(Зеркало-2020) «Бабай» и «Без отличительных черт»: Медитативность, ложная и обманчивая
Фильмы являются участниками основного конкурса XIV международного кинофестиваля «Зеркало».
«Бабай»
Дата показа на фестивале – 27 июня 2020 года. Режиссер, продюсер, автор сценария: Артем Айсагалиев. В ролях: Марк Айсагалиев, Геша Айсагалиев, Джумабай Айсагалиев, Саггидулла Айсагалиев и другие.
Бабай, как гласит описание картины, – это герой славянского фольклора, которым родители пугают своих детей. Фильм «Бабай» – один из тех случаев, когда никакой синопсис зрителям не поможет, а внятный пересказ, описание и анализ сюжета в принципе невозможны.
Фильм начинается с того, что два брата – Марк и Геша – живут с отцом, который постоянно и во всем к ним придирается, их критикует за каждую мелочь, а ни одного позитивного слова от него не выдавишь. Синопсис утверждает, что дети «живут в постоянном страхе сделать что-то не так и получить нагоняй от строгого отца», а страшная сказка про бабая «становится для них реальностью». Это обман. Отец пропадет с радаров примерно после первой трети фильма. Марк и Геша останутся сами по себе.
Их жизнь, показанная крайне медитативно, поначалу заинтересовывает. Камера все время находится за спинами главных героев, смотрит снизу вверх, а ракурсы зачастую выбираются не самые удачные – но все сделано так, словно мы смотрим глазами детей. Взрослые бубнят, половина их разговоров остается непонятной – но это можно объяснить все той же задачей показать мир глазами Марка и Геши, которые эти взрослые разговоры не понимают – им интереснее было бы кататься в магазинных тележках и взрывать петарды. Но постепенно приходит понимание, что вся эта медитативность – на самом деле обман, лишь прикрытие, призванное скрыть главную проблему фильма – в нем вовсе нет никакой истории, никаких персонажей, никакой связности, никакого развития и никакой морали.
В середине фильма дети окажутся у того самого Бабая, который, по всей видимости, приходится главным героям дедушкой (пояснений на этот счет фильм не дает, но лишние пояснения, как правило, портят картины, а не улучшают их). Он не пугает внуков намеренно, но главное, что он сделает – это зарежет и освежует при них барана. Причем, судя по отсутствию в титрах уточнения, что ни одно животное не пострадало, резали на съемках барана настоящего. Вероятно, это событие должно оставить на детях какую-то травму (не случайно же дедушка является Бабаем), однако зритель об этом ничего не узнает, развития эта сцена не получит, а фильм вскоре закончится. Если режиссер (он же сценарист) хотел показать Бабая, как человека, лишенного к внукам всяческой эмпатии, то не совсем ясно, почему этой эмпатии оказался начисто лишен режиссер, заставивший своих детей (Марка и Гешу играют сыновья режиссера) смотреть на убийство барана. При любом подходе и любых попытках анализа в этой чудовищной жестокости нет никакого смысла – как, впрочем, и во всем остальном фильме.
«Без отличительных черт»
Дата показа на фестивале – 26 июня 2020 года. Режиссёр: Фернанда Валадес. В ролях: Мерседес Эрнандес, Давид Ийаскас и другие.
Периодически очень полезно поглядывать в сторону мексиканского авторского кино, ибо никогда не знаешь, когда бывшая земля майя и ацтеков подарит миру кинематографа очередных идолов вроде Алехандро Гонсалеcа Иньярриту, Альфонсо Куарона или Гильермо дель Торо. Режиссёр Фернанда Валадес дебютирует в большом кино со своей картиной «Без отличительных черт», которая уже только на бумаге выглядит самым обязательным фильмом конкурсной программы «Зеркала». Почти у всех отобранных картин есть маломальский опыт фестивальных смотров, заметно ограниченный из-за охватившей мир весной пандемии. Однако работа Валадес отметилась не только участием в престижном смотре (речь в данном случае про «Санденс»), но ещё и удостоилась призов – за работу сценариста и зрительских симпатий.
