Белорусская резня секатором, мотыгой и гвоздомётом. Рецензия на фильм «Спайс бойз» (ММКФ-2020)
Оценка: 7 из 10
Премьера фильма состоялась на 42-м ММКФ, в российский прокат картина выходит 22 октября 2020 года. Режиссер: Владимир Зинкевич. В ролях: Александр Головин, Маргарита Аброськина, Анна Андрусенко, Алексей Маслодудов, Владимир Сычев.
Василиса приезжает в маленький белорусский городок, в котором родилась, на свадьбу своей школьной подруги Инны. Ее жених с двумя друзьями за день до свадьбы решает устроить незапланированный мальчишник. Инне это не нравится, она едет к жениху выяснить отношения. Василиса решает поддержать подругу и сопровождает Инну. Молодоженов удается примирить, вечеринка набирает обороты, и в разгар веселья парни решают употребить спайс. В то же время местный барыга узнает, что его новая порция наркотика – чересчур мощная, и продавать такой товар нельзя. Однако слишком поздно – парни в порыве галлюциногенного бреда начинают кровавые разборки прямо посреди вечеринки.
Белорусская картина «Спайс бойз» отлично работает в качестве и черной комедии, и безжалостного напряженного триллера. Абсурдный юмор, полный контрастов, вклинивается в самые неожиданные ситуации, порой кровавые и трэшовые, создавая атмосферу фильмов братьев Коэнов начала-середины 2000-х годов. Безумие нарастает, в историю вклиниваются и местные бандиты, и милиция – в общем, ассоциации порой напрашиваются сами собой. Насилие также снято сочно, с воображением – оторваться от просмотра невозможно даже в самых неприятных сценах. В общем, у Владимира Зинкевича (режиссера и сценариста в одном лице) получился отличный, напряженный, зрелищный мясной триллер для фанатов мясных триллеров.
Жаль только, что все содержимое картины этим не исчерпывается. Могло бы получиться безукоризненное взрослое жанровое кино, каких мало на постсоветском пространстве, – но авторов зачем-то потянуло в морализаторство, а вместе с ним – в чернушность.
Дело в том, что фильм частично основан на реальном событии, случившемся в Гомеле в 2014 году, когда двое парней, покуривших спайс, чудовищно изувечили своего третьего (тоже обкуренного) друга. Как утверждалось в разных интервью, режиссер очень впечатлился этой историей и специально для съемок фильма подробно изучал случаи преступлений, совершенных под воздействием наркотиков, а также общался с оперативниками, участвовавшими в задержании. По словам Зинкевича, «моралистская подача истории о вреде наркотиков будет скучна и вызовет у молодежи только улыбку: посмеются и продолжат делать по-своему. А вот если как следует напугать, то человек хорошенько подумает, когда ему предложат что-нибудь покурить или понюхать. Возможно, он вспомнит мой фильм, эти лица, последствия». Такой режиссерский подход не сработал. Во-первых, морализаторство все равно чувствуется на протяжении просмотра, несмотря на все пугающие сцены. Во-вторых, давно доказано, что нравоучения и страшные агитационные материалы о вреде наркотиков не особенно эффективны, куда лучше с этой проблемой удавалось справиться путем создания большего количества доступных для молодежи альтернативных способов развлечений (например – путем строительства большего числа спортивных площадок).
Сразу же, кстати, встает и другой вопрос – насколько этично в принципе смеяться над присутствующими в фильме шутками, пусть даже отличными, если все они в той или иной мере вдохновлены реальными чудовищными историями.
«Спайс бойз» как триллер работает отлично, а вот как история с моралью, к сожалению, полностью проваливается. Провинциальный город с самого начала показан неприятно, почти все главные герои вызывают гадостное чувство, что ничего хорошего с ними просто не может случиться. Глупые ссоры, глупые обиды, потребительское отношение к девушкам, эгоизм, несдержанность – это характеристика многих персонажей. Фильм пытается показать людей, потерявших человеческий облик из-за употребления наркотиков – схожую историю морального разложения под влиянием веществ мы видели, например, в «Волке с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Но при просмотре «Спайс бойз» складывается иное ощущение – будто бы у его героев с самого начала человеческого было не так уж много. Большинство из них даже не жалко.
