенствования системы коллективного управления авторскими и смежными правами и предусматривающего оказание поддержки обществам по коллективному управлению во всем мире. Были озвучены направления действия проекта, его перспективы и роль в мировой индустрии.
— Составляющие элементы TAG — это прозрачность, подотчетность и управление, — пояснил заместитель директора и руководитель Секции творческих отраслей Сектора индустрии культуры и творческих отраслей WIPO Димитер Ганчев. — Это универсальный проект, который сохраняет актуальность для любой страны. В нем сделан акцент на коллективное управление авторскими и смежными правами во всех областях и всех видах репертуара.
Авторское право сегодня — неотъемлемая часть общественного дискурса. Общество в свою очередь нуждается в большей прозрачности. Компендиум (сборник рекомендаций) TAG, специально составленный в этой связи экспертами WIPO и их коллегами, содержит десять структурированных разделов с наглядными примерами. В Компендиуме представлена информация об организациях по коллективному управлению правами (ОКУП) и их деятельности, освещены конкретные вопросы взаимодействия ОКУП между собой, с членами ОКУП, пользователями, государством и обществом. Сборник также является основой для разработки образовательных и обучающих программ в сфере коллективного управления правами.
Тему принципов прозрачности, подотчетности и управления подробно раскрыли Михай Фичор (СЕЕСА — Альянс стран Центральной и Восточной Европы в области авторского права), Крис Маркич (AGICOA — Международная ассоциация организаций по коллективному управлению аудиовизуальными правами), Лаури Рехардт (IFPI — Международная федерация фонографической индустрии) и Олав Стоккмо (IFRRO — Международная федерация организаций по правам на воспроизведение).
Участники дискуссии подчеркнули, что TAG не провозглашает своей целью замену существующих национальных правовых актов в области коллективного управления правами, а направлен на то, чтобы дополнить и усовершенствовать принципы деятельности ОКУП, актуальные на сегодняшний день. По словам г-на Маркича, в результате совместной работы ОКУП должны будут определить стандарты действий и следовать им в будущем. Он также подчеркнул, что к национальному законодательству каждой страны необходим индивидуальный подход, учитывающий специфику страны.
— Сегодня роялти за ретрансляцию собирают не производители, а вещатели, — обратил он внимание на общую проблему. — То же происходит и с кабельным вещанием. В результате производители контента отстраняются, превращаясь в рядовых сотрудников, работающих по контракту. В конечном итоге это наносит ущерб авторам, которые должны получать деньги для того, чтобы продолжить свою творческую работу. Мы работаем над этим вопросом и стараемся усовершенствовать систему так, чтобы производители сохранили свои права и возможности.
Генеральный секретарь IFRRO Олав Стоккмо отметил, что роль ОКУП в мировой индустрии в последние годы значительно повысилась.
— Компендиум сейчас крайне необходим для содействия в достижении прогресса и повышения профессионализма и показателей ОКУП. Надеемся, что инициатива TAG поможет разработать доступные инструменты, которые станут способом взаимодействия пользователей с правообладателями.
Положительно высказался о проекте и представитель IFPI Лаури Рехардт.
— Мы активно работали над Компендиумом TAG вместе с правообладателями и ОКУП, совершенствуя работу наших организаций. Естественно, мы поддерживаем проект и ту огромную работу, которая была проведена при разработке Компендиума. Сборник TAG — это попытка собрать наилучшие практики по всему миру в этой области, — заявил он, добавив, что Компендиум интересен не только для представителей ОКУП, но и для регулирующих органов.
Г-н Рехард также высказал заинтересованность в развитии деятельности IFPI на территории России.
— Российский рынок очень привлекателен сегодня, и мы рассматриваем возможность открытия регионального представительства (офис IFPI в России работал с 1995 года, но был закрыт в 2010 году. – Прим. InterMedia). Прогноз развития индустрии в России кажется намного более перспективным, чем несколько лет назад, — заключил он.
Компендиум TAG вызвал эмоциональный отклик среди представителей ближнего зарубежья — Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. По словам начальника Центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь Алексея Бичурина, очень важно, что инициатива исходит именно от WIPO – ведущей международной организации в области авторских и смежных прав.
— Тот факт, что TAG нацелен на дополнение и улучшение существующих практик, поднимает проект на более высокий уровень, необходимость в чем очевидна. Надеюсь, что в дальнейшем с нашей стороны будет и возможность, и ресурсы для максимального участия в проекте — очень хотелось бы внести свой вклад в разработку, — сказал он.
