Рецензия: Евгений Феклистов - «Мне будут хлопать буржуа и пролетарии» ****

2018, «ВКонтакте»
Это раритет из 1996 года - акустический альбом будущего лидера группы «Конец фильма». Запись сделана в Санкт-Петербурге на студии Андрея Тропилло «при моральной и материальной поддержке Александра Флоренского», который также оформил обложку. Ранее была известная укороченная 15-трековая версия альбома, а теперь Евгений Феклистов выложил все 39 песен, записанные в ходе студийной сессии.
В недавней рецензии на сборники лучших песен я писал, что в песнях Феклистова больше всего ценю немного пародийную порочность, тягу к провокативности и обаяние - то есть нечто, нахально выходящее за рамки форматного русского рока. Запись 1996 года предлагает всё это в ещё более первозданном виде. Феклистов пока без группы, с одной гитарой, и непонятно, во что это выльется. Ну то есть нам-то это уже известно, но «Буржуа и пролетарии» хороши тем, что наглядно показывают, как перед их автором открывается сразу несколько путей, и рокапопс далеко не главный из них. Евгений вполне мог пойти по другой дорожке, намёк на которую содержится даже в названии альбома: здесь много манерного, пародийного, романсообразного, шансонного, абсурдного, даже фольклорного - впоследствии Олег Нестеров выпускал такое на подлейбле «Снегирей» «Ш2». При прослушивании «Мне будут хлопать буржуа и пролетарии» в голову поневоле лезет мысль, что пластинка могла называться «Вертопрах» (как один из более поздних релизов «Ш2»).
В трек-листе вы увидите некоторые знакомые названия - «Жёлтые глаза», «Ночь Одиночество», «Аве Мария», «Ляг со мной спать», «Заволоклом», «Шоссе», «Машина цвета Валентино», «От любви не уйти» и др. Впоследствии они заняли места на номерных альбомах «Конца фильма», и многие стали хитами - а здесь любопытствующие слушатели услышат их «доисторические» версии, порой весьма отличающиеся от привычных. Заодно можно не без удивления отметить для себя, сколько всего Феклистов сочинил ещё в юношеские годы - чуть ли не на всю «взрослую» карьеру хватило.
Ещё одним, с моей точки зрения, явным плюсом раритетного альбома является его неформатность или, если угодно, всеформатность. 39 треков - это значит, что молодой артист не слишком парится с отбором лучших или наиболее внешне привлекательных композиций. Он или не хочет этого делать, или не умеет - впрочем, неважно. В этой непричёсанности, в соседстве будущих хитов с какими-то совершенно дурацкими, хулиганскими или просто слабыми песнями есть что-то очень правильное и естественное. Слушать древние версии известных песен очень интересно - но еще любопытнее поиграть в продюсера и найти среди нераскрученных композиций те, которые можно было бы переписать в электричестве, да и вставить в альбом или выпустить синглом. Вот, например, «Крым» с максимально безумным текстом («уеду в Крым снимать мультфильм про планетарии, мне будут хлопать буржуа и пролетарии, я буду пить бордо и джин, в салонах тискать балерин и иногда дремать в тени араукарии») сейчас мог бы сойти за патриотическую песнь.
Алексей Мажаев, InterMedia