Рецензия на фильм Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин». Нуар маленького человека
Оценка: 9 из 10
В широкий прокат фильм выходит в России 5 декабря 2019 года. Режиссер: Эдвард Нортон. В ролях: Эдвард Нортон, Гугу Эмбата-Ро, Алек Болдуин, Уиллем Дефо, Брюс Уиллис, Черри Джонс.
Вот уже почти неделю в прокате идут «Достать ножи» – комедия от Райана Джонсона, высмеивающая даже не жанр детектива, а его поджанр – «герметичный детектив», в котором преступление совершенно в небольшом замкнутом пространстве, а круг подозреваемых очерчен с самого начала. Теперь же выходит «Сиротский Бруклин» – еще один фильм, поставивший себе целью деконструкцию жанра детектива, только теперь другого его вида – нуара.
Вообще деконструкция в кинематографе – все еще прием новый и свежий. По крайней мере, случаев его применения не так много – на ум приходят разве что «Хранители» Зака Снайдера, как удачный пример деконструкции супергероики, и «Стекло» М. Найта Шьямалана – как пример неудачный. В прошлом году выходили потрясающие «Братья Систерс» Жака Одиара, деконструирующие вестерн.
«Сиротский Бруклин» твердо стоит на нуарных ногах. Нью-Йорк, середина двадцатого столетия. Днем в городе царит беззаконие, коррумпированная власть действует в таком согласии с уличными бандитами, что между ними почти не видно разницы, а ночью… ночью в нем также царит беззаконие, но при этом можно зайти в какой-нибудь бар под светящейся вывеской и послушать джазовое выступление. Мир мрачен, люди беззащитны, несправедливости нет конца и края.
Однако стоит взять один из элементов жанра и заменить на другой – вся картина кардинальным образом изменится. Казалось бы, главным героем в таком фильме должен быть непробиваемый крутой детектив со стальным взглядом, порядком повидавший в жизни грязи – глава детективного агентства Фрэнк Минна как раз подходит под такое описание. Но, к сожалению, самого нуарного персонажа убивают в первые десять минут фильма. Главным героем оказывается не Фрэнк, а его помощник – Лайонел Эссрог, которому и приходится расследовать убийство босса. Но вот беда, Лайонел страдает от синдрома Туретта – его постоянно преследуют двигательные и голосовые тики, ему не к месту хочется выкрикнуть какую-нибудь вульгарность, к тому же он одержим тем, чтобы все вокруг, от скрипа двери до звука чиркающей спички, звучало идеально. Во всем остальном его мозг и память работают идеально. Но в тех вопросах, где нужно общаться с людьми, детектив из Лайонела никудышный. В результате весь фильм главному герою приходится разрываться между тем, чтобы стать, крутым как Фрэнк, и тем, чтобы найти свое собственное место в мире.
Вместе с главным героем плавно сдвигаются и остальные элементы жанра – и роковая красотка здесь оказывается не столь роковой, да и влияет она на сюжет куда сильнее, чем это принято в таких фильмах. Сильные женщины всегда были частью нуара, но женские персонажи в «Сиротском Бруклине», вобравшие в себя и силу феминистического духа, и слабость мелкого человека, забитого системой, на выходе оказались удивительно живыми личностями, а не типичными шаблонами. В результате даже пожилая дама Гэбби Хоровиц здесь оказывается столь же роковой женщиной, что и молоденькая негритянка Лаура.
Очень часто, когда один и тот же человек играет главную роль и при этом сидит в режиссерском кресле, это приводит к огромной порции самолюбования (см. любой фильм, который снял Кеннет Брана с самим собой). Но в случае с «Сиротским Бруклином» это сочетание оказалось удивительно уместным. Когда камера фиксируется крупным планом на главном герое в момент напряженного мыслительного процесса или важного монолога, Лайонел возьмет и отмочит что-нибудь не к месту – скажет пошлую рифму или задергает головой. Эдвард Нортон не просто оказался убедительным в роли человека с тяжелым заболеванием, в кадре осталась его личность, а не только заболевание – а это было бы трудно показать, если бы за режиссерским пультом стоял человек, который не любит исполнителя главной роли как себя самого. Важно, что фильм в такие моменты не скатывается в веселую пародию а-ля «Голый пистолет» – местами он становится смешным, но его тон в целом остается слишком мрачным, чтобы быть комедией.
Деконструкция жанра позволяет увидеть по-новому проблемы, которые остались в Америке с тех лет по сей день. Американцы совершенно точно узнают в главном злодее своего нынешнего президента – многие его реплики сильно изменены, но все еще узнаваемы. Но даже Трамп с его расизмом и сексуальными домогательствами тут выглядит в новом свете – словно ему дали возможность на минуту перекричать гул взбешенной толпы и высказать свое мнение, объяснить позицию, получить хоть какого-то адвоката дьявола. Не для защиты расизма или домогательств, разумеется, а просто для справедливости, чтобы в результате даже отрицательный персонаж стал живой личностью, а не просто игрушкой для битья. Да и в России «Сиротский Бруклин» выглядит ничуть не менее актуальным – из-за пресловутой темы реновации, которая в фильме удивительно похожа на то, с чем столкнулись москвичи. Впрочем, всю политику из фильма можно при желании смело отбросить – и тогда перед нами останется просто отличный детектив с лихо закрученным сюжетом.
