Рецензия на фильм Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин». Нуар маленького человека
Оценка: 9 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 5 декабря 2019 года. Режиссер: Эдвард Нортон. В ролях: Эдвард Нортон, Гугу Эмбата-Ро, Алек Болдуин, Уиллем Дефо, Брюс Уиллис, Черри Джонс.
Вот уже почти неделю в прокате идут «Достать ножи» – комедия от Райана Джонсона, высмеивающая даже не жанр детектива, а его поджанр – «герметичный детектив», в котором преступление совершенно в небольшом замкнутом пространстве, а круг подозреваемых очерчен с самого начала. Теперь же выходит «Сиротский Бруклин» – еще один фильм, поставивший себе целью деконструкцию жанра детектива, только теперь другого его вида – нуара.
Вообще деконструкция в кинематографе – все еще прием новый и свежий. По крайней мере, случаев его применения не так много – на ум приходят разве что «Хранители» Зака Снайдера, как удачный пример деконструкции супергероики, и «Стекло» М. Найта Шьямалана – как пример неудачный. В прошлом году выходили потрясающие «Братья Систерс» Жака Одиара, деконструирующие вестерн.
«Сиротский Бруклин» твердо стоит на нуарных ногах. Нью-Йорк, середина двадцатого столетия. Днем в городе царит беззаконие, коррумпированная власть действует в таком согласии с уличными бандитами, что между ними почти не видно разницы, а ночью… ночью в нем также царит беззаконие, но при этом можно зайти в какой-нибудь бар под светящейся вывеской и послушать джазовое выступление. Мир мрачен, люди беззащитны, несправедливости нет конца и края.
Однако стоит взять один из элементов жанра и заменить на другой – вся картина кардинальным образом изменится. Казалось бы, главным героем в таком фильме должен быть непробиваемый крутой детектив со стальным взглядом, порядком повидавший в жизни грязи – глава детективного агентства Фрэнк Минна как раз подходит под такое описание. Но, к сожалению, самого нуарного персонажа убивают в первые десять минут фильма. Главным героем оказывается не Фрэнк, а его помощник – Лайонел Эссрог, которому и приходится расследовать убийство босса. Но вот беда, Лайонел страдает от синдрома Туретта – его постоянно преследуют двигательные и голосовые тики, ему не к месту хочется выкрикнуть какую-нибудь вульгарность, к тому же он одержим тем, чтобы все вокруг, от скрипа двери до звука чиркающей спички, звучало идеально. Во всем остальном его мозг и память работают идеально. Но в тех вопросах, где нужно общаться с людьми, детектив из Лайонела никудышный. В результате весь фильм главному герою приходится разрываться между тем, чтобы стать, крутым как Фрэнк, и тем, чтобы найти свое собственное место в мире.
Вместе с главным героем плавно сдвигаются и остальные элементы жанра – и роковая красотка здесь оказывается не столь роковой, да и влияет она на сюжет куда сильнее, чем это принято в таких фильмах. Сильные женщины всегда были частью нуара, но женские персонажи в «Сиротском Бруклине», вобравшие в себя и силу феминистического духа, и слабость мелкого человека, забитого системой, на выходе оказались удивительно живыми личностями, а не типичными шаблонами. В результате даже пожилая дама Гэбби Хоровиц здесь оказывается столь же роковой женщиной, что и молоденькая негритянка Лаура.
Очень часто, когда один и тот же человек играет главную роль и при этом сидит в режиссерском кресле, это приводит к огромной порции самолюбования (см. любой фильм, который снял Кеннет Брана с самим собой). Но в случае с «Сиротским Бруклином» это сочетание оказалось удивительно уместным. Когда камера фиксируется крупным планом на главном герое в момент напряженного мыслительного процесса или важного монолога, Лайонел возьмет и отмочит что-нибудь не к месту – скажет пошлую рифму или задергает головой. Эдвард Нортон не просто оказался убедительным в роли человека с тяжелым заболеванием, в кадре осталась его личность, а не только заболевание – а это было бы трудно показать, если бы за режиссерским пультом стоял человек, который не любит исполнителя главной роли как себя самого. Важно, что фильм в такие моменты не скатывается в веселую пародию а-ля «Голый пистолет» – местами он становится смешным, но его тон в целом остается слишком мрачным, чтобы быть комедией.
Деконструкция жанра позволяет увидеть по-новому проблемы, которые остались в Америке с тех лет по сей день. Американцы совершенно точно узнают в главном злодее своего нынешнего президента – многие его реплики сильно изменены, но все еще узнаваемы. Но даже Трамп с его расизмом и сексуальными домогательствами тут выглядит в новом свете – словно ему дали возможность на минуту перекричать гул взбешенной толпы и высказать свое мнение, объяснить позицию, получить хоть какого-то адвоката дьявола. Не для защиты расизма или домогательств, разумеется, а просто для справедливости, чтобы в результате даже отрицательный персонаж стал живой личностью, а не просто игрушкой для битья. Да и в России «Сиротский Бруклин» выглядит ничуть не менее актуальным – из-за пресловутой темы реновации, которая в фильме удивительно похожа на то, с чем столкнулись москвичи. Впрочем, всю политику из фильма можно при желании смело отбросить – и тогда перед нами останется просто отличный детектив с лихо закрученным сюжетом.
