Юрий Чернавский: «Музыка производит впечатление тогда, когда она вытаскивает из тебя кач»

О ТОМ, КАК БЫЛА ЗАПИСАНА ПЕСНЯ «БЕЛАЯ ПАНАМА»
- Мы записывали «Панаму» под легким допингом, у меня дома на Бауманской. Там как было… Мы вообще с Аллой [Пугачевой] пришли писать другую песню... А накануне забегал Леня [Дербенев]. Говорит типа «Юран, деньги нужны?» Я ему: «У тебя что, много?» Он говорит: «Да завались, на». И бросает листок бумаги с этой «Панамой». А у меня до этого уже был записан эскиз сонга с моим ржавым голосом на абракадабре. Алла послушала и говорит: «Дайте, я попробую». Залезла за ширму, включили микрофон, и она понесла такое!.. Мы были настроены на какой-то музон серьезный, а она: «Белая панама-а-а». По-деревенски так выдала. В общем, там у нас уже было такое состояние, мы давились от хохота...
О ДОПИНГЕ
- Тяжелых наркотиков точно не было. Марихуана, да, была, она вечно молодая. Кокаин появился где-то в конце 1990-х, я не застал уже. Но ко мне и к моим дружкам это как-то не приклеилось вообще. Пара уроков закончились головной болью и возвращением к нашим стандартам: коньяк он всегда коньяк.
О ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- Мы все торчали на музыке, старик. Те же «Бананы»… Там ведь повествовательного стиля даже нет: «я ушел», «ты пришла», «любовь прошла». Я такие слова вообще не употреблял. Я обязательно прогонял смысл через свои фишки, понимаешь? Даже в «Панаме» смысл инфицирован такими приколами. Мы писали, как импрессионисты. Вот тебе нос, вот тебе ухо. И большой полет для фантазии (смеется).
ОБ ЭМИГРАЦИИ
- Я вообще никуда не уезжал, я до сих пор гражданин России, чтоб ты понимал. А вообще, я поехал путешествовать. Пожил пару месяцев в Италии, потом познакомился с ребятами-немцами. И так сложилось, что в Германии я попал в тусовку, и как-то мы все быстро очень подружились. Понимаешь, старик, как бы все уже к тому времени состоялось. Все, что было задумано, все было сделано. Когда стране стало не до музыки, когда со всех сторон понаехало разной шпаны, и когда меня пригласили в Германию, я, не раздумывая, уехал. Мы продали все, что имели, сделали базу в Берлине. Построили приличную студию за четверть миллиона баксов. Создали компанию с Брюсом Хаммондом.
О ТОМ, ЧТО АЛЬБОМ «КРУЖАТСЯ ДИСКИ» БЫЛ ГОСЗАКАЗОМ
- Да, это была идея коммунистов: вот все тут у нас делают табуретки, а вы, ребята, сделаете лакированные табуретки, со всеми этими вашими буржуазными финтифлюшками, чтобы был экспортный продукт. Ну да, сидели такие борзые пропитые цэковские рожи и давали мне советы, какую музыку писать (смеется). В общем, нам дали «Мелодию» на месяц и сказали: делайте там, что хотите – пейте, гуляйте, но чтобы через месяц была пластинка. Месяц там у нас были девушки на записях, и не только из вокальной группы, местные бегали за коньячком раз по десять за день. Каждый имел свой лимит на спиртное, главное, чтобы никто не падал в студии и все чувствовали себя хорошо. У нас в те времена было заведено так – с 70-го года я работал в серезных джазовых коллективах, где дисциплина была на первом месте. Все были как бы раздолбаями, но пьяным никто играть не выходил, потому что каждый знал, что на следующий день я переверну всю Москву и найду ему замену.
О СВОЁМ ОТНОШЕНИИ К СЕРГЕЮ ШНУРОВУ
- Да никак не отношусь, просто никак! Все что я там слышу, это «ехай на [...]» с кучей понтов. Это не про музыку, старик. Но нет приема против лома, понимаешь? Если выходит человек и орет на весь стадион «Ехай на [...]», то тут же сбегается вся эта шантрапа, которая с детства на этом языке говорила, и ему нет ничего слаще видеть, как на балконе менты топают сапогами и орут вместе с ним «ехай на [...]». Им, ..., всем в этот момент кажется, что они находятся в ощущении полной непобедимой свободы.