С ним согласились коллеги, признав, что в странах, где сфера коллективного управления правами только развивается, очень важно получить грамотное руководство по вопросам ее развития.
Лаури Рехардт обратил внимание собравшихся на различные подходы к показателям эффективности работы ОКУП.
— Эффективность работы ОКУП оценивается, конечно, по уровню сборов вознаграждения. Нужно помнить, что все деньги ОКУП принадлежат правообладателям, а ОКУП при этом имеет право получать справедливое вознаграждение за работу по организации сбора и распределения. При этом правообладатели могут принять решение направить собранные средства и на решение других проблем - например, на борьбу с пиратством или на иные социальные задачи, — пояснил он.
Г-н Ганчев в свою очередь добавил, что оценка эффективности может быть разной - иногда применяется оценка объема сбора в перерасчете на одного штатного сотрудника ОКУП, иногда — средние сборы на каждого из членов ОКУП. Могут быть и иные способы оценки, соответствующие ситуации в каждой конкретной стране.
Коснулись эксперты и вопроса государственной аккредитации и регионального развития сферы. Г-н Фичор отметил, что ознакомился с предложенной в России концепцией Глобальных лицензий и обратил внимание на некоторые сложные и не до конца понятные вопросы в ней. Докладчик подчеркнул, что для успешного функционирования система должна быть очень хорошо продумана в деталях.
Возвращаясь к главной теме дня, г-н Рехардт отметил, что самое главное в разработке TAG — понять, как его положения реализуются на практике, и для этого необходимы мнения заинтересованных сторон. Он выразил надежду, что Компендиум послужит ориентиром для ОКУП и, возможно, источником вдохновения. Собрав мнения, создатели TAG намерены обработать информацию и переиздать Компендиум с учетом рекомендаций.
— Компендиум представляется нам полезным инструментом, который помог нашим организациям провести оценку и на ее основе усовершенствовать систему управления, — заявил о TAG Олав Стоккмо. — Это именно тот инструмент, который нужен для развития структуры управления, оценки текущей ситуации, определения эталонов и совершенствования работы.
Говоря о проблемах и вопросах сферы коллективного управления в России, представитель Министерства культуры РФ Ксения Мирясова сообщила о ряде мер, предпринимаемых Министерством для совершенствования контроля над ОКУП в России.
— Для повышения уровня прозрачности и открытости деятельности ОКУП мы предлагаем установить на законодательном уровне предельную долю отчислений, удерживаемых ОКУП на свои нужды. Также мы предлагаем проведение ежегодного аудита бухгалтерской деятельности с последующей публикацией отчетности в открытом доступе. Необходимо установить стандарт раскрытия данных: четко понимать и предоставить всем заинтересованным лицам информацию о том, каким образом, на основании каких сведений и в какие сроки осуществляется распределение собранных средств.
Кроме того, в планах Министерства — создание наблюдательных советов в ОКУП, в которые будут входить представители государственных органов, правообладатели, пользователи и другие представители творческой индустрии. Г-жа Мирясова также предложила инициировать изменения в системе, связанные с возможностью участия юридических лиц в управлении ОКУП.
В заключение семинара представители двух российских аккредитованных организаций — УПРАВИС и ВОИС — рассказали о последних достижениях в своей деятельности.
На примере картины французского художника Жана-Франсуа Милле «Анжелюс» генеральный директор УПРАВИС Александр Сухотин рассказал о праве следования, по которому художники и их наследники имеют право на денежные отчисления при перепродаже их произведений. В России закон о праве следования действует с 2008 года. Уплата средств осуществляется через аккредитованное государством общество по коллективному управлению правами — УПРАВИС. Организация занимается сбором, распределением и выплатой авторского вознаграждения, представлением интересов обладателей права следования в госучреждениях и судах, а также сотрудничает с международными партнерами — аналогичными организациями по коллективному управлению правами. Далеко не все художники знают о существовании права следования, для решения этой проблемы УПРАВИС регулярно проводит конференции и круглые столы.
Юлия Иванина (ВОИС) рассказала о новых сервисах, которые разработала и внедрила ВОИС.
— 2015 год стал знаковым для нас годом. Были представлены новые инновационные технические решения, позволяющие повысить точность распределения вознаграждений между правообладателями.
