Рецензия: «Время и Стекло» - «Vislovo»
2019, Mozgi Entertainment
Оценка: 7,5 из 10.
«Постоянно в голове эта песня о тебе». «Песня 404», «Имя 505», «Навернопотомучто» - после таких хитов, с которыми «Время и Стекло» сделали себе громкое имя, непросто поддерживать репертуар на этом супершлягерном уровне. Многие коллективы и пытаться бы не стали - продолжали бы гастролировать с главными хитами, не слишком надеясь как-то серьёзно расширить их круг. «Время и Стекло» пока рук не опускают - хотя и пользуются всеми привилегиями, которые даёт им статус суперзвёзд. Но при этом поиски новых хитов идут безостановочно, песни записываются, клипы снимаются, дуэт явно не собирается почивать на лаврах. И только у слушателя постоянно в голове «эта песня о тебе», а новые работы такого важного места не занимают. От этого ощущения сложно отделаться в начале знакомства с новым альбомом группы. Заметно, что артисты стараются, придумывают какие-то фишки - которые досадно теряются на фоне прежних хитов «ВиС». Или всё-таки нет, и какие-то новинки сумеют встать в этот ряд главных песен дуэта?
Заглавная песня этих надежд не оправдывается. Слово «Vislovo», получившееся из аббревиатуры «ВиС», - никак не вершина креативности Позитива, Нади и продюсера их Потапа. Трек по обыкновению исполняется задорно и даже нагло, но фраза «давай пойдём на вислово» звучит как-то неловко - зрителю не слишком захочется ей подпевать. Следующий номер называется «Balensiaga»: ребята держат руку на модном пульсе и азартно жонглируют названиями брендов, в том числе давшего название песне, однако опять-таки получается надуманно, искусственно и не вызывает желания подхватить. В «Fashionспазмах» «Время и Стекло» продолжают иронизировать над модой: местами получается прямо-таки сатирически, и слушать это довольно интересно, но потенциальным хитом песню не назовёшь.
Помощь пришла, откуда не очень-то ждали. Стоило дуэту перейти на украинский, как к нему внезапно вернулась душевность и естественность. Не знаю, что там задумывал продюсер Потап, расставляя треки диска по своим местам, но первой отличной песней на пластинке оказался «Дим» (в переводе «Дым») - №4 в трек-листе. После этого «Время и Стекло» вообще запевает по-английски, и тоже успешно - композицию «Eleganza» слушать гораздо веселее, чем натужное «Vislovo». Далее следует россыпь явно непросчитанных произведений - «Лох», «Е.Бой», «Forever Young», «Песня про лицо». Они, может, местами звучат неряшливо и порой выходят за рамки вкуса - но в них, как в Савве Игнатьевиче, «есть нечто подлинное»: они вызывают симпатию и могут сподвигнуть публику на совершение каких-нибудь глупостей.
Странно, но подобных мыслей не возникает при прослушивании раскрученного дуэта Нади Дорофеевой и Монатика «Глубоко...» - ну песня и песня, хорошо сделана профессионалами, но не более того. Судя по этому альбому, группе нужно завязывать просчитывать зрительскую реакцию на ту или иную композиции и перестать собирать хиты, как по инструкции к конструктору Lego. А стоит почаще отпускать эмоции и добавлять в свою музыку, не побоюсь этого слова, дикости и провокационности.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.