Алексей Учитель: «Комедий у нас стало сниматься больше, чем чего-либо»

О СВОЁМ 65-ЛЕТИИ
— ...Только я должен вам сразу сказать, что не люблю юбилеи. Тем более что та дата, которую я праздную сейчас, всё равно промежуточная. Мне почему-то кажется, что юбилей — это только когда ноль есть. А во-вторых, я очень боюсь оглянуться назад, посмотреть, какой путь я прошел. Я не то чтобы стараюсь молодиться, у меня просто огромное желание идти вперед. А когда столько планов на будущее, зачем оглядываться?
О СВОИХ ФИЛЬМАХ
— Не знаю, насколько талантливыми. Об этом всегда трудно судить режиссеру. Любимые — все, это точно. Каждый фильм — твой ребенок. Актеры, группа — всё это каждый раз определенным образом влияло на меня и меняло мои взгляды на жизнь. Но вообще я бы сказал, что самый любимый мой фильм — тот, над которым работаю сейчас. Потому что в этот момент ты отдаешь всё, что у тебя есть, — в мыслях, в душе, свои нервы, здоровье и мастерство. То, чем ты живешь, что переживаешь в настоящий момент, — самое любимое.
О ТОМ, ЧТО МНОГИЕ РЕЖИССЁРЫ ОЦЕНИВАЮТ СВОИ РАННИЕ РАБОТЫ СКЕПТИЧЕСКИ
— У меня такого ощущения нет. Я слишком уж, как многие считают, скрупулезно подхожу к своим картинам. Делаю их, конечно, не так быстро, как хотелось бы, но всю ответственность за результат и возможные недостатки беру на себя. По завершении я больше не хочу к этому прикасаться. Не потому что мне не нравится, а потому что то, что я мог на тот период сделать, было сделано максимально.
А еще я стараюсь в каждом фильме не повторять себя, а делать разные картины. Что-то общее, безусловно, остается, но по жанру и стилистике я постоянно пробую что-то менять. Возможно, это исходит из того, что я довольно поздно начал заниматься игровым кино, а всё попробовать и всё успеть очень хочется.
О ТОМ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ СЛЕДУЕТ СНИМАТЬ ОДНУ КАРТИНУ
— Есть разные случаи. Алексей Юрьевич Герман-старший последнюю свою картину снимал в общей сложности 16 лет, «Хрусталев, машину!» — 12 лет. До таких рекордов я еще не дошел. Это зависит не только от моих личных качеств, но и от обстоятельств. В таком большом фильме, как, например, «Матильда», львиную долю времени занимает подготовка, если это делать всерьез. Нужны четыре времени года, сотни актеров массовых сцен...
Если ты в плохом настроении и начинаешь сникать, то все это сразу чувствуют. И как только люди понимают, что ты в некотором упадке, — всё, беда! Это сразу скажется на экране. Поэтому настрой на максимум, именно в этот конкретный день, должен присутствовать во все съемочные дни! Это очень сложно психически — всех держать в тонусе.
О ТОМ, ЧТО ОН ЧУВСТВУЕТ ВО ВРЕМЯ СЪЁМОК
— Я чувствую... что теперь надо садиться и монтировать (смеется). А это не менее сложно. Картина в монтаже меняется, и некоторые недостатки всё равно проявляются, к этому надо быть готовым. Я редко болею во время съемок, но когда они заканчиваются, организм сразу дает слабину и вылезают болячки.
ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ТЕМАХ ДЛЯ ФИЛЬМОВ
— Я обожаю спорт и всегда болею за нашу страну. Трачу много нервной энергии, сопереживая. Я в детстве занимался гандболом и хочу сказать: то, что сделала наша женская сборная, когда играла с норвежками, трехкратными олимпийскими чемпионками, — настоящий подвиг. С помощью их гениального режиссера — тренера Евгения Васильевича Трефилова — девочки просто вырвали эту победу. Гениальная была игра. Об этом я бы с удовольствием снял кино.
