Борис Гребенщиков: "Вообще-то мы играем не для народа. Есть какие-то песни, которые нужно сыграть потому, что нужно"

ОБ ОТМЕНЕ КОНЦЕРТОВ ИЗ-ЗА БОЛЕЗНИ
— Простите, я не спортсмен, который может не выйти на старт, сославшись на травму или скверное самочувствие. Концертов в своей жизни я никогда не отменял. Один раз, правда, было такое — в Архангельске, но у нас тогда работал не очень адекватный менеджер, не договорился с местными организаторами и по личной инициативе снес выступление. Это случилось лет двадцать назад, не меньше. А так, чтобы по нашей вине... Нет, исключено.
ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ АЛКОГОЛЯ НА СЦЕНЕ
— Мы играем сорок пять лет, за это время помню три эпизода, когда употреблял спиртное до или в ходе концерта.
Впервые — ради эксперимента где-то под Москвой с Сергеем Курёхиным.
В 1986 году у нас было восемь концертов в зале "Юбилейный" в Ленинграде. А мы приехали с гастролей в Сибири совершенно больными. Из семи членов группы у шестерых накануне первого выступления температура подскочила до 39 градусов. То же, что и в Ижевске: попросту не оставалось выбора.
И третий случай — в середине 90-х годов в Калининграде. Опять же из-за сильнейшей простуды. Тогда я выпил полбутылки коньяка и понял, что можно жить.
О ПРОСЬБАХ ИЗ ЗАЛА
— Вообще-то мы играем не для народа. Есть какие-то песни, которые нужно сыграть потому, что нужно.
О СМЫСЛЕ ПЕСЕН
— Знаете, сказанное мною в песне может быть понято, как угодно и кем угодно. Все зависит от подхода, взглядов конкретного человека. Любая песня — зеркало, в котором отражается слушатель. Ко мне это отношения не имеет. Я лишь пишу то, что должно быть сказано.
О БУДУЩЕМ
— Предвидение будущего — не мое сильное место. Мне вполне хватает настоящего.
О ГАСТРОЛЯХ
— Наоборот, люблю их. Идеальное время, чтобы остаться одному. В принципе, в последние годы мы не так много ездим. В среднем даем по восемь-десять концертов в месяц. Во время туров — больше. Но это не столь утомительно, как может показаться. Порепетировал, концерт отыграл — и свободен. Думай о вечном, читай, пиши...
О ЛИТЕРАТУРЕ
— В айпаде закачано с сотню книжек, от беллетристики до нон-фикшн, мемуаристики. Из последнего — Inside Out, история группы Pink Floyd, написанная Ником Мейсоном, ее бессменным участником. Мне понравилось. Хороший стиль.
Кита Ричардса с удовольствием перечитываю. Еще, как ни покажется смешно, могу возвращаться к "Мэри Поппинс". Акунина люблю, правда, до последнего романа о Фандорине руки пока не дошли, но обязательно прочту.
ОБ ОБУЧЕНИИ РИСОВАНИЮ
— Я классический самоучка. И не только в рисовании. Гитару тоже сам осваивал. Бабушка показала три первых аккорда, потом ребята во дворе еще пять. И — все.
О СТИХОТВОРЧЕСТВЕ
— На мой взгляд, учиться подобному — только портить, набираться лишних, ненужных сведений. Да и у кого брать уроки? У людей, которые сами порой не очень понимают, о чем рассказывают?
Как говорится, кто умеет — делает, кто не умеет — учит.
О БОБЕ ДИЛАНЕ И НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
— Могу сказать даже более определенно: отношусь к нему с трепетной любовью. Вот уже полвека.
<...> Любая награда — как пуговица на пиджаке. На такие вещи нелепо обращать внимание. Премии может радоваться лишь человек, который не сознает ценности того, что делает. Собственно, именно так Дилан и отреагировал, не поехав в Стокгольм на церемонию. Нашлись дела поважнее.
О РЭП-БАТТЛАХ
— Недавно специально изучил вопрос, поскольку меня много раз спрашивали об этом, а я не знал, что ответить, был не в курсе. Поразился, что до начала показа шел длинный блок рекламы каких-то банков. Значит, они оплачивают эти баттлы? Посмотрел и на выдающегося рэпера Фараона. Простите, но один его ролик стоит больше, чем наша полугодовая работа в студии над новым альбомом. Кто и за что дает деньги этому молодому человеку?
Тот факт, что ТВ зарабатывает на этом деньги, — чудовищная пошлость и грязь! Не в произносимых со сцены словах, а в самом подходе. О каких поэтических баттлах речь, если все превращено в коммерческое шоу? Формула по-прежнему актуальна: кто платит, тот и музыку заказывает. Все куплено ради еще большей прибыли.
Впрочем, к Оксимирону как к человеку отношусь очень хорошо. Он друг моих детей, они вместе учились.
