Круглый стол УПРАВИС: «Даже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правом»
Круглый стол «Деятельность УПРАВИС в части защиты прав авторов произведений изобразительного искусства и международный опыт в данной сфере» состоялся 1 июня 2019 года в рамках Международного фестиваля «Интермузей-2019». Спикеры, в число которых вошли ведущие российские и международные эксперты в области права, обсудили, за что музеи должны платить авторам художественных полотен, можно ли посетителям выставок выкладывать в соцсетях фото на фоне музейных экспонатов, а галереям - издавать каталоги с изображением своих же картин, а также многие другие правовые вопросы.
В круглом столе приняли участие генеральный директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес и его заместитель Олег Патрин; руководитель отдела по работе с плательщиками УПРАВИС Алексей Кисточкин. О международном опыте применения авторского права рассказали начальник отдела лицензирования Авторского общества художников и дизайнеров Великобритании (DACS) Виктория Хупер и менеджер по индивидуальным правам Общества по защите прав авторов визуальных произведений Нидерландов (PICTORIGHT) Сандер ван де Виел.
Открывший круглый стол Эрик Вальдес-Мартинес сообщил, что с 2018 года заметно активизировалась работа по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов, и других авторов произведений изобразительного искусства, а также в сфере управления и защиты авторского права при реализации права следования. Связано это в первую очередь с приходом новой команды в УПРАВИС и внесением изменений в законодательство. В июне вступила в силу новая редакция статьи 1293 Гражданского кодекса о праве следования, а в сентябре – постановление Правительства №285, детально регламентирующее сведения о перепродаже произведений изобразительного искусства и порядок выплат авторам.
В России и за рубежом это право распространяется на авторов при жизни и переходит к наследникам.
По словам г-на Вальдес-Мартинеса, УПРАВИС в последнее время значительно расширило свое представительство, наладив сотрудничество с иностранными организациями, в том числе c ADAGP (Франция), VEGAP (Испания), ARS (США), DACS (Англия), BUS (Швеция), SIAE (Италия), BONO (Норвегия), PICTORIGHT (Нидерланды), SAVA (Аргентина), OOA-S (Чехия) и многими другими. Это должно обеспечить российским авторам и иным правообладателям защиту их авторских прав за пределами Российской Федерации. Кроме того, заключение Соглашений дает УПРАВИС право выдавать разрешения и собирать вознаграждения на территории России в пользу авторов – членов иностранных обществ в сфере управления их исключительными правами.
Что касается произведений изобразительного искусства, то с их авторами УПРАВИС работает как по прямым договорам, так и по договорам о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями.
- Особенность нынешнего российского законодательства, - объяснил Вальдес-Мартинес, - в том, что даже если произведение продано музею, автор или его наследники (в течение 70 лет после смерти автора) все равно остаются владельцами исключительных авторских прав.
Виктория Хупер рассказала, как система вознаграждений авторов действует за рубежом:
- DACS работает с 41 организацией (музеи, аукционы) из 38 стран. В 2018 году мы выплатили 25 тысячам художников 18 млн фунтов. Мы сотрудничаем с обществами художников - Дали, Пикассо и других. Одно из самых ярких воспоминаний – помощь музею в организации выставки Анри Матисса, которая стала настоящим «блокбастером» по количеству посетителей. Однако с именем этого художника связан и громкий скандал. По тематике его картин одной из компаний без урегулирования авторских прав была выпущена коллекция сережек и ожерелий – в результате ее всю пришлось уничтожить. Компания понесла не только финансовые, но и репутационные потери.
По словам Сандера ван де Виела, PICTORIGHT очень похожа на DACS. Общество представляет права двух тысяч голландских художников, фотографов, архитекторов, скульпторов, а также более 100 тысяч художников международных обществ.
- При повторном использовании изображений художник получает 4% от суммы. Цифра не очень большая, но для нас это достижение – раз работы художника пользуются спросом, получается, что он получает прибыль от собственного успеха, - признался Сандер ван де Виел.
В УПРАВИС, как сообщил Алексей Кисточкин, постоянно обращаются новые авторы, которые хотят, чтобы Ассоциация представляла их интересы. Необходимость сотрудничества с организацией поняли, по словам Олега Патрина, и сотрудники музеев, которые запрашивают разрешения на использование изображений в печатной и сувенирной продукции.
- Даже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правом, - пояснил Патрин. – Такое право должно быть оформлено документально, и тогда изображения можно использовать где угодно – от каталогов до сувенирных кружек.
При нарушениях УПРАВИСу приходиться отстаивать авторские права с помощью судов, и проигранных дел пока нет. Чаще же заключаются мировые соглашения: еще до суда или в самом начале процесса ответчик понимает, что что лучше заключить лицензионный договор, дающий право использовать произведение, чем выплачивать значительную компенсацию.
Однако для сотрудников музеев и галеристов - даже продвинутых - все пока не так ясно. К примеру, массу вопросов вызывает использование авторских произведений в интернете. Посетители музеев постоянно фотографируются на фоне картин или просто делают снимки полотен, а потом выкладывают их в соцсетях. Чем с точки зрения законодательства отличается снимок картины от снимка посетителя на фоне картины? Этот вопрос задала спикерам директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова.
Сандер ван де Виел ответил, что в Нидерландах два месяца назад появился закон, согласно которому в соцсетях запрещено размещать любые снимки из музеев. Если же фото все-таки было опубликовано – художнику положено вознаграждение.