Что касается совсем актуальных вещей, недавно раздался звонок от человека, который никакого отношения к кино не имеет. Он рассказал мне, что ездил на Украину искать своего родного брата, который состоял в рядах украинской армии и пропал. Попросил прочитать его путевые заметки. Это такой сверхмощный сильнейший материал! Да к тому же написанный литературно. Но это страшная вещь, хоть и не политизированная. Скоро мы должны встретиться с этим человеком и все обсудить.
О ТОМ, КАК ПРИУЧИТЬ ЗРИТЕЛЯ К КАЧЕСТВЕННОМУ КИНО
— Комедий у нас стало сниматься больше, чем чего-либо. Вопрос в том, какого они качества. В основном это однодневки — посмотрели и забыли. В отличие от фильмов того же Гайдая, которые мы пересматриваем. Или Рязанова. Ну а зритель... Зритель хочет отдыхать, это правда. С этим мы боремся уже многие годы. При этом меня поражает другое: ходят же люди на картины вроде «Выжившего». Фильм непростой и длинный, а кассу приличную собрал.
Правил нет, но хорошему кино пробиваться сложно. Все-таки для российского кино должны быть какие-то преференции. Но не так, чтобы чужое запретить, а наше оставить, — это не принесет успеха. Самое обидное, что наши фильмы выигрывают на фестивалях, но их, как правило, не смотрят.
Причины понятны: фильм мало снять, его нужно еще и продвинуть, а на это денег уже почти не остается. У нас мало специализированных кинотеатров для такого кино. Всего два в Москве и один в Питере. А их должно быть десять как минимум — я не раз выдвигал эту идею.
В Америке, например, есть университетский прокат. Там и публика интеллектуально подготовленная, и на европейском кино в США собирают немалые деньги. Не так сложно и у нас оборудовать такие залы, чтобы студенческая аудитория смотрела качественные фильмы...
(Наталья Васильева, «Известия», 31.08.16)
Елизавета Боярская и Сергей Гилёв снимаются в криминальном триллере «Тоннель»

Начались съемки криминального триллера «Тоннель» с Елизаветой Боярской и Сергеем Гилёвым. Над сериалом работают студия Kionfilm и кинокомпания Team Films совместно с телеканалом НТВ. Режиссер проекта – Флюза Фархшатова («Комплекс бога», «Спроси Марту», «О чем говорят мужчины. Продолжение»), авторы сценария – Анастасия Кузнецова, Роман Жигалов, Владимир Измайлов. В сериале снимаются Елизавета Боярская, Сергей Гилёв, Таисья Калинина, Даниил Страхов, Мамука Патарава, Влад Фурман, Александр Аверин, Кирилл Болтаев и др.
Неподкупная таможенница Света Суворова всегда была слишком принципиальной для маленького городка, где всё решается «по дружбе». По крайней мере до тех пор, пока финская мафия не похитила её мужа. Шанс вернуть его — есть, для этого Свете придется забыть о своих принципах и пойти на сделку со своей совестью. Но готова ли она переступить невидимую черту, которую сама провела?
Елизавета Боярская: «Моя героиня Светлана Суворова – образцово-показательный таможенник, невероятно скрупулезная. За время ее работы ни одна нелегальная пачка сигарет не пересекла границу. Кто-то ее за это уважает, а кто-то презирает. В их маленьком приграничном городке она многим испортила жизнь. Светлану за глаза называют «мышью». Но однажды обстоятельства складываются так, что ей приходится переступить черту закона. Что она в этот момент испытывает – муки совести, страх или удовольствие? И так ли она в действительности нравственно безупречна и принципиальна, как думала о себе всю жизнь? В этом главный конфликт моей героини».
Сергей Гилёв: «Мой персонаж – человек добрый, веселый, предприимчивый, но с вредными привычками. В нашем сериале, конечно же, есть добряки, негодяи, жертвы, победители. Все, как в лучших детективных сериалах. И мне кажется, что есть в этом сценарии скорость – очень много событий происходит в каждой серии. А еще сценарий мне казался драмой, а снимаем мы в итоге что-то такое, над чем можно и повеселиться. Это хорошо, если со сценарием можно вот так гибко работать. Это значит, что он не такой уж простой, и мы снимаем не просто драму или детективный триллер, а что-то смешанное (это очень здорово!)».