О СОВЕТСКОЙ МУЗЫКЕ НА ЭКСПОРТ
- Как бы ни была наворочена тухмановская музыка, как бы ни была хороша Пугачева, в совке не было артистов уровня международного мейнстрима. И вообще артистов было мало. Это раз. Если сейчас их десятки тысяч ездит по стране, то тогда было человек десять. И половину из них ты уже назвал. Второе. То, что они пели, это все равно была музыка, высосанная из пальца члена коммунистической партии. Крутую музыку некому было исполнять. Музыка производит впечатление тогда, когда она вытаскивает из тебя кач. Когда ты сидишь, слушаешь, ножкой топаешь, ручкой хлопаешь. Даже редакторам Первого Канала не прикажешь хлопать, если не хлопается. Они же, кроме того, что редакторы, тоже люди. Возьми какого-нибудь Питера Гэбриела, который сложноват для среднего западного слушателя, но в его музыке столько грува внутри, такой поезд на тебя катит, что безразлично слушать это невозможно. А то, что было в совке, это был «Необыкновенный концерт» театра Образцова.
О СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЕ
- Страной управляют воровские деньги. А кто платит, тот и танцует. Люди, которые делают что-то настоящее, от денег не зависят, особенно от воровских. Поверь мне, богаче, чем Киркоров ты не станешь, потому что у тебя просто слюны не хватит, чтобы так вылизать. А вот этому, который «ехай на [...]», все в руки, потому что вся его идея – уголовническая. Уголовники ведь не обязательно те, что сидят. Они ходят в галстуках, в погонах разных... Когда еще был такой спрос на жуликов? Я не удивлюсь, что этот Шнур получит через год полковника комитета. Они там все полковники. Майоров не дают, полковников сразу дают.
ДОСТАТОЧНО ЛИ ОДНОГО ХИТА, ЧТОБЫ СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ?
- Не в хите вообще дело. Вот Бритни Спирс зашла как-то в Universal, папа дал бабла на запись, она спела Hit Me Baby One More Time и все подумали – класс, один хит и она стала суперзвездой. Такого не бывает, старик. Она на моих глазах тут на хвосте у N’Sync и Backstreet Boys болталась, с профессиональным молодняком тусовалась с 14 лет. Летала за ними по всей стране, пела за кулисами, ловя каждую их ноту, каждое движение... И только тогда ей дали в руки микрофон, когда врубились, что из нее самой уже прет… Большого ментального успеха сходу вот так добиться нереально. Нет таких успехов в мире! Сначала лет 10-15 ты фигачишь на себя, роешься в мусоре, ищешь там алмазик. И если Боженька захочет, он тебе туда его подкинет.
(Игорь Григорьев, Esquire, 09.11.17)
Московские организаторы мероприятий просят мэра отменить именные билеты

Ведущие организаторы театрально-концертных мероприятия Москвы отправили коллективное письмо мэру Москвы Сергею Собянину. Агентство «ИнтерМедиа» публикует его текст.
«Уважаемый Сергей Семенович!
Направляем Вам коллективное письмо от ведущих организаторов театрально-концертных мероприятий Москвы. Наша деятельность обеспечивает более 50% всей театрально-концертной жизни столицы.
20 ноября 2024 года Правительством Москвы опубликовано постановление 2638-ПП «О проведении пилотного проекта, предусматривающего особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых в государственных учреждениях города Москвы». В соответствии с указанным постановлением, в целях повышения уровня безопасности граждан при проведении культурно-зрелищных мероприятий в период с 01 декабря 2024 года по 31 декабря 2025 года проводится Пилотный проект, предусматривающий особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых на концертных и театральных площадках государственных московских учреждений культуры. В период действия Пилотного проекта распространение (реализация) билетов и абонементов участниками Пилотного проекта на мероприятия, а также посещение данных мероприятий осуществляются на основании документов, перечень которых утверждается Департаментом культуры города Москвы. Участниками Пилотного проекта являются государственные учреждения города Москвы театрального, концертного и культурно-досугового типов, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент культуры города Москвы. Список учреждений участников Пилотного проекта утвержден Приказом Департамента культуры города Москвы (ДК) 926/ОД от 21.11.2024.