Еще один важный вопрос, связанный с использованием изображений, касается публикаций картин в каталогах, распространяемых в сети и в печатном виде. Музеи могут свободно использовать без получения разрешения от правообладателей и выплаты им вознаграждения произведения изобразительного искусства только в своих каталогах выставок и изданиях, посвященных исключительно коллекции музея. В случаях же размещения произведений на сайте музея всегда необходимо разрешение, то есть заключение соответствующего лицензионного договора. По словам Олега Патрина, в основном все крупные государственные музеи, в том числе Русский Музей, ГТГ, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина и многие другие успешно взаимодействуют с УПРАВИС, заключая договоры на использование произведений изобразительного искусства в печатных изданиях и в интернете.
В Нидерландах, по словам Сандера ван де Виела, существует запрет на публикацию работ художников в печатных изданиях. У музеев есть право изготавливать постеры для рекламы выставок, но не делать каталоги на продажу. В Великобритании организаторам выставок без разрешения автора запрещено делать и постеры – в рекламе может использоваться только заголовок и сроки проведения мероприятия, добавила Виктория Хупер.
Наталия Гергерт, InterMedia
Спектакль «Павел I» с Александром Олешко в главной роли покажут в проекте «Театр в кино»
Премьера киноверсии спектакля «Павел I» состоится 21 февраля 2025 года в киноцентре «Октябрь» в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова. Прокат осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Литературную основу спектакля составляют известная пьеса Д.С.Мережковского «Павел I» и трагедия в стихах Евгения Симонова «Смерть Павла I». Создатели постановки не стремились к исторической точности, а исследовали состояние человека, несущего бремя власти. «Неисторический миф» – жанр спектакля «Павел I», как его определила автор сценической версии и постановщик Наталья Ковалёва. Прочтение Павла I как «русского Гамлета» подсказало идею ввести еще одного персонажа – призрака его матери Екатерины II, с которой происходит воображаемая встреча. Амплитуда преображений Павла I: от человека, раздавленного нелюбовью матери, до решительного реформатора, от безумца до философа.
Главную роль исполнил Александр Олешко, и был награжден театральными премиями «Хрустальная Турандот», «МК», «Золотой витязь» и многими другими. В спектакле также заняты Ирина Дымченко (Екатерина II) Юрий Поляк (Александр), Виталий Иванов (Константин), Игорь Карташёв (граф Пален), Елена Сотникова (Мария Федоровна), Дарья Щербакова (Елизавета). Режиссером киноверсии стал Константин Куц.
- Олешко знают все, и он любим зрителями, - говорит Куц. - При этом, поднимаясь на новую ступень, он демонстрирует неуспокоенность, целеустремленность, невероятную работоспособность и словно заново знакомит с собой. Когда по Москве пошли слухи о новом спектакле Театра Вахтангова «Павел I», я получил приглашение. Смотрю и понимаю, что не узнаю Александра Олешко. Игра актера, постановка спектакля – шок, удовольствие и благодарность всем причастным. Вижу потрясенных зрителей, слышу в антракте восторженные обсуждения и понимаю, эта работа обязательно должна появиться на телеканале «Россия-Культура»! По окончании спектакля предлагаю съёмку. Не рассказывая никому, на свой страх и риск, под мощным впечатлением. Можно сказать – это стало моей мечтой! Уже потом были переговоры, подготовка и опять удивление – включение Саши во все процессы. Телеканал «Россия-Культура» сделал все возможное, чтобы эта замечательная работа была достойно представлена на киноэкране. Благодарим театр за совместное творчество и рады за зрителей – получилось замечательное кино.
Справки и аккредитация: ezhilyaeva@tv-culture.ru (Екатерина Жиляева).
«Аркадию» Томаса Стоппарда поставил Евгений Каменькович в «Мастерской Петра Фоменко»
Премьера спектакля «Аркадия» по пьесе Тома Стоппарда состоится в театре «Мастерская Петра Фоменко» 6 и 7 февраля 2025 года. Перевод пьесы осуществила Ольга Варшавер, режиссером-постановщиком выступил художественный руководитель театра Евгений Каменькович.
- «Аркадия» Тома Стоппарда – пьеса изящная и умная; алгебраически выверенная как математическая формула; гармоничная как интеллектуальный пазл, - сообщается в пресс-релизе. - В ней есть и по-уайльдовски острое слово, и интрига, и искусно обрисованные характеры, и многослойный подтекст. Любое слово, любая деталь играют, дополняют и уточняют сюжетные линии и образы персонажей. Действие происходит в комнате огромного загородного дома в графстве Дербишир в начале XIX века, а также в наши дни. Изыскания двух современных учёных, их отношения переплетаются с жизнями тех, кто обитал в этом же доме почти двести лет назад.
В постановке заняты Екатерина Новокрещенова (Томасина Каверли), Фёдор Малышев (Септимус Ходж), Полина Айрапетова (Ханна Джарвис), Юрий Буторин (Бернард Солоуэй), Дмитрий Рудков (Валентайн Каверли), София Лукиных (Хлоя Каверли), Павел Яковлев и Денис Толгов (Джелаби), Иван Верховых (Эзра Чейтер), Екатерина Смирнова (Леди Крум), Степан Пьянков (Ричард Ноукс), Василий Фирсов (Капитан Брайс) и другие.
«Ундервуд» сыграет спектакль «Письма и песни мужчин» вместе с «Квартетом И»
Показ спектакля «Письма и песни мужчин среднего возраста» театра «Квартет И» состоится 20 февраля 2025 года в ДК имени Зуева. На этот раз музыкальными гостями постановки станет группа «Ундервуд», которая дополнит своими песнями монологи актеров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что изначально соавторами спектакля была группа «Несчастный случай», но впоследствии сложилась традиция приглашать в него самых разных музыкантов. В разные годы гостями становились группа «Би-2», «ЧайФ», Александр Градский, Леонид Агутин и многие другие.