Но, дабы это не вводило вас в заблуждение, спешим сделать помарку, что «Без отличительных черт» уж никак не назовёшь зрительским фильмом. Более того, перед нами образец того самого медитативного кино, призванного испытать своего потенциального зрителя на выдержку – как на физическую, так и моральную. Тема дебюта Валадес болезненна для мексиканцев – эмиграция в соседнюю и, как водится, сказочную страну США, где жизнь другая и всё будет хорошо. Так, по крайней мере, думает сын главной героини, решивший отправиться на заработки в Аризону. Спустя время Магдалена понимает, что её сын, вероятно, так и не добрался до цели и, скорее всего, умер. Она решает пройти его путём, чтобы найти тело и забрать себе. Она блуждает по автобусным остановкам, приютам для мигрантов и моргам, расспрашивая людей и собирая подсказки, где её сын может быть.
По первой половине кино напоминает прямолинейную версию прошлогодней «Атлантики», в которой также поднимается тема иммиграции, но обыгрывается в разы изобретательнее и, что важнее, на более тактильном уровне. «Без отличительных черт», кажется, не особо старается заставить вас что-либо почувствовать, хотя уже только по синопсису главная героиня вроде как обязана получить сочувственный отклик от зрителя. Но история рассказана в слишком холодной, отталкивающей манере, избирающей путь душных диалогов и томных переходов от сцены к сцене, что в условиях онлайн-формата фестиваля становится настоящим испытанием вашей усидчивости. Мало того, что за окном душно, так ещё и экран монитора высасывает последний кислород из комнаты. Тут хоть выходи из дома и включай кино на свежем воздухе, вот только с таким вялым и иссохшим как мексиканская пустыня нарративом, что режиссёром ошибочно воспринимается за праведную медитативность, оно вряд ли удержит вас больше, чем на 10-15 минут. И самое печальное во всём этом, что «Без отличительных черт» явно не та картина, ради которой вам стоит заставить себя досмотреть её до конца в надежде получить какое-то откровение.
Павел Соломатин и Вадим Богданов, InterMedia
Юра Борисов претендует на две награды Гильдии актеров США
Номинанты на премию Гильдии актером Америки (SAG Awards) были объявлены 8 января 2024 года. Из-за пожаров в Лос-Анджелесе было принято решение заменить живое объявление в телеэфире и на YouTube выпуском пресс-релиза.
Лидером по числу номинаций в кинокатегориях стал мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» (пять упоминаний), за ним следует байопик Боба Дилана «Никому не известный» (четыре упоминаний) и «Анора» и «Эмилия Перес» (по три номинации).
На премию за главную мужскую роль претендуют Эдриан Броуди («Бруталист»), Тимоти Шаламе («Никому не известный»), Дэниэл Крэйг («Квир»), Колман Доминго («Синг-Синг») и Рэйф Файнс («Конклав»), главную женскую - Памела Андерсон («Шоугерл»), Синтия Эриво («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Карла София Гаскон («Эмилия Перес»), Майки Мэдисон («Анора») и Деми Мур («Субстанция»).
Российский актер Юра Борисов номинирован на премию в категории «лучшая мужская роль второго плана». Его конкурентами являются Джонатан Бэйли («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Эдвард Нортон («Никому не известный»), Джереми Стронг («Ученик. Восхождение Трампа») и Киран Калкин («Настоящая боль»). Борисов также претендует на призы в номинации «лучший актерский состав» вместе со своими коллегами по «Аноре» – Марком Эйдельштейном, Майки Мэдисон, Кареном Карагуляном, Ваче Товмасяном и Алексеем Серебряковым.
В телевизионных номинациях фигурируют «Бриджертоны», «День Шакала», «Дипломат», «Сёгун» и «Медленные лошади», а также «Начальная школа Эббот», «Медведь», «Хитрости», «Убийства в одном здании» и «Терапия».
Награды во всех 15 категориях — шесть в кино, девять в телевидении — будут вручены на 31-й ежегодной церемонией вручения премии Гильдии киноактеров США (SAG Awards), которая состоится 23 февраля в Shrine Auditorium & Expo Hall в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире на Netflix. Кристен Белл будет вести церемонию, на которой Джейн Фонда получит премию Гильдии киноактеров США за достижения в жизни.