В центре новой схемы — правообладатели, у которых есть доступ в личный кабинет, и теперь каждый из них может в любое удобное время узнать, кем и когда были использованы его фонограммы и в каком объеме начислены вознаграждения. Кроме того, правообладатели могут лично задепонировать в системе свои фонограммы. Система управления правами СУПР в автоматическом режиме собирает и обрабатывает данные, которые впоследствии используются ВОИС при распределении вознаграждений. Новый сервис с фоновой музыкой для пользователей позволяет владельцам предприятий использовать лицензированную музыку и автоматически формировать отчетность для ВОИС. В огромной медиатеке можно осуществлять поиск композиций по различным параметрам с помощью специальных фильтров. База постоянно пополняется новыми треками. Пользователь может либо использовать готовые плейлисты, составленные специалистами, либо самостоятельно формировать их из музыки разных стилей и жанров. Пользовательские отчеты поступают в автоматизированную систему распределения вознаграждения и, соответственно, в личный кабинет правообладателя, где мы можем увидеть отчет по каждой фонограмме.
— Мы уверены, что система позволит повысить качество распределения и общий уровень работы, — подытожила г-жа Иванина.
Г-н Рехардт проявил живой интерес к российской схеме коллективного управления правами и B2B-сервису FonMix, задав ряд вопросов представителям ВОИС. Он также затронул вопрос участия юридических лиц в качестве членов ОКУП. На вопросы зарубежного гостя ответил генеральный директор ВОИС Андрей Кричевский.
— В соответствии с российским законодательством, выбор организационно-правовой формы находится в ведении самих ОКУП. Большинство ОКУП в России — это общественные объединения, и участие в качестве членов юридических лиц не предусмотрено. Эта проблема обсуждалась в контексте государственной аккредитации — в частности, встает вопрос, необходима ли будет переаккредитация в случаи изменения организационно-правовой формы. Министерство культуры РФ дало понять, что переаккредитация не требуется. Со стороны РСП могу сказать, что мы постараемся быть первопроходцами в этом вопросе и реорганизоваться так, чтобы членами общества по коллективному управлению могли быть и юридические лица. Надеюсь, остальные организации впоследствии тоже пойдут по этому пути.
Пояснил г-н Кричевский и технологию работы сервиса по фоновому музыкальному оформлению.
— Традиционно такая деятельность относится к отдельной сфере музыкального бизнеса — это операторы музыкального вещания, роялти-фри музыка: каверы, специально написанные мелодии, то есть, музыка довольно низкого качества. В силу этого данная сфера бизнеса не очень развилась, в том числе в экономическом плане. Однако для обладателей прав на популярную музыку это остается проблемой — их музыка вытесняется из торговых центров, кафе, баров, ресторанов, и они теряют рынок. FonMix поможет исправить эту ситуацию.
Глава ВОИС отметил, что на презентации сервиса FonMix представители крупных российских и международных рекорд-компаний с интересом и воодушевлением восприняли эту идею.
— Важный момент, что это именно B2B сервис: он четко привязан к наличию у пользователя договора с ВОИС. Это ресурс, куда правообладатель сам загружает контент и может его регулировать, убирая старые треки и загружая актуальные. Это масса дополнительных возможностей для маркетинга и главное, по сути единственный способ обеспечить достоверную и массивную отчетность со стороны пользователей. Сервис также дает для правообладателей возможность прямой коммуникации с организациями, которые используют их музыку. Мы в свою очередь стараемся как можно больше «самоудалиться» из процесса взаимодействия пользователя с правообладателем и очень рады, что в цифровую эпоху стало наконец возможно выпрямление «искривленной» системы такой коммуникации.
Прогресс в деятельности ВОИС был подтвержден наглядной статистикой: за последние шесть лет объем выплат увеличился более чем убедительно – в семь раз: если в 2009 году было собрано около 144 млн рублей, то к 2015 году сборы составили более 1 млрд рублей, при этом сумма реальных выплат правообладателям достигла 800 млн рублей.
В заключение все участники семинара высказали свою поддержку идее создания Компендиума TAG, выразив общее мнение – в современном мире роль коллективного управления интеллектуальными правами будет только расти, и совершенствование коллективного управления на основе прозрачности, ответственности и регулирования - насущная необходимость мирового цивилизационного процесса.
Олег Борщевский представил новый проект Гринлайт
Исполнитель Гринлайт дал концерт в клубе «16 тонн Арбат» 4 ноября 2024 года. Под этим именем теперь работает Олег Борщевский, более известный в качестве сооснователя, автора и вокалиста совместного с Еленой Кипер дуэта «Ничья». Ровно 20 лет назад, осенью 2004 года на Sony BMG вышел единственный и ставший настоящим хитом альбом группы, название которому дала песня «Навсегда».