Даниил Страхов: «Тоннель», конечно, в первую очередь про то, сколь многое спрятано в нас и, зачастую, неведомо нам самим. Ты режешь яблоко, красивое и сочное, а внутри – червь, скрытый от глаз, проевший плод уже насквозь. Что ты будешь делать с этим яблоком? Бросишь на землю? Начнешь этого червя вырезать? Съешь его вместе с яблоком? Если
говорить про историю в целом, то это про эти невидимые пружины, запрятанные минные поля нашего «я», про те потаенные дверки наших истинных желаний, которые очень хочется найти и открыть. Но, возможно, не стоит».
Таисья Калинина: «Самое страшное для моей героини – Маши, оказаться похожей на свою мать. Мать идеальная, застроенная, пытается подогнать под свой мир ещё и Машу. И агрессия героини это лишь попытки достать из человека человека. По-моему, она единственная понимала изначально, что в их семье что-то не так».
Флюза Фархшатова: «Я щепетильно отношусь к выбору материала. Но когда студия предложила мне этот проект, я согласилась не раздумывая. В нем есть все, что я люблю: плотный закрученный сюжет, сложное смешение жанров – детектива, триллера и драмы и, конечно, мощная трансформация главной героини. Лиза Боярская – актриса с колоссальным диапазоном, она хорошо чувствует все эти жанры и плавает в них, как рыба в воде. У Лизы эффектная внешность, она очень яркая. Сделать ее серой мышкой - незаметной, невзрачной, стертой, «без лица» – стало любопытной задачей».
«СашаТаня» возвращаются с девятым сезоном на ТНТ

Премьерный показ нового, девятого сезона, комедийного сериала «СашаТаня» стартует на ТНТ 31 марта 2025 года. Герои ситкома Сергеевы снова окажутся в центре комичных и абсурдных ситуаций, где бытовые трудности превращаются в настоящие приключения. В этот раз испытания ждут не только Сашу (Андрей Гайдулян) и Таню (Валентина Рубцова), но и их друзей, коллег и даже новых персонажей. Производством сериала по-прежнему занимается компания Norm Production по заказу Comedy Club Production.
Саша заберёт Таню и детей из роддома, решит, кто станет крестным, и случайно познакомит коллег с «родственником» начальника, Таня попробует совместить декрет и работу, увести няню у Лили и побороться с потопом, который устроит сам Саша. Катю (Анастасия Уколова) со скандалом уволят, она заведёт новые отношения, встретится со смертельно опасным существом и ещё более опасной бдительностью Тани. Гена (Андрей Свиридов) и Зубова (Александра Велескевич) переживут ревность, драки, слежку и даже слёзы Гены. В сериале также появится новый персонаж, который не пустит Сергеевых домой и заставит их бороться за своё место под солнцем.
Роли исполнят также Лариса Баранова, Шамиль Мухамедов, Алина Ланина и другие.
Эфир с понедельника по четверг в 20.00.
Вышел трейлер седьмого сезона «Черного зеркала»

Трейлер седьмого сезона научно-фантастического сериала-антологии «Черное зеркало» (Black Mirror) Чарли Брукера представил 13 марта 2025 года Netflix. В нем будет «шесть электризующих историй», одна из которых станет продолжением прошлогоднего «USS Каллистер». Эта удостоенная премии «Эмми» серия повествовала о талантливом программисте, который смоделировал космическое приключение в стиле «Звездного пути», используя ДНК своих коллег для создания разумных цифровых клонов с ужасающими последствиями.
В актерский состав вошли Кристин Милиоти, Эмма Коррин, Питер Капальди, Пол Джаматти, Аквафина, Билли Магнуссен, Улли Поултер, Рашида Джонс, Крис О’Дауд, Исса Рэй, Мишель Остин, Бен Бейли Смит, Джош Финан, Джеймс Нельсон-Джойс, Джей Симпсон, Майкл Уоркейе и другие.
Премьера нового сезона «Черного зеркала» состоится на Netflix 10 апреля.