Арми Хаммер возвращается в кино
Арми Хаммер («Назови меня своим именем», «Ребекка») исполнит главную роль в новом фильме «Темный рыцарь» (The Dark Knight) немецкого режиссера Уве Болла (создателя экшн-кинофраншиз «Во имя короля» и «Ярость»). Как сообщает Variety, будущая картина не имеет отношения к истории о Бэтмене. В основанном на оригинальном сценарии Болла фильме Хаммер сыграет Сандерса, который берет правосудие в свои руки, отправляясь на охоту за преступниками. В то время как его крестовый поход превращает его в сенсацию социальных сетей и героя в глазах общественности, местный начальник полиции видит в нем угрозу обществу и стремится его уничтожить. Съемки должны начаться 27 января 2025 года в Хорватии.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Хаммер фактически не снимался в кино с 2021 года, когда несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах, насилии и различных извращениях (вплоть до каннибализма). За этими сообщениями последовал развод Арми с актрисой Элизабет Чеймберс (матерью его двоих детей) и профессиональная «отмена». Актер потерял роли в сериалах «Предложение» (где вместо него сыграл Майлз Теллер), «Газлит» (его заменил Дэн Стивенс) и фильме «Моя пиратская свадьба» (главную мужскую роль сыграл Джош Дюамэль). Лишь режиссер Кеннет Брана отказался «вырезать» Арми из уже снятого фильма «Смерть на Ниле», который вышел в прокат в феврале 2022 года. Некоторое время после разгоревшегося скандала Хаммер даже жил на Каймановых островах и работал в отеле продавцом таймшеров.
В 2023 году прокурор Лос-Анджелесе отказался возбуждать дело против актера, не найдя для этого достаточных улик и оснований. В конце 2024-го Арми возобновил карьеру и получил роль в малобюджетном вестерне Трэвиса Миллса «Frontier Crucible», где также снимаются Томас Джейн и Уильям Х. Мэйси. В недавнем интервью Хаммер рассказал, что его актерская карьера пошла в гору настолько, что он начал отказываться от некоторых предлагаемых проектов.
Умер оператор «Шоколада» и фильмов о Гарри Поттере Роджер Прэтт
Британский кинооператор Роджер Прэтт скончался в возрасте 77 лет в конце декабря 2024 года. О его смерти официально сообщило 6 января 2025-го Британское общество операторов без указания точной даты и причины.
Роджер родился 27 февраля 1947 года в Лестере, в конце 1960-х поступил в Лондонскую киношколу, но решил, что не хочет быть режиссером и переключился на операторскую и монтажную работу. Его первым фильмом стала картина «Мрачные моменты» (1971), режиссером которого был его однокурсник Майк Ли, а Прэтт исполнил роль ассистента оператора (в дальнейшем они сделали вместе несколько филомов). Роджер работал заряжающим хлопушки на съемках классической комедии 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль», где познакомился и подружился с Терри Гиллиамом. Прэтт снял как оператор несколько короткометражных работ в начале 1980-х и дебютировал в качестве оператора-постановщика на фильме ужасов «Основание доллара» (1981) режиссера Роджера Кристиана. Также среди его первых полнометражных работ был «Смысла жизни по Монти Пайтону» Терри Джонса.
Среди самых известных операторских работ Прэтта – «Бразилия», «Король-рыбак» и «12 обезьян» Терри Гиллиама, «Мона Лиза» и «Конец романа» Нила Джордана (за последний Роджер получил номинацию на «Оскар» и BAFTA), «Бэтмен» Тима Бёртона, «Год кометы» Питера Йетса, «Страна теней», «В любви и войне», «Серая сова» и «Замыкая круг» Ричарда Аттенборо, «Франкенштейн» Кеннета Браны, «102 долматинца», «Шоколад» Лассе Халльстрёма (его вторая номинация на BAFTA), «Айрис» Ричарда Эйра, «Троя» Вольфганга Петерсена, «Чернильное сердце» Иэна Софтли, «Дориан Грей» Оливера Паркера, «Карате-пацан» Харольда Цварта, а также два фильм кинофраншизы о Гарри Поттере – «Гарри Поттер и Тайная комната» Криса Коламбуса и «Гарри Поттер и Кубок огня» Майка Ньюэлла.
Роджер Прэтт получил премию Британского общества операторов за достижения всей жизни в 2023 году. Он вышел на пенсию в 2010-х годах из-за болезни Альцгеймера.