О СМЕНЕ МУЗЫКАНТОВ В ГРУППЕ
— А зачем? Это естественный процесс. Мы силком никого не держим, цепями не приковываем. Человек поиграл с нами, понял, что больше не может или не хочет, — ушел. Вольному воля.
О ЗАВИСТИ
— Тем, у кого хорошо получается то, что сам не умею. Для меня это стимул, хочу дать достойный ответ. Зависть — двигатель прогресса.
О НОВОСТЯХ
- Неужели за последнюю тысячу лет на Земле произошло хоть что-нибудь, заслуживающее внимания? Сомневаюсь.
Мне с избытком хватает того, что в гостиницах приходится по утрам слушать телевизор. Его включают в ресторанах, развлекая постояльцев за завтраком. Если нигде не началась новая война, уже хорошо. Хотя создается впечатление, нас именно к ней и готовят. Подспудно внушается мысль, что это неизбежно.
Лучше телевизор вообще не включать, не приближаться к нему. Вредно для психического и физического здоровья.
ОБ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСЕЯ СЕРЕБРЯКОВА ЮРИЮ ДУДЮ
— Нет, это посмотреть пришлось. Не понимаю, почему многие так ополчились на слова о национальной идее. Точнее, хорошо понимаю...
По моему глубокому убеждению, России помогают не те, кто старательно лижет государству задницу, а критикующие его ради того, чтобы страна стала лучше. Может, когда-нибудь это осознают и на самом верху, но, думаю, не при нашей жизни.
Серебряков высказал свое мнение. Имеет полное право. Мы лично не знакомы, но соглашусь, что есть в нашем народе отрицательные черты, от которых хорошо бы поскорее избавиться. С другой стороны, я прожил в России шестьдесят четыре года, видел и вижу такое количество прекрасных, умных, благородных и достойных людей, что никакая грязь к ним не прилипает. Вы ведь сами отлично знаете, что обычно всплывает на поверхность...
О ХАРАССМЕНТЕ
— А что мне тут комментировать? Будь я актрисой, подробно все рассказал бы, а так, извините, не владею материалом. И дочка Алиса никогда не говорила мне, что ее кто-то насиловал или хотя бы пытался.
На мой взгляд, люди сошли с ума. Если девушки не хотят, чтобы мужчины обращали на них внимание, — их дело. Только в итоге человечество вымрет. Впрочем, до этого, надеюсь, все же не дойдет.
Хотя кто может утверждать наверняка? Точно не я. Не умею ни предсказывать, ни фантазировать.
О ДРУЗЬЯХ
— Не знаю, что означает это понятие, но, безусловно, есть люди, к которым отношусь хорошо. Называть их не стану. Из суеверных соображений. Речь — великая и опасная штука.
О ГОСПОДЕ
- Повторяю, в мире существует лишь одно подлинное общение — человека с Богом. Для меня это самое важное и содержательное занятие. Как говорил знакомый учитель суфий, чем выше поднимаемся в развитии, тем ближе оказываемся к Господу. К этому и надо стремиться. А проявляет себя Бог в мириадах форм и лиц, во всем, что с нами происходит. Он может быть в облике и друга, и недруга. В соответствии с тем, что ты сам из себя представляешь. Всевышний всегда готов помочь, но мы часто не понимаем его и ерепенимся, громоздя одну нелепицу на другую...
(Андрей Ванденко, ТАСС, 02.04.18)
«Дискотека Авария» выступит на «Премии Муз-ТВ 2025»

20-я юбилейная церемония «Премии Муз-ТВ 2025. Легенда» состоится 7 июня 2025 года в «Live Арене». Как сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала, одним из участников шоу станет группа «Дискотека Авария». Какими хитами прогремит коллектив на сцене церемонии и какой номер подготовит, организаторы пока не раскрывают.
- Мы долго ходили вокруг да около названия «Легенда», долго выбирали, - комментирует генеральный директор канала «Муз-ТВ» Захар Бабин. - С одной сторон, кажется, что «легенда» – немного устаревшее слово, с другой – настолько ёмкое, простое, масштабное. «Легенда», потому что премия в этому году 20-я юбилейная. «Муз-ТВ» – легенда в музыке, в шоу-бизнесе, в обществе и культуре. Вся 20-летняя история премии, артисты, неожиданные победители, прорывы года – это уже некая легенда. Даже за какими-то казусами и скандалами есть свой легендарный флёр. При разработке концепции мы пошли именно в сторону кино, блокбастеров, фильмов, которые завоевывают сотни миллионов сердец, поэтому избрали супергеройскую тематику. Даже логотип премии – это медальон, некий арт-объект. Мне кажется, он однозначно отзовётся у зрителей.
Эльдар Джарахов был Капибарой в «Маске»

Третий выпуск шестого сезона шоу «Маска» вышел в эфир НТВ 23 февраля 2025 года. Вторым участником, раскрывшим тайну своей личности, стал певец и блогер Эльдар Джарахов. Он скрывался под маской Капибары.
