На «Открытых инновациях» обсудили оценку стоимости объектов интеллектуальной собственности
![предоставлено организаторами мероприятия](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/340786.jpg)
Сессия «Intelligence value. Оценка стоимости объектов интеллектуальной стоимости» состоялась в рамках деловой программы VIII Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации» 22 октября 2019 года в Технопарке инновационного центра «Сколково». В дискуссии приняли участие президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, вице-президент, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Вдовин, директор по связям с государственными органами Baring Vostok Capital Partners Group Марина Амелина, партнер компании Ernst & Young Россия Сергей Сараев, председатель совета директоров краудлендинговой платформы CO-FI Александр Сухотин, вице-президент по стратегии АО «СИТРОНИКС» Елена Шульгина, управляющий партнер Mindsmith Руслан Юсуфов. Модерировал дискуссию президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.
Открывая дискуссию, Сергей Матвеев (на верхнем фото) отметил, что оценка интеллектуальной собственности - еще более тонкая и эфемерная материя, чем сама интеллектуальная собственность, но вместе с тем в последние годы именно она приобрела ключевое значение.
- Интеллектуальная собственность всегда возникает между воздушным миром идей и сложным, глубинным миром денег, где водятся «большие зубастые акулы». Впрочем, эта тонкая оболочка в последние 30 лет стала сильно утолщаться, и удивительным образом нематериальные активы в 2015 году оценивались в 20 трлн долларов, а в 2018-м – в 53 трлн долларов. Всего три года, а какая разная оценка мировой бухгалтерии! Более того, если вы возьмете топ-500 компаний, окажется, что их инвестиции в нематериальные активы, в создание интеллектуальной собственности достигают 94 процентов от общих инвестиций, – отметил Матвеев.
Игорь Вдовин отметил, что единственный действенный механизм оценки интеллектуальной собственности связан с рыночными механизмами.
- Я не вижу ни одного стандарта, который мог бы сегодня быть взят на вооружение с точки зрения оценки интеллектуальной собственности, – признался эксперт. – Те, кто занимаются оценкой инвестиционной привлекательности, могут провести какие-то расчеты на основе баланса компании, документов. Что же касается интеллектуальной собственности, то здесь – полный мрак. Я думаю, что на эту ситуацию будет влиять и уже влияет вопрос публичных финансов. Если мы посмотрим на опыт США, Англии или Китая, мы увидим, что стоимость интеллектуальной собственности там во многом формируется за счет спроса инвесторов. Когда вы выводите компанию на IPO, сам рынок может оценить ваши усилия и разобраться, сколько стоят ваши нематериальные активы.
Марина Амелина сказала, что доля интеллектуальной собственности в структуре активов компаний растет с переходом к платформенной экономике.
- Мы наблюдаем рост новой экономики. Даже традиционные компании стараются превращаться в экосистемы и платформы. А чем в большей степени компания представляет собой экосистему или платформу, тем больше у нее интеллектуальной собственности. Еще несколько лет назад для нас было головной болью нанять ребенку репетитора. Сегодня мы все пользуемся платформами, где действует система рекомендаций, отзывов, – рассказала она, добавив, что отзывы в данном случае выступают своеобразным аналогом биржевых котировок, помогая оценить тот или иной актив.
Андрей Кричевский
Андрей Кричевский отметил, что современные стандарты бухгалтерского учета и постановки активов на баланс не удовлетворяют задачам инвентаризации и оценки интеллектуальной собственности.
- Есть очень большой разрыв между бухгалтерским типом оценки нематериальных активов и их же действительной оценкой, например, по принципу публичных финансов. Даже самые технологичные компании в России зачастую оцениваются на основе бухгалтерских показателей, а не исходя из реальной стоимости их интеллектуальной собственности, которая является основным активом. Причина – неготовность стандартов бухгалтерии к работе с материальными активами. Хотелось бы, наверное, обозначить как главный вызов изменение бухгалтерских стандартов и подходов. С текущими стандартами постановка интеллектуальной собственности на учет очень затруднена, – сказал он.
Сергей Сараев на это отметил, что сегодня для постановки на баланс нематериальных активов необходимы специальные LegalTech-решения.
- Прежде чем что-то оценить, надо что-то создать. На балансе компании должно что-то появиться. Для этого надо проделать определенную работу. Компании несут расходы на стоимость материалов, зарплаты сотрудников, стоимость подрядчиков. Чтобы зафиксировать миллион ноу-хау, пусть даже по 10 тысяч рублей, нужен автоматизированный подход, – считает он.