Павел Соломатин, InterMedia
Сьюзен Сарандон и Уильям Х. Мэйси отправятся в последнее путешествие в фильме «Выход направо»
Сьюзен Сарандон, Уильям Х. Мэйси («Линкольн для адвоката») и Марсия Кросс («Ты») исполнят главные роли в фильме «Выход направо» (Exit Right). Как сообщает Deadline, режиссером и сценаристом проекта выступит Томас А. Морган, ранее снимавший документальные фильмы.
Главная героиня Ян Рэндлал (Сарандон) – волевая, предприимчивая и уверенная в себе женщина. Она недавно вышла на пенсию, сделав успешную карьеру журналиста и получив в как местное так и национальное признание. Но планы на увлекательную старость обрывает страшный диагноз: Ян узнает, что у нее неоперабельная раковая опухоль мозга. Отказываясь принимать лекарства, из-за которых последние дни ей пришлось бы провести на больничной койке, Рэндалл переезжает в палатку на заднем дворе своего дома. И тогда ее муж Джон (Мэйси), будучи преисполнен решимости сделать ей последний подарок, отправляется с женой в кругосветное путешествие — пешком, в их родной город. Джон по натуре домосед, бывший бухгалтер в мебельной компании и тоже пенсионер. Он очень практичен, ему нравятся простые вещи и размеренная жизнь, но ради жены он готов всё бросить. Кросс сыграет Монику Фриман - сестру Ян. Она глубоко презирает Джона и полна решимости обеспечить своей сестре все удобства, которые может предоставить современная медицина, несмотря даже на ее протесты.
- Эта история во многих отношениях является для меня личной, - говорит Морган. - Когда мы стареем, кто может влиять на то, как мы умираем? Кого мы хотим видеть рядом с собой? Как мы определяем любовь, семью или сообщество? Познакомить мир с такой историей — это мечта всей жизни маленького мальчика, который каждые выходные сидел в кинотеатре и ждал, чтобы увидеть, как жизнь развернется на экране.
Минни Драйвер, Джулианна Маргулис и Морена Баккарин снимутся в фильме «Миллеры в браке»
Джулианна Маргулис («Утреннее шоу»), Гретхен Мол («Американский жиголо»), Минни Драйвер («Нандор Фодор и говорящий мангуст») и Морена Баккарин («Дэдпул») исполнят главные роли в фильме «Миллеры в браке» (Millers in Marriage) режиссера и сценариста Эдварда Бёрнса («Братья Макмаллен», «Одноклассники»). Как сообщает Deadline, в касте также заявлены Бенджамин Брэтт («Покерфейс»), Кэмпбелл Скотт («Мир Юрского периода: Господство»), Брайан Д’Арси Джеймс («В центре внимания»), Патрик Уилсон («Астрал») и сам Бёрнс.
В центре сюжета сложные отношения множества персонажей. Одна из них бывшая солистка и автор песен инди-рок-группы Ева Миллер (Мол), которую тянет к музыкальному журналисту (Брэтт) в условиях токсичного брака. Тем временем сестра Евы Мэгги (Маргулис), автор романов-бестселлеров, также сталкивается с проблемами в своем 30-летнем браке, поскольку ее карьера гораздо успешнее, чем у мужа. В то же время Рене (Драйвер), недавно разведенная успешный руководитель отдела моды, налаживает многообещающие отношения с Энди Миллером (Бёрнс) - художником, который разрывается между своими чувствами к Рене и своей бывшей жене Тине (Баккарин).
Уилсон играет Скотта - успешного музыкального менеджера, который борется с алкоголизмом; Кэмпбелл Скотт — Ника, отмеченного наградами писателя с тяжелым писательским кризисом; Джеймс — Денниса, добросовестного смотрителя элитных домов, которыми заинтересовалась Мэгги.
Зак Снайдер снимет сериал-приквел «300 спартанцев»
Сериал-приквел фильма «300 спартанцев» находится на ранней стадии разработки на Warner Bros. Television. Как сообщает Variety, ожидается, что его снимет режиссер оригинальной картины 2006 года Зак Снайдер и будет продюсировать вместе со своей женой Деборой Снайдер и их компанией Stone Quarry.
«ИнтерМедиа» напоминает, что основанный на реальной истории и одноименном графическом романе Фрэнка Миллера и Линн Варли фильм «300 спартанцев» рассказывал о кровопролитной битве при Фермопилах в 480 году до н. э., в которой триста отважных спартанцев во главе с царем Леонидом преградили путь многотысячной армии персидского царя Ксеркса. Леонида сыграл Джерард Батлер, Ксеркса – Родриго Санторо, а также в картине снялись Лена Хиди, Дэвид Уэнэм, Доминик Уэст, Майкл Фассбендер и другие.
«300 спартанцев» собрали в мировом прокате более 450 миллионов долларов при заявленном бюджете в 65 миллионов долларов. Сиквел под названием «300 спартанцев: Расцвет империи», снятый режиссером Ноамом Мурро, вышел в 2014 году и был далеко не так успешен.
В прошлом году сообщалось, что Зак Снайдер вернул себе права на франшизу и собирался снять продолжение истории под названием «Кровь и пепел».