«Звезда Театрала-2020» объявила шорт-лист
Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и объявила шорт-лист премии. В списке потенциальных лауреатов 56 номинантов. Кто из них станет победителем, решит зрительское голосование, которое продлится до конца ноября 2020 года на сайте премии, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе премии.
- В голосовании по лонг-листу за два с небольшим месяца приняло участие несколько десятков тысяч зрителей из самых разных стран, - рассказал президент премии «Звезда Театрала», главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. - В подавляющем большинстве – более семидесяти процентов, как и следовало ожидать, голосовали зрители России. За ними следовала Украина, Болгария, США, Грузия, Германия, Беларусь, Франция и другие. Благодаря этой зрительской активности сформирован окончательный шорт-лист премии с тремя претендентами в каждой номинации. Лишь в специальной номинации «Лучший АртОтвет пандемии» дирекция решила оставить пять претендентов, учитывая, что и в лонг-листе вместо традиционных десяти, как в других номинациях, в этой их было пятнадцать. Уж слишком много неожиданных и интересных онлайн-проектов возникло за долгие месяцы самоизоляции.
В этом году XIII церемония вручения премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» состоится 7 декабря в Театре им. Евг. Вахтангова. Режиссером церемонии станет Рузанна Мовсесян, ведущими - актеры театра и кино Аня Чиповская и Андрей Заводюк.
Шорт-лист премии «Звезда Театрала»:
Лучший спектакль. Большая форма
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Режиссер - Олег Глушков. «Мастерская Петра Фоменко»
- «Пер Гюнт». Режиссер - Юрий Бутусов. Театр им. Евг. Вахтангова
- «Ревизор». Режиссер - Сергей Газаров. Театр Олега Табакова
Лучший спектакль. Малая форма
- «Затейник». Режиссер - Александр Коршунов. Театр «Сфера»
- «Опасные связи». Режиссер - Игорь Яцко. «Школа драматического искусства»
- «Тот самый М.». Режиссер - Александр Серенко. Театр «На Литейном» (Санкт-Петербург)
Лучший режиссёр
- Евгений Марчелли. «Шутники». «Сатирикон»
- Алексей Франдетти. «Питер Пэн». Московский областной ТЮЗ
- Игорь Яцко. «Опасные связи». «Школа драматического искусства»
Лучшая женская роль
- Нонна Гришаева. Люся. «Люся. Признание в любви». Театр им. Вахтангова
- Николина Калиберда. Констанция Моцарт. «Амадей». Театр «У Никитских ворот»
- Валерия Ланская. Мария. «Тот самый день». «Школа современной пьесы»
Лучшая мужская роль
- Иван Добронравов. Егор Дмитрич Глумов. «На посадку». Театр Антона Чехова
- Игорь Петренко. Ихарев. «Игроки». Малый театр
- Тимофей Трибунцев. Борис Годунов. «Борис». Театральное агентство «Арт-Партнёр XXI»
Лучшая женская роль второго плана
- Нина Гуляева. Бабушка. «Белые ночи». МХТ им. Чехова
- Карина Дымонт. Марфуша. «Циники». Театр на Юго-Западе
- Евгения Крегжде. Мать. «Пер Гюнт». Театр им. Вахтангова
Лучшая мужская роль второго плана
- Андрей Некрасов. Эрик Ларсен. «Загадочные вариации». Молодежный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург)
- Виктор Раков. Орлов Александр Николаевич. «Капкан». «Ленком Марка Захарова»
- Александр Филиппенко. Батя. «Палачи». «Гоголь-центр»
Лучший музыкальный спектакль
- «Вий». Режиссер - Николай Покотыло. Проект команды Creative lab Stairway
- «Ромео vs Джульетта XX лет спустя». Режиссер - Алексей Франдетти. Московский театр оперетты
- «Фома». Режиссер - Филипп Рaзeнков. Новосибирский Музыкальный Театр (Новосибирск)
Лучший спектакль для детей и юношества
- «Голубой щенок». Режиссер - Никита Владимиров. Театр Олега Табакова
- «Питер Пэн». Режиссер - Алексей Франдетти. Московский областной ТЮЗ
- «Щелкунчик». Режиссер - Алла Решетникова. Московский Губернский театр
Лучший социальный проект
- «Параллельный мир». Инклюзивный театр-студия (Омск)
- «Помоги врачам». Благотворительный проект. БДТ (Санкт-Петербург) и журнал «Театр.»
- «Театр в каждый двор». Марафон бесплатных театральных постановок. Таганрогский камерный театр (Таганрог)
Лучшая постановка иностранного режиссёра в России
- «Дядя Ваня». Режиссер - Стефан Брауншвейг (Франция). Театр наций
- «Маузер». Режиссер - Теодорос Терзопулос (Греция). Александринский театр (Санкт-Петербург)
- «Неаполитанские каникулы». Режиссер - Паоло Эмилио Ланди (Италия). Театр драмы им. Волкова (Ярославль)
Лучшая роль театральной актрисы в кино
- Мария Аронова. Ирина Шаталина. «Лёд-2»
- Ксения Раппопорт. Лора. «Одесса»
- Чулпан Хаматова. Зулейха Валиева. «Зулейха открывает глаза»
Лучшая роль театрального актёра в кино
- Максим Матвеев. Артём Стрелецкий, психотерапевт. «Триггер»
- Даниил Страхов. Павел Андреев. «Знахарь»
- Константин Хабенский. Евгений Войгин. «Фея»
Лучший директор
- Софья Апфельбаум. РАМТ
- Владимир Тартаковский. Московский театр оперетты
- Юрий Шварцкопф. Театр музыкальной комедии (Санкт-Петербург)
Лучший региональный театр
- «Коляда-Театр» (Екатеринбург)
- Оренбургский театр музыкальной комедии (Оренбург)
- Театр драмы им. Волкова (Ярославль)
Лучший русский театр за рубежом
- Детская театральная студия «Апрелик» (Франция, Париж)
- Литературный театр «Диалог» (США, Нью-Йорк)
- Театр «Хамелеон» (Великобритания, Лондон)
Лучший любительский театр
- Молодёжный театр-студия «Быть» (Тюмень)
- Называевский народный театр «Сотоварищи» (Омская область, Называевск)
- Семейный театр «Торт на небе» (Новосибирск)
Лучший арт-ответ пандемии
- Инстаграм-мюзикл «Мой длинноногий деда». Режиссер - Алексей Франдетти
- Инстаграм-сериал «Ай да Пушкин». Автор Илья Кожухарь
- Музыкальный челлендж #ПарадХитов. Театриум на Серпуховке
- Проект «В ожидании зрителя». Театр «ФЭСТ» (Мытищи)
- «Самоизолейшн хитс». Ретро-группа «Сладкий мёд». МХТ им. Чехова
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.