Павел Соломатин, InterMedia
«Онегина» Сарика Андреасяна покажет ТНТ
Телевизионная премьера фильма «Онегин» режиссера Сарика Андреасяна состоится на ТНТ 19 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в новой экранизации романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина исполнили Виктор Добронравов, Лиза Моряк, Денис Прытков, Таня Сабинова, а также снялись Алена Хмельницкая, Алексей Гришин, Владимир Вдовиченков, Татьяна Лютаева, Ольга Тумайкина, Александр Яцко и другие.
Евгений Онегин (Добронравов) живет на широкую ногу: балы, приемы, театральные премьеры и прочие развлечения, которые может предложить молодому человеку столица. Но светская жизнь давно утомила его, потому известие о болезни живущего в деревне дяди, он воспринимает, как возможность сбежать от опостылевшего света. Однако, добравшись до имения, Онегин узнает о кончине родственника, что, впрочем, не сильно расстраивает Евгения. Его финансовые дела весьма печальны, а дядя богат и других наследников у него нет. Онегин запирается в имении, сторонится соседей, которые очень скоро начинают называть его между собой чудаком. В бесцельном одиночестве Евгений живет до тех пор, пока в соседнем имении не объявляется вернувшийся из-за границы хозяин — юный, восторженный, еще не пресыщенный жизнью Ленский (Прытков), который знакомит Евгения с сестрами Лариными - Татьяной (Моряк) и Ольгой (Сабинова).
В российский прокат «Онегин» вышел в марте 2024 года.
Эфир в 21.00.
Балет «Снежная королева» МАМТа стал частью проекта «Театр в кино»
Премьера киноверсии балета «Снежная королева» состоится 25 января 2025 года в киноцентре «Октябрь». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Московским академическим Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». В этот же день киноверсия выйдет во всероссийский прокат, который осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Балет «Снежная королева» – двухактный спектакль по мотивам одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. В качестве музыкального материала для постановки автор либретто и хореограф Максим Севагин выбрал фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний П.И.Чайковского. Выбор музыки является своеобразным продолжением традиции Московского Музыкального театра и его знаменитого хореографа Владимира Бурмейстера, поставившего в 1961 году оригинальный балет «Снегурочка» на музыку из сочинений Чайковского. В спектакле задействована вся балетная труппа театра. Главные партии исполняют Елена Соломянко (Герда), Иннокентий Юлдашев (Кай), Наталья Сомова (Снежная Королева), Артур Мкртчян (Благородный северный олень). Художник-постановщик – Екатерина Моченова, художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина, музыкальное сопровождение – симфонический оркестр театра под руководством дирижера-постановщика Фёдора Безносикова. Режиссер киноверсии – Валерий Спирин, оператор – Евгений Тимохин.
- Я очень рад, что балет «Снежная королева» стал частью проекта «Театр в кино» и выходит на большие экраны, - говорит Максим Севагин. - Киноверсия балета позволяет глубже погрузиться в историю, увидеть те тонкости исполнения и уловить те эмоции артистов, которые нередко ускользают от зрителей, находящихся в зале театра. Для меня также ценно, что люди из самых разных уголков России, не имеющие возможности приехать к нам в театр, смогут познакомиться с этим спектаклем благодаря проекту «Театр в кино».
«Самый ценный груз» Мишеля Хазанавичуса покажут и обсудят в «Октябре»
Российская зрительская премьера анимационного фильм «Самый ценный груз» состоится 17 января 2024 года в киноцентре «Октябрь». Показ организуют проект «Каро.Арт» и кинопрокатная компания «Экспонента Фильм».
По сюжету, во время сбора хвороста жена лесника находит в сугробе младенца — маленькую девочку выбросили из окна «поезда смерти», идущего в Аушвиц (Освенцим). Женщина решает спасти дитя, но суровый муж категорически против. Он позволяет оставить ребенка ненадолго, но чем больше проходит времени, тем сильнее привязывается к нему. Между тем, жители деревни узнают о необъяснимом появлении дочери в семье лесника и, уверенные, что ребенок навлечет на них беду, ставят ультиматум избавиться от него.
Режиссером мультфильма выступил Мишель Хазанавичус, персонажей озвучили Жан-Луи Трентиньян, Доминик Блан, Грегори Гадебуа, Дени Подалидес, Серж Хазанавичус, Антонин Морель, Адам Караж, Матей Хофманн, Лоран Бато, Симон Володин, Олег Имберти. Мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2024 году.
Анимационный фильм будет демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами. После показа состоится разговор с историком, директором департамента экскурсионных программ Еврейского музея и центра толерантности Олегом Маламедом.
В российский прокат «Самый ценный груз» выйдет 23 января.