Рецензия: саундтрек к сериалу «Магомаев» (винил)

2020, Первый канал/«Амедиа»
Оценка: 9 из 10.
Сериал «Магомаев» получился довольно вялым, хотя музыкальные номера отчасти его спасают. Зато саундтрек заслуживает самых восторженных слов, особенно его виниловая форма и идея компании «Амедиа» разослать его музыкальным критикам. На обложке конверта - Милош Бикович в образе Муслима Магомаева, на задней обложке - Ирина Антоненко в роли Тамары Синявской и список песен. Всё по канону: «сторона 1, сторона 2», указаны авторы музыки и слов. Винил настаивает на особом отношении: это не просто «сунул наушники и пошёл», это проигрыватель, мягкая тряпочка, дрожащая игла - и подойти к проигрывателю и перевернуть пластинку на другую сторону, когда закончится первая. Нужно сказать, что эти подзабытые ритуалы погружают зрителя в атмосферу 70-х даже лучше, чем сериальные кадры старой Москвы и ретро-костюмы.
В сборник вошла дюжина песен, действительно звучащих в сериале «Магомаев». Подобраны они так, чтобы показать универсальность таланта Муслима Магометовича, который с равным успехом исполнял и оперные арии, и джаз, и эстрадные песни, и твисты. Создатели сериала этот факт всячески подчёркивают, но никак не объясняют - а жаль. Например, герой внезапно заявляет съёмочной группе мультфильма «По следам бременских музыкантов», что хочет спеть не только за Трубадура, но и за Атаманшу. Как ему пришло это в голову? Неизвестно. В студии он со второго дубля находит для Атаманши правильную манеру и интонации, что опять-таки показывает многомерность его дара, но оставляет неозвученными мотивы. Репетируя с новым ансамблем молодых музыкантов, мечтающих играть в современной стилистике, Муслим начинает с исполнения чего-то советского и официозного, но, видя разочарование на лицах коллег, тут же переходит чуть ли не на рок-н-ролл. Потому что может. А вот о том, почему он этого хочет, хотелось бы узнать поподробнее.
Аудиоверсия, впрочем, не предполагает анализа подбора репертуара, а просто демонстрирует возможности певца в его лучших творческих проявлениях. Правда, составители постеснялись вставить в саундтрек «Песню Атаманши», и «Бременские» представлены только «Лучом солнца золотого», зато есть и «Королева красоты», и «Солнцем опьянённый», и американские народные спиричуэлсы «When the Saints Go Marching In» и «Down by the Riverside». Разумеется, в сборник включены и главные лирическо-эстрадные хиты Муслима Магомаева - «Синяя вечность» и «Мелодия».
В моей виниловой коллекции пластинок Магомаева раньше не было, и вряд ли они могли там появиться. Когда коллекция активно пополнялась, в моде были совсем другие музыканты, и не хотелось тратить стипендию на винил кумира старшего поколения. Скажу больше - я и мамину пластинку Магомаева особо никогда не переслушивал. Зато сейчас этот винил с его классическим содержанием и стильным оформлением воспринимается очень нужным и своевременным подарком.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на сингл HammAli & Navai «Оттепель»: Пантомима с гильотиной