- В маске Капибары у меня была возможность стать повыше и лучше замаскироваться, - рассказал Джарахов. – Ещё мне кажется, что Капибара – самое дипломатичное и дружелюбное животное на планете, этим мы и похожи. Я изначально шёл сюда не побеждать, потому что трезво оценивал свои шансы. Даже удивлён, что не вылетел ещё в первом выпуске, за что большое спасибо нашим членам жюри. На самом деле я думал, что большая часть судей сразу меня узнают, потому что у меня есть дуэт с Киркоровым и Костюшкиным, а скоро выйдет совместный проект с Валерией. Но в итоге Тимур Родригез оказался первым, кто предположил, что в маске могу быть я. В первом выпуске меня чуть не выдал смех, потому что люди в комментариях сразу начали писать, что в Капибаре могу быть я. Поэтому в дальнейшем я старался лучше маскировать свой голос, но всё равно, проверяя соцсети «Маски», я видел, что зрители до сих пор не поменяли своего мнения. Наверное, это в конце концов меня и раскрыло.
По правилам проекта, в каждом выпуске маски дают несколько подсказок о себе. Перед первым выступлением Капибара сказал: «А я люблю друзей. Дружба – это самое важное в жизни» (Эльдар вместе со Стасом Костюшкиным выпустили песню «Просто друг»). Во втором выпуске шоу он рассказал, что любит сладости, намекнув на то, что у Эльдара Джарахова – сахарный диабет. В третьем выпуске Капибара признался: «Я вообще считаю себя лучшим собеседником, и в этом деле я – номер один» (Эльдар Джарахов ведёт собственное шоу в соцсетях, где берёт интервью у своих друзей и артистов), а также рассказал, что попал в семью, где любят музыку (артист состоит в отношениях с популярной певицей Mona).
В первом выпуске Капибара вышел на сцену с песней «Всё, что есть у меня» ВИА «Самоцветы». Члены жюри не смогли прийти к единому варианту, но предположили, что под маской может скрываться уже взрослый состоявшийся артист. Спустя неделю маска исполнила песню группы «Парк Горького» «Moscow Calling». Судьи восхитились выступлением и выдвинули несколько версий: Илья Соболев, Эльдар Джарахов, Александр Маршал и Михаил Боярский. В третьем выпуске Капибара спел песню Филиппа Киркорова «Уходило лето», после чего Регина Тодоренко выдвинула новую версию, что под маской может скрываться Сергей Жуков, а Тимур Родригез и Филипп Киркоров проголосовали за Эльдара Джарахова.
По итогам третьего выпуска в номинации оказались Капибара, Утка и Овечка. Зрители в студии решили, что продолжить участие в шоу должна Утка, а членам жюри пришлось выбрать одного героя, который раскроет тайну своей личности. Филипп Киркоров и Регина Тодоренко пожелали оставить в проекте Овечку, а Денис Клявер, который присоединился к постоянным членам жюри в этом выпуске, и Тимур Родригез поддержали Капибару. Решающим стал голос Валерии, которая решила, что маску должен снять Капибара. Денис Клявер предположил, что под маской скрывается актёр Игорь Миркурбанов, Регина Тодоренко проголосовала за кандидатуру Александра Буйнова. Остальные же члены жюри остались верны версии, что под маской Капибары скрывается Эльдар Джарахов, и оказались правы.
- Не буду кривить душой, я ждала тебя все шесть сезонов и называла тебя в разных масках шоу. Наконец-то ты дошёл до нас, спасибо тебе за это! – сказала Регина Тодоренко.
Эфир по воскресеньям в 20.20.
Елена Ваенга отказалась продолжать концерт в Твери из-за смерти зрительницы

Во время концерта Елены Ваенги в Твери скончалась зрительница. Очевидцы рассказали, что в зале во время выступления было сильно душно, а организаторы якобы даже не принесли аптечку, чтобы спасти поклонницу артистки. Как сообщает Shot, 71-летняя Тамара пришла на концерт в ДК «Пролетарка» со своей подругой. В ходе концерта обеим стало плохо, и Тамара скончалась в районе 21.00. Ее спутницу спасли.
Сразу после инцидента Елена Ваенга прервала концерт.
- Во время антракта женщина шла к выходу, ей стало плохо, она упала, - рассказала Газете.Ру одна из посетительниц тверского концерта. - Ее подхватили другие женщины и вынесли в фойе. Сразу же стали искать врачей среди зрителей по микрофону и вызвали скорую. Но, видимо, смерть наступила мгновенно. После антракта вышла Ваенга и сказала, что это впервые на ее концерте, и она не может петь песню «Снова курю, мама, снова», когда в фойе человек лежит. Зрители требовали продолжения концерта. Ваенга сказала, что зрителей она понимает, заплатили деньги и т.д., поэтому вызвала на сцену представителя из организаторов концерта и объявила, что на следующей неделе будет определена дата нового ее концерта в Твери взамен этого по старым билетам.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в начале февраля 2025 года Елена Ваенга была удостоена звания «Заслуженный артист Российской Федерации».