В результате вся экспозиция, все сцены раскрытия персонажей, да и в целом первая треть фильма – это странный конструкт, который не выполняет своих задач и выглядит откровенно неуместно. Он создает впечатление, что перед зрителем то ли комедия в духе «Мальчишника в Вегасе», то ли просто мелодрама о предсвадебной суете. Разительный контраст с серединой и концовкой не выглядит здесь намеренным приемом. В результате кто-то из зрителей может уйти, так и не дождавшись красочной мясорубки, а кто-то – сильно офигеет, когда она вдруг начнется.
Павел Соломатин, InterMedia
Майкл Фассбендер выбирает между верностью стране и Кейт Бланшетт в трейлере «Чёрной сумки»
Первый трейлер фильма «Чёрная сумка» (Black Bag) обнародовала 17 декабря 2024 года кинокомпания Focus Features. Главные роли в шпионском триллере режиссера Стивена Содерберга исполнили Майкл Фассбендер и Кейт Бланшетт, а также снялись Реге-Жан Пейдж, Мариса Абела, Наоми Харрис, Том Бёрк, Пирс Броснан и др.
Фильм рассказывает о легендарном агенте разведки Джордже Вудхаусе (Фассбендер) и его любимой жене Кэтрин (Бланшетт). Когда ее начинают подозревают в госизмене, Джордж сталкивается с главным выбором - между верностью своему браку или своей стране.
В мировой прокат «Чёрная сумка» выйдет 14 марта 2025 года.
«Анора» стала лучшим фильмом года по версии IndieWire
Издание IndieWire представило свои итоги 2024 года. Списки лучших художественных и документальных фильмов, режиссеров, дебютных фильмов, сценаристов, актеров и операторов был составлен на основе опроса 177 кинокритиков и журналистов.
Лучшим фильмом стала «Анора». Ее отметили 89 участников опроса, из которых 18 поместили ее на первое место. Шона Бейкера также победил в номинации «лучший сценарий». На втором месте оказался «Бруталист» Брейди Корбета, который был назван лучшим режиссером, на третьем – «Мальчишки из «Никеля», занявшие первое место в категории «лучшая операторская работа».
Лучшими актерами признаны Марианна Жан-Батист за роль в «Суровой правде», Эдриен Броди за роль в «Бруталисте» и Майки Мэдисон, сыгравшая главную роль в «Аноре».
Лучшие фильмы 2024 года по версии IndieWire:
- «Анора»;
- «Бруталист»;
- «Мальчишки из «Никеля»;
- «Всё, что нам кажется светом»;
- «Претенденты»;
- «Я видел свечение телевизора»;
- «Cубстанция»;
- «Дюна: Часть вторая»;
- «Не ждите слишком многого от конца света»;
- «Суровая правда».
Вышел первый трейлер комедийного сериала «Баранкины и камни силы»
Тизер-трейлер сериала «Баранкины и камни силы» обнародовал 17 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр «Кинопоиск». Главные роли в комедийном проекте с элементами фантастики исполнили Юлия Топольницкая, Андрей Федорцов, Кузьма Сапрыкин, Полина Гухман, Дмитрий Журавлёв, Ксения Кутепова, Марина Доможирова, Мирон Проворов, Илья Соболев и другие. Режиссёром выступил Михаил Поляков, продюсерами — Ольга Филипук, Михаил Китаев, Дарья Капля, креативным продюсером — Андрей Федяй.
Герои сериала — обычная семья с необычными способностями: они могут перевоплощаться, останавливать время, читать мысли и даже путешествовать во времени. А ещё Баранкины — потомственные водители. И в этом деле их здорово выручают сверхсилы: ведь как иначе везде успевать, помогать пассажирам и сохранять пятизвёздочный рейтинг в приложении? Однажды на в их современную московскую квартиру из далёкого прошлого телепортируется Варвара Баранкина, городская извозчица, с которой начался их род. Семейству предстоит объединиться, чтобы отправить Варвару домой и разобраться с загадочным злодеем, который охотится за редким артефактом.
Презентация комедийного сериала состоится на фестивале поп-культуры «Хомякон», который пройдёт в Москве с 20 по 22 декабря, а премьера на «Кинопоиске» - в 2025 году.