Новые правила распространяются на все мероприятия, проводимые на площадках учреждений участников Пилотного проекта с 15 марта 2025 года. Все билеты на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, становятся именными. Это означает, что посетить мероприятие может только Посетитель, чьи имя, фамилия и отчество (при наличии) указаны на бланке билета (электронного билета) и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность Посетителя. Приобретение билетов на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, возможно только при условии предъявления одного из документов, удостоверяющего личность каждого зрителя. Это касается мероприятий, проводимых как государственными учреждениями культуры, так и коммерческими организациями, т. е. нами.
В связи с особой актуальностью для нас темы именных билетов в театрах и концертных залах, необходимо отметить, что данная мера может повлечь за собой ряд негативных последствий для зрителей и культуры в целом, а именно:
1. Проблемы с персональными данными: Хранение и управление персональными данными зрителей создаёт риски утечки информации, что может повлечь за собой уголовную ответственность за нарушение законодательства (лицам, нарушившим требования Закона № 152-ФЗ, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но и гражданско-правовая и даже дисциплинарная).
2. Упущенные возможности для детских мероприятий и групповых посещений: Система именных билетов делает невозможным организацию массовых мероприятий для детей, включая школьные и дошкольные группы, что снижает доступность культурного досуга для молодежи. При коллективном посещении мероприятия, например, классом, далеко не каждый родитель доверит своему ребенку единственный документ - свидетельство о рождении, а введение системы именных билетов приведет к снижению числа групповых заявок от организаций, что уже негативно сказывается на общих продажах.
3. Ограничения на подарки: Именные билеты не могут быть подарены или переданы другим лицам, что уменьшает возможность зрителей выбирать билеты в виде подарков, а это делают многие зрители, также возникают проблемы в случаях непредвиденных обстоятельств или болезни.
4. Увеличение времени контроля билетов: Процесс проверки именных билетов требует большего времени на вход, что приводит к образованию очередей и повышает риск скопления людей на улице, ставя под угрозу безопасность посетителей.
5. Снижение зрительского интереса: По опыту пандемии, когда зрители сталкивались с ограничениями по посещению мероприятий, введение именных билетов уже сейчас показывает снижение продаж почти на 70%. Это приведет к финансовым потерям и для нас и для учреждений культуры. Зрители предпочитают избегать покупку именных билетов и выбирают мероприятия в залах, не требующих персональных данных, благо в Москве есть коммерческие и федеральные залы, не входящие в этот Пилотный проект. Потенциальные убытки бюджета города Москвы от снижения спроса на аренду площадок Пилотного проекта могут составить миллиарды рублей в год, так при 10000 арендных мероприятий бюджет Москвы недосчитается 7 млпд рублей.
6. Экономические потери для учреждений культуры: Театры и концертные залы участники Пилотного проекта теряют конкурентоспособность по сравнению с государственными и частными площадками. Например, силами наших компаний в Москве проводится более 2 000 мероприятий в год, общая цена аренды составляет более 2 миллиардов рублей – это прямые потери бюджета учреждений культуры Москвы.
Уже сейчас мы видим, что введение именных билетов отпугивает потенциальных покупателей. Если введение именных билетов в театрах и концертных залах рассматривается как мера обеспечения безопасности, то существует альтернативное решение, которое может удовлетворить те же потребности без необходимости введения таких жестких мер. К примеру, установка камер распознавания лиц в зрительных залах, сканирование документов на входе. Это позволит идентифицировать посетителей в режиме реального времени и обеспечит контроль за безопасностью зрителей. Данная мера может обеспечить более высокий уровень безопасности, сохраняя при этом удобство для посетителей, которые не будут ограничены необходимостью предъявления именных документов.
Исходя из вышесказанного, обращаемся к Вам с просьбой предложить руководству Москвы рассмотреть или найти альтернативу введения именного билета.
Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей могли наслаждаться театральным и музыкальным искусством Москвы. Уверены, Ваша поддержка в этом вопросе неоценима».