Когда дуэт прекратил свою деятельность, Олег многие годы успешно работал в качестве автора и сопродюсера в творческой мастерской Елены Кипер, а затем креативным продюсером в авторском проекте Сергея Майорова «Однажды» (НТВ). Он также писал песни для других артистов, музыку для телепрограмм и документальных фильмов, продолжая работать и над сольным материалом.
В конце концов Олег Борщевский решил вернуться на сцену со своей музыкой. На концерте Олег - теперь уже Гринлайт - представил первый макси-сингл «Вижу тебя». В его трек-лист вошли три версии песни «Вижу Тебя» авторства Олега, а также записанный специально к 20-летию выхода альбома «Ничья» сольный вариант главной песни дуэта «Навсегда», написанной Еленой Кипер 20 лет назад, но ничуть не утратившей своей актуальности и силы.
Концертная программа, продлившаяся около полутора часов, состояла из нового материала, «ничейных» хитов, а также песен, написанных Олегом в разное время для других известных артистов (Лолиты, Славы, группы «Кватро» и др.).
Публика встретила артиста исключительно тепло - внимательно слушала новые песни, подпевала хитам, зажигала на танцполе. Поддержать Олега пришли его друзья и коллеги, в том числе Елена Кипер, Сергей Майоров, Денис Морозов, Лилия Фридман и др.
Послушать EP «Вижу тебя» можно здесь.
Дополнительная информация:
https://t.me/greenlight_artist (телеграм-канал)
https://vk.com/club222114791 (сообщество в VK)
В Москве прошел концерт в честь юбилея Серафима Туликова
Концерт «Жизнь моя, любовь моя», приуроченный к 110-летию со дня рождения композитора Серафима Туликова, состоялся 18 ноября 2024 года в «Москонцерт Холле». Организаторами вечера выступили Российский музыкальный союз и Союз композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Серафим Туликов – признанный классик песенного жанра, один из самых популярных композиторов-песенников середины ХХ века. Он писал песни на протяжении 64 лет и стал автором свыше 470 композиций. Их исполняли настоящие легенды эстрады, их знала и любила вся страна.
В творческом вечере памяти композитора приняла участие его дочь Алиса Серафимовна.
- Этот концерт – проявление большого уважения не только к Серафиму Сергеевичу, но и ко всему совершенно невероятному послевоенному клану талантливых композиторов нашей страны. Они создали целую эпоху советской песни, – отметила Алиса Туликова, приветствуя зрителей со сцены. – Сегодняшний вечер для меня – продолжение той огромной любви, которую отец пронес и ко мне, дочери, и к своей супруге и, главное, к тому месту, где он жил. Он любил Калугу, Россию и был в этом очень искренний… Пусть его творчество живет!
Долгие годы неизменным исполнителем песенных премьер Серафима Туликова был Академический Большой концертный оркестр им. Ю.В.Силантьева телерадиоцентра «Орфей». В сопровождении коллектива прозвучали и все песни на прошедшем юбилейном концерте.
- Мне повезло в жизни – я застал период расцвета советской песни, то поколение композиторов, к которому принадлежал и Серафим Сергеевич Туликов. Это были удивительные профессионалы, которые писали потрясающе красивые мелодии на стихи талантливейших поэтов, – отметил художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств России, член Совета Российского союза правообладателей (РСП), композитор Александр Клевицкий. – Сегодня на нашем концерте прозвучат одни из лучших лирических композиций Серафима Сергеевича. Послушайте, какие это замечательные мелодии и слова и какие замечательные артисты их исполнят!
Песни Серафима Туликова исполнили народная артистка России Надежда Крыгина, заслуженный артист России Александр Захаров, Борис Дьяков, Анна Бутурлина, солист Московского театра оперетты Иван Викулов, солист «Москонцерта» Илья Ушуллу, финалистка 6-го сезона телевизионного шоу «Голос» Софья Онопченко, вокальная группа «Пятеро». Гости вечера услышали самые известные композиции Серафима Туликова, навсегда вошедшие в историю: «Родина», «Город уснул», «Бамовский вальс», «Не повторяется такое никогда», «Любимые женщины», «Жизнь моя, любовь моя» и другие хиты.
С восхищением о творчестве композитора говорит народная артистка России Надежда Крыгина:
- Серафим Туликов для моего поколения – это огромная глыба музыки и таланта, это музыкальная мощь. Я родилась в деревне, но у нас всегда играло радио, и Туликов в нашем доме был всегда. Какой у него клад песен! Это великий русский мелодист, великий композитор!