2025, Lotus Music, under exclusive license to Ovokacho
Оценка: 7 из 10.
Разгадав однажды секрет хита, HammAli & Navai решили придерживаться этой тактики. Практически все их новинки построены по известной схеме: лирический куплет Navai, припев Navai, суровый куплет HammAli, припев HammAli, совместный припев. Иногда с припева песня начинается, как «Оттепель». Припев должен быть достаточно нежным и мелодичным («знаешь, на душе моей уже весна-оттепель, ты была моей родной, для тебя я кто теперь»), речитативный кусок заявляет какую-то проблему в поведении влюблённых или экс-влюблённых («пока ты зависаешь в випках ресторанов, кафе-барах и в квартирах, из которых я тебя вечно забирал»), а низкий голос HammAli добавляет контраста и неоднозначности («я причинял тебе несчастье, я по ходу в этом мастер, я всё хочу переписать - дайте срочно ластик»).
Желающие могут попробовать разобраться, поют ли артисты от лица одного лирического героя или у них там какой-то сложный треугольник. По крайней мере Navai скорее осуждает девушку, которая где-то там зависает, а HammAli больше сам извиняется за «причинённое несчастье». В общем, как пишут в статусах соцсетей, «всё сложно». Вероятно, песня написана просто для настроения, а не для того, чтобы её текст подвергали какому-то анализу. Припев довольно цепляющий, брутальное пение HammAli в наличии – что ещё нужно, чтобы трек в такой комплектации стал хитом?
И всё же «Оттепель», судя по отсутствию её в чартах, слушателям не очень «зашла» - наверно, они предпочитают переслушать «Птичку» или «Прятки». А её текст местами озадачивает, и это не просто набор слов, иначе там не использовались бы такие сложные образы, как пантомима и гильотина. В одном случае он применён весьма уместно: «Ты как гильотина, и я готов пройти на смерть, лишиться головы своей, но нам пора взрослеть». Во втором – на редкость неудачно: «Наши отношения словно пантомима, ты вечно стреляешь в меня, но все пули летят мимо». Ответ на вопрос, почему пантомима в песне ассоциируется с расстрелом, видимо, следует искать в книге «12 стульев», эпизод с Никифором Ляписом и «стремительным домкратом».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Премию BraVo вручат в седьмой раз

VII церемония вручения Международной профессиональной музыкальной премии BraVo состоится 15 апреля 2025 года на Исторической сцене Большого театра. В этом году церемония вручения золотых статуэток BraVo пройдет в рамках 25-летнего юбилея радио Monte Carlo, являющегося организатором Премии.
BraVo – уникальное событие и для музыкального сообщества, и для светского общества. Из года в год церемония объединяет участников со всего мира, от Бразилии до Китая, от ЮАР до Сербии, подтверждая статус Москвы как центра мировой культуры. На легендарную сцену Большого театра выходят выдающиеся исполнители как классической, так и традиционной национальной музыки из стран СНГ, Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки и Южной Америки.
В этом году зрителей вновь ждет масштабное музыкальное событие. По традиции свои страны представят самые яркие артисты оперы, балета, и исполнители классической музыки.
В ближайшее время радиостанция раскроет первые секреты подготовки к торжественной церемонии и объявит имена звёздных участников.
Рецензия на сингл «Эфир» группы “Дайте танк”

2025, “Дайте танк”.
Оценка: 7 из 10.
После продолжительной паузы группа «Дайте танк» вновь радует слушателей, выпуская уже второй сингл в 2025 году — «Эфир». Как и предыдущий релиз «Логика», трек выделяется минималистичной обложкой и единой музыкально-визуальной стилистикой, что, возможно, намекает на скорый выход полноценного альбома.
«Эфир» мгновенно погружает в фирменное звучание «Дайте танк», узнаваемое благодаря эмоциональной, живой подаче. Песня отличается продуманной сюжетной структурой и выразительным нарративом, но обрамлена более мягким, спокойным и размеренным звучанием. Основная идея удивительно проста и легко считывается: жизнь быстротечна и состоит из мимолетных, часто незаметных моментов. Погружаясь в повседневную рутину, глобальные цели и масштабные планы, мы рискуем упустить самые важные мгновения.
Особого внимания заслуживает аутро песни. «Это прямой эфир»: здесь нет возможности перемотать или нажать на паузу — каждый момент уникален и неповторим. По мере повествования (еще одной отличительной черты песен группы “Дайте танк”) лирический герой все более ярко и остро смещает фокус с рабочих дел и привычной суеты на спонтанные, на первый взгляд незначительные детали: забытые сигареты, намокшую подошву, прогулку по парку. В этих мелочах он находит подлинные, искренние переживания и ощущение жизни: «Вместо дел я кое-что по-настоящему успел».
Анжелика Ковалёва, “ИнтерМедиа”