С уважением,
Генеральный директор ООО «МОСКОУ ШОУ» Облучков П. В.
Генеральный директор ООО «ШоуАрт Лайф» Подлявская С. А.
Генеральный директор ООО «ВИП-Концерт» Шибагутдинов И.Е
Генеральный директор ООО «Оркестра» Бутримов С.Б.
Генеральный директор ООО КА «Гранд Мюзика» Гафурова Ш.О.
Генеральный директор ООО «Аметист» Зайцев Е.Л
Генеральный директор ООО «Национального концертного агентства» Муратова С.М
Генеральный директор ООО «МСМ» Скрастин А.О.
Общественный уполномоченный по вопросам организации культурно-массовых мероприятий при Президенте Россий
«Мессию» Генделя переиздала «Мелодия» к юбилею композитора

«Фирма Мелодия» к юбилею Георга Фридриха Генделя переиздала в цифровом формате ораторию «Мессия». 23 февраля 2025 года исполняется 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — немецкого композитора, одного из величайших авторов эпохи барокко. Он родился в один год с Доменико Скарлатти и Иоганном Себастьяном Бахом, и для истории музыки это три равновеликие фигуры, а для современников наиболее популярным из них был Гендель. Наследие Генделя обширно и многообразно: он писал концерты, оперы, оратории.
«Фирма Мелодия» в юбилейный год издает в цифровом формате архивные записи сочинений Генделя, среди них «Мессия» — одна из ключевых ораторий композитора, которую записали советские музыканты в начале 1980-х годов. Ромен Роллан писал о «Мессии»:
- В жизни великих людей часто наблюдается, что в тот миг, когда все кажется потерянным, когда все рушится, они близки к победе. Гендель, казалось, был побежден. И как раз в этот час он создал творение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу.
«Мессия» — самое известное и популярное произведение Генделя, наряду с оркестровыми сюитами «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Ораторию композитор написал в зрелом возрасте, уже будучи автором многих опер и концертов. «Мессия» стал одним из первых сочинений ораториального периода, во время которого Гендель работал преимущественно с библейскими сюжетами и мотивами.
Ораторию «Мессия», написанную необыкновенно быстро, за 24 дня, ждала непростая судьба. В Лондоне произведение не приняли, какое-то время его запрещали исполнять под оригинальным названием. Однако со временем оратория стала одним из самых востребованных в рождественские праздники произведением. Гендель был не первым музыкантом, кто воплотил образ Иисуса Христа как проповедника. Однако его оратория ломала традицию: композитор не стал изображать смиренного праведника и почти отказался от самой фигуры главного героя.
Произведение имеет несколько авторских обработок, оно также известно в обработке Вольфганга Амадея Моцарта. Также изменениям подвергался и текст: изначально написанная на английском языке, оратория имеет немецкие переводы. Первое исполнение на немецком языке состоялось в Гамбурге в 1775 году, в переводе Фридриха Клопштока. Позднее перевод сделал известный поэт Иоганн Гердер. В настоящем альбоме оратория звучит в новом переводе Конрада Амельна.
В СССР «Мессию» впервые исполнили в Ленинграде в 1978 году. Через четыре года, в 1982-м, «Мелодия» записала ораторию в исполнении отечественных музыкантов: Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Александра Дмитриева, Государственного академического хора Латвийской ССР, сопрано Луизы Андрушевич, меццо Людмилы Филатовой, баритона Сергея Лейферкуса и тенора Карлиса Зариньша.
«Калинов мост» посвятил «Эшелоны» юбилею Победы

Премьера песни группы «Калинов мост» «Эшелоны» состоялась 21 февраля 2025 года. Цифровой релиз сингла осуществил лейбл «KG Звук». Группа посвятила песню сибирским дивизиям времен Великой Отечественной войны и приурочила к 80-летию Победы, которое отмечается в 2025 году.
- Сыны отваги, внуки Ермака, как сталь, крепка сибирская порода. Остра надежда лезвием клинка, пылает, не сгорая, - поет лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин.
«ИнтерМедиа» напоминает, что концертная презентация альбома группы «Калинов мост» «Дастояр» пройдет в клубе 1930 Moscow 5 апреля 2025 года.