- Песни Туликова – это песни без времени, – подчеркивает заслуженный артист России Александр Захаров. – У Туликова очень красивые мелодии, и тогда композиторы писали музыку на слова профессиональных поэтов. Это был удивительный симбиоз! Слово сразу попадало в сердце советского, русского человека.
Участники вокальной группы «Пятеро» рассказали, что их исполнение песен Туликова возвращает в молодость:
- Хоть мы и молоды сейчас, но впервые мы пели песни Туликова на «Романтике романса» в 2014 году, ровно 10 лет назад. Серафим Туликов идет вместе с нами по жизни, несмотря на большую разницу в возрасте. Песни Туликова – это великолепный мелодизм. Они западают людям в душу и звучат по сей день.
- На мой взгляд, в песнях композитора явно читается русская интонация, – отмечает финалистка 6-го сезона телевизионного шоу «Голос» Софья Онопченко. – Даже когда просто звучит вступление любой песни, сразу есть ощущение, что пошли мурашки: чувствуется что-то родное, наше, что-то такое настоящее… Я думаю, что это самое ценное, за что любят его песни.
Концерт транслировался онлайн на портале «Культура.РФ». «ИнтерМедиа» напоминает, что запись концерта доступна на официальной странице Российского музыкального союза в соцсети «ВКонтакте».
Финал конкурса «Партитура» пройдет в БЗК
Имена победителей III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» будут объявлены 26 ноября 2024 года в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Победителей определят в восьми номинациях: «Симфоническое произведение крупной формы», «Симфоническое произведение малой формы», «Балетная музыка», «Опера», «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром», «Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл», «Киномузыка» и «Хоровая музыка».
В этом году в адрес Оргкомитета поступило рекордное количество заявок – 1 094 работы из 101 населенного пункта России. Свои произведения прислали композиторы Урала, Сибири, Приморья, Поволжья, Забайкалья, Татарстана, Башкирии, Якутии, Карелии. Среди участников конкурса – авторы из Луганской и Донецкой республик, Крыма. Также впервые в истории конкурса к участию были допущены участники из Казахстана, Белоруссии и Абхазии.
Многие авторы откликнулись на предложенные Оргкомитетом конкурса приоритетные темы. Среди присланных работ было немало произведений, посвященных истории, памятным датам и достижениям России, а также юбилеям великих русских писателей и композиторов, отмечающихся в 2024 году.
Работы конкурсантов оценивало высокопрофессиональное жюри, в состав которого вошли: председатель Совета Союза композиторов России Александр Чайковский; ректор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Александр Соколов; дирижёр Юрий Башмет; основатель и художественный руководитель музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман; саксофонист Игорь Бутман; композитор Юрий Потеенко; композитор Алексей Рыбников; композитор Цзо Чженьгуань (Китай) и многие другие.
26 ноября в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского состоится гала-концерт конкурса «Партитура». Музыка победителей прозвучит в исполнении Московского Государственного академического симфонического оркестра (художественный руководитель Иван Никифорчин) и Камерного хора Московской консерватории. За дирижерский пульт по очереди встанут: профессор Московской консерватории, заслуженный артист Республики Абхазия Александр Соловьев, народный артист Кабардино-Балкарской Республики Михаил Голиков; заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий; заслуженный артист РФ Сергей Кондрашев; заслуженный артист РФ Алексей Ходорченков; а также приглашенный дирижер Мариинского театра Николай Хондзинский. Главная задача конкурса «Партитура» – дать молодым композиторам возможность быть услышанными.
- Мы уверены, что проведение такого конкурса может дать дополнительный импульс развитию композиторского творчества, а музыка победителей конкурса пополнит репертуар музыкальных и театральных коллективов страны, – считает председатель Оргкомитета конкурса «Партитура», генеральный директор – художественный руководитель Телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова.
Произведения нескольких финалистов были отмечены членами жюри еще на стадии открытых конкурсных прослушиваний и уже включены в концертные программы разных коллективов. 22 октября они прозвучали на концерте к юбилею Русского музыкального общества в Московской консерватории, а 1 ноября – в «Зарядье» на концерте Московского синодального хора. Исполнение произведений лауреатов запланировано многими членами жюри как специальный приз.
Победители конкурса получат денежные призы. Кроме того, их музыка прозвучит на радио классической музыки «Орфей», а партитуры будут размещены на электронной платформе нотного архива «Орфей» для всеобщего доступа.
Конкурс «Партитура» проводится Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) совместно с Российским государственным музыкальным телерадиоцентром «Орфей» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Генеральный партнер – Русское музыкальное общество.