Сергей Сараев и Александр Сухотин
Александр Сухотин рассказал, что оценка интеллектуальной собственности в качестве залога имеет свою специфику по сравнению с оценкой для разовой сделки или для расчета компенсации.
- Краеугольный камень для нашей платформы – это оценка интеллектуальной собственности, но не абстрактно, в целом, а для целей залога, - сказал эксперт. - Одно дело, когда мы оцениваем, чтобы совершить разовую сделку или рассчитать компенсацию за неправомерное использование объекта. Другое дело – оценка для целей залога. Нужно понимать, что объект, который передается по одной стоимости, может через месяц иметь совершенно другую стоимость. Оценка для целей залога – совершенно специфическое действие.
Он добавил, что для промышленной собственности пусть и весьма относительно, но все же могут работать комбинации сравнительных, затратных и доходных подходов, однако в сфере авторского права необходимо разрабатывать новые подходы. Так, для оценки произведений искусства хорошо себя зарекомендовала экспертная оценка. Могут применяться и современные технологические подходы, анализирующие эмоциональный отклик зрителя или слушателя.
Елена Шульгина также считает, что только рынок – ключевая составляющая в оценке нематериального актива. При этом сам факт вывода продукта на рынок может повысить и его стоимость, и капитализацию всей компании.
- Мы хотим предоставить открытый доступ к разработкам, которые уже существуют. Мы готовы делиться с рынком, потому что только рынок может повысить нашу капитализацию, – заявила она.
Руслан Юсуфов уверен, что новые технологии играют ключевую роль как в оценке, так и в росте капитализации компаний.
- Сегодня стоимость компании Apple – 1,9 трлн долларов. Компания, которая стоит миллиард, называется «единорог». Для тех, что стоят триллион, название, кажется, еще не придумали. Эта компания не добывает ресурсы. Все, что она делает, – это добывает и анализирует данные, – напомнил он.
По словам Юсуфова, и искусственный интеллект, и блокчейн, и технологии обработки и анализа больших данных предоставляют множество инструментов для оценки объектов интеллектуальной собственности, однако ключевой вопрос – это инфраструктура.
- Мне кажется, что ключевой аспект в вопросе оценки – это вопрос инфраструктуры. Все хотят делать мобильные приложения, но пока нет App Store, пока нет Google Play, их негде выставить на продажу. Инфраструктуру никто не хочет делать. Это тяжелая работа, связанная с созданием нового рынка. Нужны огромные инвестиции, время, деньги, да еще и может не полететь, – уверен г-н Юсуфов.
Руслан Юсуфов
Марина Амелина
Игорь Вдовин
Антон Яковлев проведет следственный эксперимент по «Преступлению и наказанию» в Театре Гоголя
![Илья Золкин](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393245.jpg)
Премьера спектакля «Преступление и наказание» состоится на Основной сцене Театра имени Гоголя 28 февраля 2025 года. Режиссером-постановщиком выступил худрук театра Антон Яковлев.
- Это не просто стандартный пересказ гениального произведения, - сообщается в пресс-релизе. - Представьте себе, что персонажи знаменитого романа Достоевского оказались в ситуации очень необычного следственного эксперимента. Всё происходящее больше похоже на лихорадочный сон Родиона Раскольникова, настолько странным кажется место, в котором он находится. Его психика искажает реальность, вытесняя из памяти всё случившееся. Задача следственной группы, состоящей из десяти человек – восстановить событийный ряд, детали и мотивы жуткого преступления и заставить героя вспомнить все и осознать содеянное.
Роли в спектакле исполнят Василий Неверов (Родион Раскольников), Дмитрий Высоцкий (Порфирий Петрович, он же отец Родиона), Андрей Финягин (Свидригайлов, он же Адвокат), Янина Третьякова (Соня Мармеладова, она же Стенографистка), Алена Гончарова и Екатерина Сахно (Лизавета, она же Лошадь), Анастасия Епифанов и Мария Лисовая (Дуня, она же Секретарь), Анна Гуляренко и Ирина Рудницкая (Пульхерия Александровна, она же Процентщица), Ирина Гринева и Ирина Выборнова (Катерина Ивановна, она же Посетительница), Андрей Ребенков (Мармеладов), Кирилл Ковбас и Андрей Кондратьев (Лужин), Александр Груздев и Александр Хохлов (Разумихин).
Ника Здорик сыграет в мюзикле «Любовь не умирает»
![предоставлено пресс-службой проекта](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393188.jpg)
Премьера нового оригинального мюзикла «Любовь не умирает», созданного театральной компанией «Культура», пройдет 7 марта 2025 года на сцене концертного зала «Космос». Музыкально-драматический спектакль о любви, что сильнее времени, и дружбе, которая не знает преград, поставил режиссер театра «Геликон-опера» Илья Ильин на стихи и музыку Михаила Круга. Песни «короля русского шансона» прозвучат в необычной оркестровой эстрадно-симфонической обработке. Главную роль сыграет звезда сериала «Ландыши» Ника Здорик.
- Не скрою, что решение поставить спектакль на музыку Михаила Круга далось мне нелегко, ведь изучение творческого наследия этого автора не входит в программу обучения классических музыкантов и режиссеров музыкального театра, – поделился Илья Ильин, для которого работа с музыкальным материалом стала своеобразным экспериментом и творческим вызовом. – Основным мотиватором для меня стала Марина Скалкина – автор пьесы, замечательный человек и друг. Она убедила меня, что музыка знаменитого шансонье может и должна стать очень театральной и зрелищной. Сегодня я уверен, что мы не ошиблись в выборе.
В кастинге приняли участие почти четыреста претендентов, и в результате отбора в труппу вошли полсотни молодых артистов театра и кино, «пятьдесят лучших», как называет каст постановочная группа. Главную женскую роль в мюзикле исполнит Ника Здорик.
- Это моя первая роль в спектакле такого жанра, и для меня это настоящий вызов. Я всегда мечтала сыграть в театральном мюзикле, где всё происходит на сцене «живьем», здесь и сейчас. Это особенная энергия, которая захватывает и артистов, и зрителей. Хотя я не профессиональная певица и никогда не училась в музыкальной школе, я чувствую, что материал этой истории позволяет мне раскрыть её через актёрскую игру. Сюжет настолько глубокий, что он сам ведёт меня, подсказывая и мотивы, и интонации, и эмоциональное состояние. Моя героиня мне очень близка. Мне нравится, что спектакль даёт возможность показать её в разных возрастах: вот она — маленькая, дерзкая и безбашенная девочка, потом — студентка, полная надежд и сомнений, а позже — взрослая женщина, мать, которая ищет себя в новой роли. Это не просто игра, это проживание жизни. Сейчас мне особенно близка тема любви, и через эту роль я могу выразить свои чувства, переживания, возможно, даже что-то личное. Музыка помогает мне в этом — она вдохновляет, ведёт, управляет моим настроением. Я обожаю музыку, она для меня — неотъемлемая часть жизни. И эта роль стала для меня чем-то новым, неизведанным, как любовь — трепетным, оголённым, но бесконечно притягательным, – говорит Ника.
Действие переносит зрителей в уютные московские дворы 70-х и 80-х, где трое друзей — Маша, Алик и Гоша — мечтают о романтике и подвигах. Когда-то в беззаботном детстве ребята нашли старинный портрет, который перевернул их взгляды на любовь и судьбу. Но детство быстро уходит, а взрослая жизнь разводит друзей в разные стороны. Останутся ли их чувства такими же крепкими? Или расстояние и время смогут стереть их мечты?
Гарик Сукачев превратил спектакль «Сашашишин» в книгу
![обложка книги](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393136.jpg)
Книга Гарика Сукачева «Как создавался спектакль "Сашашишин» выходит в издательстве «Бомбора». Произведение создано по одноименному спектаклю Московского театра «Современник», поставленному Сукачевым по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина».
- Эта книга с самого начала была очень самостоятельной. Она появилась, потому что как будто бы сама так решила. Изначально мы задумали сделать краткую программку, чтобы зритель, придя на спектакль, мог ознакомиться с информацией о спектакле и забрать ее на память. Но из сотни восхитительных фотографий наших авторов было сложно отобрать всего 2-3 для короткой программки. Поэтому появилась идея сделать небольшой буклет с иллюстрациями и цитатами. Но историй и рассказов участников было так много, что не подарить их зрителям было невозможно, - рассказывает Гарик Сукачев.
Так появилась идея создать книгу, которая приняла форму яркого иллюстрированного артбука. В его создании участвовала вся команда спектакля «Сашашишин»: режиссер Гарик Сукачев, композитор Петр Налич, хореограф Егор Дружинин, художник по пластике Павел Брюн, а также артисты театра «Современник» и артисты театра имени С.В.Образцова.
Книга собрана из интересных историй, фотографий Александра Комарова, репортажей фотохудожника Екатерины Головиной и портретных работ Ольги Карповой. Закрытая презентация книги состоится в театре «Современник» 25 февраля 2025 года.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера спектакля «Сашашишин» состоялась на сцене театра «Современник» в конце ноября 2023 года. Главный герой книги и постановки - аутист Саша Шишин, человек не от мира сего.